М-2. Действующие лица и исполнители.
Возможно, все нижеизложенное всего лишь мистификация…
Театр начинается с вешалки и с программки, где представляются действующие лица и исполнители. Мы тоже начнем с персонажей нашего действа. Представлять они будут части/стороны нашей личности – или психики.
В зависимости от выбранной психологической школы и глубины исследования в психике можно усмотреть много разного населения («Я», «Эго», «Сознание», «Бессознательное», «Внутренний Ребенок», «Смотритель» и т.д., и т.п.). Мы отберем (кастинг – не абы что) компактную, но перекрывающую почти всю структуру группу: Сома, Анима, Болтун, Монитор, Защитник, Горемыка, Волчик, Сам-Я и Психомеханик.
СОМА - эволюционно древнейший слой психики. «Телесный разум», «клеточный разум», «коллективный разум клеток», наше «чувство тела». Самый авторитарный, императивный и мощный персонаж психики. Сома консервативна, но «в случае чего» командует быстро и решительно. Но командует исключительно по жестким шаблонам, отобранным в течение жизни (привычки, стереотипы) или миллионов лет эволюции (рефлексы, инстинкты).
АНИМА – предчеловеческий разум животных, типа надстройки (мансарды?) над Сомой. Наши эмоции, чувства и интуиция – от нее (ощущения – от Сомы). Тоже консервативна и предпочитает командовать по шаблонам привычек и стереотипов. Но гибкости, умения обучаться уже побольше – есть даже какое-то «стремление к новизне» = «поисковый рефлекс». Анима с Сомой представляют подводную невидимую часть айсберга нашего разума.
БОЛТУН - чисто человеческая часть разума. «Болтун» - потому что большинство людей большинство своих мыслей, чувств и даже ощущений осознают в словесной (вербальной) форме. Надстройка (крыша?) над Анимой – Болтун «называет», придает словесную форму тому, что надумают Анима и Сома; + может просчитать любую ситуацию абстрактно, по правилам формальной логики. Возможно, возник как инструмент информационного обеспечения усложнившейся социальной жизни человека – речь оказалась более эффективным средством коммуникации, чем сигнальные звуки и «телодвижения» животных.
МОНИТОР - «экран сознания», на котором мы «просматриваем» процессы (и их результаты), происходящие в Болтуне, Аниме и Соме. Я немного сомневался, можно ли его отнести к персонажам, но вспомнил про «Телепузиков» и решил – можно.
ЗАЩИТНИК - один из персонажей Анимы, инструмент социализации. Механизм социализации (создания стаи - коллектива) сконструирован эволюцией на клее импринтинга (запечатления) - младенческого рефлекса следования за первым замеченным в жизни движущимся объектом = Защитником. Для цыпленка это мать-наседка. Для нас – мама, затем в это число входят ближайшие родственники, затем воспитатели в детском саду, учителя в школе, начальник на работе. Защитником могут оказаться лидер подростковой стайки, любимый-любимая, супруг-супруга, любой лидер или вождь.
ГОРЕМЫКА - это та часть нашей личности, которая страдает от всех наших неудач, невзгод и трагедий. Его хлебом не корми – дай лишь поплакать по любому поводу или вообще без повода. Это величайший лодырь («чё париться – все равно ничего не получится») и ипохондрик («болеть – это так приятно, да и можно ничего не делать»).
ВОЛЧИК – самый затюканный и бесправный персонаж в нашем представлении. Ему не позволяют вырасти в нормального сильного, крепкого и адекватного Волка, способного защитить нас от притязаний окружающих. Он – всегда на цепи и в крепкой клетке – «от греха подальше»…
САМ-Я - «актуальное Я», «Я, как это мне сейчас представляется».
ПСИХОМЕХАНИК - один из органов Анимы, механизм саморегуляции психики и главный работник и исполнитель в сомнорегуляции. Назван по аналогии с автомехаником, регулирующим и ремонтирующим автомобили.
Зачатки наших особо (специфически) человеческих способностей мы получаем как врожденные от наших эволюционных предков – животных. Способность к речи, к письму, к абстракции. Но без целенаправленного развития (воспитания) они так и остаются зачатками, и человек остается на уровне развития 3-х – 5-ти летнего ребенка.
То же самое происходит с Психомехаником – механизмом саморегуляции. Сегодня в нашей культуре отсутствует традиция целенаправленного развития этого механизма – его развитие остается на уровне 3 – 5 летнего ребенка. И этот ребенок пытается решать наши подростковые, затем взрослые проблемы – в результате мы имеем почти тотально невротизированное общество.
Эта традиция отсутствовала не везде и не всегда: любая религия (как комплекс отношений со священным) косвенно (опосредствовано) через ритуалы исповеди, молитвы и поклонения воспитывала умение строить (пусть неосознанно) взаимоотношения со свом подсознательным, включая Психомеханика. Привлекательность сект, алкоголя и наркотиков - и в этом тоже.
Психогигиеническая техника сомнорегуляции - прямое и осознаваемое развитие-воспитание этих уже имеющихся зачатков механизма саморегуляции до адекватного нашим взрослым проблемам уровня – средство «включения» этого механизма.
Продолжение следует…