Васнецов Виктор Михайлович — выдающийся русский художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты. Брат художника А. М. Васнецова.
Виктор Михайлович Васнецов родился 3 (15) мая 1848 г. в чувашском селе Лопьял Уржумской волости Вятской губернии (ныне — в Кировской области), в семье православного священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Себя художник считал скифом.
Образование получил в Вятской духовной семинарии. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873).
По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 г., сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках Передвижников.
В 1893 г. Васнецов становится действительным членом Академии художеств.
После 1905 года вступил в Союз русского народа, участвовал в оформлении его изданий.
Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 г. в Москве, похоронен на Введенском кладбище.
В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).
Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
В конце 1890-х все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира).
После октябрьской революции 1917 г. Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кащей Бессмертный» (1917—1926). Фасад Третьяковской галереи выполнен по его рисункам.
Автопортрет
Богатыри
Витязь на распутье
Иван Царевич на сером волке
После побоища Игоря Святославича с половцами
Сирин и Алконост. Песнь радости и печали
Ахтырка
Ахтырский дуб
Нищие-певцы (Богомольцы)
Портрет Татьяны Анатольевны