[160x237]
Игры дьявола (Before the Devil Knows You're Dead)
В ролях: Филипп Сеймур Хофман, Итан Хоук, Альберт Финни, Мариса Томей
Режиссер: Сидней Люмет
Продюсер: Брайан Линс, Пол Пармар, Майкл Серенци, Уильям Эс. Гилмор, 2007 г.
Просмотрено: 10 февраля 2008 г.
Я то думал, что Сидней Люмет давно отошел от дел, и только успех Никиты Михалкова с римейком Люметовских «Двенадцати разгневанных мужчин» (1957) разбудил его ото сна; и жестоко ошибся. Люмет творчески активен. Оказалось, что я даже видел его прошлый фильм – «Признайте меня виновным» (2006) с Вином Дизелем. Фильм кстати – бенефис Дизеля. Ему же тоже надо доказать, что он не груда мышц, а серьезный актер. Ничего примечательного больше, по моему мнению, в «Признайте…» нет.
А вот «Игры дьявола» (ну зачем, ну зачем переименовывать фильм и еще делать никому не нужную аналогию с совсем другим фильмом?) сделаны из другого теста. В основу фильма положена одна мысль: сделав зло, мы не может себе в этом признаться и остановиться, а пытаясь исправить зло, творим зло еще большее.
Завязка проста и гениальна. У двух братьев (Хофман и Хоук) разного рода проблемы, но объединяет их одно – им обоим нужны деньги. Старшему в голову приходит гениальная идея – ограбить ювелирный магазин своих родителей. Коды и пароли братья знают, а имущество застраховано. То есть в выигрыше все.
Ну конечно все идет не так как задумывали. Первый час фильма Люмет со всех сторон показывает само преступление и реакцию всех участников трагедии. Это немного утомительно, так как в фильме применен прием повествования не в соответствии со временем происшествий, а от лица участника. А само ограбление показано в самом начале. То есть мы уже знаем, чем это кончится, а сами все смотрим, как все планировалось.
Но после первого часа, после того как все детали первичного происшествия скрупулезно рассмотрены, фильм приобретает, я бы так сказал, интригу второго уровня. Дело в том, что братья, пытаясь исправить свои ошибки, все только ухудшают и ухудшают ситуацию. Каждое новое действие становится хуже предыдущего.
Сначала я хотел поразглагольствовать на тему того, что у героев не видно той моральной грани, через которую они как бы не должны переступать, а уж если переступают, то только в виде исключения и с большой моральной болью. Да, в фильме этого нет. Братья обманывают, воруют и убивают.
Но потом я вспомнил о некой гипотетической спасительной веревочке, которая обычно появляется в сложных ситуациях. Кажется вот дернешь за нее и все-все исправится. В таких ситуациях очень сложно остановиться. А может быть, как в кино, и даже страшно.
Так и братья, совершив один не правильный шаг, уже не смогли остановиться. Совершив трагическую ошибку в начале, они довели ситуацию до катастрофической в конце.
В фильме есть определенные опущения. То есть, например, мы видим, что старший брат с одной стороны преуспевающий топ-менеджер, а с другой стороны – жулик и наркоман. Почему так, и как он жил все эти годы - не ясно. Или вот природа его конфликта с женой тоже не ясна. Но я думаю, что это сделано намеренно, чтобы не отвлекать зрителя от главной идеи и действия.
В фильме очень здорово показан конфликт сына с отцом из-за недостатка внимания со стороны отца и родителей вообще к старшему сыну, после рождения младшего. Сцена очень емкая, жаль что короткая.
Но в фильме есть одно «но». В фильме заложена одна мысль – исследование человека на пути грехопадения, исследование желания большим злом исправить меньшее. То есть фильм раскручивается по спирали: ситуация становится все хуже и хуже. Так вот если вас не интересуют Люметовские рассуждения на эту тему – кино вас может не заинтересовать. И ни детективный сюжет, ни сложный прием воспроизведения событий могут вас не заинтересовать. Ведь не каждому интересно смотреть как ситуация в фильме становится все хуже и хуже, в не зависимости от того, заслуживают этого братья или нет.
Я думаю, Люмет снял хорошее кино, достойного того, чтобы какой-нибудь мальчишка, лет через 40, став мэтром кинематографа, снял какой-нибудь достойный римейк. Пусть и с другим сюжетом, но с тем же посылом.
http://www.kinopoisk.ru/level/16/film/12258/
[448x299]
[448x299]
[448x299]
[448x299]
[299x448]
[299x448]