Оперативные решения военного руководства в первый день войны по сути оказались бесплодными.
Переданная с опозданием директива Главного Командования № 11 носила половинчатый и неопределенный характер. Введение в действие плана прикрытия государственной границы2 она фактически запрещала. Несостоятельными оказались и директивы Ставки3 № 2 и № 34. К тому времени приграничные войска были уже или скованы, или расчленены начальными ударами противника, а вторые эшелоны и резервы военных округов из-за низкой боеспособности еще не могли принять участие в сражениях. Более того, попытка выполнить требования директивы № 3 Ставки о нанесении ответного удара по противнику, что совершенно не отвечало действительной обстановке, внесла дезорганизацию в боевую деятельность штабов и войск армий прикрытия, почти полностью нарушив управление ими.
В тот же день вышел указ Президиума Верховного Совета СССР "О мобилизации военнообязанных по Ленинградскому, Прибалтийскому особому, Западному особому, Киевскому особому, Одесскому, Харьковскому, Орловскому, Московскому, Архангельскому, Уральскому, Сибирскому, Приволжскому, Северокавказскому и Закавказскому военным округам". Призыву в армию подлежали военнообязанные граждане 1905-1918 годов рождения, а его первым днем объявили 23 июня.
Однако время было безнадежно упущено. По мобилизационному плану "МП-41" для полного отмобилизования соединений первых эшелонов армий прикрытия требовалось до трех дней, корпусам и дивизиям вторых эшелонов округов - до пяти дней. А по указу начало отмобилизования уже запаздывало на сутки.
http://www.rkka.ru/docs/spv/SPV4.htm
Преодолевая разрозненное сопротивление советских войск, немецкие корпуса к 25 июня на направлениях главных ударов вклинились до 230 километров к востоку от госграницы. По всей территории бывших особых военных округов в воздухе господствовала авиация противника. В результате были потеряны многие районы и пункты отмобилизования советских войск и выгрузки мобилизационных ресурсов. Движение на железных дорогах беспрестанно прерывалось. Передовые армейские части охватил транспортный "голод". Живая сила первого эшелона фронтов таяла день ото дня.
Вследствие мобилизационного провала к концу начального периода войны (9-10 июля) из 212 дивизий и 3 стрелковых бригад, имевшихся в составе действующей армии, были полностью укомплектованы лишь 90. Участие в боях неполноценных в численном отношении частей и соединений привело многие из них к потере своих организационных структур и боевого предназначения.
Отмобилизование и формирование войск продолжалось во внутренних военных округах в течение всей второй половины 1941 и даже в 1942 году.
ИЗ СПРАВКИ-ДОКЛАДА ШТАБА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ОТМОБИЛИЗОВАНИЯ ВОЙСК
6 июля 1941 г.
Совершенно секретно
<...>
195 запасный стрелковый полк <...> был передан в распоряжение Военного Совета 8 А[рмии]. 2000 человек обмундированных из него пошло в части войск, остальные, еще необмундированные, остались в запасном стрелковом полку, переведенном в Тарту в распоряжение Военного Совета 8 А[рмии]. Предложено осмотреть все склады в Эстонии и одеть людей с последующей передачей их в действующие части 8 А[рмии] <...>
<...> Пополнение поступило во все национальные в прошлом дивизии 24 и 22 с[трелковых] к[орпусов].
<...> были развернуты все запасные стрелковые полки.
Сформированы по схеме [развертывания]: полк охраны штаба фронта, штабная авторота, хозрота; сформированы распоряжением Военного Совета фронта: а) две роты регулирования; б) два автобата на базе 640 и 415 автобатов.
2. Нормальное отмобилизование остальных войск по мобилизации, объявленной на второй день боевых действий войск округа, было невозможным, так как большинство приграничных дивизий (5, 10, 33, 67, 125, 128, 188 с[трелковые] д[ивизии], 84 м[оторизованная] д[ивизия], 12, 14 бригады ПВО, полки А[ртиллерии] Р[езерва] Г[лавного] К[омандования], корпусные части 11, 16 с[трелковых] к[орпусов], 11 Армии и др.) потеряли базу для этого: склады НЗ со всеми видами имущества оказались уничтоженными.
24.6 в 10.45 Военный Совет фронта принял решение: в связи с создавшейся обстановкой на фронте выполнение работ по отмобилизованию частей проводить распорядительным порядком.
3. Прием пополнений для вторых эшелонов соединений в этих условиях намечено было произвести в особых распорядительных пунктах. Все было подготовлено. 24.6.41 и 25.6.41 утром приемщики были высланы в Двинск, Режица, Гулбене <...>
4. Этой попыткой намечалось принимать пополнение за счет тех материальных ресурсов, которыми округ располагал в Двинске, имея там окружные склады, но и эта возможность отпала, т. к. Двинск 25.6.41 г. оказался под постоянным воздействием [авиации] противника.
5. В этих условиях обстановки мною было доложено зам. ком. войсками тов. Сафронову и в Моб. управление Г[енерального], Ш[таба] К[расной] А[рмии] о невозможности проведения мобилизации распорядительным порядком, и просил5 перейти к укомплектованию войск округа по системе маршевых рот и батальонов6 <...> с обязательным обмундированием и вооружением этих пополнений на месте формирования маршевых батальонов.
26.6 в 22.00 было получено согласие Москвы <...>
2 июля Г[енеральному] Ш[табу] К[расной] А[рмии] была представлена заявка <...>
3 и 4 июля Г[енеральный] Ш[таб] был запрошен по поводу когда, сколько и откуда будут даны маршевые подразделения. Ответа не поступило.
4.7.41 г. вторично т. Ватутин подал шифротелеграмму т. Жукову. 6.7 получен ответ: наша заявка удовлетворяется на 50%.
<...>
6. Из автотранспорта по централизованному наряду должно было поступить в части из М[осковского] В[оен-ного] О[круга] и При[волжского] В[оенного] О[круга] по Литовской и Латвийской ССР 9648 автомашин, прибыло 399. Тракторов - 1214, прибыло - 102. Шифротелеграммами Генштаба № атдс 15 и 16 должно быть отгружено ст. Себеж 1178 и ст. Полоцк 468 автомашин. Прибыло и разгружено [на] ст. Себеж 93 автомашины и 9 тракторов, по Полоцку [ничего] не поступало. Приемщики, посланные туда, вернулись, не получив дополнительно ничего.
Одновременно с запросами о людских пополнениях Генштаб КА запрашивался нами о сроках и порядке дальнейшего доукомплектования частей фронта мехтранспортом. Ответа на этот вопрос от ГШ КА не поступило.
Всего в войска округа с 23.6 по 5.7 включительно передано:
легковых машин - 328;
грузовых машин - 1489;
тракторов - 266;
мотоциклов - 635.
5 июля получено извещение от штаба ПриВО, что нам отправлено 139 тракторов. Эта мехтяга ожидается примерно 7-10.7.41 г.
Положение с имуществом:
7. Положение со всеми видами имущества и вооружения катастрофическое. Склады всех видов оказались в руках противника, и мы по существу ничего не имеем. То, что оставалось из имущества, пачками бросалось на пополнение войскам (вооружение, авто [транспорт] и др.).
Заявки на все виды [довольствия] представлены центру нарочным <...> заместителем начальника штаба по тылу.
8. Окончательные результаты обеспеченности представят армейские и фронтовые управления к 10-12 июля. Это все, что известно.
<...>
Необходимо:
1. Окончательно и более конкретно разрешить с ГШ КА вопрос подачи обмундированных и вооруженных пополнений маршевых полков, батальонов (дивизионов).
2. Потребовать от фронтовых довольствующих управлений решительной работы по обеспечению войск и прибывающих через запасные полки пополнений (полностью необмундированных и невооруженных) всеми видами положенного материального имущества и вооружения. Зам. нач. штаба Северо-Западного фронта
генерал-майор ГУСЕВ
Приложение
СВЕДЕНИЯ
о количестве автотранспорта, поставленного в войска СЗФ
из народного хозяйства Прибалтийских республик и прибывшего из
МВО и ПриВО по состоянию на 2.7.41 г.
(Без сведений от частей, дислоцированных в ЭстССР)
Республиканские военкоматы Из республик ПрибОВО Из МВО и ПриВО
груз. автом. тракторы автом.
ГАЗ-АА автом.
ЗИС-5 тракторы
ЛатССР
по плану: 1094 250 2837 1454 483
поставлено: 887 164 157 30 13
ЛитССР
по плану: 200 100 3638 1719 731
поставлено: 203 - 212 - 89
ЭстССР
по плану: 800 450 525 327 136
поставлено: н[ет] с[ведений] н. с. н. с. н. с. н. с.
Всего
по плану: 2094 800 7000 3500 1350
поставлено: 1090 164 369 30 102
ЦАМО СССР. Ф. 140. Оп. 13002. Д. 9. Л. 115-121
СВЕДЕНИЯ
о количестве прибывших автомашин и
тракторов на сдаточный пункт
автотранспорта новгородского
О[бластного] и Р[айонного] В[оенных]
К[омиссариатов]
7 июля 1941 г.
Совершенно секретно
Прибыло из Московской обл. 28.6.41 г.:
автомобилей 1,5 т [ГАЗ-АА] - 37 ед., из них 2 ед. требуют среднего ремонта;
автомобилей 3 т [ЗИС-5] - 11 ед., из них 2 ед. требуют среднего ремонта.
Прибыло из Ярославской обл. 29.6.41 г.:
автомобилей 1,5 т - 42 ед.;
автомобилей 3 т - 14 ед.
Прибыло из Калининской обл. 29.6.41 г.:
автомобилей 1,5 т - 42 ед., из них требовали7 капитального ремонта 1 ед., среднего - 24 ед., текущего - 17 ед., без резины - 16 ед.;
автомобилей 3 т -34 ед.;
тракторов - 10 ед., из них требовали среднего ремонта 4 ед.
Прибыло из Ивановской обл. 2.7.41 г.:
автомобилей 1,5 т - 32 ед., из них требовали текущего ремонта 5 ед., без резины - 4 ед.;
автомобилей 3 т - 10 ед., из них требовали текущего ремонта 5 ед.
Прибыло из Кировской обл. 2.7.41 г.:
автомобилей 1,5 т - 28 ед., из них требует текущего ремонта 1 ед.;
автомобилей 3 т - 14 ед., из них требует текущего ремонта 1 ед.;
тракторов - 30 ед., из них требуют капитального ремонта 1 ед., среднего - 5 ед., текущего - 19 ед.
Прибыло из Башкирской АССР 4.7.41 г.:
тракторов - 48 ед., из них требуют среднего ремонта 1 ед., текущего - 26 ед.
Оставалось на 7.7.41 г. на сдаточном пункте не переданным войскам:
автомобилей 1,5 т - 25 ед.;
автомобилей 3 т - 31 ед.;
тракторов - 78 ед. Военный комиссар Новгородского ОРВК
[подпись неразборчива]
ЦАМО СССР. Ф. 140. Оп. 13002 Д. 9, Л. 14
ИЗ ДОНЕСЕНИЯ КОМАНДИРА 30-го АВТОМОБИЛЬНОГО ПОЛКА ЗАПАДНОГО ФРОНТА
В ШТАБ ФРОНТА О РЕЗУЛЬТАТАХ ОТМОБИЛИЗОВАНИЯ
29 июня 1941 г.
Совершенно секретно
<...>
Согласно плану мобилизации [на] М-6 мною на сегодня включено в штат прибывшего пополнения в количестве 51 человек, В то время как по штату положено 2189 человек Налицо 900 [человек], некомплект-1289 [человек]
Получить доукомплектование не представляется возможность8, т. к. Борисовский РВК убыл. Новое место [его] расположения для меня неизвестно.
Из Харьковского Военного Округа мною ни одного человека не получены.
<...> Командир 30 автополка
[подпись неразборчива]
ЦАМО СССР. Ф. 117. Оп. 12915. Д. 38. Л. 18
ИЗ ДОНЕСЕНИЯ НАЧАЛЬНИКА САНИТАРНОГО ОТДЕЛА ЗАПАДНОГО ФРОНТА
30 июня 1941 г.
Совершенно секретно
Начальнику Санитарного Управления
Красной Армии
Диввоенврачу т. СМИРНОВУ
<...>
В процессе боевых действий все санитарные учреждения, дислоцируемые на территории западной и частично восточной БССР, не отмобилизовались. В результате, фронт лишился 32 хирургических и 12 инфекционных госпиталей, 16 корпусных госпиталей, 13 эвакопунктов, 7 управлений эвакопунктов, трех автосанитарных рот, 3 санитарных складов, 3 управлений госпитальных баз армий, эвакогоспиталей на 17 тыс. коек и 35 других различных санитарных частей и учреждений.
Имущество санитарных учреждений осталось в пунктах формирования и уничтожено пожарами и бомбардировками противника. Формируемые санитарные учреждения на территории восточной Белоруссии остались без имущества. В войсках и санитарных учреждениях фронта большой недостаток в перевязочном материале, в наркотических средствах и сыворотках.
<...> Начальник санитарного отдела ЗФ
[подпись неразборчива]
ЦАМО СССР. Ф. 208. Оп. 2454. Д. 27. Л. 247
ИЗ ДОНЕСЕНИЯ ГРУППЫ ГОСКОНТРОЛЯ
НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ГОСКОНТРОЛЯ СССР Л. 3. МЕХЛИСУ
О СОСТОЯНИИ ВОЙСК ЗАПАДНОГО ФРОНТА
[не позже 15 июля 1941 г.]
Совершенно секретно
<...>
Западным военным округом транспорт из народного хозяйства для нужд Красной Армии полностью не отмобилизован. По 11 областям, входящим в Западный военный округ, подлежало мобилизации 9345 автомашин, а фактически отмобилизовано 6886 автомашин - не отмобилизовано 2459 автомашин. Из них не отмобилизованы из Западных областей: Белостокской, Барановичской, Брестской, Вилейской, Пинской - 992 автомашины, а остальные 1467 машин недопоставлены областями, которые с момента мобилизации не были оккупированы противником.
Центральные округа СССР для Западного округа должны были отмобилизовать и поставить автомашин:
М[осковский] В[оенный] О[круг] - 6000, При[волжский] В[оенный] О[круг] - 5600, Ур[альский] В[оенный] О[круг] - 1000 и С[редне] А[зиатский] В[оенный] О[круг] - 770, всего - 13370. Через контрольные пункты, где должны были проходить автомашины, принято 1601, а остальные 12 769 автомашин, куда направлены этими округами и вообще отмобилизованы ли они из внутренних районов, не известно, а мер орг. моб. отдел никаких не принимает.
<...>
Задержка праздно блуждающих машин происходит через коменданта города и заградительный отряд НКВД. В среднем по 2-3 машины в день, которые передаются на сборный пункт.
248 с[трелковая] д[ивизия] получила со сборного пункта Вяземского РВК 300 исправных автомашин, после этого получила потребное количество новых автомашин с завода. 248 с[трелковая] д[ивизия] должна была вернуть все [ранее] полученные [автомашины] в РВК, но вернула только 50%.
<...> Контролеры НК Госконтроля
[четыре неразборчивых подписи]
ЦАМО СССР. Ф. 208. Оп. 2563. Д. 6. Л. 114-116
ИЗ СВОДКИ ПО ТЫЛУ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА
7 июля 1941 г.
Совершенно секретно
<...>
Войска фронта обеспечиваются за счет оставшихся в гарнизонах запасов НЗ, мобфондов и приданных армиям стационарных складов. Большие затруднения ощущают войска в транспортных средствах. Из 31 тысячи машин, подлежащих поступлению из народного хозяйства, из промышленности и по мобилизации, поступило на 5.7 только около 6 тысяч машин.
<...>
Прошу: 1. Немедленно завезти в округ не завезенные по мобилизации 24 тысячи грузовых автомашин.
2. Срочно увеличить подачу по железной дороге фронта порожняка подвижного, состава для вывоза грузов <...> Зам. начальника штаба ЮЗФ
генерал-майор ТРУТКО
ЦАМО СССР. Ф. 229. Оп. 178. Д. 58. Л. 22
* * *
Черноморский флот с началом войны предпринял попытки действовать по ранее разработанным оперативным планам.
В числе первых, в ночь с 25 на 26 июня 1941 года, была проведена так называемая набеговая операция отряда советских кораблей на румынский порт Констанцу. Ее замысел предусматривал нанесение в предутренних сумерках бомбового удара морской авиацией, а с рассветом - осуществление артиллерийского налета кораблями с последующим повторным бомбометанием. Однако совместный авиационно-артиллерийский удар осуществить не удалось. Две группы самолетов вернулись на аэродром из-за технических неисправностей, потеряв одну машину. Лишь третья группа из семи самолетов нанесла бомбовый удар по Констанце, но уже спустя полтора часа после обстрела порта советскими кораблями.
И хотя набеговая операция состоялась, подробности ее отнесли к разряду военных тайн. Как видно, не без оснований.
ИЗ ОТЧЕТА О НАБЕГОВОЙ ОПЕРАЦИИ
КОРАБЛЕЙ ОТРЯДА ЛЕГКИХ СИЛ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
НА БАЗУ-ПОРТ КОНСТАНЦА В НОЧЬ С 25 НА 26 ИЮНЯ 1941 ГОДА
11 августа 1942 г.
Совершенно секретно
<...>
II. Задачи
В 15 часов 00 мин. 25-го июня получено приказание Военного Совета Черноморского флота:
"Отрядом легких сил в составе: Кр[ейсера] "Ворошилов", двух лидеров, двух ЭМ ЭМ9 типа "С" под командованием контр-адмирала тов. Новикова в 5.00 26.06.41 г. атаковать артиллерийским огнем базу противника КОНСТАНЦУ.
Основной объект - НЕФТЕБАКИ.
В составе ударной группы иметь лидер "Харьков", два эсминца типа "С", КР "Ворошилов" - и лидер "Москва" иметь в поддержке.
В случае встречи ударной группы с миноносцами противника навести КР "Ворошилов" и, при поддержке его решительной атаки, уничтожить.
Одновременно с атакой базы кораблями по Констанце наносит удар наша авиация (4.00, 4.30, 5.00).
Иметь в виду возможность наличия ДОЗ[ора] К[ораб-лей] противника и минных заграждений".
III. Обеспечение операции
В процессе подготовки операции были собраны командиры и арт[иллеристы] кораблей ударной группы, до которых был доведен план операции и даны указания на ее выполнение.
Особое внимание было уделено плану арт. стрельбы в смысле организации пристрелки и поражения в зависимости от условий видимости в районе цели.
<...>
Переход морем к месту артатаки происходил ночью и поэтому ни о каком обеспечении, кроме предвечерней В[оздушной] Р[азведки], не нуждался. Обратный переход отряда в светлое время суток прикрывался истребительной авиацией на расстоянии 100 миль от Главной Базы Ч[ерноморского] Ф[лота].
П[ротиво] М[инная] О[борона] осуществлялась постановкой паравано-охранителей10 при проходе своими фарватерами и при форсировании района, опасного от мин, в районе артатаки. Дополнительно П[ротиво] Л[одочную] О[борону] крейсера в море с рассветом несли самолеты МБР-211.
IV. Выполнение операции
В назначенное время - в 18 часов 00 минут 25 июня ударная группа в составе лидера ЭМ "Харьков" и ЭМ ЭМ "Смышленый" и "Сообразительный" пошли к выходу из базы.
При подходе к боновым воротам на рейдовом посту С[лужбы] Н[аблюдения] и С[вязи] группе [был] поднят сигнал - "Выход не разрешается" - корабли встали на якорь у выхода из базы.
Одновременно командир отряда получил от командующего флотом изменение решения о составе ударной группы и группы поддержки, которое заключалось в том, что вместо ЭМ ЭМ в ударную группу назначался лидер "Москва", а ЭМ ЭМ придавались в охранение крейсера "Ворошилов".
В 20 часов 10 мин. ударная группа в новом составе (ЛД ЛД "Харьков" и "Москва") под командованием командира 3-го дивизиона эсминцев капитана 2-го ранга тов. Романова (брейд-вымпел12 на ЛД" Харьков") вышла в море фарватером № 4 с параванами [и] легла на демонстративный курс норд-вест с целью в сумерках сбить предвечернюю ВР противника и с наступлением темноты - далее ход [в] 28 узлов, идя курсом 256° на Констанцу, с расчетом прибыть в район артатаки в назначенное время = 05.00 26.06.41.
В 22 часа 41 мин. 25 июня отряд поддержки в составе КР "Ворошилов" и ЭМ ЭМ "Смышленый" и "Сообразительный" под командованием командира отряда легких сил контр-адмирала тов. Новикова (флаг на КР "Ворошилов") вышел в море.
<...>
Еще на Инкерманском створе параван ЭМ "Смышленый" что-то затралил и освобождение паравана вынудило эсминец отстать от колонны, а идя самостоятельно к фарватеру № 4, он проскочил красный сектор Херсонского маяка, ведущий в первое колено фарватера, и, потеряв место, только в 3.00 26.06 смог выйти из [своих] МЗ-М13.
В 00 часов 33 минуты 26-го июня КР "Ворошилов" и ЭМ "Сообразительный" вышли из МЗ - М, продолжая идти с параванами до больших глубин. Пройдя 15 миль от проходной точки № 4, убрали параваны и ходом [в] 28 узлов пошли в точку рандеву с ударной группой. С развитием самого полного хода эсминец "Сообразительный" начал отставать и [в] 2 часа 30 минут скрылся с видимости.
С рассветом на видимости показался ЭМ "Сообразительный" и, присоединившись [к группе], вступил в охранение крейсера. <...>
На рассвете в 04 часа 42 минуты с дистанции 140 кабельтовых прямо по курсу открылся берег, корабли входили в район вероятного МЗ - М противника, и в 4.58 <...> на лидере "Харьков", идущем головным минным защитником, [был] подорван правый параван. Лидер дал малый ход. На ЛД "Москва" [был] передан и сразу исполнен сигнал "быть готовым".
В 5.02 <...> открыли огонь по нефтебакам и по порту Констанца <...>
С третьим залпом лидера "Харьков" открыл огонь и лидер "Москва" <...>
Так как горизонт был плохо виден, пришлось стрелять как по невидимой цели <...>
На второй минуте стрельбы по лидерам был открыт огонь береговой батареи противника, но залпы падали большими недолетами.
В 05.06 южнее Констанцы на 3-5 миль заметили две орудийные вспышки, и через минуту по лидеру "Москва" упало два снаряда с перелетом в 10 каб[ельтовых]. Видно стало, что по лидерам ведет огонь крупнокалиберная дальнобойная двухорудийная батарея. Следующий залп упал с недолетом 5 каб [ельтовых], а третий недолетом 1-1,5 кабельтовых.
Так как береговая батарея по лидеру "Москва" пристрелялась, командир дивизиона принял решение отходить.
<...>
В 05.12 ЛД "Москва" начал отход, одновременно ставя дымзавесу. Лидеру "Харьков", идущему без параванов, [следовало] держаться в кильватерной струе ЛД "Москва".
В 05.13 лидер "Москва" с целью уменьшения эффективности огня пристрелявшейся береговой батареи противника начал зигзаг на отход. В это же время на берегу в районе нефтебаков [был] замечен большой пожар <...>
В 05.14 лидер "Харьков" повернул в кильватер лидеру "Москва" и прекратил артогонь, выпустив по берегу 154 фугасных снаряда, и начал развивать ход до 30 узлов с тем, чтобы не отстать и не потерять в дыму кильватерную струю лидера "Москва".
С поворотом лидеров на курс отхода из порта Констанца вышли три эсминца противника, открыли по лидерам беспорядочный артогонь и, ставя дымзавесы, уходили курсом норд. Залпы румынских эсминцев падали большими недолетами.
<...>
На лидер "Москва" [был] передан сигнал: "большой ход, идти прямым курсом". В 05.21 получена квитанция14 по УКВ на этот сигнал, и в тот же момент на лидере "Москва" раздался взрыв, из-за дымзавесы поднялся столб огня и дыма метров на 30 высотой.
Лидер "Харьков", отвернув, обошел место взрыва слева. Выйдя вперед, лидер "Харьков" увидел взорвавшийся лидер "Москва" - он был переломлен пополам в районе первого котельного кожуха, носовая часть оторвана и повернута форштевнем к корме и килем к правому борту, т. е. лежала на левом борту. Кормовая часть имела крен 10° на правый борт - держалась на плаву, и винты работали в воздухе. На палубе были люди, и зенитное орудие на кормовом мостике вело огонь по появившимся самолетам противника.
<...>
Лидер "Харьков", зайдя за дьшзавесу, пытался спасать людей, плавающих вокруг погибающего лидера, но в 05.25-05.26 у борта стали падать крупнокалиберные снаряды, в котлах сел пар - машины не могли развить полный ход, и лидер, имея самый малый ход, стал отходить, не занимаясь спасением людей под огнем пристрелявшейся батареи.
В 05.28 машины развили ход до 28 узлов, но у борта лидера упал залп батареи (один снаряд в 10 метрах справа по носу, второй за кормой), произошло сильное содрогание корпуса, мостик залило водой и осыпало осколками. Опять сел пар и ход уменьшился до малого, а в 05.36 вышел из строя котел № 1 (лопались трубки), в это же время лидер [был] атакован бомбардировщиками, из которых один сбросил две бомбы - одну по носу, а вторую по корме.
<...>
В 06.17 командир отряда запросил у командующего флотом: "Нужна поддержка лидерам авиацией", а в 06.45 командующий флотом приказал: "Отходить полным ходом на Г[лавную] В[оенно] М[орскую] Б[азу]".
<...>
В 07.10 на горизонте на осте показался ЭМ "Смышленый" и через четверть часа вступил в охранение крейсера.
<...>
В 5 часов 55 минут лидер "Харьков" продолжил отход 14-узловым ходом под одним котлом и был атакован двумя бомбардировщиками, из которых один был сбит огнем зенитной артиллерии лидера, а второй, отказавшись от атаки, отвернул.
<...>
В 06.30 лидер [был] атакован самолетом из-под солнца, который сбросил две бомбы ФАБ-100, лидер отвернул влево - бомбы упали за кормой в 5 кабельтовых.
В 06.43 вышел из строя турбовентилятор левого борта котла № 3, ход снизился до 5 узлов, и в это же время лидер [был] атакован подлодкой противника, справа на К[урсовой] У[гол] = 70°, на расстоянии 25-30 кабельтовых [был] обнаружен воздушный пузырь и след торпеды, идущей на лидер. Отвернув от торпеды, лидер обстрелял место вероятного местонахождения подлодки ныряющими снарядами.
<...> Непосредственно перед атакой подлодки вокруг корабля на бреющем полете летал самолет "Савойя", очевидно, выполняя задачу наведения подлодки. Об атаке командир 3-го ДЭМ15 донес командиру О[тряда] Л[егких] С[ил] с просьбой оказать помощь.
В 07.00 к лидеру "Харьков" присоединился ЭМ "Сообразительный" и начал нести ПЛО и ПВО16, находясь в голове и маневрируя большими ходами.
В момент вступления ЭМ "Сообразительный" при пересечении курса лидера слева направо с эсминца заметили след торпеды слева и одновременно обнаружили след второй торпеды, идущей вдоль правого борта на ЛД "Харьков".
Атаковав подлодку бомбами (4 больших и 6 малых), в месте бомбометания ЭМ обнаружили огромное пятно мазута и на момент показавшуюся корму подлодки, которая быстро погрузилась в воду.
<...>
В 07.22 [была] отражена атака самолета-пикировщика - самолет ушел под солнце; ожидая повторения атаки, [был] открыт заградительный огонь по пеленгу солнца.
<...>
В 08.14 усилиями и самоотверженной работой двух котельных машинистов (краснофлотцы Гребенников и Капров) введен в строй котел № 2 <...>. Постепенно увеличился ход, и в 09.30 лидер "Харьков" дал [ход] 26 узлов.
<...>
При переходе на присоединение к ЛД "Харьков" эсминец "Смышленый" в 10 часов 21 минуту атаковал артиллерией и глубинными бомбами подлодку противника, обнаруженную по перископу,- результаты неизвестны.
В 11 часов 40 минут ЭМ "Смышленый" вступил в охранение лидера "Харьков".
В 11 часов 30 минут крейсер "Ворошилов" подошел к фарватеру № 4 и под проводкой ТЩ ТЩ17 прошел свое МЗ - М, имея в охранении эсминцы "Беспощадный" и "Бодрый", высланные командующим флотом.
<...>
В 21 час 09 минут ЛД "Харьков", ЭМ "Смышленый" и ЭМ "Сообразительный" вошли в главную базу - Севастополь.
Лидер "Харьков" стал на ремонт котлов <...>
<...>
Замечания и выводы по операции
1. Выбранный боевой курс 221° при начальном курсовом угле 55° правого борта вел на незначительное сближение с береговыми батареями противника, находясь лишнее время под обстрелом.
Целесообразно было бы боевой курс расположить с таким расчетом, чтобы стрельба происходила на курсе отхода, это позволяло бы скрытно подойти на требуемую дистанцию, точнее определиться и меньше времени находиться под обстрелом.
2. Изменение состава ударной группы и группы поддержки в последний момент, уже после съемки с якоря, несомненно отразилось на подготовке и проведении набеговой операции. Задержка с выходом вынудила корабли ударной группы форсировать хода при отсутствии запаса времени, что могло привести к потере внезапности подхода в случае вынужденного уменьшения ходов.
3. Противник считался с вероятностью нападения на Констанцу, для чего соответственно были и приняты меры: расстановка подлодок на вероятных путях следования наших кораблей, приведение миноносцев в готовность (вышли из базы через несколько минут после начала обстрела), поддержание береговых батарей в готовности и т. д.
4. Отрыв эскадренного миноносца "Смышленый" у своей базы показывает на отсутствие натренированности в использовании манипуляторной службы - проскочил узкий красный сектор Херсонского маяка <...>
5. Эскадренный миноносец "Сообразительный" перепутал на карте квадраты, и поэтому донесения о месте [нахождения] не соответствовали действительности18.
Командир бригады крейсеров ЧФ
контр-адмирал БАСИСТЫЙ Комиссар бригады крейсеров
полковой комиссар ПРАГЕР
Начальник штаба бригады крейсеров
капитан 2-го ранга Е. ЖУКОВ
ЦВМА. Ф. 2. Оп. 1. Д. 667. Л. 2-3
КОММЕНТАРИИ
1 Директива Главного Командования № 1 о приведении войск приграничных округов в боевую готовность - передана Военным советам округов лишь в ночь на 22 июня, за три часа до начала вторжения противника. В результате неправильной организации передачи этой директивы значительная часть соединений узнала о ее содержании уже после начавшихся боевых действий немецких войск и авиации.
2 План прикрытия государственной границы, или План обороны государственной границы 1941 г., разрабатывался Генеральным штабом весной 1941 г. С мая 1941 г. к разработке конкретных планов обороны границы приступили военные округа. Разработанные окружные планы были представлены на утверждение в Генеральный штаб с 5 по 20 июня 1941 г. В связи с началом войны рассмотреть и утвердить их не успели.
3 Ставка Главного Командования - высший орган стратегического руководства Вооруженными Силами. 10 июля 1941 г. преобразована в Ставку Верховного Командования, а 8 августа 1941 г.- в Ставку Верховного Главнокомандования. Осуществляла свою деятельность под руководством Политбюро ЦК ВКП(б) и Государственного Комитета Обороны. Оперативный рабочий орган Ставки - Генеральный штаб.
4 Директива № 2- разослана в войска в 7 часов 15 минут 22 июня. В ней, в частности, указывалось: "Всеми силами и средствами обрушиться на вражеские силы и уничтожить их в районах, где они нарушили советскую границу. Впредь до особого распоряжения наземными войсками границу не переходить".
Директива № 3- подписана в 21 час 15 минут 22 июня. В ней от войск западных приграничных округов требовалось перейти на главных направлениях к широким наступательным действиям с целью разгрома ударных группировок противника и перенесения боевых действий на его территорию.
5 Так в тексте.
6 Подразделения, формируемые из военнослужащих запаса или личного состава, прошедшего подготовку в учебных и запасных частях по призыву. На комплектование войск отправлялись в организованном порядке.
7 Так в тексте.
8 Так в тексте.
9 ЭМ - эсминец.
10 Параваны-охранители - специальные приспособления для отвода (подсечки) мин от судов.
11 МБР - морской ближний разведчик.
12 Брейд-вымпел - флаг командира (морского начальника), поднимаемый по верхней части мачты корабля. Означает официальное место пребывания командира.
13 МЗ - М - минные заграждения.
14 Квитанция - подтверждение принятого сигнала.
15 ДЭМ - дивизион эсминцев.
16 ПЛО - противолодочная оборона, ПВО - противовоздушная оборона.
17 ТЩ ТЩ-тральщики.
18 Дело о набеговой операции отряда кораблей легких сил не ограничивается рамками отчета командования бригады крейсеров. О ряде крупных оперативно-тактических просчетов отчет умалчивает.
Прежде всего следует сказать о недооценке минной опасности в районе боевых действий командующим и штабом Черноморского флота, а также командиром ударной группы.
Еще в феврале 1941 г. румынское правительство объявило о постановке минных заграждений на подходах к Констанце. Их границы проходили в 17 милях от берега. И приближение к порту заведомо грозило гибелью кораблей. Поэтому для артиллерийского обстрела Констанцы целесообразней было бы использовать крейсера со 180 мм орудиями, в частности крейсер "Ворошилов", который без труда мог поразить цели на безопасной от мин дальности. Именно такое предложение в ходе планирования операции внес командир эскадры контр-адмирал Л. А. Владимирский. Однако командование флотом предпочло "разведку боем" менее крупными кораблями с более опасного расстояния.
Вначале считалось, что лидер "Москва" был уничтожен артиллерийским огнем противника и никому из членов экипажа спастись не удалось. Однако оставшихся в живых моряков подобрали румынские катера. Позже 69 моряков во главе с командиром корабля бежали из румынского плена. В показаниях о причине гибели лидера "Москва" моряки сообщили следующее: "После обстрела по берегу корабль стал ворочать (так в тексте.- Ред.) на обратный курс <...>, но в это время многие заметили следы двух торпед, идущих прямо на корабль. Видя это, командир отвернул вправо, и торпеды прошли, не задев корабля. Когда лидер еще не закончил отворот, раздался взрыв большой силы в районе третьего орудия. Командир корабля в беседе с матросами заявил, что корабль попал на минное поле противника и на нем подорвался". (По материалам архива исторического отдела ВМФ. Д. 23395. Л. 100.)
Но это не все. При разработке плана операции штаб флота не учел нахождение в районе боевых действий своей подводной лодки "Щ-206", направившейся вечером 22 июня на позицию в район Констанцы. Перед отплытием в море командир "Щ-206" получил приказ об уничтожении всех кораблей, следовавших в порт или из порта. Не имея оповещения о действиях отряда легких сил, подводники в утренних сумерках могли принять возвращавшиеся после стрельбы лидеры "Харьков" и "Москва" за похожие по силуэту румынские эсминцы и увлечься "охотой".
По данным штаба румынских военно-морских сил, в то время в ночном дозоре на расстоянии 60 миль восточнее Констанцы находилась лишь их подводная лодка "Дельфинул". Советских кораблей она не видела и атак не вела.
Стало быть, торпедный обстрел лидеров вела своя "Щ-206". В отчете зафиксирован факт потопления подводной лодки эсминцем "Сообразительный". "Щ-206" из похода не вернулась, и никаких данных о ней больше не поступало.