- Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.
- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду -
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба - я и ты.
- Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
1932
Русская советская поэзия.
Москва: Художественная литература, 1990.
1. Любить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми силами.
2. Любить ближнего, как самого себя.
3. Hе убивать.
4. Hе предаваться блуду.
5. Hе красть.
6. Hе завидовать.
7. Hе лжесвидетельствовать.
8. Уважать всех людей.
9. Hе делать другим то, чего бы мы не желали себе.
10. Отвергаться самого себя.
11. Умерщвлять свою плоть.
12. Hе привязываться к тому, что приятно чувствам.
13. Любить пост.
14. Облегчать участь бедных.
15. Одевать нагих.
16. Посещать больных.
17. Хоронить мертвых.
18. Поддерживать находящихся в испытании.
19. Утешать печальных.
20. Чуждаться мирских нравов.
21. Hе предпочитать ничего любви Христовой.
22. Hе предаваться гневу.
23. Hе помышлять о мщении.
24. Hе хранить в сердце лукавства.
25. Hе давать ложного мира.
26. Hе оставлять милосердия.
27. Hе клясться, чтобы не стать клятвопреступником.
28. Быть правдивым сердце, также и устами.
29. Hе воздавать злом за зло.
30. Hе творить неправды, но с терпением переносить ту, что будет сделана
нам.
31. Любить своих врагов.
32. Отвечать на проклятие не проклятием, а благословением.
33. Терпеть гонение за правду.
34. Hе быть надменным.
35. Hе быть пристрастным к вину.
36. Hе быть жадным к еде.
37. Hе быть любителем поспать.
38. Hе быть ленивым.
39. Hе роптать.
40. Hе клеветать.
41. Полагать надежду на Бога.
42. Приписывать Богу то доброе, что найдешь в себе.
43. Во зле всегда обвинять только самого себя.
44. Помнить о Судном дне.
45. Страшиться ада.
46. Всеми силами души стремиться к жизни вечной.
47. Всегда помнить о смерти.
48. Всегда следить за своими поступками.
49. Быть уверенным, что Бог видит нас везде.
50. Разбивать о Христа все недобрые мысли, как только они возникают у нас в
сердце.
51. И открывать их старцу, опытному в делах духовных.
52. Хранить уста от всякого дурного слова.
53. Hе любить многословия.
54. Hе говорить праздных слов.
55. Hе любить слишком часто и долго смеяться.
56. Охотно внимать духовному чтению.
57. Часто предаваться молитве.
58. Каждый день в молитве со слезами исповедовать Богу прошедшие прегрешения
и впредь от них исправляться.
59. Hе исполнять пожеланий плоти.
60. Hенавидеть свою волю. Во всем повиноваться наставлению игумена, даже
если - избави Бог - он противоречит себе делами, помня завет Господень:
"Что они говорят, то делайте. По делам же их не поступайте".
61. Hе стараться прослыть святым, прежде, чем им станешь.
62. Каждый день исполнять жизнью заветы Господни.
63. Любить чистоту.
64. Избегать ненависти.
65. Hе ревновать и не поддаваться зависти.
66. Hе любить споров.
67. Избегать почестей.
68. Почитать старших.
69. Любить младших.
70. Молиться за врагов в любви Христовой.
71. До захода солнца мириться с теми, с кем разделила нас распря.
72. Hикогда не отчаиваться в милосердии Божьем.
Брэнд Пол, Янси Филип. По образу Его 5 И27-12-2008 19:49
5. ЖИЗНЬ
Грань между мертвым и живым — очень четкая. Когда мертвые атомы углерода, водорода, кислорода и азота впервые захватываются Жизнью, организм еще слабо развит. У него недостаточно функций. Не обладает он и красотой. Чтобы вырасти, нужно время. Но чтобы ожить, много времени не требуется. Жизнь возникает мгновенно. Был мертв — и уже жив. Это и есть обращение, «переход», как говорит Библия, «от смерти в жизнь». Тот, кто присутствовал при обращении к Богу человека, ощущал порой то, что невозможно выразить словами: «обратившийся» словно освобождался от цепей, пробуждался от сна.
Генри Драммонд,
«Естественные законы в духовном мире»
В истории известно много кровавых страниц. В древности думали, что выпивший кровь обретает силу, что кровь возвращает жизнь умершим. В римском Колизее эпилептики бросались на арену, чтобы испить крови умирающих гладиаторов в надежде на исцеление.
В кенийском племени масаи принято отмечать праздники, напиваясь свежей крови коровы или козы.
Люди почитают кровь субстанцией таинственной, почти священной. Считалось, что клятва крепче, чем честное слово, но если клятва скреплялась кровью, то становилась практически нерушимой. В древности люди не стыдились символических жестов, а потому, заключая договор, зачастую резали себе руку и смешивали кровь будущих партнеров.
Мы, современные люди, унаследовали благоговение перед кровью: во многих странах обручальное кольцо надевают на безымянный палец левой руки, ибо в древности считалось: в нем проходит вена, которая ведет прямо к сердцу. Дети до сих пор играют в «кровных братьев» и, не соблюдая никаких гигиенических требований, колют себе пальцы чем попало и клянутся в вечной верности. Из древних времен к нам пришли такие выражения, как «чистая кровь», «смешанная кровь», «кровное родство», «хладнокровный», человек с «горячей кровью». Это дань старым предрассудкам: считалось, что текущая в наших сосудах жидкость содержит в себе всю нашу наследственную информацию и ответственна за наш темперамент.
Даже сегодня, когда кровь центрифугируют в лабораториях, когда ее полностью демифилогизировали, она по-прежнему обладает немалой властью над нами, даже если власть проявляется лишь в приступах тошноты при виде крови. Есть что-то неестественное, даже тошнотворное в виде проливающейся из живого тела крови. Неудивительно, что во всех религиях кровь считалась священным веществом. Эпидемия чумы, незначительная засуха, даже желание восторжествовать над врагом или отвратить гнев богов — все это в древности могло послужить причиной кровавых жертвоприношений.
Как бы нам с вами ни был неприятен этот факт, но христианство основано на крови. В ветхозаветные времена приносили в жертву кровь. В Новом Завете под эти жертвоприношения была подведена богословская основа; в нем слово «кровь» употребляется в три раза чаще, чем слово «крест», и в пять раз чаще, чем слово «смерть». Ежедневно, еженедельно или ежемесячно (в зависимости от обычаев вашей церкви) пастор проводит обряд, центральным событием которого является воспоминание о крови Иисуса, пролитой за нас.
Я хирург, а потому почти каждый день вижу кровь. Для меня она — залог здоровья пациента. Я отсасываю кровь с места разреза; прошу принести аккуратно упакованные пакеты с кровью из холодильника, если требуется переливание. Я очень хорошо знаю теплое, с довольно едким запахом вещество, которое бежит по сосудам каждого из моих пациентов. Все мои халаты — в пятнах крови.
Но, как христианин, я, признаюсь, инстинктивно сторонился символа крови, который наполняет всю нашу религию. В отличие от далеких предков, мы не воспитывались в обществе, пропитанном тайными знаниями и приносящем животных в жертву. Для многих из нас кровь не является частью повседневной жизни. Со временем связанные с кровью представления теряют свой смысл или, хуже того, отвращают людей от веры. И тут перед нами встает важнейшая задача. Сможем ли мы рассказать современникам о библейском символе крови так, чтобы рассказ вписался в нашу сегодняшнюю действительность и одновременно сохранил свою суть?
Кровь стала религиозным символом, потому что она именно такая, какая есть. Чем больше мы узнаем о свойствах крови, тем понятнее становится нам выбор древних. Я уже рассказывал, как поразила меня скрытая в крови сила и заставила выбрать врачебное поприще вместо строительного. Но я хирург, а не богослов. В следующих главах я ограничусь рассказом о тех свойствах крови, которые известны медикам. Мы поговорим о теплой вязкой жидкости, которую я каждый день смываю со своих хирургических перчаток.
Для всех, кто занимается медициной, кровь является олицетворением жизни; это ее качество главенствует над всеми остальными. Каждый раз, когда я беру в руки скальпель, я с благоговейным трепетом ощущаю жизненную силу крови.
Во время операции я должен постоянно быть начеку, следить, чтобы не случилось непредвиденного кровотечения. Ведь каждое движение скальпеля оставляет тонкую кровавую полоску. В большинстве случаев она образуется из-за
Брэнд Пол, Янси Филип. По образу Его 427-12-2008 19:16
4. СИЛА
Муха — более благородное создание, чем солнце, потому что муха имеет жизнь, а солнце нет.
Блаженный Августин Сила
Моя карьера врача началась в одну из мрачных ночей в Коннотской больнице в восточной части Лондона. До этой ночи я упорно игнорировал любые попытки окружающих уговорить меня поступить в медицинский колледж. В течение длительного времени моя семья целенаправленно убеждала меня заняться медициной; дядя даже предложил оплатить весь курс учебы в университете. Я оканчивал школу, когда из Индии вернулась мама, и мы серьезно задумались о моем будущем.
Однажды мы вдвоем с мамой сидели у камина в ее спальне. Мы не виделись шесть лет, и я был потрясен переменами в маминой внешности. Двенадцать лет жизни в сельских районах Индии стерли с ее лица британскую аристократическую отточенность линий, оставив свой разрушительный след. Горе превратило лицо в маску: мой отец умер от гемоглобинурийной лихорадки в этом году. Она вернулась домой отчаявшимся, сломавшимся человеком, ища защиты и убежища.
Для меня было довольно странно обсуждать свое будущее с человеком, которого я не видел шесть лет.
«Ты знаешь, твой отец обожал жить в горах и лечить там людей, — мягко начала мама. — Ему всегда хотелось получить хорошее медицинское образование, а он прошел всего лишь краткий курс в Ливингстонском колледже. Если бы он... кто знает, может быть, сейчас он был бы с нами — он бы знал, как лечить лихорадку».
В маминых глазах стояли слезы, она периодически замолкала, чтобы подавить рыдания. Она стала рассказывать мне о новых законах Индии, запрещающих заниматься врачебной практикой лицам, не являющимся дипломированными специалистами. Потом она вдруг посмотрела мне прямо в глаза и серьезно сказала:
«Пол, твой отец все время мечтал, чтобы ты продолжил его дело. Он хотел, чтобы ты стал настоящим врачом».
«Нет, мама! — Я оборвал ее на полуслове. — Я не хочу быть врачом. Мне не нравится медицина. Я хочу быть строителем: строить дома, школы и, возможно, больницы. Но я не хочу быть врачом».
Она не стала спорить, но я почувствовал, как между нами выросла стена. У меня возникло гнетущее ощущение, что своим нежеланием изучать медицину я разочаровал ее, а также своего отца и великодушного дядю. Я не мог тогда сказать маме, я даже самому себе признавался с трудом, что настоящая причина крылась в другом: я не выносил вида крови и гноя. Меня с самого детства тошнило даже при мысли об этом.
В детстве мы с сестрой жили с родителями в Индии. Естественно, мы — дети — совали свой нос во все их дела. Иногда в наш дом приходили пациенты с загноившимися нарывами, и, когда отец делал перевязку, мы держали наготове бинты. Когда мы жили во временно разбитом лагере, отец ставил стерилизатор куда-нибудь в тень большого дерева, кипятил инструменты и начинал вскрывать нарыв. Он не применял анестезию, поэтому во время вскрытия и дренажа нарыва пациент из-за боли судорожно цеплялся за все что было под рукой. Моя сестра сразу же отворачивалась, как только отец брал в руки нож. Я смеялся над ней и говорил, что мальчики ничего не боятся.
На самом же деле я органически не переносил крови и гноя. Я ненавидел все эти процедуры и последующую стерилизацию инструментов, и влажную уборку помещения. Спустя годы воспоминания ничуть не притупились, и я категорически не хотел становиться врачом.
Прошло пять лет с того неприятного разговора с мамой. В это трудно поверить, но случилось так, что я стал работать в Конноте, небольшой больнице в восточной части Лондона. Я неукоснительно следовал своей мечте стать строителем: испробовал разные строительные профессии, работая учеником плотника, каменщика, маляра и укладчика. Мне очень нравилось все это. Вечерами я учился, овладевая теорией строительного дела, чтобы получить диплом инженера-строителя. Мне не терпелось освоить специальность и поехать работать в Индию. Миссионерская организация предложила включить меня в список желающих посещать курс обучения в Ливингстонском колледже по курсу «Гигиена и тропическая медицина». Это был тот же курс, который закончил мой отец. В конце курса предполагалась практика, для прохождения которой меня и направили в местную больницу, чтобы я прямо в палатах делал перевязки лежачим больным, а также чтобы учился у опытных врачей основам медицины: ставить диагноз и назначать курс лечения.
И туг случилось непредвиденное. Это произошло во время моего дежурства в Конноте. Случившееся окончательно и бесповоротно изменило мое отношение к медицине. В ту ночь санитар привез в мою палату молодую красивую женщину, попавшую в аварию. Она потеряла много крови, ее кожа была мертвенно бледной, а каштановые волосы резко контрастировали с белизной кожи. Женщина находилась без сознания.
Персонал больницы быстро и без паники трудился над Доставленной с места аварии пациенткой. Медсестра побежала за бутылкой с донорской кровью, врач возился с капельницей для переливания крови. Другой врач, увидев меня в белом халате, протянул мне манжету от прибора
Брэнд Пол, Янси Филип. По образу Его 3 И27-12-2008 18:50
3. Возрождение
Сам Адам теперь развеян по лицу земли. Пребывая целиком в одном месте, он поддался искушению и пал. Будучи же развеян в прах, он наполнил собой вселенную. По милости Своей Бог собрал его останки и, пропустив через горнило благодати Своей, восстановил нарушенное единство.
Блаженный Августин, «Град Божий»
Но христианский идеал изменил, перевернул все так, что, как сказано в Евангелии:
«что было велико перед людьми, стало мерзостью перед Богом».
Идеалом стало не величие фараона и римского императора, не красота грека или богатства Финикии, а смирение, целомудрие, сострадание, любовь.
Героем стал не богач, а нищий Лазарь; Мария Египетская не во время своей красоты, а во время своего покаяния; не приобретатели богатства, а раздававшие его, живущие не во дворцах, а в катакомбах и хижинах, не властвующие люди над другими, а люди, не признающие ничьей власти, кроме Бога.
Лев Толстой, « Что такое искусство?»
Я стою под сводами Сикстинской капеллы. Большая часть туристов ушла. Близятся сумерки. Свет приобрел золотистый оттенок. Шея слегка болит оттого, что я уже давно хожу с поднятой вверх головой. Я думаю: как чувствовал себя Микеланджело, покидая эти стены после рабочего дня?
Взгляд мой постоянно возвращается к центральной сцене росписи — Бог дает человеку жизнь. Благодаря образу Божьему, каждый человек обладает внутренним достоинством и ценностью. Ничто не говорит ярче об этой внутренней силе человека, чем окружающие меня фрески.
Но, когда я смотрю на сцену сотворения человека, кое-что меня беспокоит. Микеланджело мастерски изобразил двойственную натуру человека и драматичность акта его сотворения. Но ему, как и всем остальным художникам, так и не удалось написать Бога.
Бог у Микеланджело — это не дух, а Бог, сотворенный по образу человека.
За шесть веков до рождения Христа греческий философ Ксенофан отмечал: «Если бы у волов, лошадей и львов были руки и они умели создавать произведения искусства, какие умеет делать человек, то лошади нарисовали бы богов подобными лошадям, волы — подобными волам... Эфиопы изображают богов с широкими носами и черными волосами, фракийцы — с серыми глазами и рыжими волосами».
Бог Микеланджело обладает всеми признаками человека — даже его прямой римский нос похож на нос Адама. Сходство между Богом и человеком художник изобразил буквально, физически, но никак не духовно. Более того: если взять лицо Адама и состарить его, увенчать седыми кудрями и бородой, то у вас получится микеланджеловский Бог Отец.
Как же может художник нарисовать Бога, Который есть Дух? А если мы не в состоянии Его увидеть, то как мы можем выдумать Его образ? В нашем языке есть множество точных и замечательных слов, позволяющих описать материальный мир, но, как только доходит до духовных материй, язык теряет силу.
Даже само слово «дух» на многих языках означает лишь «дыхание» или «ветер» . Через весь Ветхий Завет проходит мысль о том, что Бог есть Дух и что никакой земной образ не может отразить Его сущность.
Вторая заповедь запрещает создавать изображения Бога. И всякий раз, когда евреи пытались это сделать, Бог называл их порывы святотатственными. Пожив в стране, в которой изобилуют изображения богов и идолы, я хорошо могу понять сущность этого запрета.
В индуизме существует около тысячи разных богов. В индийском городе не пройти и нескольких шагов, чтобы не увидеть идола или изображение какого-нибудь божества. Я наблюдал, какое воздействие оказывают эти изображения на рядовых индийцев. С одной стороны, они принижают самих богов. Боги теряют ореол святости и тайны, становятся чем-то вроде амулетов или талисманов. Таксист приделывает статуэтку богини на крышу своего автомобиля, украшает ее цветами, курит ей благовония — так он молится о безопасном пути. Для других индийцев боги становятся гротескными символами, внушающими страх, требующими раболепства. Например, у жестокой богини Кали — пламя вместо языка, а талию охватывает пояс из окровавленных голов. Индийцы могут поклоняться змее, крысе, изображению фаллоса, даже богине чумы. Именно такие символы пестрят на стенах местных храмов.
Немудрено, что Библия предупреждает нас не низводить Божий образ до уровня материального. Изображение ограничивает наше восприятие подлинной сущности Бога. Он может показаться нам просто бородатым старцем в небесах, как это получилось на картине Микеланджело.
Будучи вездесущим Духом, Бог не может обладать сковывающей Его оболочкой. «Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?» — говорит пророк Исайя (Ис. 40:18) .
Итак, нашего Бога невозможно изобразить. Но на кого же Он похож? Как нам найти Его? Где увидеть Его образ? Каким-то чудом Божье естество проникло в первых людей, и они служили Его образами на этой планете. Некоторое время материальное естество, состоящее из внутренних органов, крови и костей человека, и духовное начало, служащее для связи человека с Богом, мирно уживались. Но, как это ни грустно, гармония не продлилась
Брэнд Пол, Янси Филип. По образу Его 2 И27-12-2008 17:38
2. Отражение
То, что мешает жить,
материалисты ошибочно
принимают за саму жизнь.
Лев Толстой
Познай самого себя, ибо ты есть образ Мой. И, познав Меня через свой образ, ты найдешь Меня в себе.
Уильям Сен-Тьерский
Проработав 40 лет хирургом, я повидал немало человеческого горя. Но самое сильное впечатление произвели на меня события, произошедшие в самом начале моей хирургической деятельности, когда я еще был студентом. Это случилось во время немецких бомбардировок Лондона в годы Второй мировой войны. Каждый день эскадры огромных, жутких бомбардировщиков «Люфтваффе» появлялись в небе над городом; рев их моторов напоминал оглушительные раскаты грома; из своих бомбовых отсеков они извергали смертоносный груз.
Отдельные эпизоды тех дней настолько сильно врезались в мою память, что и сейчас — спустя 40 лет — все происходящее так же отчетливо стоит у меня перед глазами, как и в тот день, когда произошло прямое попадание бомбы в турецкие бани, расположенные в отеле «Империал». В тот раз не было объявлено воздушной тревоги, и в момент, когда взорвалась бомба, в бане было полно народу. Когда я прибыл на место происшествия, передо мной разыгрывалась сцена из произведения Данте. Перегородки между банными отсеками были стеклянными, и теперь осколки стекла буквально застилали всю улицу. Невообразимо толстые, совершенно голые мужчины пытались выбраться из полыхающего завала, кидались на усыпанный битым стеклом тротуар. Их тела были залиты кровью, текущей из многочисленных порезов; некоторые резаные раны были очень глубокими — кровь буквально лилась рекой. Раздалось запоздалое протяжное завывание сирены воздушной тревоги. Все виделось сквозь отблески пламени — кровь, голые человеческие тела, зловеще сверкающие стеклом улицы. Санитары из машин «скорой помощи» сбивались с ног, помогая пострадавшим. Они осторожно извлекали врезавшиеся в кожу осколки стекол, тщательно перевязывали наиболее кровоточащие раны. А мы, студенты-медики, в это время помчались в свои больницы, чтобы приготовить все необходимое для операций.
Следующей ночью я дежурил на крыше нашей больницы и видел, как бомба попала в палату для новорожденных расположенной по соседству муниципальной Королевской больницы. Верхние этажи мгновенно превратились в дымящиеся руины. Я побежал к больнице. На месте взрыва уже работали добровольцы: откапывали из-под обломков младенцев, большинству из которых не было и недели от роду. Из-под завалов доставали и живых, и мертвых — залитых кровью, забрызганных грязью и засыпанных битым стеклом. Спасатели выстроились цепочкой, как бригада пожарных при тушении огня, и передавали из рук в руки запеленатых грудных детишек.
Эта цепочка протянулась от разрушенного здания больницы до подъезжающих одна за другой машин «скорой помощи». Еле слышное жалобное попискивание младенцев резко контрастировало с ужасом происходящего. Здесь же стояли матери в наспех накинутых халатах; их лица искажал страх и отчаяние: никто из них не знал: жив ли ее ребенок. В темноте и дыме все младенцы выглядели одинаково.
И по сей день, когда я слышу протяжное завывание сирены, напоминающее сигнал воздушной тревоги во время бомбежек Лондона, меня каждый раз охватывает дрожь, и оживает такое же, как тогда, ужасающее чувство страха. Был период, когда самолеты «Люфтваффе» атаковали наш город в течение 57 ночей подряд, воздушная тревога длилась по восемь часов без перерыва. Каждую ночь прилетало до 1500 самолетов. В эти черные дни все самое дорогое, что у нас было — свобода, независимость, семья, сама жизнь, — погибало под развалинами, в которые бомбардировщики превращали все. Оставалось единственное, что давало нам надежду: храбрость летчиков Королевских Воздушных Сил, которые каждый день неустрашимо взмывали в небеса на битву с врагом.
С земли мы наблюдали за воздушными боями. Английские истребители «Харрикэн» и «Спитфайер» — маленькие и очень маневренные — были похожи на надоедливых комариков, кружащих вокруг огромных немецких бомбардировщиков. И хотя все их попытки казались тщетными и большая часть их гибла под обстрелами, английские летчики не отступали. Каждый день новые и новые бомбардировщики со своим смертоносным грузом на борту, объятые пламенем, падали на землю под наши бурные восторги. Постепенно наши пилоты стали наносить все более точные удары — потери с немецкой стороны неуклонно росли. Вскоре они достигли огромного числа, и... ночные рейды прекратились. Лондон снова стал спать спокойно.
Величайшую благодарность храбрым пилотам выразил Уинстон Черчилль, сказав: «Никогда еще в истории человечества такое малое количество храбрецов не спасало такое огромное количество людей». Не думаю, что когда-нибудь жили на земле юноши, достойные большего уважения. Они — цвет английской нации, самые яркие, самые лучшие, самые надежные, самые преданные и, в большинстве случаев, самые красивые ее представители. Когда они в парадной форме шли по улицам, люди не могли оторвать от них восторженных глаз. Мальчишки подбегали
Брэнд Пол, Янси Филип. По образу Его 1 И27-12-2008 17:14
1. ОБРАЗ
Не счесть всех чудес света; но нет большего чуда, чем человеческое тело.
Софокл
Человеку не дано до конца познать Природу, заглянуть в ее тайны. Мы видим лишь то, что лежит на поверхности. А надо видеть вглубь и ввысь.
Генри Дэвид Торо
Что за совершенное создание человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как похож на ангела глубоким постижением! Как похож на некоего бога!
Уильям Шекспир
Человек — это не взмывающий в небо воздушный шарик и не крот, зарывающийся в землю. Он гораздо больше похож на дерево, корни которого питаются от земли, а ветви тянутся к звездам.
Герберт Честертон
Что же такое Земля, если не Гнездо, из которого мы все вылетаем?
Эмили Дикинсон
Больничная палата на 40 коек. В углу за занавеской расположилась группа из десяти человек. Это мои студенты-медики и начинающие врачи. Внешне больница Христианского медицинского колледжа в Веллоре напоминала современную западную клинику, внутри же она была типично индийской. За отделявшей нас занавеской жизнь текла своим чередом: родственники навещали больных и кормили их домашними лакомствами, затем медсестры выметали крошки и выбрасывали недоеденные остатки, за которыми уже охотились вороны, а иногда и обезьяны.
Тем временем внимание всех, кто находился по эту сторону занавески, было приковано к нашему молодому коллеге — он ставил диагноз пациентке. Врач стоял на коленях у кровати больной — именно так, как я учил его, — теплую руку он просунул под простыню и положил на голый живот пациентки. Его пальцы осторожно прощупывали больное место, а сам он задавал один за другим вопросы женщине, пытаясь определить, что у нее: аппендицит или воспаление яичников.
Вдруг мне показалось, что выражение лица доктора слегка изменилось. Возможно, чуть приподнялась бровь. Что-то очень знакомое почудилось мне в этом движении, но что именно—я никак не мог вспомнить. Его вопросы затрагивали довольно деликатную тему, особенно для отличающихся скромностью жителей Индии, например: были ли у женщины раньше венерические заболевания? На сосредоточенном лице его застыло выражение одновременного сочувствия, профессионального любопытства и заинтересованного участия. Он спокойно задавал вопросы и смотрел прямо в глаза пациентки. От его ободряющего тона неловкость куда-то исчезла, женщина успокоилась и не стесняясь ответила на все вопросы.
В этот момент я вдруг вспомнил. Ну конечно! Левая бровь поднимается вверх, а правая слегка ползет вниз, губы расползаются в легкой, ободряющей улыбке, голова склоняется набок, в глазах появляется блеск — у меня не было ни малейшего сомнения: это портрет профессора Робина Пилчнера, главного хирурга больницы в Лондоне, где я работал раньше. Я непроизвольно охнул. Студенты чуть вздрогнули и вопросительно посмотрели на меня. А я ничего не мог с собой поделать; у меня было такое ощущение, что молодой врач специально изучил мимику профессора Пилчнера и сейчас демонстрирует свои способности, чтобы произвести на меня впечатление.
Отвечая на любопытные взгляды, я объяснил, что со мной случилось. «Это типичное выражение лица моего бывшего руководителя! Какое совпадение — у Вас точно такое же выражение, хотя Вы никогда не были в Англии, а Пилчнер, конечно, никогда не приезжал в Индию».
В первый момент студенты смотрели на меня, не проронив ни слова. Потом трое смущенно улыбнулись. «Мы не знаем никакого профессора Пилчнера, — сказал один из них. — Но у доктора Ваше выражение лица».
Уже поздно вечером я одиноко сидел в своем кабинете, и вдруг мои мысли перенесли меня в те давние времена, когда я работал под руководством профессора Пилчнера. Мне тогда казалось, что я учусь у него хирургическим приемам и диагностическим процедурам. Но кроме этого он сумел передать мне свое внутреннее чутье, выражение лица, даже улыбку. И все это, в свою очередь, будет передаваться дальше от поколения к поколению по непрерывной человеческой цепочке. У него была добрая улыбка, она просто идеально рассеивала завесу неловкости и замешательства, воодушевляла пациента, вызывала его на откровенность. Какой учебник, какая компьютерная программа могли научить тому участию, которое было необходимо в данный момент здесь за занавесками больничной палаты?
Сейчас я, ученик Пилчнера, стал связующим звеном в цепочке, по которой передается его мудрость сегодняшним студентам, находящимся за сотни километров от Лондона. Молодой, смуглый доктор — уроженец Индии, говорящий на тамильском наречии, — демонстрировал несомненное сходство с доктором Пилчнером и со мной. Каким-то образом ему удалось продемонстрировать такое точное сходство с моим бывшим учителем, что я мысленно снова оказался в университете, где все и началось. Я ясно прочувствовал, что означает понятие «образ».
В наше время это слово знакомо каждому. Но его прежнее значение — «подобие» видоизменилось, и теперь слово имеет прямо противоположный смысл: «имидж». Политики нанимают себе имиджмейкеров, желающие получить
Что я буду делать с этим Иисусом? И27-12-2008 16:10
"Евангелие от Матфея" (27:22)
Введение
1.В Мт 27:11-22 мы читаем об истории Иисуса и Понтия Пилата
a. Хотя Иисус и признавал, что Он Царь иудейский, Он отказался отвечать на обвинения священников и старейшин - Мт 27: 11-12
b. Его молчание очень удивило Пилата - Мт 27:13-14
c. Пилат думал освободить Иисуса, но толпа просила свободы для разбойника Barabbas - Мт 27:15-21
d. Это привело Пилата к вопросу: "Что же тогда я буду делать с Иисусом, который называется Христом?" - Мт 27:22
2. Этот вопрос должен рано или поздно задать себе любой человек...
a. Многие предпочтут проигнорировать этот вопрос
b. Многие постараются переложить тяжесть выбора на плечи других (как это сделал Пилат)
3. Но, мы не сможем уйти от этого вопроса...
a. Все мы однажды предстанем перед судейским троном Христа - 2 Кор 5:10
b. Мы будем судимы по Его слову - Ио 12:48
Что дал нам Иисус?
A. Иисус дал нам шанс...
1. на изобильную жизнь, полную истинного мира - Ио 10:10; 16:33
2. найти спасение - Лук 19:10
3. насладиться очищением от грехов Его кровью - 1 Ио 1:7
B. Иисус провозгласил условия...
1. Мы должны верить в Него - Ио 8:24
2. Мы должны покаяться в наших грехах - Лук 13:3
3. Мы должны исповедать свою веру перед людьми - Мт 10:32-33; Рим 10:9-10
4. Мы должны быть крещены во прощение грехов - Мт 28:19; Мк 16:16; Де 2:38
5. Мы должны оставаться верными даже до смерти - От 2:10
C. Иисус предрешил альтернативы...
1. Отвергнем Его, и мы умрем в наших грехах, от их ужасных последствий - Ио 8:24; 2 Фес 1:7-9; От 21:8
2. Поверим в Него, и мы получим вечную жизнь - Ио 5:24; Мт 19:29
II. Что мы будем делать со Христом?
1. Пилат пытался переложить решение вопроса на других - Мт 27:24
a. Не делаем ли мы что-то подобное сегодня?
b. пытаясь, чтобы другие люди решили за нас, верить ли нам во Христа и что нам делать для Него?
2. Некоторые афиняне просто насмехались - Де 17:32
a. Многие выбирают эту форму отношения к Иисусу
b. Вместо того чтобы принять решение, они просто насмехаются
3. Феликс старался дождаться более удобного момента - Де 24:25
a. Это другая обычная реакция
b. Они надеются, что, если тянуть в выбором, то его не придется делать
- Но, мы не сможем избежать того факта, что однажды мы будем судимы Христом - Де 17:30-31
Что мы будем делать...
1. Примем Его милостивое предложение спасения через подчинение Ему - Ев 5:9
2. Станем Его учениками, призванными делать то, что Он заповедовал - Мт 28:19-20
3. Будем возрастать в милости и познании Иисуса Христа - 2 Пе 3:18
4. Будем ходить в Нем, укрепленные в вере - Кол 2:6-7
5. Будем развивайте ум Христов в взаимоотношениях жертвы и служения - Фил 2:1-8
Заключение
1. Мы видели, что Пилат и многие люди вокруг Него попытались уйти от ответа на вопрос "Что же мне делать с Иисусом?"
2. Не думайте, что мы можем ответить на этот вопрос...
a. просто игнорируя Его
b. не делая ничего активно против Него
В Библии мы видим глубокое сочувствие к С. Пророки, свидетельствуя о Боге истинном, не говорят, однако, что С. существует независимо от Него:
«Я образую свет и тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис 45. 7; см 63.3-6).
Израильская традиция никогда не отходила от смелого принципа, высказанного Амосом:
«Бывает ли в городе бедствие, которое Господь не попустил бы?» (Ам 3.6; Исх 8.12-28; Ис 7.18).
Но такая категоричность вызывает опасную реакцию:
«Нет Бога!» (Пс 9.4; 13.1)
- заключает нечестивый при виде зла мира сего, или же Бог не обладает ведением
(Пс 72.11),
а жена Иова советует мужу:
«Похули Бога!» (Иов 2.9).
В основе каждого несчастья стараются найти вину
(Быт 12.17 сл; 42.21; Ис Нов 7.6-13).
Таково убеждение друзей Иова. У истоков несчастья, тяготеющего над миром, должен находиться первый грех
(Быт 3.14-19).
Произвол смерти, неожиданно поражающий людей самых различных категорий, тяжело переносим
(Иов 21.28-33; Притч 11.4; Ам 5.19).
Сильнее еще соблазн, возникающий от смерти праведника и долголетия нечестивого
(Екк 7.15; Иер 12.1).
Поистине, в этом мире справедливость попирается
(Авв 1.2-4; Мал 2.17; 3.15; Пс 36; 72).
Но ни один из этих факторов: ни природа, ни случай
(Исх 21.13),
ни ч-ская судьба
(Иов 4.1; 4.7),
ни пагубная сила греха, ни проклятие
(Быт 3.14; 2 Цар 16.5),
ни сам сатана - не могут не быть подвластны всемогуществу Божью, так что зло в какой-то мере зависит от самого Бога.
Пророки не могут понять счастья нечестивых и несчастья праведников
(Иер 12.1-6; Авв 1.13; 3.14-18),
и праведники считают себя забытыми
(Пс 12.2; 30.13; 43.10-18).
Иов зовет Бога на суд и требует у Него объяснений
(Иов 13.22; 23.7).
На тот же суд вызывает Бога и псалмопевец, но на этот раз - на основании несправедливых испытаний, обрушившихся на народ
(Пс 43.10-27).
Однако, несмотря на самые ужасные бедствия, пессимизм никогда не восторжествовал в Израиле; очень показательно, что автор кн. Иова не может закончить свою книгу воплем отчаяния, что меланхолик-Екклесиаст советует все-таки радоваться жизни
(3.2,24; 9.7-10; 11.7-10)
Смутные предчувствия славного Воскресения, выражаясь глубоким желанием, как бы пронизывают всю Библию
Библия дает нам характеристики церкви Христовой.
1). Христос основал Свою церковь
(Мат 16:18)
2). Церковь Христова была основана в Иерусалиме
(Луки 24: 45-49; Деяния 2:5)
3). Церковь носила имя Христа
(Рим 16:16)
4). Церковь - Тело Христа
(Ефесянам 1: 22,23)
5). Членов Церкви называли христианами
(Деяния 11:26;Деяния 4:12)
6). Христос - единственный глава церкви
(Колоссянам 1:18)
7). Церковь одна
(Еф 4:4)
8). Условия вступления в эту церковь:
- вера (Ев 11:6)
- покаяние (Деяния 17:30)
- исповедание веры перед людьми (Рим 10:9-10)
- крещение (Марка 16:16)
- Господь добавляет спасаемых к церкви (Деяния 2: 47)
- Богослужение в церкви
--- собрания в первый день недели (Деяния 20:7)
--- Духовные песнопения (Еф 5:19)
--- молитвы (Деяния 2:42)
--- изучение Слова Божьего (2 Тим 2:15)
--- вечеря Господня (1 Кор 11)
--- пожертвования (1 Кор 16:2)
- учение церкви основывается исключительно на Библии (От 22:18-19)
СЛАВА ВООБЩЕ
В евр Библии слово, означающее Cлаву.(кавод), включает понятие о весе.
Вес человека в жизни определяет его значительность, уважение, к-рое он внушает, его С. Следовательно, в евр. языке, в противоположность греч. и русскому, С. означает не столько доброе имя, сколько подлинную ценность, как бы измеряемую весом.
В основе С. может быть богатство. Авраам назывался славным, потому что он был «очень богат скотом, серебром и золотом» (Быт 13.2). С. обозначает также высокое общественное положение, занимаемое ч-ком, и авторитет, к-рый оно ему сообщает. Иосиф говорит своим братьям: «Скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте» (Быт 45.13). Иов, разоренный и униженный, восклицает: «Он совлек с меня славу мою» (Иов 19.9; 29.1-25). Так же как и могущество (Ис 8.7; 16.14; 17.3 сл; 21.16; Иер 48.18), С. заключает в себе сияние. Она означает блеск красоты. Говорят о свящ. одеждах Аарона, сделанных «для славы и благолепия» (Исх 28.2,40), о С. храма (Агг 2.3,7,9), или Иерусалима (Ис 62.2), о «славе Ливана» (Ис 35. 1 сл; 60.13).
С. есть удел царя по преимуществу. Она, наряду с могуществом и богатством, выражает блеск его царствования (1 Пар 29.28; 2 Пар 17.5). Соломон получает от Бога «богатство и славу, так что не будет подобного (ему) между царями во все дни (его)» (3 Цар 3.9-14; см Мф 6.29). Ч-ка, царя творения. Бог увенчивает «славою и честью» (Пс 8.6).
ОЦЕНКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СЛАВЫ
Писатели ВЗ сознавали непрочность ч-ской С.
«Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается, ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его» (Пс 48.17 сл). В Библии С. связывается с нравственными и религиозными ценностями (Притч 3.35; 20.3; 29.23). Повиновение Богу важнее всякой ч-ской С. (Числ 22.17 сл). Бог есть единственное прочное основание С. (Пс 61.6,8). Мудр., размышляющий об эфемерной С. нечестивых, хочет иметь только Бога С. своей: «Ты примешь меня в славу» (Пс 72.24 сл). Такое отношение к С. достигнет совершенства у Христа. Когда Сатана предлагает Ему «все царства мира и славу их», Иисус отвечает: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему Одному служи» (Мф 4.8 слл).
Выражение «слава Ягве» означает Самого Бога в проявлении Его величия, могущества, сияния Его святости, действенной силы Его существа. С. Ягве проявляется в богоявлении. В ВЗ наблюдаются два вида явлений С. Божией: великие деяния Бога и Его явления людям.
1. Великие деяния Божии. - Бог являет Свою Славу Своими дивными делами, Своим Судом, Своими « знамениями»
(Числ 14.22).
Таково в первую очередь Чудо Чермного моря
(Исх 14.18),
таково чудо с манной и перепелами: «Утром увидите славу Господню»
(Исх 16.7).
Бог приходит на помощь Своим. Слава в подобном случае почти синоним спасения
(Ис 35.1-4; 44.23; Ис 40.5 и Лк 3.6).
Бог Союза-Завета своею С. спасает и возвышает Свой народ. Его С. есть Его сила на службе Его любви и Его верности:
«Ибо созиждет Господь Сион и явится в славе Своей» (Пс 101.17; см Иез 39.21-29).
Дело творения также являет С. Божию. «Славы Ягве полна вся земля»
(Числ 14.21).
Среди природных явлений гроза являет собой одно из самых ярких проявлений С.
(Пс 28.3-9; 96.1-6).
2. Явления «славы Господней». - Второй вид явлений Господних, это С. - видимая реальность
(Исх 16.10),
к-рая есть ослепительное сияние Бога. «Покажи мне славу Твою»
(Исх 33.18),
- молится Моисей. На Синае С. Господня приняла облик пламени на вершине горы, подобного «огню поядающему»
(Исх 24.15; Втор 5.22).
Моисей, приблизившийся к Нему в облаке, возвратился, не зная, что «лицо его стало сиять лучами»
(Исх 34.29),
«Сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево, по причине славы лица его преходящей», - говорит Павел
(2 Кор 3.7).
После Синая С. наполняет святилище: «Освятится место сие славою Моей»
(Исх 29.43; 40.34).
С. Ягве царит там над ковчегом Завета. С этого времени Израиль служит этой С.
(Лев 9.6,23),
он живет, идет и побеждает в ее сиянии
(Исх 40.36; Числ 16.1-17.15; 20. 1-13).
ковчег и С. тесно связаны. Для Израиля потеря одного означает потерю и другой
(1 Цар 4. 21). Позже С. наполнила храм
(3 Цар 8.10)
и удалилась из него в знак осуждения во время Плена
(Иез 9-11).
Между этим пониманием С. местного культового характера и пониманием активным и динамическим сохраняется близкая связь. И в том и в другом случае Бог являет Свое Присутствие Своему народу, чтобы его спасать, освящать и направлять. Связь между этими двумя понятиями ясно обнаруживается во время освящения святилища, когда Бог говорит:
«Узнают, что Я Господь, Бог их, Который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них» (Исх 29.46).
Исаия созерцает С. Ягве как некую царскую С. Пророк видит Господа, Его высокий престол, края ризы Его, наполняющие весь храм. Видит окружающих Его серафимов, к-рые воспевают С. Господню (Ис 6.1 слл). Эта С. есть «огнь поядающий», та святость, к-рая разоблачает всю скверну твари, ее ничтожество, ее коренную тленность. Но она побеждает, не уничтожая, а очищая и возрождая, и стремится наполнить всю землю. Видения Иезекииля передают трансцендентную свободу С., покидающей Храм (Иез 11.22 сл) и затем сияющей над общиной, обновленной Духом (36.23 слл; 39.21-29).
В последней части кн. Исайи оба вида С. соединяются. Бог царствует в св. городе, одновременно возрожденном силой Бога и освещенном Его Присутствием:
«Восстань, светись Иерусалим, ибо пришел свет твой и слава Господня взошла над тобой» (Ис 60.1).
Иерусалим становится «славою на земле» (62.7; см Вар 5.3). С. Божия, восходящая над Иерусалимом, ослепительно сияет над всеми народами, приходящими к нему
(Ис 60.3).
У пророков времени Плена, в псалмах царства и в апокалипсисах С. достигает вселенских размеров эсхатологического характера:
«Вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою» (66.18; Пс 96.6; Авв 2.14).
На этом сияющем фоне выделяется образ, не обладающий ни красотой, ни блеском (Ис 52.14), Того, на Ком лежит миссия осветить С. Божией все концы земли: «Ты раб Мой, (Израиль), в Тебе Я прославлюсь» (49.3).
Связь между Славой и Самим Иисусом есть главное откровение НЗ. Вся С. Божия пребывает в Нем. Как Сын Божий он есть и «сияние славы и образ ипостаси» Божией
(Евр 1.3).
С. Божия - «в лице Иисуса Христа»
(2 Кор 4.6).
Исходя от Него, она сияет над людьми (3.18). Он - «Господь Славы»
(1 Кор 2.8).
Именно Его С. уже видел Исаия и «говорил о Нем»
(Ин 12.41).
Эсхатологическая слава. - Полное проявление божественной С. Иисуса произойдет в день Второго Пришествия. « Сын Человеческий приидет в славе Отца Своего и со святыми ангелами»
(Мк 8.38; см Мф 24.30; 25.31)
и явит Свою С. завершением Своего дела, к-рое есть и Суд и спасение. НЗ направлен к этому «явлению славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа»
(Тит 2.13),
к «вечной славе во Христе Иисусе» (1 Петр 5.10), к к-рой Бог нас призвал
(1 Фес 2.12)
и к-рая «должна открыться»
(1 Петр 5.1).
«Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу»
(2 Кор 4.17).
Вся тварь (творение) уповает на откровение этой С.
(Рим 8.19).
Иоанн видит новый Иерусалим, спускающийся с неба, сияющий ярким светом: «Слава Божия осветила его и светильник его - Агнец» (Откр 21.23).
2. Пасхальная слава. - Христос, через Свое Воскресение и Вознесение, уже «вошел»
(Лк 24.26)
в С. Божию, к-рую Отец, возлюбив Его, дал Ему «прежде основания мира»
(Ин 17.24),
и к-рая принадлежит Ему как Сыну, наравне с Отцом. Богочеловек был «взят облаком», «вознесен»
(Деян 1.9,11),
«вознесся во славе»
(1 Тим 3.16).
«Бог воскресил Его ...и дал Ему славу» (1 Петр 1.21).
Бог прославил Сына Своего Иисуса» (Деян 3.13).
Эта С., подобно С. Ягве в ВЗ, есть сфера трансцендентной чистоты, святости, света, могущества, жизни. От всего существа воскресшего Иисуса исходит сияние этой С. Стефан перед смертью «увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (7.55). Савл «от славы света того лишился зрения» (22.11). По сравнению с этим Синайская С. ничто (2 Кор 3.10). С. воскресшего Христа ослепляет Павла, подобно свету нового творения: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием С. Божией в лице Иисуса Христа» (4.6).
Слава Божия проявилась не только в Воскресении, но в жизни, служении и смерти Иисуса. Об этом свидетельствуют синоптические Евангелия, в особенности от Луки. В описании Благовещения схождение Духа Св. на Деву Марию напоминает схождение С. в святилище ВЗ
(Лк 1.35).
При Рождестве Христовом С. Господня осияла пастухов (2.9 сл). Эта С. прозревается при Крещении Иисуса и при Его Преображении
(9.32,35; 2 Петр 1.17),
в Его Чудесах, в Его Слове, в высокой святости Его жизни, в Его смерти. Она не только врата, через к-рые Мессия «войдет в славу Свою»
(Лк 24.26).
Знамения, сопровождающие эту смерть, открывают в Самом Распятом «Господа Славы»
(1 Кор 2.8).
У Иоанна откровение С. в жизни и смерти Иисуса показано еще яснее. Иисус есть воплощенное Слово. В Его плоти обитает и открывается С. Единородного Сына Божия
(Ин 1.14,18).
Она проявляется с первым «знамением» (2.11). Она явствует из трансцендентной связи Иисуса с Отцом, пославшим Его, и еще больше из их единства (10.30). Дела Иисуса - дела Отца, «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (14.10) и в них открывает С. Свою (11.40), свет и жизнь для мира. Эта С. блистает больше всего в Страстях Христовых. Это час Иисуса, высшее из богоявлений. Иисус «посвящает Себя» смерти (17.19), зная заранее, что Его ожидает (13.1,3; 18.4; 19.28), из послушания Отцу (14.31) и для прославления Имени Его (12.28). Он добровольно отдает Свою жизнь (10.18) из любви к Своим (13.1). Преображенный крест становится знамением «вознесения» Сына Ч-ского (12.23,31). Голгофа открывает всем взорам (19.37) тайну божественного «Я есмь» (греч 8.24-27). вода и кровь, истекшие из ребра Христа - символы плодотворности Его смерти, источника жизни: в этом С. Его (7.37 слл; 19.34,36).
Слово Церкви. - Прославление Христа завершается в христианах
(Ин 17.10).
Жертва Иисуса приносит в них свой плод во С. Отца и Сына (12.24; 15.8). Дух Св., посланный Отцом и Сыном, есть созидатель этого прославления, вместе со свящ. водой и кровью
(1 Ин 5.7).
Через Него хр-не получают познание и богатства Христовы
(Ин 16. 14 сл; 2 Кор 1.22; 5.5).
С. воскресшего Христа уже отражается на них, преображая их по образу Его «от славы в славу»
От сознания Славы Божьей рождается чувство хр-ского достоинства и хр-ской чести. Уже в ВЗ показано, что величие Израиля в том, что он есть тот народ, к-рому Бог открыл Свою Славу Израилю «принадлежат усыновление и слава» (Рим 9.4). Бог есть С. его
(Пс 105.20).
Уже в Израиле верность Господу понимается как религиозно окрашенное чувство чести. Заповеди Божии - С. Израиля
(Пс 118.5),
идолопоклонство же - его величайшее падение и самый большой грех: Израиль «променял славу свою на изображение вола»
(Пс 105.20).
В мире, к-рый погибает оттого, что он не захотел воздать Богу должную славу
(Рим 1.21),
христиане сознают, что их «жительство на небесах»
(Флп 3.20),
что они « воскресли со Христом»
(Кол 3.1),
что они «сияют как светила в мире»
(Флп 2.15).
Их честь в том, чтобы люди «видели их добрые дела и прославляли Отца Небесного»
(Мф 5.16).
Перед С. имени хр-нина исчезает всякое чувство социальной приниженности:
«Да хвалится брат униженный высотою своей, а богатый - унижением своим» (Иак 1.9),
ибо нет места лицеприятию
(Иак 2.1).
Сознание хр-ского достоинства простирается и на тело, в к-ром хр-не должны «прославлять Бога»
(1 Кор 6.15,19).
И наконец, пострадать за имя хр-нина есть С.
(1 Петр 4.15).
По Иоанну, именно стремление к мирской С. не раз преграждало доступ к вере
(Ин 5.44; 12.43).
Сам Иисус открыл путь к хр-скому пониманию чести. Равнодушный к ч-ской С. (5.41), Он «претерпел крест, пренебрегши посрамление»
(Евр 12.2).
Его единственная честь была в совершении Его миссии: Он искал С. не Себе, а «славы Пославшему Его» (Ин 7.18); для Своего прославления Он полагался только на Своего Отца (8.50,54).
Долг человека признавать и восхвалять С. Божию. В ВЗ воспевается С. Творца, Царя, Спасителя и Святаго Израилева
(Пс 146.1).
Оплакивается грех, к-рый бесславит имя Господне
(Ис 52.5; Иез 36. 20; Рим 2.24),
и высказывается горячее желание видеть С. Божию признанной всей вселенной
(Пс 144.10; 56.6,12).
В НЗ славословия сосредоточиваются вокруг Христа «ибо все обетования Божий в Нем «да» и в Нем «аминь» - в славу Божию, чрез нас»
(2 Кор I.20).
Через Него возносится «Единому премудрому Богу... слава во веки»
(Рим 14.26; Евр 13.15).
Богу воздается слава за Его рождение
(Лк 2.20),
за Его чудеса
(Мк 2.12...)
и за Его смерть
(Лк 23.47).
Славословия сопутствуют успехам Его учения
(Деян II.18; 13.48; 21.20),
они же отмечают догматические изложения Павла
(Гал 1.3).
Славословия в Откр. Ин. объединяют в одной торжественной литургии всю трагедию искупления
(15.3).
И наконец, в силу того, что Церковь есть народ, обретенный Богом «в похвалу славы Его»
(ЕФ1.14),
Отцу воздается «слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века»
(3.21).
К литургическому славословию присоединяют свое славословие кровью мученики. «Не возлюбив души своей даже до смерти»
(Откр 12.11),
верующий исповедует т. обр., что верность Богу важнее всякой С. и всякой ч-ской ценности. Ценою своей крови, он, подобно Петру, прославляет Бога
(Ин 21.19).
Завершительное славословие в конце истории есть гимн о «браке Агнца»
(Откр 19.7).
Жена появляется облеченная «в виссон чистый и светлый» (19.8). В горниле великих испытаний Церковь облеклась для вечного брака в единственную С. добродетелей, жертвоприношений, жертв своих святых.
Однако вся С. Невесты происходит только от Жениха. Одежды избранных « убелены кровию» Его (7.14; 15.2). И на Невесте эти блистающие одежды оттого, что «Ей дано было облечься» в них (19.8). Она давала облекать себя день за днем в «добрые дела, к-рые Бог предназначил нам исполнять» (Еф 2.10). Любовь Христа лежит в основании этой С, ибо «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (5.25,27).
Этой тайной любви и святости завершается откровение С. Божией.
1) образ П. играет большую роль как в ВЗ, так и в НЗ. Занятие пастушеством считалось в высшей степени почетным; это следует хотя бы из того, что Давид из П. был призван в цари
(2Цар 7:8),
а Амос - в пророки
(Ам 1:1; 7:14);
2) в Ис 44:28; Иер 3:15; Мих 5:4 князья народа сравниваются с П. При этом проводится различие между хорошим
(Иез 34:11-16)
и плохими пастырями
(Ис 56:11; Иез 34:2 ; Зах 11:17)
П.: если первые заботятся о своих стадах, т.е. о народе, то вторые - только о самих себе;
3) о Самом Боге тоже говорится как о П.:
(Пс 22; 79:2; Ис 40:11; Иер 31:10).
Он заботится о Своем народе, собирает заблудших, помогает больным и дает Своему народу то, в чем тот нуждается. В притче о добром П. рассказывается именно о таком назначении и служении Иисуса
(Ин 10; 1Пет 2:25; Евр 13:20)
; добрый П. не оставит стадо в беде;
4) образ П. используется, наконец, и в отношении учеников Иисуса
(Ин 21:15 ),
а также носителей особых служений в Церкви; руководители Церкви названы пастырями в
Он шел из Вифании в Ерусалим,
Заранее грустью предчувствий томим.
Колючий кустарник на круче был выжжен,
Над хижиной ближней не двигался дым,
Был воздух горяч и камыш неподвижен,
И Мертвого моря покой недвижим.
И в горечи, спорившей с горечью моря,
Он шел с небольшою толпой облаков
По пыльной дороге на чье-то подворье,
Шел в город на сборище учеников.
И так углубился он в мысли свои,
Что поле в унынье запахло полынью.
Все стихло. Один он стоял посредине,
А местность лежала пластом в забытьи.
Все перемешалось: теплынь и пустыня,
И ящерицы, и ключи, и ручьи.
Смоковница высилась невдалеке,
Совсем без плодов, только ветки да листья.
И он ей сказал: "Для какой ты корысти?
Какая мне радость в твоем столбняке?
Я жажду и алчу, а ты -- пустоцвет,
И встреча с тобой безотрадней гранита.
О, как ты обидна и недаровита!
Останься такой до скончания лет".
По дереву дрожь осужденья прошла,
Как молнии искра по громоотводу.
Смоковницу испепелило до тла.
Найдись в это время минута свободы
У листьев, ветвей, и корней, и ствола,
Успели б вмешаться законы природы.
Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.
Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда
Оно настигает мгновенно, врасплох.
Оправдание противоположно осуждению. Бог говорит о том, что верующие грешники должны иметь праведные отношения с Ним, но это не сделает человека праведным. Грешник не может достигнуть праведности своими усилиями. Однако, Бог провозглашает праведными верующих во Христа на основе их искупления Христом.
Бог говорит о том, что верующие во Христа оправдывается по милости через веру в Иисуса Христа.
1. Источник нашего оправдания в милости Божьей.
(Рим 3:24)
Никто из грешников не может сделать себя праведным перед Богом своими собственными усилиями. Библия провозглашает “ Никто не праведен, ни один” (3:10). Причина в том, что “все грешники и лишены славы Божьей” (стих. 23).
Так как мы осужденные грешники достойные смерти за наши грехи, кто-то другой должен сделать труд праведности за нас (6:23). Мы не заслужили Божью любовь. Источник наших праведных отношений с Богом в Его милости.
2. Основа нашего оправдания в том, что Иисус Христос cовершил свой земной труд на кресте.
Это был Христос “которого … ” (3:25).
(5:6, 8)
Мы “оправданы Его кровью.”
Оправдание это элемент права, благословенного права, так как, когда Бог оправдывает грешников, Он не говорит, что плохие люди стали хорошими, или, что люди безгрешны; Он провозглашает их праведными, свободными от власти закона”.
Основа нашего оправдания в смерти Христа.
3. Оправдание по вере.
(3:25-26)
Вера это тот канал, по которому оправдание достигает нас. (5:1; Гал. 2:16).
Вера необходима для нашего оправдания, и это дар Бога для нас (Еф 2:8-10).
(Рим 3:30; 5:1)
Павел никогда не говорит об оправдании вне веры.
4. Результат оправдания это живое единство со Христом.
Основа всего того, что Бог делает для нас и в нас, это живое единение со Христом (Рим. 5:1-11). Сейчас мы “во Христе Иисусе.”
Наша победа в христианской жизни совершается в нашей ежедневной жизни “во Христе.” Мы радуемся личному, живому взаимотношению со Христом.
Сейчас нет осуждения для тех, кто в Иисусе Христе. Бог объявляет нас оправданным. Эта “вера-праведность” определяет конец “закона-праведности”, который никогда не был “истиной праведностью”, “совершенной праведностью”, удовлетворявшей Бога!