Это цитата сообщения
Ретрофан Оригинальное сообщение«Ликбез» по «Мессерам»
Так как с определением модификаций Мессершмиттов-109 часто бывают ошибки, я решил выставить здесь галерею основных моделей этого истребителя с краткими комментариями об их отличиях.
[показать]
Bf-109V-1, -13 (1935 г)
Это экспериментальные экземпляры, каждый из которых получал личную маркировку (V-1,-2,-3 и т.д.). На этих машинах отрабатывались будущие «фишки» знаменитого истребителя.
Двигатель – Юмо-210А (610 л.с.), скорость – 470 км/ч, вооружение – 2х7,9-мм пулемета MG17.
[показать]
Bf-109В (1936 г)
Первый серийный «Месс». Внешне отличался от экспериментальных только измененной формой кока винта – там появилось отверстие для 3-го пулемета (который быстро перегревался и переставал стрелять).
Двигатель – Юмо-210D (680 л.с.), скорость – 470 км/ч, вооружение – 2-3х7,9-мм пулемета MG17.
[показать]
Bf-109С (1937) и Bf-109D (1938)
Модификации под усиленный двигатель. Внешне идентичны версии В, но вооружение усилено установкой двух крыльевых пулеметов (от моторного пулемета из-за его постоянных "клинов" отказались). У версии D изменился вид выхлопных патрубков – они стали торчать из капота (у предыдущих модификаций патрубков не было видно).
Двигатель – Юмо-210G (700 л.с.), скорость – 470 км/ч, вооружение – 4х7,9-мм пулемета MG17.
[показать]
Bf-109E-1 (1938) и Bf-109Е-3 (1939 г)
Установлен новый, более надежный двигатель; это значительно изменило вид капота, маслорадиатор под капотом заметно уменьшился в размерах. Версии Е-1 и Е-3 внешне идентичны, но на «тройке» двигатель форсирован, что увеличило мощность и скорость; к тому же на «тройке» усилили вооружение – появились крыльевые пушки, и установили бронеспинку.
Bf-109E-1: Двигатель – DB-601A (1100 л.с.), скорость – 530 км/ч, вооружение – 4х7,9-мм пулемета MG17.
Bf-109E-3: Двигатель – DB-601Aа (1175 л.с.), скорость – 550 км/ч, вооружение – 2 MG17 и 2 крыльевые 20-мм авиапушки MG-FF.
[показать]
Bf-109E-4 (1940 г) и Bf-109E-7 (1941 г)
Эти модификации внешне не отличались от «тройки», но они получили новый фонарь кабины. Обтекаемые обводы фонаря «тройки» исчезли, кабина стала угловатой, впереди появилось бронестекло «Семерка» отличалась от «четверки» возможностью установки подвесного топливного бака, значительно увеличивавшего дальность полета.
Двигатель – DB-601N (1200 л.с.), скорость – 570 км/ч, вооружение - 2 MG17 и 2 крыльевые 20-мм авиапушки MG-FF.
[показать]
Bf-109F (1941 г)
На этой машине установлен еще более мощный двигатель и кардинально изменена аэродинамика. Обводы стали более обтекаемые и плавные, законцовки крыльев стали закругленными, исчезли подкрепляющие подкосы на хвостовом оперении (так как была усилена конструкция фюзеляжа). Для облегчения новой машины убрали с кабины бронестекло и вместо крыльевых пушек установили одну двигательную пушку калибром 15-мм. Однако это вооружение оказалось неэффективным, и на последующих «Фридрихах» калибр пушки увеличили до 20-мм, а так же вернули самолету бронестекло (все эти изменения происходили на версиях от F-1 до F-4, но внешность самолета при этом не менялась).
Двигатель – DB-601Е (1350 л.с.), скорость – 630 км/ч, вооружение – 2х7,9-мм MG17, 1х20-мм авиапушка MG-151.
[показать]
Bf-109G-2 (1942 г)
Вновь усилили двигатель, но это не изменило обводы капота, лишь маслорадиатор под капотом несколько увеличился в размерах. Вернее, в литературе пишут, что верх капота стал «более сглаженным», но я этого своим кривым глазом не вижу, хоть убей. Кроме того, установили герметичную кабину, но и она внешне выглядела, как на «Фридрихе», только внизу-впереди кабины стеклянный треугольник, отличавший предыдущие версии, закрыли металлической пластиной с маленьким воздухозаборником. В остальном G-2 внешне абсолютно идентичен «Фридриху» (на хреновину впереди бокового воздухозаборника не обращайте внимания – это тропический фильтр для африканских версий, он устанавливался и на «Фридрихах»). Горловина топливного бака переместилась из-под кабины (как было на "Фридрихах") на верх фюзеляжа за кабиной (ее видно перед бортовым крестом).
Двигатель – DB-605 А-1 (1475 л.с.), скорость – 640 км/ч, при включении системы форсирования GМ-1 скорость на 5 минут возрастала до 650 км/ч. Вооружение – 2х7,9-мм MG17, 1х20-мм авиапушка MG-151, в варианте «каноне» под крылья дополнительно подвешивались еще 2х20-мм MG-151.
[показать]
Bf-109G-6 (1943 г)
По летным характеристикам эта версия со значительно усиленным вооружением фактически идентична версии G-2, внешне же она сильно отличалась двумя появившимися перед кабиной обтекателями («мозолями») – новые крупнокалиберные 13-мм пулеметы MG-131 не помещались на местах снятых MG17, и их пришлось прикрывать уродливыми полушариями. В фюзеляже была установлена новая мощная мотор-пушка МК-108 кал. 30-мм, хотя многие летчики предпочитали ей 20-мм MG-151 (любая из этих пушек легко устанавливалась в машину, как в сборном конструкторе). Против «Летающих крепостей» часто бросались версии «каноне», усиленные еще и 2-мя подкрыльевыми MG-151 – в этом случае на противника обрушивалась лавина металла!
[показать]
Bf-109G-10 (1944 г)
Машина получила новый двигатель. Теперь на всех «десятках» устанавливался новый обтекаемый фонарь кабины – так называемый «капюшон Галланда» (на «шестерках» этот фонарь встречался нечасто). Хвостовое оперение получило новый вертикальный руль – прямой, без «Г» образного нароста, как было на предыдущих версиях. Стойка антенны уменьшилась в размерах.
Двигатель DB-605D (1850 л.с.), скорость 680 км/ч. Вооружение – как на Bf-109G-6.
[показать]
Bf-109К (1945 г)
Появившаяся в войсках в январе 1945 г версия «Курфюст» имела увеличенную высоту капота, удлиненный кок винта и убирающееся хвостовое шасси. Благодаря увеличенному капоту исчезли «мозоли» обтекателей пулеметов, но капот стал заметно шире. Маслорадиатор под капотом заметно увеличился в размерах. За кабиной отсутствовала стойка антенны. Вертикальный руль - прямой, без "Г"-образного нароста. На этой версии фюзеляжные пулеметы MG-131 были заменены на 15-мм пушки MG-151.
Двигатель DB-605ASCM (2000 л.с.), скорость 720 км/ч. Вооружение 1х30-мм Мк-108 и 2Х15-мм MG-151.