Соблазн страдания
24-12-2008 20:31
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
В Библии мы видим глубокое сочувствие к С. Пророки, свидетельствуя о Боге истинном, не говорят, однако, что С. существует независимо от Него:
«Я образую свет и тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис 45. 7; см 63.3-6).
Израильская традиция никогда не отходила от смелого принципа, высказанного Амосом:
«Бывает ли в городе бедствие, которое Господь не попустил бы?» (Ам 3.6; Исх 8.12-28; Ис 7.18).
Но такая категоричность вызывает опасную реакцию:
«Нет Бога!» (Пс 9.4; 13.1)
- заключает нечестивый при виде зла мира сего, или же Бог не обладает ведением
(Пс 72.11),
а жена Иова советует мужу:
«Похули Бога!» (Иов 2.9).
В основе каждого несчастья стараются найти вину
(Быт 12.17 сл; 42.21; Ис Нов 7.6-13).
Таково убеждение друзей Иова. У истоков несчастья, тяготеющего над миром, должен находиться первый грех
(Быт 3.14-19).
Произвол смерти, неожиданно поражающий людей самых различных категорий, тяжело переносим
(Иов 21.28-33; Притч 11.4; Ам 5.19).
Сильнее еще соблазн, возникающий от смерти праведника и долголетия нечестивого
(Екк 7.15; Иер 12.1).
Поистине, в этом мире справедливость попирается
(Авв 1.2-4; Мал 2.17; 3.15; Пс 36; 72).
Но ни один из этих факторов: ни природа, ни случай
(Исх 21.13),
ни ч-ская судьба
(Иов 4.1; 4.7),
ни пагубная сила греха, ни проклятие
(Быт 3.14; 2 Цар 16.5),
ни сам сатана - не могут не быть подвластны всемогуществу Божью, так что зло в какой-то мере зависит от самого Бога.
Пророки не могут понять счастья нечестивых и несчастья праведников
(Иер 12.1-6; Авв 1.13; 3.14-18),
и праведники считают себя забытыми
(Пс 12.2; 30.13; 43.10-18).
Иов зовет Бога на суд и требует у Него объяснений
(Иов 13.22; 23.7).
На тот же суд вызывает Бога и псалмопевец, но на этот раз - на основании несправедливых испытаний, обрушившихся на народ
(Пс 43.10-27).
Однако, несмотря на самые ужасные бедствия, пессимизм никогда не восторжествовал в Израиле; очень показательно, что автор кн. Иова не может закончить свою книгу воплем отчаяния, что меланхолик-Екклесиаст советует все-таки радоваться жизни
(3.2,24; 9.7-10; 11.7-10)
Смутные предчувствия славного Воскресения, выражаясь глубоким желанием, как бы пронизывают всю Библию
(Быт 22; Пс 21; 48; 72; Ис 53; Рим 4.18-21).
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote