О чистоте
25-08-2011 11:38
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Когда бы то ни было, забота о чистоте, похоже, была распространена среди всего населения. Правящий класс тратил на это больше времени и соблюдали её тщательней, чем простолюдины. Монтесума «омывал своё тело дважды в день» - пишет один из хронистов, все остальные «купались часто и помногу каждый день».
Эту привычку молодёжи прививали с детства, часто подростков поднимали по ночам, чтобы искупаться в холодной воде озера или источника.
Ацтеки не умели делать мыла, но его заменяли растительные продукты – плод копальшокотля или мыльное дерево и его же корень. И то и другое даёт пену, которую можно использовать не только для туалета, но и для стирки белья.
Купание было не только гигиенической мерой, но и во множестве случаев ритуальным омовением. Пленников уготованных Уицилопочтли подвергали ритуальному омовению, и эти жертвы носили имя тлаальтильтин – «те, которых омыли».
То же самое можно сказать и о типично мексиканской паровой бане – темаскалли. Этот обычай, сохранившийся и в наши дни в деревнях науа, был настолько распространён в доиспанские времена, что большинство домов были снабжены пристройкой в виде полусферы из камней, где можно было попариться. Зачастую, желающего попариться, сопровождал другой человек, особенно если первый был болен, и растирал его травами, после чего парящийся растягивался на циновке, чтобы баня возымела своё действие. От бани, в самом деле, ожидали двойного действия: с одной стороны, лечебно-гигиенического, с другой – очистительного. Роженицы, посещали темаскалли, прежде чем вернуться к активной жизни и этот обычай также сохранился до наших дней.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote