Кинолента "Имперская Венера" попала мне в руки благодаря моей подруге, как всегда неожиданной и спонтанной. Фильм отвечает времени, в которое он снят, но не имеет ничего общего с правдой.
[250x356]
Джина Лоллабриджида - бесподобная женщина и замечательная актриса, но тот образ, который она рисует не имеет почти ничего общего с Полеттой. Полина была девочкой-нимфоманкой: так и не повзрослевшей, но в то же время умеющей вести опасные игры с мужчинами. Джина являет на экране женщину сильного, волевого характера; итальянку, способную на авантюры, но весьма умную и современную дамам 60х годов XX века. Только это отнюдь не та особа, каковой была Полина. Ее выходки были детскими шалостями, всей дерзости которых она быть может не понимала или делала вид, что не понимает. Она действительно была красивейшей женщиной из всех, что мне доводилось встречать, и моей любимейшей сестрой. Но сам характер ее экранного воплощения был неправильно выстроен режиссером изначально.
Несколько добавлений к сюжету не исказили бы нашей истории, если бы не двусмысленное построение картины: образец сильной женщины XX столетия помещенный на почву начала XIX века меняет все. Вместо ангельски нежного создания, подверженного лишь редким легким влюбленностям и легкомысленным влечениям, мы видим зрелую, здравомыслящую женщину, не лишенную элемента верности и постоянства. Весы в равновесии подменяют "разбалансированные" весы (сообщаю вам, что Полетта родилась 20 октября, чтобы моя метафора выглядела совершенно уместной).
Основная любовная линия, выстроенная в фильме, никогда не существовала: такой человек, как гусар Элизабета, не мог бы надолго задержаться в сердце, если не сказать в постели, у Полины.
Что касается наших с сестрой отношений: они были исполнены нежной дружбы. Я и впрямь мог позволить себе вот так вот приклонить усталую главу ей на грудь, но лишь при условии, что двери были бы заперты и мы были бы предоставлены лишь друг другу. Я ни разу не поднял н нее руки! Я ни разу не видел ее в слезах! Я никогда не сомневался в том, что как бы она ни была легкомысленна, она любила меня беззаветно, как может любить маленькая преданная собачка. Но более всего она ассоциировалась у меня с ласковым, хитреньким котенком, который может мурлыкать, ластясь к моей руке, а может и покусывать пальцы игриво время от времени.
Историческая подоплека вредит картине. Я не верю фильмам, которые зиждятся на одном единственном актере. Откровенно неправдоподобные комичные сцены (типа несчастного любовника-гусара, который скакал и спал), откровенно бессмысленные планы (типа тоо кадра, в котором один камин с "электролампочкой" и половина лица Элизабет). В общем и целом, глазу, равно как и сердцу, не за что зацепиться. Общепринятые клеше, редкие моменты озарения режиссера. Например: приятно, что ему известно о переодевании в австрийский мундир в 1814, но почему ж было не довести до логической полноты данный сюжет, осведомившись о том, как в реальности могла происходить эта поездка и какое к черту столпотворение могло быть в этом захолустье?! После Ганса неизменно наступает разочарование в потугах Гитри и даже Симоно. Фильм Жана Деланнуа "Имперская Венера" можно отнести ко все тем же ничтожным потугам 70х, в которых так же мало правды, как и таланта.