Открыв для себя Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка года три назад («Жизнь других»), я сразу запомнил его имя. И дело не в Оскаре за лучший иностранный фильм — об этом я узнал только потом — а в поразительной силе передачи той атмосферы безысходности, которая царила в тоталитарной ГДР, в правдивых психологических портретах персонажей: людей и слабых, и сильных, сломленных конформистов или стойких борцов с режимом. А если режиссер, к тому же, не штопает по 10 фильмов в год, то его новые работы ждешь с замиранием сердца.
Его новый проект в этом плане удивляет: и заявленный жанр, и сюжет, и неожиданно звездный актерский состав, продюсеры, бюджет — все такое мейнстримное, вроде далекое от мировосприятия Доннерсмарка, что возникли некоторые сомнения в качестве этого фильма. Но сомнения развеялись в зале кинотеатра, по крайней мере, я получил просмотра «Туриста» громадное удовольствие.
Начну с того, что приятно поразила Венеция, любовь и нежный трепет, с которой она показана. Люди, побывавшие в Городе всех влюбленных, делятся на два лагеря: тех, кто продолжает пребывать в мире легендарных открыточных фантазий и верить, что это райское место, и тех, кто, как я, замечает смрад узких переулков, вонь и гнетущую тоску, поднимающуюся из мутной зеленой воды каналов, и обещает себе больше никогда сюда не возвращаться. Но в Венецию Доннерсмарка я хочу вернуться, хочу увидеть ее такой роскошной и солнечной.
Фильм отличается особой динамичностью — действие становится интересным и насыщенным с самых первых кадров. За увлекательностью повествования кроется грамотная драматургия, с умело подобранной дозой напряженных погонь, романтики и юмора (который, к слову, не страдает отсутствием интеллекта). Этому способствует и «шпионски» окрашенный саундтрек, основная часть которого написана Джеймсом Ховардом. Запомнился бальный танец (автор — Габриэль Яред) и прекрасный сингл Кэти Мелуа «No Fear of Heights», своеобразная романтическая кульминация.
Анджелине Джоли выделю, пожалуй, целый абзац… Дело в том, что я совсем не воспринимаю ее как эталон актерского мастерства (скорее, наоборот), или как идеал красоты — из-за непропорциональных размеров глаз и губ. Тем не менее, в «Туристе» Джоли смотрится просто феерически, слившись с интерьером настолько, что становится его частью, если не самой важной частью. Режиссер явно не прогадал с кандидатом на роль Элиз, сыграв на главном достоинстве Джоли — ее сексапильности. Мало кто сможет так царственно и загадочно, как она, продефилировать в изысканнейших платьях и украшениях, восхищая головокружительными прическами и хлопая умопомрачительными ресницами… А больше мне от нее, честно говоря, ничего и не нужно было!
Восхвалять Джонни Деппа — все равно, что открывать Америку, чего я делать не стану. Я стал бы его смотреть даже будь это реклама подгузников. Хочется высказать больше для себя, наверное, несколько мыслей вслух… Когда речь заходит о мастерах такого масштаба, странно звучали бы упреки типа «это не самая выдающаяся его роль» (хотя, объективно, у каждого актера есть роли более и менее удачные). Игра Деппа в «Туристе» скорее демонстрация уже достигнутого, чем завоевание новых вершин, и это закономерно, это нормально, это уместно, в конце концов! «Турист» — не беспросветная драма, а ненавязчивая экшн-комедия. Я уверен, что Депп еще будет удивлять.
Итак, выбрав для просмотра фильм "Турист", вы получите красивую Венецию, любимых кинозвезд, послушаете хорошую музыку и умные шутки, возможно, обратите внимание на парочку-другую забавных киноляпов, до самого конца будете гадать, чем же все закончится (приятно, что ни за что не угадаете, даже когда покажется, что все ясно), и вообще недурно проведете время. Стоит? Однозначно!
Цитаты из фильма:
Ищу попутчика для опасного путешествия.
* * * *
- Вы девушка с аппетитом.
- Вы хотели сказать аппетитная?
- Хочу.
* * * *
- Так ты любишь меня?
- Люблю.
- А как ты относишься к Александру Пирсу?
- Его я тоже люблю.
* * * *
Тебя ждут неприятности в ближайшие две главы.
* * * *
- Почему эти люди хотят меня убить?
- Потому что я тебя поцеловала.
* * * *
- Меня зовут Элис.
- А я Фрэнк.
- Боже мой, ну и имя…
- Ну… какое есть…
- Может быть, мы сможем придумать вам получше?
* * * *
- Вам что, присылали деньги, смс-сообщения, посылали в командировки, и вы при этом даже не знали, на кого работаете?
- Зато места-то какие!
* * * *
- Разрешите открыть огонь!?
- Да заткнись ты там!
* * * *
- Огонь не открывать! Это приказ!
- Хреновый приказ.
* * * *
- Пригласите меня на ужин.
- Что?? (пауза) Вы не хотите поужинать?
- Женщины не любят вопросы.
- Поужинаем мы вместе.
- Слишком мягко.
- Поужинаем мы вместе?
- Снова вопрос.
- Я собираюсь на ужин. Надеюсь, вы со мной.
* * * *
Знаешь кто ты такой? Ты придурок, который чуть не провалил операцию на 8 000 000 фунтов стерлингов!
* * * *
Не прыгай, придурок! Понятно что американец.
* * * *
Да уж… Мог бы за 20 миллионов долларов сделать лицо и покрасивей.
* * * *
— Вы хотите заявить об убийстве?
— О покушении.
— Это не серьезно!
— Не серьезно, если ждешь убийство, а если ждешь ужин в номер, даже очень серьезно.
* * * *
— На помощь! Тут два амбала пытаются взломать мою дверь!
— Ясно. А что именно у Вас случилось с дверью, сэр?
— Нет-нет! Ко мне ломятся два человека с пистолетами! [говорит по-испански]
— У Вас прекрасный испанский, сэр!
— Спасибо!
[взламывают дверь]
— Все, убегаю!
— Американец…
* * * *
— А можно сделать комплимент?
— Ещё один вопрос, который не не нужно задавать.
— Вы наименее приземленный человек из всех, кого я знаю.
* * * *
Мне бы хотелось, чтобы мы встретились в другой жизни.
Трейлер к фильму: