На днях я посмотрел "Район № 9". Как уверяют рекламщики, это "самый обсуждаемый фильм года". И в самом деле, обсудить там есть что. "Район № 9", несмотря на множество логических нестыковок в сюжете, является для американского кино шагом вперед, если сравнивать его с большинством фильмов на тему встречи большой группы пришельцев и людей - "День независимости" (США, 1996), "Марс атакует!" (США, 1996), "Поле битвы: Земля" (США, 2000) и др. Обычно в американских фильмах инопланетяне действуют по принципу: Прилетел, увидел, замочил. Они превосходят людей в техническом плане, однако духовный уровень их цивилизации весьма низок. В фильма "Марс атакует!" идея низкого уровня развития пришельцев доведена до абсурда: земная ретро-музыка, которую любила слушать американская бабулька, в буквальном смысле слова взрывает пришельцам мозг и они погибают.
Пришельцы в трех вышеупомянутых фильмах не способны к диалогу. В фильме "Район № 9" диалог между людьми и инопланетянами худо-бедно получается, пусть даже он сводится в основном к обмену инопланетного оружия на кошачий корм. Несмотря на большую численность пришельцев и их хорошее вооружение, они не нападают на людей, а довольствуются тем, что дают им люди, хотя и промышляют время от времени мелким грабежом. Впрочем, устройство социума у пришельцев напоминает устройство у общественных насекомых, большинство пришельцев - это малосознательные рабочие, но никак не солдаты. Американская идея о низком духовном уровне развития пришельцев опять же подтверждается. Впрочем, есть и исключения: из 1,8 миллионов пришельцев трое, один из которых еще ребенок, обладают высоким интеллектом. Судя по всему, это бывшие пилоты корабля. Они 20 лет создают горючее, которое вновь позволит завести корабль (на земном топливе корабль не работает).
Фильм "Район № 9" отходит и от привычного американоцентризма - действие фильма происходит не в США, как обычно, а в южноафриканском городе Йоханнесбург.
[466x699]
Для Японии традиционные американские схемы давно не указ. Японский фильм "Пришелец из будущего"(2002) построен именно на возможности выстроить диалог с инопланетянами, которые обладают высоким духовным уровнем развития и способны даже телепатически передавать свои мысли людям. Сюжет этого фильма таков: пришельцы практически уничтожили человечество, остатки которого скрываются в Тибете. Люди, понимая, что им не выиграть эту войну, отправляют в прошлое девочку, которая должна предотвратить будущую войну. Прибыв в прошлое, она выясняет причину войны: люди захватили одного из пришельцев, где использовали его как подопытную мышь, а потом он попал в руки японской мафии, которая стала над ним издеваться, требуя раскрыть секрет инопланетного оружия. Инопланетяне начали войну именно из-за такого акта агрессии землян по отношению к их соплеменнику. Девочка и её японский друг спасают пришельца от неминуемой гибели и передают его в руки пришельцев. Война не начинается, инопланетяне возвращаются к себе.
Такое различие в подходе к пришельцам у американцев и японцев объясняется религиозными традициями народов. Если для традиционного христианского мировоззрения идея других миров глубоко чужда и пришелец из других миров - это не создание Бога, а создание Дьявола (отсюда агрессивность пришельцев и их низкий духовный уровень), то в буддизме признается возможность множественности миров и равенства духовных возможностей для обитателей этих миров, поэтому между землянами и инопланетянами всегда есть возможность для диалога, ведь представители обеих рас несут в своей душе сущность Будды.