Дочка носит исключительно черно-розовую одежду с кучей прицепленных значков, а также рыдает и хохочет с чрезмерным усердием? Сын выбрил виски, зачесывает волосы на одну сторону и красит губы в черный цвет?
Не спешите в панике к врачам!
В подростковом возрасте все силы брошены на то, чтобы "выпячиваться".
Возможно ваши отпрыски примкнули к тем или иным неформальным молодежным движениям.
Как относиться к этому? Естественно это или опасно? Пройдет само или надо немедленно бить во все колокола? Отмахнуться от такой несусветной чепухи и гневно игнорировать ее?
Но неформалы все-таки существуют: они находят друг друга по Интернету или пополняют ряды того или иного движения за компанию с друзьями. А родители, ничего не понимая в новом увлечении собственного ребенка, не знают, как реагировать. Так что давайте разбираться, кто есть кто.
"Дедушками" эмо и готов были панки и металлисты - поклонники тяжелой музыки и жизни "без правил".
Кстати, истоки большинства молодежных субкультур кроются именно в музыке. Так, панк - рок - один из самых популярных стилей в музыке - породил в середине 70-х годов прошлого века субкультуру панков ("punk" - это по-английски "отбросы").
Их униформа: косухи с множеством металлических заклепок и украшений, длинные волосы и ирокезы, часто раскрашенные в разные цвета.
Их кредо: "Живи легко и умри молодым".
Спустя лет десять стиль стал видоизменяться, - депрессивное музыкальное течение, которое сформировало готическую пост-панк волну.
Имидж готов - трансформация панковского (те же ирокезы - выбритые виски до сих пор отличительный признак готов, - но зачесанные на одну сторону. А "эмо" (сокращение от"эмоциональный") - это вид хард-кор-музыки, основанный на сокрушительных истеричных эмоциях в голосе вокалиста и текстах песен, посвященных любви и внутренним переживаниям.
Стиль зародился в середине 80-х годов прошлого века. А к началу 90-х приобрел достаточную известность в независимой музыкальной среде и вылился в отдельную субкультуру. [250x249]
Минувшим летом на улицах Екатеринбурга появились подростки в черно - розовой одежде с сумками, украшенными многочисленными значками - это мода на эмо докатилась до столицы Урала.
Узнать эмо легко: они накрывают часть лица челкой, демонстрируя, что одна его половина еще "жива", а вторая скрылась во тьме.
Сочетание черно - розовых цветов в одежде символизируют эмоции: радость и горе. А пирсинг на губах, носу, бровях, ушах и даже языке демонстрирует, что эмо презирают боль.
Об этом они и стихи сочиняют: "...Хотите - верьте мимо воли, Но ЭМО не боятся боли. Хотите - верьте иль не верьте, Но ЭМО не боятся смерти..." Это четверостишие разместила в Интернете 14-летняя Александра из Херсона.
Действительно, "правильному" эмо полагается быть ранимым настолько, что любое огорчение теоретически может стать причиной добровольного ухода из жизни.
...В отличие от большинства взрослых, мама 10-летней Сони Анна всегда считала, что дочка должна переиграть во все молодежные увлечения: "Я и сама, - поясняет она, - в юности считала себя то хиппи, то металлисткой, и ничего страшного со мной не случилось!"
В общем, лет с восьми Сонька была готом, а недавно объявила, что она - эмо. Для игры в эмо Соне потребовались бесчисленные значки, на которых были изображены вырванные сердца и зашитые глазки, сумка с изображением мертвой невесты (есть такой персонаж в культовом для эмо и готов мультике Тима Бартона) и рюкзак в форме гроба.
Все это мама ей покупала, поддерживая увлечение дочери. Впрочем, лояльность родителей длилась недолго. Когда в самый разгар рабочего дня у Анны зазвонил телефон и в трубке она услышала голос дочери: "Ты меня не любишь! Вы с папой хотите еще одного ребенка, значит, я вам уже не нужна! Я разрежу себе вены!" - стало ясно, что ребенок заигрался.
В общем, эмо - увлечение родители пресекли. Теперь Соня - "ска": на сумке - значки с хулиганскими словечками. В наушниках плеера - песни с ненормативной лексикой.
Кстати, исследователи неформальных молодежных движений утверждают, что эмо - одна из самых неагрессивных культур.
Именно такие в современной России приобретают все большую популярность. Более того - именно к эмо сегодня все чаще примыкают и подростки из дворовых группировок (оказалось, что далеко не всем, даже физически сильным ребятам нравятся принятые в них жесткие взаимоотношения). Правда, тем самым искажается первоначальная идея субкультуры; накачанный эмо -это необычно. Зато скинхеды теперь вынуждены отказываться от своей любимой забавы - бить эмо, потому что все чаще получают серьезный отпор.
Многие подростки саркастически настроены к увлечениям своих сверстников. Эта [250x186]
Готы среди прочих субкультур самые интеллектуальные: слушают классику, читают писателей-мистиков...
- Отлично помню один момент из детства, - рассказывает 36 - летняя Елена. - Мне 14 лет, я стою под душем. И вдруг в голову приходит мысль: все равно я умру! -
Тогда я впервые так отчетливо осознала бренность бытия. И главное, ни с того ни с сего. возраст, видимо, такой был. Но накрыла настоящая депрессия.
Готов в моей юности еще не существовало. А так, наверное, к ним бы примкнула...
Два года назад целый коллектив педагогов, психологов и социальных работников провел анализ субкультуры готов в Санкт-Петербурге.
Среди авторов работы был и Владимир Гущин - начальник отдела анализа молодежных субкультур питерского Центра профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних.
Почему исследователей заинтересовали именно готы?
- Они среди прочих субкультур самые интеллектуальные, - объясняет Владимир Александрович.
- Мальчики и девочки, которые считают себя готами, слушают классическую музыку и читают книги таких писателей - мистиков, как Анна Райс, Эдгар По, Герман Гессе и Фейхтвангер.
Кто такой настоящий гот?
Замкнутая меланхоличная личность, одетая во все черное, с выкрашенными черным цветом ногтями и губами. Считается, что только на кладбище гот чувствует себя комфортно (но это должно быть старинное кладбище). А еще для гота обязательны разговоры о собственной депрессивности и суициде.
- Но, несмотря на все их рассуждения о бренности бытия, в моей практике случаев суицида среди готов не было, - уверяет Гущин.
- Максимум, что ребята делали - царапали запястье, чтобы потом демонстрировать окружающим "шрамы". Особенно любили пугать ими родителей.
К сожалению, не все так безобидно. По свидетельству ученых, кроме прочих, в ряды готов вступили бывшие панки (не самая агрессивная их часть - те подались в скинхеды), которые привнесли в субкультуру антисоциальные нормы. Так, именно маргинальные слои готов виновны в разрушении кладбищенских памятников и прочих безобразиях.
Вот что вспоминает о своей принадлежности к готам Полина Ш.
"Впервые о готах я узнала, когда мне исполнилось 14 лет. И готическая волна накрыла меня с головой!
Все началось с песни на диске моей старшей сестры. Прекрасно поставленный голос выводил какие-то немыслимые ноты, к тому же у песни, как мне тогда казалось, был глубокий смысл. Восхищенная, я кинулась за информацией в интернет. Выяснилось, что эта музыкальная группа пользуется популярностью у определенного круга людей - неких готов.
К концу вечера я успела изучить основную часть истории готической субкультуры, прослушать с десяток "готических" исполнителей и стать обладательницей мрачных, но безумно красивых картинок.
Вообще-то, к мистике меня тянуло с детства. В 7 лет я даже мою маму (между прочим, учительницу со стажем, привыкшую к детским странностям) приводила в недоумение своими стихами. Она не могла взять в толк, откуда первокласснице могла прийти в голову целая поэма о призраке, сидящем на развалинах города и грустящем о былом?..
Не удивительно, что новое увлечение меня так захватило. Другие музыкальные направления стали казаться скучными. Изменился и мой внешний вид: на шею был повешен старый кельтский крест, а подавляющее число вещей из гардероба казались черного цвета.
В школе, где я в то время училась, единомышленников у меня не оказалось: одноклассники отпускали в мой адрес едкие комментарии, учителя неодобрительно качали головами. К счастью, я вскоре перешла в гимназию, где в первый же учебный день наткнулась на симпатичную девушку в длинной рваной черной юбке и бордово - лиловом корсете. Ура! Здесь кто-то, кроме меня, знал об этом мрачном, но таком изысканном мирке под названием "готика"! Скоро у нас образовалась целая готическая компания.
Старые знакомые относились к моим "готическим тараканам" в голове с опаской: "А готы действительно обязаны резать вены? А на кладбище по ночам страшно?" -эти вопросы задавали постоянно. Конечно, все ужасные истории о периодических самоубийствах : еженощном дежурстве у могил взялись не из воздуха.
И в нашей компании была парочка ребят, увлекавшихся романтическими прогулками у склепов, а сестры Марианна и Виола ходили с широкими браслетами на запястьях, уверяя, что они скрывают глубокие шрамы. Но у большинства идея суицида вызывала лишь осуждение.
Мы просто одевались в странную для окружающих одежду, слушали "готическую" музыку и наслаждались эффектом, который производили на окружающих.
А потом готика вошла в моду. По улицам толпами начали расхаживать черноволосые девочки и мальчики, еще вчера боготворившие Кристину Агилеру. И появилось чувство, что в наше закрытое общество для посвященных хлынула толпа варваров. Правда, уже через год многие мои новые знакомые "переболели" готикой и отправились на поиски других увлечений. Но только не я - к готам я относила себя еще года два - три. Впрочем, окончательно к готике я не охладела до сих пор, поэтому храню и диски с готическими исполнителями, и украшения, и черную одежду. Просто круг моих музыкальных пристрастий расширился, в одежде вновь появились яркие цвета, а взгляды на жизнь стали более оптимистичными." [175x202]
...Они всегда выделяются в толпе: объемные вязаные береты, волосы, заплетенные в дрэды. Они слушают рэгги, чьи корни кроются в народной музыке Ямайки, а их девизом служат слова "реасе аnd love" ("мир и любовь" то есть). Они - это растаманы, или растафари. В далекой от жаркого ямайского солнца России интерес к рэгги и растаманству проснулся на рубеже 70-80-х годов.
Лет пять назад богемность растаманов увлекла юную художницу Яну из подмосковного города Дмитров, и она вступила в их ряды.
- Все так хорошо начиналось! - вспоминает Яна. - Мы, дети бетонных "коробок", провозгласили себя частью природы. Мы заботились о своем здоровье, особенно налегая на естественный рацион питания, и отвергали табак, спиртное и всевозможную "химию". Мы ходили босиком (однажды я босая дошла от Савеловского вокзала до своего института - минут тридцать топала). И заплетали волосы в дрэды: согласно раста - представлениям, дрэды являются антеннами в духовный мир, средством общения с богом Джа (правда, происходит слово "дрэды" от английского "дрэдлокс" - "ужасные патлы" - и назвали так прическу добропорядочные английские граждане).
- В то время мне было 16 лет, и идея восстать против любого угнетения вдохновляла. Ведь Рас Тафари Макконен, чьим именем названо движение, - это император Эфиопии, который отменил в стране рабство. А подросткам так свойственно чувство, что их угнетают.
Единственное, что мешало проникнуться идеями растаманов полностью - их легкое отношение к курению "травки".
Не знаю, чем могло бы закончиться новое увлечение, если бы не трагедия: один из моих друзей, забыв, что он - "дитя природы", перешел на героин...
К сожалению, листик марихуаны - столь же излюбленный символ растафари, как и Звезда Давида, и Лев Иудейский. А ведь наркологи в один голос заявляют: "легких" наркотиков в природе не существует.
Впрочем, движению растафари в нашей стране уже почти три десятка лет, но оно так и не стало особо популярным. Зато последнее время в России появляются все новые виды молодежных субкультур, гораздо более массовые. Они, казалось бы, не несут с собой такую очевидную опасность, как наркотики, но в них есть свои "подводные камни". [250x195]
...Стук деревянных мечей, фигуры, закутанные в длинные плащи, - на лесных полянах возле московского района Митино нередко можно видеть, как юноши и девушки разыгрывают необычные сценки из непонятной жизни. Гуляющие местные жители к ним уже привыкли, а новичкам поясняют: "Это толкиенисты!"
Редактор сайта для толкиенистов Диар Туганбаев с этим определением согласен не вполне:
- Словом "толкиенисты", - поясняет Диар, - называют разных людей. Существуют два основных стержня, вокруг которых вертится все это сообщество: мир описанный во "Властелине Колец" и других книгах Толкиена ("Средиземье" или "Арда", с ударением на первый слог), в этом мире живут и действуют люди, эльфы, гномы, хоббиты и прочие народы; ролевые игры, то есть нечто вроде театральных постановок на открытом воздухе.
Толкиен для "ролевика", как правило, - один из множества писателей, по сюжетам книг которого проходят игры - импровизации (например, сегодня появилось много "поттероманов" - любителей книг Джоан Роулинг). Но Толкиен популярнее остальных: он был первым, кто так подробно описал вымышленный мир, что в него стало интересно играть...
Несмотря на различия толкиенистов и ролевиков, ежегодно на их общий слет "Зиланткон" в Казань съезжаются тысячи поклонников Толкиена и ролевых игр.
И это неудивительно, - считает психолог Светлана Чурбанова. - Оглянитесь вокруг: нас о заставляют создавать мир мифов. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти в "Детский мир" или посмотреть телевизионные передачи...
Кстати, в одной из научных дипломных работ, выполненной на факультете психологии МГУ было показано, что уровень агрессивности у подростков, посещающих театральную студию, ничуть не ниже, чем у малолетних правонарушителей. Различия касались только формы агрессии. У театралов была зафиксирована вербальная, а у правонарушителей - физическая агрессия.
Но если ребенок увлекся шитьем "эльфийских" костюмов, изготовлением мечей и хочет поехать в лес с ночевкой на ролевую игру, родителям стоит внимательно приглядеться к его новым друзьям.
Важно, чтобы ребенок не попал в компанию, где лидером является недостойный человек, который упивается своей властью над окружающими. А хорошо организованная ролевая игра должна проводиться с соблюдением всех мер техники безопасности. Например, на игры, в которых участвуют более десятка человек, обычно приглашают хотя бы одного постоянно дежурящего врача на случай бытовых травм и отравлений. [250x253]
Это люди, которым в обычной жизни не хватает острых ощущений. Их девиз: "Тормоза придумал трус!" Это они прыгают с гор с парашютом, спускаются на сноуборде по "диким" трассам, ездят на велосипеде по гористой местности.
Если подросток пишет на стене в школьном туалете: "Сема - дурак!", он невольно вступает на путь международной тинейджеровской "мафии", зародившейся в 60-е годы в Америке. Существует версия, что изначально граффити развивали торговцы наркотиками, которые с помощью рисунков и зашифрованных надписей, на понятных ни полиции, ни случайным прохожим, сообщали подросткам место продажи "травки", цены и прочее.
Со временем из секретного вида связи "граффити" превратилось в обычное средство общения подростков. Чаще всего райтеры (именно так называют они себя) изображают свои собственные прозвища, причем в зашифрованном виде, а также животных и фантастических существ.
На "бомбежки" - то есть разрисовывание стен - райтеры обычно ходят группами от 3-х до 10-ти человек. Их "жертвами" становятся глухие заводские заборы, гаражи и поезда в депо. [175x238]
На подростковом желании выделиться из толпы можно, оказывается, неплохо заработать - ведь каждая молодежная субкультура имеет свои внешние признаки: одежду, аксессуары... Причем, открывать магазины "спецодежды" для неформалов особой нужды нет: благодаря всемирной паутине, можно одеться с ног до головы, не выходя из дома.
Итак, чего изволите?
Готическое мужское пальто (широкополое, с кожаными вставками и обилием металлических пуговиц) - от 3000 до 5000 рублей!
Футболки мрачных расцветок - от 1000. Рюкзаки с черепами, цепями и пауками - от 1500 до 2500 рублей. Высокие сапоги со шнуровкой и мощной танкеткой для дам - до 9000. Кеды -3500. Для самых экономных - готические шлепанцы (обычный черный пластик с нарисованной паутиной) по тысяче. Брюки в среднем 3500, юбки-мини около 2000. Есть даже трусы с черепами для мальчиков - готов по 460 рублей и комплект трусики - топ для барышень (на черном, естественно, фоне - имитация человеческого скелета в натуральную величину) - за 1500 рублей. И, разумеется, цепи с кулонами в виде крестов - от 1500 и выше.
Для завершения образа можно вставить в глаза контактные линзы: красные, белые с вертикальным узким зрачком или абсолютно черные (одна линза - около 1200 рублей). Для самых "крутых" готов - спецпредложение: одежда для домашних питомцев. Превратить Жучку в гота обходится недорого: балахоны и пуховики для четвероногих - до 3000 рублей. В общем, платишь примерно 15000-20000 рублей, и ты - настоящий гот. Кстати, заодно можно нарядить готом и младшего брата или сестру: черные балахоны для дошколят стоят меньше тысячи. Остается добавить, что значки, без которых не обходится ни один уважающий себя ска, гот или эмо, стоят по 20-30 рублей. А носить на себе этих значков полагается чем больше, тем лучше.
Дети, чтобы понять, что такое хорошо, и что такое плохо, должны попробовать и то, и другое. Раньше у молодежи было движение "висяков" - они поздно вечером катались в вагонах метро, повиснув вниз головой на поручнях. Сегодня мои первокурсники играют в мир Толкиена. Завтра будет что-то еще: подростки всегда будут искать способы выплеснуть свою самость.
Да, это бывает неизбежно, как нарушение гормонального фона или воспалительные высыпания на лице в подростковом возрасте, но, так же, как и последнее является нарушениями и сбоями в физиологическом развитии, так и первое является нарушениями и сбоями в развитии духовном.
Далеко не все дети бывают настолько инфантильны в 13 - 16 лет, что им необходимо непременно попробовать все плохое и хорошее, чтобы иметь об этом собственное представление.
В норме к этому возрасту уже должно быть довольно неплохо развито абстрактное мышление, позволяющее формировать для себя иные формы познания окружающего мира.
Бездуховность окружающей действительности, двойные стандарты взрослых, узость и формализм современного образования, заброшенность и духовная неразвитость - вот настоящие причины формирования неформальных движений. В существующем вокруг мире подростки не видят ничего, что поражало бы их воображение, а их знания о нем настолько поверхностны и примитивны, что любая раскопка кажется открытием в новый мир.
Мы бы не стали убаюкивать себя мнением, что все эти игрушки отпадают сами собой.
Да, отпадают...в большинстве случаев, но не всегда бесследно, а главное, они воруют у наших детей время самой прекрасной поры жизни, которое могло бы стать и в самом деле необыкновенным.
Неформалы сумели вызвать интерес и восхищение наших детей, а мы?