Собственно, сюжет представляется довольно-таки интересным. Недостатки цифровой съемки я уже для себя уяснил: бедно... просто бедно всегда, по тому как пленка менее четкая, но более наполненная структура. Честно говоря, отсутствие этой самой пленки в мини-сериале Аркадия Сиренко "Северный Сфинкс"(10 серий, каждая чуть меньше часа) – чуть ли не единственный недостаток картины. О да, люди, занимающиеся Сашечкиной историей скажут мне, что я сумасшедший: что историей там даже и не пахнет! Но нет, други мои, пахнет! Еще как! А главное, там пахнет человеченкой и психологическими поисками.
Как всегда вспомним, кто у нас главный в кино. Правильно, режиссер! Сиренко не замечен в чем-либо выдающемся, но этот его фильмец получился пожалуй на одной ступени с «Петербургскими тайнами», ну по крайней мере непрестанно напоминает. Кстати, сценаристы, один из которых к несчастью почил, тоже в основном из тех самых «Тайн…», плюс Елена Гремина, опорочившая свое честное имя «Адъютантами любви», но это 3-мя годами позже.
Актерская игра.
А что? Это чудесная, вероятно чем-то питерская школа, и без сомнения театральная.
[320x240]
Большая ответственность возложена тут на Владимира Симонова. Я знаю, что вы думаете, когда смотрите на размещенные фото: не похож… грим не к черту не годиться… Но есть такое понятие, как «актерская игра» и здесь оно с лихвой (кстати, как и у Симоно) возобладает над гримом и сходством. Бог наградил Симонова (не путать с Константином Симоновым)) выдающимся, почти Депардьевским носом (а вот это, господамы, бич для актера, если он не профи). Но и рост, и сложение, и многие черты (изгиб век, форма губ) - все это близко к оригиналу. Голос, пожалуй, грубоват (а может мне хочется, чтобы он так и остался мальчишкой, каким я видел его в Тильзите и Эрфурте, а-ля нестареющий Коленька Бурляев). Впрочем, что с того?! Надрыв имеется, спонтанные слезы на лице имеются. Каменный? Да, есть, это есть. У меня было закралось, когда он с Софьей разговаривал, это ощущение: Саша, ну как ты говоришь с дочкой?! Ну, человек ты, али льда глыба?! Но потом, скоро, меня настигло озарение: а эта неловкая манера «говорящего камня» не лишена истинности. Где в конце-концов мог Саша научится общению с детьми, когда кроме Софьи ни с кем не общался (дети Ортанс не в счет: это были пацаны)? Так что все верно: оттого так и говорит, что иначе не умел. В общем Симонов счел больше плюсов, нежели минусов.
Главный герой, юноша-чиновник Костя Новоскольцев исполнен Ильей Древновым талантливо. Ох и напоминает же он молодого Табакова, особенно в подражании пьяному))) в общем, как его герой ни напьется – сразу вылитый Табаков))
[320x240]
В самое сердце поразил Сергей Арцибашев. Блестящее исполнение Аракчеева, несмотря на несхожесть внешнюю, некоторые харАктерные расхождения с оригиналом… но одна сцена оплакивания возлюбленной Настасьи – это что-то! Такой суровый человек в такой напряженный момент. И это сильно при всем при том, что крупных планов крайне мало. Все же работа с камерой и монтажом простовата, можно было лучше. Но на горбу актеров в рай почти доехали, потерпите, немного еще.
Особенности сюжета.
Таки не обошлось без находок Мережковского. Но так как в основном вопросе версия режиссера с версией философа разошлась, он сохранил только диалог с Голициным и с Фотием, и безобразную (в хорошем смысле этого слова)) сцену анафемы Голицину.
А хорошо они ухватили этот характер: отставлять человека без предупреждения, в самый момент нового взлета – это в Сашином стиле и впрямь…
И конечно есть еще сюжет, которому за выдумку светит 10 баллов из ста по моей шкале щедрости. Главная загадка Северного Сфинкса – что сталось с царем? Умер и ушел, или ушел и умер, что есть вещи различные. Ответ на эту загадку тоже заключился в человеке… Человек этот сделался похож на государя чрезвычайно в течение опасной болезни: из него извлекли с десяток осколков ядра, но один-единственный, неуловимый, сведший с ума немецкого хирурга, оставался в его организме. И, какая блестящая возможность! Он подбирался к сердцу. Для государя, как вы понимаете, смерть человека, как две капли похожего на него – не пустой пустяк. Но все в свое время. Прежде установлен контроль над осколком при помощи магнита. Кусочек металла блуждает по его телу, тело его заменит государя… И, король умер, да здравствует король…
Ох и загадок у Саши... ибылои имеется... Посмотрте фильм, если захотите. Правда там есть точно.