[167x265]
«Говорят, царь… не настоящий!»… в гробу… А хоть бы и не настоящий, тебе-то на что? Всё равно же ж в гробу. Но нет, это как в достославные перестроечные-то годы весьма болезненно хлынула в кинематограф тема религии и веры, духовного поиска, терзаний внутренних… Думаете снял Таланкин «Отца Сергия» и почил на лаврах?! Да не то что бы, да и лавр был скуден, что уж там. Но многострадальные русские дворянские сердца не отпускали мысли режиссеров. И взялся Игорь Таланкин за интересный проект. Позвал он к себе «секс-символа советского кинематографа» Василия Ланового и сказал ему: «Сыграй-ка мне, братец, царя… Александра Павловича». Делать нечего, стали снимать.
Фильм получился камерный, но от ярких актёров и образов, ими воплощенных, яблоку же негде упасть. Впрочем, Бог с ними, с плодами греховными, перехожу к высокому.
Сюжет снова вертится вокруг легенды «Всякому солдату после 25ти лет службы отставку дают. А я свои 25 отслужил, пора и мне на покой», — так, или почти так (кто уж теперь ведает) говаривал ныне уж точно покойный Александр I. Одна с ним закавыка вышла: помер он при загадочном стечении. Помню, были поры, когда меня этот вопрос аж до дрожи разбирал, а теперь уж и я поостыл к Сашке и шут бы с ним, рано или поздно, а помер точно…
А вот режиссерам всё ни по чем, им всё хочется о его смерти поговорить. Извольте, Таланкин, побеседуем.
[519x425]
Фильм «Незримый путешественник», о коем я тут так туманно изъясняться изволил, выпущен был в 1998 году с личного благословения тогдашнего (недавно ушедшего) Патриарха. Настораживает, откровенно говоря. Ну, это поначалу. Если учесть, что фильм начинается с того, как Алексан Палыч долго не может чихнуть и так и не чихает (ах, как я сейчас его понимаю)), а супруга его, Лизхен, пытается в этот момент зарисовать царя. Сразу скажу, чисто с исторической такой, прагматической точки зрения (коею я имею, аки зуб, на всякую ленту по моему золотому времени))) ценности у фильма нет ну совершенно. Сюжет абстрактно выражает суть: царь — тоже человек. Он запутался, обложался, жизнь не задалась, Россия погибает без молодого энергичного царя (вообще, милое оправдание! Скажи это Декабристам: «Обращайтесь Коленьке, я вам больше не царь»). По хорошему, дезертирство сплошное, но, шельма, сыграно-то как! О….
[200x295]
Лановой, надо ли говорить, актер блистательный. Не только красавиц, но и талантлив безмерно! Как Анатоль он, конечно, был просто находкой. Но не суть, здесь от красоты уже, быть может, мало что осталось (впрочем, с Александром, весьма вероятно, так оно и было). Зато по сравнению с «Офицерами» — раскрыл для себя Лонового совсем с новой стороны! Человек напряженный, как готовая лопнуть струна, натянутый и степенный. Но вдруг — и эмоциональный, и есть даже моменты, когда ну очень веришь (хотя сходства, прям скажем, маловато). В общем, что и говорить. Знал, что если не потянет сюжет, то ради Ланового-то фильм точно досмотрю.
Но и в партнерши ему досталась чудесная актриса — Алла Демидова. Она во всех отношениях для Лизхен стара, но… но зато пара получилась забавная, современная такая, конечно. Ни тени эпохи, но мило)) Любимая тема «мужчины и женщины» не отпускала)) Дивная актриса, теперь только, к стыду своему, присмотрелся к ней, буду иметь в виду.
Гостюхин в роли Егорыча, личного слуги и почти что дядьки царя, просто очарователен. Первозданная русскость из него так и плещет, он там явно создает колорит, контраст с дворянством, особенно, когда «ТЫкает» царю-батюшке))
Арцыбашеву поиграть-то не дали. Дибича играть много ль надо экспрессии… нет-с, поиграть ему дали сильно потом, в «Сфинксе…», но о том см. пост выше)
Жженову дали странную роль лейб-медика шотландца Виллиса, но поиграть ему удалось вполне. Хоть и не много… говорят, роль эта и стала для него последней.
Особливо никого не отмечу боле, скажу только, что картина интересна чисто по причине драматургии и режиссерской работы. Таланкин посвятил эту картину памяти своего друга, Сергея Федоровича Бондарчука…