[497x380]
Богам всегда мало, они требуют настоящих жертв - пленников, попавших в руки ацтеков во время военных походов. Продев через носы несчастных шнурки или обвязав им шеи веревками, пленников приводят в Теночтитлан и бросают в темницу. Когда приближается день церемонии, верховный жрец выбирает одну или нескольких жертв. Жрецы постятся четыре дня, иногда и дольше, а по ночам стоят в карауле у стен храма. Наконец торжественная процессия отправляется к главному храму для жертвоприношения. Жрецы проводят ритуал очищения жертв и надевают на них пышные одежды того бога, чьей кровавой пищей им предстоит стать.
Теперь обреченные превращаются в ишиптла - воплощение божества. В конце концов пленника ставят перед крутой лестницей святилища: «Ин ие тлекуилишкуак, ин ие тламаматлак» - «Уже у края огня, уже у края храмовой лестницы». Жрецы подхватывают его под руки и ведут наверх. Если ишиптла горд и храбр, он идет сам с высоко поднятой головой - ведь его ждет вечная жизнь в небесных сферах. Других тащат силой. Наверху жертву кладут на каменный алтарь. Четыре жреца держат несчастного за руки и за ноги. Верховный жрец, «дающий огонь», подходит к распластанному человеку, заносит нож и делает на его груди глубокий поперечный надрез. Под звуки священного гимна, он вырывает сердце, ибо в нем находится тейолия, мыслящая сущность человека, чья энергия будет теперь питать бога Уицилопочтли. Окровавленный комок плоти жрец помещает в Кубок орла, круглый камень диаметром 3,5 метра с рельефом, изображающим лик Уицилопочтли в лучах солнца. Теперь покойник стал «воином-орлом», и его тело сбрасывают вниз со ступеней храма. У подножия святилища к нему подбегают жрецы, отрезают голову, сдирают с нее кожу, извлекают мозг и глаза, а затем насаживают на длинный шест, торчащий из цомпантли - стены черепов. Тело расчленяют, как когда-то Уицилопочтли расчленил свою сестру. Несколько кусочков человеческого мяса варят вместе с маисом, и воин, который одолел этого противника на поле брани, вместе со своей семьей приступает к ритуальному пиршеству. Так принесенный в жертву символически принимается в семью этого ацтека.
Главная площадь храмового комплекса Теночтитлана - место для жрецов, знати и храбрых воинов. Только в дни жертвоприношений сюда стекаются толпы народа, чтобы поглядеть на мрачный ритуал. Иногда Ауицотль приглашает и враждующих с ацтеками царей, дабы они своими глазами увидели, как их воины будут умирать во имя Уицилопочтли.
Не только сердца пленников пожирают божественные покровители ацтеков. Тлалок, бог дождя, жаждет крови маленьких детей. Ведь когда они начинают плакать, прекращается засуха. А богиня-мать Тоси требует, чтобы ей приносили в жертву девственниц. Сначала они отдаются царю, а потом жрец закалывает их одним ударом ножа. Тескатлипока, покровитель царя, каждый месяц получает идеально сложенного юношу, а богине Чикомекоатль приносят в дар девочку. Бог маиса Синтеотль требует людей с сыпью на коже.
Людей в ритуальных целях убивали и в других древних царствах Центральной Америки, но в таких масштабах, как ацтеки, - никогда. Во время церемоний жрецы трудятся без сна и отдыха по несколько дней.
Журнал GEO 2005 год