Доброе утро, мои неспящие или только просыпающиеся читатели. Сегодня мне хотелось написать на тему, к которой я довольно давно отношусь со смешанным чувством любопытства и осторожности – и даже не знаю, чего тут будет больше. Изначально эту статью спровоцировал один разговор с моей подругой, на тему того, почему так популярно аниме, и какие опасности несёт в себе этот жанр, но потом я решил взять немного шире и поразмышлять на тему «фанатения» вообще, так сказать, развинтить будильник и посмотреть, что внутри. Но для начала мне нужно будет привести кое-какие основные выкладки из разных областей, поэтому рассказ получится довольно объёмным. Нелюбители длинных статей могут пройти мимо, а тех, кому стало интересно, приглашаю немножко порассуждать вместе со мной.
* * *
Вступление.
Есть много видов наркотиков, разного действия, разного типа, но принцип у всех один и тот же. И ключевое слово, связывающее их – не привыкание, как можно было подумать поначалу. В переводе с греческого наркотик - «приводящий в оцепенение, одурманивающий». Если смотреть с этой точки зрения, в медицинскую классификацию следует ввести ещё один вид наркотиков – информационный. Информация, а именно она столь многое решает в нашем мире сегодня и заполняет абсолютно все возможные ниши жизни, может быть не только ценным приобретением для сознания, благодаря которому совершенствуется личность (пример: базовые знания в области философии, психологии, etc.), но и самым опасным из существующих в мире ядов. И, не мне вам говорить, насколько эффективным оружием для слабых умов. Потому что если физический ущерб разной степени тяжести ещё можно как-то устранить, последствия информационного отравления необратимы. И более того – невозможно, или очень трудно, заметить его развивающиеся симптомы.
* * *
Немного нейрофизиологии.
Реакции человеческого мозга, то есть наши с вами чувства, эмоции, размышления, несмотря на их кажущуюся сложность, состоят из множества реакций отдельных нейронов, из которых он построен. А механизм реакции нейронов, наверное, помнит со школы каждый: информация о каком-то специфическом внешнем раздражителе через рецепторы передаётся на рецепторные (сенсорные) нейроны, они возбуждаются, т.е. накапливают электрический потенциал, и, передавая электрический импульс другим нейронам, соответственно, сообщают нервной системе о раздражителе. При этом, что особенно хочется отметить – нам пригодится в дальнейшем – сенсорные нейроны обладают свойством детектирования, т.е. свойством реагировать на тот или иной признак раздражителя по-разному, или свойством реагировать только на определённое его качество. Для чего я всё это рассказываю? Представьте себе нервную систему человека, как огромное королевство, где каждый подданный (не в пример реальному королевству, конечно), исправно выполняет чётко поставленную именно для него задачу. Допустим, один подданный сообщает королю о нападении врагов на граничные земли, другой – о прибытии послов из другого государства, третий – о том, что для принца-наследника появилась подходящая невеста. Конечно, пример сильно утрирован, но суть иллюстрирует хорошо: сознание человека так или иначе откликается на любые перемены во внешнем мире, другой вопрос, что степень поднятой тревоги сильно различается, и отдельные реакции остаются нами совсем не замеченными. Король не успевает выслушать всех своих подданных, и пока он занят делами дипломатии, к примеру, он не успеет узнать о том, что во дворец проник наёмный убийца и готов всадить кинжал ему в спину.
* * *
За кулисами наших мыслей.
Продолжим развивать идею. Разумеется, все из вас слышали о так называемом «25 кадре», вещи, в своё время дико обсуждавшейся и волновавшей умы. Одно время все кричали о страшной угрозе, которую несёт это явление, и даже после того, как идею 25 кадра научно опровергли, кое-кто утверждает, что подсознание всё-таки реагирует на него. Один лишний кадр с дополнительной информацией может нанести вред – какой вздор! Этот несчастный кадр скорее уподобляется несчастному неуслышанному на фоне остальных подданному нашего короля, а вся эта шумиха отлично напоминает мне о классической цитате «а слона-то я и не заметил…». Почему? Потому что за сгущением красок вокруг легендарного 25 кадра никто не заговорил об обыкновенной рекламе – той, которая транслируется каждый день.
Попробуйте на некоторое время ощутить себя в роли рекламодателя. Как вы станете рекламировать свой товар? Естественно, ответите вы, важно чем-то увлечь потенциального покупателя. А что подразумевает под собой слово «увлечь»? Правильно, показать то, что человеку хотелось бы увидеть, что, говоря обыденным языком «зацепило» бы его. Секрет массовой популярности не в количестве рекламных плакатов, и ключик к сознанию лежит не в 25 кадре. Как дипломату враждебного государства добиться хорошего расположения к нему нашего короля? Правильно, произвести впечатление на как можно большее количество королевских придворных. Заставить их наперебой твердить своему правителю о достоинствах посланника. То есть, снова возвращаясь к языку нейрофизиологии, привести в возбуждение как можно большее количество нейронов. Правильно поставленная рекламная кампания рассчитана не на постоянную стимуляцию со стороны производителей (в конце концов, какими бы богатыми они ни были, деньги на тиражирование плакатов/роликов/вывесок рано или поздно закончатся), а на резонанс со стороны потребителей. Если вам понравилась купленная книга и вы начинаете советовать ее другу, а тот, в свою очередь, советовать другому другу – это лучший пример резонансной рекламной кампании.
Итак, попробуем прийти к итогам по этой части. Попытайтесь спросить у какого-нибудь знакомого, «фанатеющего» от телесериала, романа, фильма, чем именно ему так нравится сие произведение. Скорее всего, вам никогда не ответят ясно. Возможно, скажут что-нибудь туманное а-ля «там такие живые герои!» или «ты что, там такая атмосфера! Прочитай скорее и сам убедишься!». То, что нравится до одури, нравится сразу всеми своими чертами. Буквально до той степени, что в мозгу человека чётко фиксируется на уровне условного рефлекса «то-то, то-то – просто замечательное!» И любой атрибут, имеющий хоть малейшее отношение к предмету любви, воспринимается как его часть. Портретик персонажа фильма, одежда «а-ля модный супергерой», просто имя этого самого героя – становятся маленькими кусочками тортика, пробуждающими сладкие воспоминания о целом торте. И король, тая в умилении при виде галантного и обходительного посла, уже не вспомнит, кто же именно из придворных шепнул ему, что посол обходительный и галантный – ассоциация закрепилась прочно, цель достигнута.
* * *
Хитрости популяризации.
Едем дальше. Ответьте мне, какой самый простой способ найти взаимопонимание как с детьми, так и со взрослыми? Очевидно, упрощение. Скорее всего вас оттолкнёт толстенная книга с фундаментальными рассуждениями на тему не менее фундаментального предмета. Но тоненькая книжица в мягком переплёте, с улыбающейся девушкой на обложке, и называющаяся как-нибудь «Занимательно о…» или «Маленькие секретики на тему того-то того-то» разойдётся довольно быстро. То же относится к любым сферам массовой культуры. Вся идея использования слоганов, коротких девизов, рекламных западающих в голову фразочек строится на этом. Зачем мучиться и снимать фильм о большой серьёзной любви, если молодёжная комедия про секс разойдётся куда быстрее? Зачем втягиваться в изучение какой-то темы, если можно быстро нахвататься идей по верхам и состряпать душистый занимательный винегрет?
Вот тут и появляется великое слово «суррогат». Заменитель. Мыльные оперы и комедийные сериалы заменяют фрагменты реальной жизни, сериальные/книжные эмоции и ситуации становятся эталонами. Упрощение всего и вся влечёт за собой очень значительное расширение аудитории.
* * *
Почему я с осторожностью отношусь к аниме.
Что в первую очередь отличает произведение японских аниматоров / мангак / художников от тех же примеров западного искусства? Ответ покажется вам поначалу немного притянутым за уши. Открытость. Анимешные персонажи во всех своих проявлениях обладают легко читаемыми эмоциями. Если вы увидите кадр с несколькими героями произвольно взятого аниме, то сразу сможете сказать, какой из героев в данный момент смущён, какой – взволнован, какой - испуган, растерян и так далее. Знатоки аниме помнят и условные символы, которыми обозначаются отдельные трудно прорисовываемые эмоции – «капелька», «крестик», «волнистая линия» и т. п. И конечно, глаза. Огромные, неестественные глаза, на которых всегда всё написано. Вот они чуть подрагивают, как желеобразная масса, и зритель понимает, что анимешная девушка обомлела при виде анимешного паренька. Вот зрачки превратились в две маленькие точки, а глаза округлились – персонаж испуган. В любой момент времени всё на виду. А теперь скажите, часто ли вы по лицу своего знакомого/ой можете сказать, что он/она испытывает в данный момент? Сильно в этом сомневаюсь. Близкий к истине вывод будет только если вы давно знакомы с человеком, да и то слишком велика вероятность, что вы ошибётесь. Так что же получается при просмотре аниме? Подсознательно начинает развиваться и крепчать иллюзия того, что представленный на экране мир «более правильный», чем окружающий мир. «Более честный», «более открытый» и т.д. Часто ли вы задумывались на эту тему?
И во взрослых, и в детях живёт чувство справедливости – в ком-то завышенное, в ком-то более слабо выраженное. Какой бы такой пример привести получше… Вот допустим: всех, от мала до велика, приводят в умиление открытки с котятками. Есть в них кусочек детства, кусочек душевной теплоты, насколько бы ни было зачерствевшим сердце, вид маленького котёнка заставит хотя бы улыбнуться. С аниме картина та же – персонажи, простые и естественные (особенно в самом популярном «кавайном» стиле), различными проявлениями своих эмоций призваны приблизиться к зрителю, вызвать его доверие. Кто-то сказал «аниме особенно завораживает людей со слабой волей и сильным воображением», и в этом есть большая доля правды. Анимешные персонажи создают ощущение некого уюта, что ли. И вы уже не замечаете, как начинаете смотреть один аниме-сериал за другим, обрастаете знакомыми-анимешниками, обычно очень податливыми в эмоциональном плане, неустойчивыми в настроении людьми, и не замечаете, как постепенно сами начинаете подпадать под неестественное обаяние героев японской анимации. Забывая о том, что перед вами только суррогат эмоций /ситуаций /психологических конфликтов, а не правда жизни. Стоит учесть, что аниме, меняя картину мира, создавая «альтернативную реальность» со своими неправдоподобными, но такими желанными законами, которые порой хотелось бы перенести с экрана в жизнь, оказывает на сознание существенный и очевидный вред. И тут не имеет значение, насколько устойчива ваша психика была изначально.
Почему в начале статьи я так много писал на тему наркотиков, яда, информации, рекламы, нейронов, популяризации и тому подобное? Все эти вещи, как тонкие паутинки, ведут нас к центру. Вместо аниме я мог точно так же привести, к примеру, Гарри Поттера (маленький факт – один известный фанф-ресурс содержит всевозможных фанфиков по Гарри Поттеру уже по объёму намного больше, чем все книги о нём, вместе взятые!) Любая вещь, которая становится слишком популярной, уже повод для меня задуматься. Как маленький звоночек, возвещающий «что-то тут не так». В статье я попробовал подобраться к этому явлению с разных сторон, вам решать, получилось или нет… Какие-то мысли остались немножко не у дел, по той простой причине, что сложно оформить сразу всё в чёткую картину. Но надеюсь вам было интересно)
На этом не буду отнимать больше вашего времени, доброго дня!
Исходное сообщение tainataki Lanjane, кстати на счет цензуры, да... лучше уж ввести запрет не на показ таких фильмов, а на их экранизацию в принципе:))))))))))))*в его взгляде скользит холодное презрение* Ты с такой широкой улыбкой говоришь о цензуре, что мне становится тошно. Разумно запрещать показ многого в публичных местах, но стоит ввести цензуру на производство и хранение - и мы увидим, как НАСТОЯЩИЕ кишки и мозги весьма достойных людей потекут по полу. Потому, что ЦЕНЗУРУ НЕВОЗМОЖНО ОСТАНОВИТЬ. Потому, что подбростиь запрещённую книгу или фильм всегда очень легко. Потому, что нормальный интеллегентный человек никогда не пойдёт работать в запретительные органы, и его мнение никто не услышит. Как только информация становится запретной - общественная психика становится полем для экспериментов. И тем, кто их проводит, во имя чистоты этого эксперимента не жаль ломать судьбы творцов. С надеждой, что ты не поняла, что сказала, Найт Еретик.