[500x375]
Группа археологов, работающая на территории Перу, обнаружила в 330 километрах от Лимы развалины дворца, который был построен около 3500 – 3000 гг. до н.э. По мнению ученых, дворец служил местом для отправления религиозных церемоний и является, таким образом, наиболее древней находкой в этой южноамериканской стране.
Авторитетный перуанский археолог Вальтер Альва, участвующий в раскопках, считает, что дворец, вероятно, был построен высокоразвитой, но пока неизвестной цивилизацией.
В прошлом году в Перу археологи нашли развалины храма, возраст которого насчитывает около 4 тысяч лет. Храм, названный Вентаррон, является частью крупного архитектурного комплекса Сипан, обнаруженного еще в 1980-х годах также Вальтером Альвой. Древний город, построенный около 2 тысяч лет назад, являлся административно-культурным центром цивилизации Мочика.
Безусловно, перуанская история наиболее известна благодаря существовавшей до XVI века империи инков, сумевшей построить высокоразвитое государство в условиях сурового климата Андского высокогорья. Однако его существование базировалась на многих предшествующих исторических этапах, которые создали задел для существования инкской цивилизации.
Однако сегодняшняя находка немало озадачила ученых уже потому, что, по их единодушному мнению, цивилизация обеих Америк является более скромной во временном отношении. На территории Перу наиболее развитая культура появилась только около 1500 г. до н.э. и представлена культурой Чавин, являющейся первым крупным "стилистическим горизонтом" в этой стране. Ее влияние ощутимо повсюду в Северных Андах, а не только в Перу. Искусство этой эпохи схоже с искусством ольмеков - народа, населявшего побережье Мексиканского залива. Археологи уже доказали, что уже около 900 г. до н.э. между Мезоамерикой, а также Эквадором и Перу существовали хорошо налаженные морские контакты.
Как и всякая архаическая культура, Чавин поражает сочетанием несхожего: стиль этой культуры суров, монументален и прост; а мотивы полны загадочной символики. Страх и восхищение перед богами навечно застыли в образах громадных каменных или глинобитных храмов. Зато рельефы и пластика полны любопытства к таинственной жизни божеств. Чаще всего здесь появляется традиционный для Мезоамерики образ ягуара - бога злого и коварного, милостивого и сильного. Немало встречается и декоративных украшений из бирюзы, кости и листового золота.
На севере Перу, близ местечка Уака-Приета, где сформировалась наиболее ранняя из известных перуанская культура, существовавшая с 2500 по 1200 гг. до н. э., люди, жившие в примитивных землянках, ловили рыбу, выращивали кабачки и бобы, плели и ткали одежду из хлопка. Они не умели еще изготавливать керамику, и потому сосуды им заменяли выдолбленные тыквы. Их стенки они украшали геометрическими узорами. Чуть позже появятся керамические изделия, а список полезных растений пополнит маис, тоже в своей более примитивной форме.
В эту же эпоху в центральных районах Перу возникает культура Котос. Самый древний ее памятник - знаменитый "Храм скрещенных рук" (его внутренняя стена была украшена рельефом в виде скрещенных рук). Он возведен около 2000 г. до н.э. Первые керамические изделия появляются здесь лишь два столетия спустя. Постепенно их стиль начинает напоминать культуру Чавин. Возможно, именно здесь, близ современного города Уануко к северу от Лимы, и зародилась культура Чавин.
Пока же наиболее древняя на южноамериканском континенте так называемая Вальдивская культура, найденная на территории Эквадора и существовавшая в 3500 -1800 гг. до н.э. Основу ее хозяйства составляли рыбная ловля, охота, сбор дикорастущих плодов и ягод, а также земледелие.
Как показали раскопки в местечке Реал-Альто недалеко от современного порта Гуаякиль, здесь на протяжении пятнадцати веков (начиная с 3400 г. до н.э.) жили люди. Они строили дома из гибких ветвей и стволов, а щели между ними замазывали глиной. Основу их рациона составляла рыба, а также выращенные своими руками тыквы, маис и перец.
Жители этих мест очень рано овладели ремеслами. Керамика, найденная здесь, поражает своей красотой и техникой выделки. Особенно часто встречаются женские фигурки, напоминая о культе плодородия, существовавшем у местных племен.
Историки обнаружили даже сходство у статуэток, найденных здесь, с керамикой японской культуры Дземон. Естественно, у людей, вращающихся в околонаучных сферах, появились гипотезы, гласившие, что древние японские или индейские мореплаватели пересекли Тихий океан, делясь секретами мастерства со встреченными народами. Однако никаких реальных доказательств тому найдено не было, а ученые признали эту версию несостоятельной.
Возможно, открытие древнего дворца позволит расширить наши знания об истории и культуре доколумбовой Америки. Ведь теперь выходит, что американская история развивалась одновременно с культурой Передней Азии, где в то время началось владычество Шумера.
26.02.2008
www.inforos.ru