• Авторизация


Что такое мазхаб и почему обязательно его придерживаться? 26-03-2009 22:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Слово «мазхаб» образовано от арабского глагола «идти» или «выбрать путем для себя» и относится к выбору муджтахидом одной из числа возможных интерпретаций при выводе законов Аллаха из первоисточников (Корана и хадисов) по определенному вопросу.

В более широком смысле мазхаб представляет собой целую  школу научной мысли во главе с имамом-муджтахидом, например, Абу Ханифой, имамом Маликом, имамом Шафии или имамом Ахмадом.

Мазхаб – это не один муджтахид, а целая группа ученых высокого уровня, которые трудились после Имамов, еще и еще раз выверяя и подтверждая основы и доказательства, дополнив и усовершенствовав то, что они сделали.

Таким образом, имамы-муджтахиды стали толкователями, которые из Корана и Сунны вывели шариатские законы повседневной жизни, называемые собирательно  «фикхом» или «правом».

Фикх – это лишь часть религии, потому что религиозные знания делятся на три вида.

Первый вид знаний – это общие положения исламской веры: вера в единство, единственность и неподобие Аллаха, вера в Его ангелов, Его книги, пророков, пророчество Пророка Мухаммада, соллаллаху алейхи уа салам, и так далее. Каждый из нас может сам вывести эти знания из Корана и хадиса.

Также это касается и второго вида знаний – знаний об общих этических принципах Ислама: делать благое, избегать дурного, помогать  другим в хороших деяниях и так далее. Любой мусульманин может взять эти общие принципы,  составляющие наибольшую и наиважнейшую часть Религии, из Корана и Хадиса.

Третий же вид знания – это конкретное понимание определенных божественных повелений и запретов, которые в совокупности и составляют Шариат. И здесь, из-за того, что дело касается большого числа аятов и хадисов по одному и тому же вопросу, люди различаются по своей степени квалификации, необходимой для трактования и выведения хукмов из первоисточников.  Вместе с тем, нам всем предписано жить по этим законам, в соответствии с Волей Аллаха.

Поэтому, мусульмане делятся на две группы:

- на тех, кто может сам выводить эти законы -  это Имамы-Муджтахиды.

- и тех, кто должен жить по Шариату с помощью других  - а это значит следовать за муджтахидом, в соответствие со словом Аллаха в суре ан-Нахль:

"Спросите тех, кто знает, если вы не знаете" (16:43).

и в суре ан-Ниса:

"Если бы они обратились с этим на суд Посланника Аллаха и тем, кто имеет влияние среди них, тогда те из них, чья задача в том чтобы разобраться в вопросе  - знали бы о нем лучше"
(4:83).

В этом аяте тех, чья задач состоит в том, чтобы выяснить вопрос, называют «аллязина йастанбитунаху минхум» - речь здесь идет о тех, кто способен выносить суждения прямо из источника (из свидетельства) – по-арабски это называется "истинбат".

Эти и другие аяты, а также хадисы обязывают верующего, не находящегося на уровне истинбат, т.е. неспособного выносить хукмы из Корана и Хадиса, спрашивать и соответственно следовать в этих хукмах (шариатских заключениях) за теми, кто достиг такого уровня.

Несложно понять, почему Аллаху Таала обязал нас спрашивать у знающих: если бы каждый из нас был бы лично ответственен за оценку текстов-первоисточников, касающихся каждого из множества вопросов, даже всей жизни не хватило бы для изучения этого. При этом пришлось бы бросить работу и все свои занятия (кормящие человека) или бросить свою религию (ибадат).

Аллаху Таала говорит в суре ат-Тавба в контексте джихада:

"Не все верующие должны идти к Пророку (за знаниями) или идти в поход (воевать). Пусть группа из каждой общины приходит к нему, чтобы учиться у него и узнать основы религии, понять её наставления, передать другим людям эти поучения и увещевать их, чтобы они держались за Истину Аллаха и остерегались неверия и заблуждения" (9:122).

Призывы, которые мы слышим отовсюду о том, что «надо следовать Корану и Сунне, а не мазхабам» звучат совершенно неуместно. Ведь никто не спорит с тем, что мы должны следовать Корану и Сунне Пророка, соллаллаху алейхи ва саллям. Проблема в том, что его, соллаллаху алейхи ва саллям, нет рядом с нами, чтобы лично научить нас Религии и все, что мы имеем от него, будь то Коран или хадисы, доходит до нас  через исламских ученых.

Поэтому не стоит вопрос о том, брать ли религию от ученых, а  скорее вопрос стоит так: от КАКИХ ученых её брать?

Поэтому у нас есть мазхабы: совершенство и превосходство Имамов-муджтахидов вкупе с целой армией ученых-традиционалистов, последовавших за ними, совершенствуя и подтверждая их работу, прошло проверку неоднократными исследованиями и снискало доверие размышляющих и соблюдающих мусульман на протяжении всего времени Исламского величия.

Причина, по которой существуют мазхабы, их польза  для прошлого, настоящего и будущего – это то, что они обеспечивают мусульман достоверными, основанными на знаниях ответами о том, как быть покорными Аллаху.

Мусульмане  понимали и понимают, что следовать мазхабу - значит следовать за ученым высшего класса, имеющим не только всеобъемлющее знание Корана и хадисов по каждому из вопросов, по которому они выносит суждение. Это также значит следовать за учеными, которые жили на тысячелетие ближе к Пророку, соллаллаху алейхи ва саллям, и его сподвижникам, а значит, к тем временам, когда таква (богобоязненность), была нормой. Разве может кто-то в наши дни превзойти их в этих двух качествах  -  знаниях и богобоязненности?

Призыв в наши дни следовать Корану и Сунне – очень привлекательный  слоган, но в действительности – то, что стоит за этим призывом, это огромный шаг назад.

Это призыв оставить века подробнейшего, тщательного в каждом отдельном случае, кропотливого труда исламских ученых по обнаружению и расшифровке и изложению  указаний Корана и Сунны; наитончайшего мастерства, вовлекающего разные спектры знания и разные науки; усилия муджтахидов, мухаддисов, муфассиров и других специалистов исламских знаний.

Призыв оставить плоды их трудов, оставить Исламский Шариат и последовать за современными «шейхами», которые, несмотря на все их амбиции, никак не тянут на уровень предшественников. Это сродни отказу от чего-то проверенного и надежного ради того, чтобы попробовать что-то новое. 

Тот,  кто предлагает «следовать Шариату и не следовать при этом мазхабу» похож на человека, который, придя покупать  машину в автосалон, настаивает на том, что ему нужна ПРОСТО МАШИНА,  а не автомобиль какой-то определённой марки.

Чтобы это ни в коем случае не была какая то известная марка -  ни Фольксваген, ни Роллс-ройс, ни Мерседес, а «просто машина«, без опознавательных знаков.

На деле такой человек просто не знает сам, чего он хочет: машины не приезжают в салон из ниоткуда, сами по себе, в салоне есть только определенные машины из определенных мест.

И можно  понять невольную снисходительную улыбку косультанта салона, которому приходится говоривать с таким клиентом, объясняя, что такие тщательно разрабатываемые вещи, как автомобили -  плод не менее тщательно разрабатываемых средств производства – на фабриках, со строгим разделением труда, где одни тестируют, другие производят детали, третьи заняты сборкой.

Это естественный результат объединенных усилий - когда люди вместе производят что-то уровнем гораздо выше, чем каждый из них мог бы сделать в отдельности из лома, дай ему инструменты, цех и пятьдесят лет срока, да даже если и тысячу.

Так же с Шариатом -  за исключением того, что Шариат  - это гораздо более сложная система, чем машина, потому что она охватывает целую "вселенную" человеческих действий и широкий спектр возможных интерпретаций священных текстов.

Именно поэтому следовать некоторым современных «шейхам» и пренебречь гигантским опытом мазхабов в следовании Корану и Сунне – это даже не просто ошибка.  Это все равно, что выбросить Мерседес на ближайшую свалку и взамен смастерить себе что-то, что ездит кое-как, или в лучшем случае купить самокат.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
следования одному из вышеупомянутых четырех мазхабов или каких-то других школ , то это не является ни обязательным положением (фард), ни желательным (мустахаб, мандуб). Мусульманин вовсе не обязан следовать во всем какому-то определенному из этих мазхабов. Более того, если человек начинает следовать только одному мазхабу в каждом вопросе, то это уже фанатизм, ошибка, слепое подражание (такълид)! Сам же человек становится одним из тех, кто разделил религию и поделился на группы, а ведь Аллах строго запретил разделяться в религии, сказав: «Поистине, те, которые разделили свою религию и стали партиями, ты – не из них» (Аль-Ан’ам 5: 159). Всевышний также сказал: «И не будьте в числе многобожников, из тех, которые разделили свою религию и стали партиями, каждая из которых радуется тому, что имеет» (Рум 30: 32). Ислам – одна религия. Нет в ней места никаким мазхабам и путям, кроме пути Мухаммада — посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно знанию. Пречист Аллах, я не являюсь одним из многобожников”» (Йусуф 12: 108). Разве будет человек спрошен в могиле после своей смерти или же в День Суда о том, придерживался ли он какого-то мазхаба? Или состоял ли он в каком-нибудь тарикате? Клянусь Аллахом, тебя об этом не станут спрашивать! А более того, еще придется и отвечать, по какому праву и почему ты жил по такому-то мазхабу или состоял в таком-то тарикате! Все это, несомненно, есть не что иное, как «превращение монахов и первосвященников в господ помимо Аллаха», ибо всякие обособившиеся мазхабы и ставшие популярными тарикаты – не что иное, как смута и новшество в религии. А любая ересь, любое новшество – это заблуждение! Сказал имам Шихабуддин Абдуррахман Абу Шама (665 г.х.) в своей книге «аль-Муаммаль ли-ррадд иля аль-амр аль-аууаль» 1/10: «Люди постепенно стали ограничивать себя: вместо углубления в изучение Коранических наук, стали довольствоваться зазубриванием нескольких сур и передачей некоторых способов чтения Корана (къираат), игнорировать науку о его толковании (тафсир) и извлечении из него положений и законов. В хадисоведении люди ограничились прослушиванием некоторых книг, стали брать их у шейхов, большинство из которых были более невежественными, чем они сами. Есть и такие, кто доволен тем, что собирает чужой словесный мусор и отходы умов и идей. Другие посвятили себя заботе о чьем-то мазхабе, передавая его и стараясь сохранить в нем каждое мнение. Когда некоторых знающих людей спросили о значении слова «мазхаб», они ответили: «Это – искажение религии!» Всевышний Аллах сказал: «И не будьте в числе многобожников, из тех, которые разделили свою религию и стали партиями, каждая из которых радуется тому, что имеет» И в то же время все описанные нами люди считают себя самыми знающими и образованными учеными, хотя на самом деле перед Аллахом и перед истинными учеными они – невежды из невежд». Затем, там же 1/15 имам Абу Шама пишет: «Только четыре мазхаба стали известными, а остальные – были заброшены и забыты. Последователи этих имамов, видимо, были слабыми в науке, кроме небольшого количества из них. Так, они стали совершать такълид, хотя до них это считалось запретным. Более того, слова их имамов стали у них чем-то вроде Корана и Сунны, о чем Всевышний сказал: «Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов» (ат-Тауба 9: 31).
mosi_mosi 27-03-2009-14:00 удалить
Paheli, Для начала вы нарушили правила группы. (!) В эпиграфе дневника простым текстом написано, что запрещается распространять идеи лямазхабия! Во вторых вы пишите совсем иррациональные вещи. Во все времена сунниты всегда следовали одному мазхабу из четерых. Вы утверждаете что следование мазхабу - это есть разделение уммы. С чего вы взяли? Те расхождения, которые есть в мазхабе, имамы мазхабов сами не выдумали. На самом деле эти расхождения в фикхе пришли от сахабов. Возьмем например, вопрос о касании женщины. По шафиитскому мазхабу, если мужчина дотрагивается до женщины, то его омовение портится. По ханафитскому мазхабу не портится, не важно, было ли возбуждение иль нет. По маликитскому мазхабу портится, если было возбуждение. Ибн Аббас (радыАллаху анх) считал что, что здесь речь идет о зина (про касание женщин). Его мнение взял Абу Ханифа. Ибн Умар, Ибн Мас'уд и Умар (радыАллаху анхум) считали, что любое прикосновение к женщинам портит омовение. Изза этого мы не можем говорить, кто из имамов прав, а кто ошибся. Ибо это значит, что мы начинаем сахабов оценивать. Так что те расхождения, которые в есть мазхабах пришло от сахабов, и ни в коем случае не выдумки имамов. Многие сахабы были муджтахидами, и каждый из них имел свое мнение по определенным вопросам. Такие понятия как «мнение Умара», «мнене Ибн Мас'уда» существовали и в те времена. На счет таклида в фикхе. Таклид - это следование без доказательств. Людей подразделяют на 2 группы: муджтахид и амми. Амми - это человек, который не достиг ученой степени, который ему позволяло бы самостоятельно выносить решения из Корана и Сунны. К амми относятся все нынешние люди, обычные мусульмане. Степень муджтахида – это очень большая научная степень, и людей достигших этой степени очень мало. А в наши дни таких людей вообще нет. Есть люди, которые себя относят или говорят что они ими являются, но ученые их таковыми не считают и не признают. Для амми таклид в фикхе является ваджибом. То есть, таклид в фикхе для амми обязателен. Почему? Потому что, наследие сунны пророка Мухаммада (с.а.с) настолько обширная, что если ты начнешь уделять время на изучение доказательств, то ты всю жизнь им будешь заниматься и не достигнешь той степени, которое позволяло бы тебе выносить самостоятельное решение. Это сложное занятие. Из-за этого в Коране есть аят, где говорится: "Спросите тех, кто знает, если вы не знаете" (16:43). И этим Всевышний облегчил нам жизнь и поэтому вопросы ибадата нам не нужно изучать. Нам достаточно брать фетву алимов, ученых, которые сказали, что намаз делается таким то образом, постимся мы таким то образом итд. Мы берем фетву муджтахтдов и ему следуем. По Шариату на нас нет никаких обязательств искать доказательства. Мы можем спросить, но обязанности на нас такой нет. Это занятие ученых. Но никак не обычных людей. А если амми самостоятельно начнет изучать этот вопрос на основе сунны Пророка Мухаммада (с.а.с), и начнет выносить свои какие то решения, то он уже ошибся. Так как изначально на нем будет грех. Не важно даже, может он будет прав, в этом конкретном случае, но он грешен. Так как он занимается тем, на что у него нет прав, и тем, что для него является харамом. И он является самозванцем. А на счет муджтахида есть хадис, что если муджтахид вынес фетву, и оказался правым то у него 2 награды, а если ошибся то 1 награда. Почему? Потому что он занимается тем, для чего он нужен. Это его прямая обязанность. А амми, если он начинается вторгаться в эти вопросы, и начинает говорить: «этот ошибся, а этот нет», (например, Абу Ханифа ошибся, Малик не ошибся, итд), он совершает большой грех. Так как он не достиг такого уровня, что дает ему делать тарджих. То есть говорить, «это правильно мнение, а это ошибочное». Он может брать любое мнение из муджтахидов. Никто не обязывает следовать какому то одному определенному муджтахиду, можно следовать Абу Ханифа, имам Малик, Шафии, имаму Ахмаду, (рахимуллаху Тааля) и следуя ему мы не можем порицать других муджтахидов. Потому что мы не можем это оценить. До наших дней дошло 4 мазхабов в фикхе. ЭтоАбу Ханифа, имам Малик, аш Шафии, Ханабали (рахимуллаху Тааля). Это непрерывная цепочка факихов, которые берут знания от своих учителей, и эта цепочка доходит до имамов своих мазхабов, а затем до Пророка Мухаммада (соллаллаху алейхи ва саллям). Например, между имамом аш Шафии (р.а) и Пророком Мухаммадом (с.а.с) всего 3 человека: Малик, Нафия, Абдуллах ибн Умар. Это самый близкий иснад от имама Шафии к Пророку Мухаммаду (с.а.с). А между Маликом и Пророком Мухаммадом всего 2 человека: Нафия и Абдуллах ибн Умар (р.а). И это есть иснад – непрерывная цепочка. И это не просто какое то знание, которое было получено путем просиживания в библиотеках. А этот тот источник, который наши алимы берут от своих учителей, они от своих учителей и так до пророка Мухаммада (алейхиссалям). И в любой науке это есть. Называется иснад. А иснад это часть религии. И если бы не иснад то любой человек говорил бы, что он захочет. И наш дин был бы размыт, как это произошло с людьми Писания.
_Л_е_н_а1 27-03-2009-23:41 удалить
Очень все понятно и толково. Спасибо.
mosi_mosi 28-03-2009-21:42 удалить
Открой_для_себя_Ислам, функцией "копировать-вставить" мы все умеем пользоваться. Так что не надо нам мусорить сообщество статьями каких то сектантов. На то пошло, вы тоже определенному мазхабу следуете, правда, не аутентичному. Ведь вы ссылаетесь в основном на Албани, у которого иджазы нет. Так как вам нечего написать от себя, и вы занимаетесь банальным копи-пастингом, я вас включаю в черный список, дабы не превратить сообщество в "сборник" статей из ваххабитских сайтов и форумов. То что надо было я вам коротко и ясно объяснила.
-Айшенур- 29-03-2009-03:01 удалить
Мне тоже очень понравилось. Джазак Аллаху хайран!


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Что такое мазхаб и почему обязательно его придерживаться? | ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ_ИСЛАМ - ПРИГЛАШЕНИЕ К ВЕРЕ... | Лента друзей ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ_ИСЛАМ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»