ПРО РАСПЯТИЕ
Проповедь на пасии по Евангелисту Марку у меня как раз была в духе "дыры в форме Бога". Главная мысль, что возглас "Отче! Зачем ты меня оставил!" отражает не только богооставленность Иисуса Христа, но заставляет нас оценить собственную богооставленность. Мы находимся в том же ужасе, что и Господь, но привыкли к существованию "дыры", задекорировали ее и живем сравнительно благополучно. То, что для НОРМАЛЬНОГО человека, котрым является Господь, невозможная траагедия, для нас, увечных, в лучшем случае эстетический дискомфорт. Нк дырка же - какая досада... А на самом деле, очнись, это трагедия, это вообще по большому счету НЕБЫТИЕ.
Таким образом, Иисус на кресте проповедует нам факт нашей богооставленности, подвигает "прийти в себя". Так, как пришел в себя блудный сын.
Мы не на Кресте. У нас другой ужас. В Распятии не "экзистенциальное" переживание (не только оно) - там адова реальность физической боли.
Если говорить о крае одиночества души - это скорее в Гефсиманском молении. Когда Божественное Лицо, не найдя помощи у учеников, принимает помощь от ангела.
Простите. Имею опыт длительной физической боли (как всякая рожавшая женщина). Растянутый опыт физического страдания способен свести на нет все иные уровни бытия (духовный, душевный...), сделать их недействительными. Может через это и смогла смерть подступиться к Владыке бессмертия. Имхо.
Поделилась тем, что пришло в голову, не претендуя на полноту раскрытия происходящего.
Просто дополнение о боли, факт которой был упущен, когда сравнивался наш и Его ужас. Ведь Распятие - это орудие физического страдания, ради длящейся смертной муки и изобретено человечеством.
"Это вообще по большому счету НЕБЫТИЕ"
Мне кажется, все-таки, это не наш крест - реально сознанием войти в этот онтологический разлом (НЕБЫТИЕ), в полноте прожить его. Не мы задекорировали дыру - на нас Богом данные кожаные одежды, ограждающие от восприятия этого ужаса.
У нас есть возможность прикоснуться к опыту небытия опосредованно. Икона небытия - смерть. Иногда опыт встречи со смертью (не в конкретной ситуации, а через мысленное причастие ума) приобщает этому. Но в полноте это неподъемно для человеческого сознания, сознание Христа устояло, потому что было Богочеловеческим.
Я один раз сопереживала близкому человеку (целую ночь), которого мысль о близкой смерти отправила в острый психоз. Видела этот ад его глазами, правда в смазанном, затушеванном виде: срабатывала внутренняя защита - сон наваливался как подушка, все через редкие проблески бодрствования помню. Когда в Евангелии прочитала: "застал их спящими от печали" - узнала в этом - "спящие от печали" - тогдашнее мое состояние.
Простите, что влезаю со своими комментариями. Вы затронули тему НЕБЫТИЯ и то, как человек может это прожить. Думала об этом, не удержалась высказаться... Допускаю, что я не о том, о чем вы.