Будучи знакомым с иранским кино только по проекту Маржаны Сатрапи "Персеполис", я крайне заинтересовался этим ближневосточным феноменом. Я не смотрел фильмов Аббаса Киаростами, Мохсена Махмальбафа и его дочерей: Самиры и Ханы, поэтому с энтузиазмом воспринял то, что у меня наконец будет шанс посмотреть какой либо еще образец иранского киноискусства, включив канал Культура вечером воскресенья, 18го числа.
Показывали фильм Азизоллы Хамиднежада "Слеза холода". События фильма развиваются во время борьбы (неудачной) иранских курдов за независимость на северо-востоке Ирана. Иранский сапёр Кияни встречает в горах курдскую пастшку Ронак. Они, понятное дело, влюбляются друг в друга, но ситуация осложняется тем, что Ронак получает от командования местных партизанов убить Кияни. Не тут-то было. Во время снежной бури Ронак и Кияни остаются почти замурованными в пещере, где спасают друг другу жизнь.
Пересказ звучит убаюкаивающе. Как сказка. Собственно и весь фильм такой - в виде гротескной сказки для взрослых. Сначала думаешь, что автор что-то попутал с реалиями (там солдаты друг с другом просто какие-то сократовские диалоги заводят), но потом понимаешь, что на реалистичность тут никто и не налегает, представляя войну как нечто абсурдное и глупое (также на эту тему см. фильм Элии Сулеймана "Божественное вмешательство"). Мораль традиционая: чувства людей важнее, чем разделяющие их политические и национальные препятствия и т.д. Было бы скучно, если бы не куча прекрасных образов, какие ни в одном фильме не встретишь. Взять хотя бы Ронак. Это пастушка, читающая романы и закладываюшая мины выглядит совершенно волшебным существом, настоящим ангелом, пусть она и не крсавица внешне. И еще потрясающая цветовая гамма: весь фильм фон бледный, серый какой-то, а герои наоборот яркие. И только в конце фильма горы покрываются ярчайшей зеленью. А сам конец абсолютно гротескен. Он жесток и печален, но ставит не точку, а вопросительный знак. И оставляет вас в состоянии статического шока, пусть недолгого, но сильного.