Как не старался обойти эту тему, но сказать о самом шумном событии за последние годы наполеониды всё же придется…
[200x307]
На счету у бедняги Ива Симоно нет ни одного фильма, который был бы «на слуху». Да, скажете вы, в российской глубинке вообще мало кто и мало о чем знает: даже если очень хочется, ни в жизнь не узнаешь, как у них там, на Западе? Что ж, это уже беда не по нашей части. Но, уверяю вас, если вы спросите француза, что он думает о картинах Симоно, нормальный такой среднестатистический парижский (даже) паренек посмотрит на вас большими глазами и спросит: «О чьих картинах?». Дело тут даже не в том, что Симоно плох, а в том, что быть канадским режиссёром не так-то просто: ни в Штатах не устроишься, ни в Европе за «своего» не сойдёшь.
За неимением представлений о том, каковы другие фильмы Симоно, не будем судить о том, какой он режиссёр. Тем более что в провале «Наполеона» в прокате Симоно вовсе даже и не виноват: он-то сделал всё, что мог. Собрал замечательный актёрский состав, потратился на съёмки в реальных интерьерах. Но наполеоновский размах явно был для него непосилен.
Первое же, что подвело режиссёра (почти под монастырь)) – это литературная основа. Невозможно было найти худшего романа для основы, чем opus magnum Макса Гало, хуже которого только перевод этого опуса на русский язык… Повторенная с самого начала и до самого конца историческая канва, фактология, почти голая, местами исторически слабо восполненные пробелы. Художественность минимальна, что, вроде как, должно привлекать, но вместо этого только отталкивает. И главное: никаких диалогов! Почти ни одного развёрнутого диалога между персонажами. Откровенно сказать, это и не роман никакой вовсе, а только развёрнутая до многотомника ненаучная монография. Трудно сказать, как вообще удалось написать сценарий по этому роману?!
Что занимательно, так это история появления идеи фильма. Клавье рассказывал, что сама мысль снять кино о Наполеоне пришла Депардье неожиданно, во время работы над «Отверженными». Депардье давно «ходил» вокруг да около эпохи Наполеоновских войн. Он сам снимался и спродюссировал множество фильмов околонаполеоновского периода: «Дантон», «Бальзак», «Граф Монте-Кристо», «Полковник Шобер» и другие. Наполеоники же он касаться не мог: тема всегда была для французов сакральной. Депардье понимал, что для такого грандиозного проекта потребуется огромное количество денег, народу, сил и главное… актёр на главную роль. Хотя его собственное [300x272]
сходство с Дантоном и Бальзаком в прежних работах было весьма и весьма отдалённым, очевидно, что никакой грим не сделает его колоритную внешность подходящий для ТАКОГО случая… Депардье вынашивал этот проект, но не имел представления о том, кто бы мог сыграть Наполеона. Так было до того дня, когда на съёмочной площадке «Отверженных» Депардье, исполнявший роль Вальжана, не увидел Клавье. Кристиан Клавье играл в фильме старого наполеоновского солдата, Тенардье, опустившегося на самое дно. В кадре Клавье появлялся в старом мундире, который у его героя остался со времен Ватерлоо. Представьте себе эту сцену, судари мои: Клавье надевает мундир и в этот момент его видит Депардье. Они играли вместе уже не раз, но сейчас Клавье не на шутку напуган: Жерар смотрит на него ТАКИМИ глазами! Клавье начинает осматривать мундир: «Что? Что-то не так, я как-то не так выгляжу?» — вопрошает он друга и коллегу. Депардье только отвечает ему: Стой! Не двигайся! — и, разглядывая его некоторое время, продолжает более спокойно.— О, я знаааю, ЧТО мы будем снимать дальше!» Так и появился образ императора французов для фильма «Наполеон».
Из плюсов этой картины, безусловно, следует отметить блестящую актёрскую игру основных персонажей. Самая лучшая Жозефина в истории наполеониды явилась именно здесь, в лице Изабеллы Росселлини. Единственный её недостаток: она не может улыбаться, скрывая свои великолепные зубы (сама Жозефина имела зубы не важные, посему никогда так не улыбалась). Но это мелочь, в сравнении с тем, что лучшей Жозефины и пожелать нельзя. Вторая находка, которую я всецело оценил – это Талейран в исполнении Джона Малковича. Кто-то скажет, что он не похож внешне, но не верьте: это блестящее исполнение, абсолютно его роль! Про Анук Эмме даже не буду говорить: она хороша везде и всегда, она блестяще справится с любой ролью, как и здесь великолепно справилась с образом [276x176]
Летиции. Безмерную симпатию вызывает достаточно похожий на своего героя Хайно Ферх, замечательно сыгравший «прописанный» образ Коленкура (я подчёркиваю это, чтобы вы не подумали, что Коленкур действительно был таким, как в фильме. Приятно уже то, что он вообще там есть). Наконец, Клаудиа Амендола замечательно сыграл Мюрата.
Игра же Кристиана Клавье здесь заслуживает отдельной развёрнутой ремарки. Поразительно, как актёр, к которому комедийное амплуа, казалось бы, приклеилось просто-таки намертво, превозмог это и доказал, что драма вполне ему по силам. Вызвав своею кончиной скупые слёзы моего брата, Наполеон Клавье купил моё доверие. Если в начале картины (скорее в силу возрастного несоответствия, чем в сиу игры) испытываешь некоторое отторжение, то в конце всецело сопереживаешь главному герою, которого Клавье удалось довести до логического совершенства. Он во многом спасал картину. Хотя говорят, что характер у самого актёра очень непростой и работать с ним может не каждый.