• Авторизация


ЕЛИЗАВЕТА 27-11-2019 23:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!


26 ноября, когда метеорологи предсказывали совершеннейшую гнусь на улице как в Москве, так и в Питере, случилось, в общем-то, историческое событие. Я про четверной тулуп Лизы Туктамышевой. Она прыгнула его в тренировочном режиме, с длинного - слишком длинного - захода, не слишком заботясь о выразительности работы рук - как обычно прыгает человек, которому до фонаря, как зрители оценят то, что он сделал. Но в то же самое время событие стало ничуть не менее историческим, чем четыре четверных Саши Трусовой, с которых по факту начался нынешний сезон. Лично я сказала бы даже, что более, и объясню, почему так считаю.
Меня часто упрекают в том, что я слишком часто ссылаюсь на собственный опыт, когда говорю о спорте. Мол, времена давно изменились, да и сам спорт другим стал. Соответственно, неправомерны сравнения. Однако то, о чем я собираюсь написать сейчас, это тот самый случай, когда собственный опыт может оказаться как нельзя кстати.
Кому неинтересно, можно нижеследующий текст вообще не читать. Писать я взялась исключительно для разгрузки собственных мозгов от переизбытка того, что в сжатые сроки я пытаюсь в них запихнуть, и это не имеет ровным счетом никакого отношения к тому, что еще недавно считалось моей работой.
Так вот, об опыте. На протяжении шести, а, возможно, и большего количества лет, формально - с 1974-го по 1982-й у меня была самая сложная программа в мире. На порядок сложнее того, что прыгали все остальные. Одной из основных тем тогда на всех соревнованиях было: "Как скоро эта ненормальная сойдет от своей сложности с ума?" Точно так же метелили на всех углах моего тренера. Типа - надо быть настоящим монстром, чтобы заставлять спортсмена крутить такое в воздухе. Чем кончилось, известно: исключительно благодаря придуманной тренером сложности, я выиграла Олимпиаду.
В 1980-м я закончила прыгать, расставшись за два года до этого со своим тренером, а в 1982-м не помню уже, с какой целью, оказалась в бассейне Чайка, где тренировалась сборная СССР. От скуки, не иначе, залезла на вышку, сделала сначала один прыжок, потом еще один, а потом ко мне стали подходить тренеры, которые в один голос говорили, в общем-то, одно и то же: "Дура ты, Вайцеховская, что ушла. Иди, падай в ножки своему бывшему тренеру, и рупь за сто, что она тебя возьмет. А вместе вы такого наворотить можете..."
С одной стороны, в этом был резон. С тренером мы разбежались по абсолютной глупости, и за четыре года, думаю, обе прекрасно это поняли. Иначе говоря, шаг навстречу готова была совершить как я, так и она.
Но имелось одно большое "Но". На том сборе в Чайке я впервые увидела двух совершенно потрясающих девочек - Анжелу Стасюлевич и Аллу Лобанкину. Было им лет по 15, если не меньше. И прыжки они делали такие, что я отчетливо поняла: на вышку не вернусь уже никогда. Потому что скорее всего уже не найду в себе сил переступить через собственный страх. А значит, и пробовать нет смысла.
Страх в прыжках в воду - это достаточно специфическая вещь. Это не та ситуация, когда ты поднимаешься на десять метров, вцепляешься с диким воплем в поручни, а несколько взрослых парней пытаются разжать тебе пальцы и как-то транспортировать вниз. Такое тоже бывает, хотя обычно все выглядит внешне иначе: ты поднимаешься на вышку, подходишь к краю, отрывисто хлопаешь в ладоши, чтобы привлечь внимание тренера и сообщить ему таким образом, что ты готов к прыжку. Да, тебе сильно не по себе, но в голове прочно сидит вбитое (в прямом смысле - тапком по заднице) в детстве: "Поднялся на вышку - прыгай!"
Ты прыгаешь. Возможно, даже удачно.
Но потом, спустя несколько секунд накатывает реакция. Тебя, уже на бортике, накрывает волна даже не страха, а какого-то запоздалого звериного ужаса, когда от напряжения дрожит каждая клеточка тела, звенит в ушах и пелена стоит перед глазами. И нужно время, чтобы это состояние сменилось готовностью снова подниматься на 10 метров.
Это страшно изнашивает психику, поэтому, подозреваю, так тяжело бывает первопроходцам, когда к сложности выполняемого элемента добавляется мысль, что того, что ты собираешься сейчас сделать, не делал никто, нигде и никогда.
Вы спросите, при чем тут Туктамышева? Все просто. Глядя на то, как четверные прыжки исполняют 15-летние Трусова и Щербакова, мысль у всех остальных их более взрослых соперниц может быть только одна: вот ты, а вот неподалеку в сторонке стоит крышка твоего гроба. И лучше убраться с этой полянки самой, чем ждать, когда тебя сожрут заживо, сплюнув остатки под эту самую крышку. Потому что, как ни пыжься, ты никогда не станешь 15-летней, легкой, верткой, бездумной и абсолютно бесстрашной.
Четверной 23-х летней Лизы - совсем другое дело. Он дает надежду. Он убивает чужой страх: она сделала, значит, это можно. Значит, это уже не страшно. И почему-то мне кажется, что настоящий толчок прыжковому женскому прогрессу даст именно этот прецедент. Лично мне очень хочется в это верить. Иначе женское одиночное катание - как женское - можно будет просто устранить за ненадобностью.
Ну и простите за чрезмерный пафос. Плюсквамперфектом навеяно...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (62): вперёд» последняя»
more_sd 27-11-2019-23:18 удалить
Да, Плюсквамперфект - это квад в немецкой грамматике)
Aireyeteazed 27-11-2019-23:20 удалить
Да, квад Лизона - вещь. Теперь дело за мылым - прыгать в соревнованиях. Загреб тут рядышком. Хотелось бы увидеть. Но Мишин не уверен, что прыжок будут вставлять в этом сезоне. Им решать, конечно.
vellena 27-11-2019-23:25 удалить
Исходное сообщение Ritz
Им решать, конечно.
А это, простите за цинизм, уже не имеет никакого значения, когда вставят. Значение имеет то, что сделала, Сделала и показала
Andrey_I 27-11-2019-23:39 удалить
Исходное сообщение vellena
Значение имеет то, что сделала, Сделала и показала

Надеюсь, во время соревнований Лиза тоже сделает и покажет! Причём, СКОРО!
Aireyeteazed 27-11-2019-23:51 удалить
Исходное сообщение Andrey_I
Надеюсь, во время соревнований Лиза тоже сделает и покажет! Причём, СКОРО!
Мишин всю жизнь с прыжками работает, поэтому знает, когда включать. Если тройные убивают спины, то квады и подавну.
ponka_fk 28-11-2019-00:50 удалить
я думаю, что Лиза в том возрасте и эээ достаточно умная, чтобы сама решить...
Я второй день думаю о кваде Лизы. Процесс пошел, как говорил один небезысвестный политический деятель
WandererFantasy 28-11-2019-05:37 удалить
Спасибо. Я примерно о том же в тот день подумала: вот кто по-настоящему творит историю. Вот кто действительно - "пламенная революционерка". Правда, не из-за страха (про него Вы мне объяснили, я этот момент недооценивала), а потому что Лиза - не "плоский карандаш", а девушка: с попой, с пышным, по фигурокатательным меркам, бюстом (и это прекрасно).

Это действительно прорыв и отличная новость для любителей "зрелого женского" (как некоторые любят выражаться), а на самом деле - просто зрелого (в лучшем значении слова) катания.
vellena 28-11-2019-08:25 удалить
Исходное сообщение WandererFantasy
Правда, не из-за страха (про него Вы мне объяснили, я этот момент недооценивала), а потому что Лиза - не "плоский карандаш"
Мы с Дейвом в интервью достаточно подробно обсуждали специфику многооборотных прыжков. Коротко - ты прыгаешь, либо когда тебе это дается не слишком большим усилием (когда узкое и плоское тело не мешает вращаться), или когда ты физически силен настолько, что справляешься с задачей. Как пример - Симона Байлз в гимнастике. Девушка с совершенно негимнастическими параметрами, но физически прокачанная настолько, что свое тело она кувыркает, как хочет. Лиза, понятное дело, не Байлз, но именно тот случай, когда тело+техника абсолютно готовы к выполнению поставленной задачи. В прыжке ведь главное почувствовать обороты, когда ты начинаешь его делать. Если с этим все в порядке, если ты четко понимаешь, что с тобой происходит в воздухе, как ты приземляешься, где какие подводные камни, то не думаю, что для хорошо прыгающего человека есть реально большая разница в том, какой именно прыжок выполнять. Дело техники, как говорится.
Всем доброе утро, а у меня заключительный (перед Остерсундом) учебный день!
WandererFantasy 28-11-2019-08:36 удалить
Ответ на комментарий vellena # Да, помню этот момент Вашего с ним разговора (надеюсь, что не последнего). Они вообще довольно часто к данной теме возвращаются.
" В прыжке ведь главное почувствовать обороты, когда ты начинаешь его делать". Видимо, Орсер тоже именно это имел в виду, когда сказал, что Евгении, как только она почувствует 4-й прыжок, будет легко его прыгать. Хотя поначалу связка "4-й прыжок" и "легко" показалась мне очень... неожиданной.
Ну что же, посмотрим, чем ответит Евгения Армановна. Я почему-то не сомневаюсь, что, если со здоровьем всё будет в порядке, она "ответит".
Да, согласен за то, что остальным проще. А тому, кто делает - это очень мощная мотивация - "сделать то, чего не делает никто из ровесников". Зато когда получается, хочется ещё...
LOSEV 28-11-2019-10:33 удалить
vellena, а руки-то по штурвалу тоскуют ) спасибо за текст, а собственный опыт в спорте - это же ваше УП, уникальное предложение )
vrreader 28-11-2019-10:54 удалить
Честно говоря, по размышлении с такой интерпретацией согласиться можно лишь отчасти просто потому, что Лиза – уникальная одиночница, и считать её прецедентом, на который другие могут хоть как-то ориентироваться, по-моему, никак нельзя. Очень многое сошлось – природный талант попал в правильные тренерские руки, которые ведут её на протяжении всей карьеры. Ну посмотрят на неё другие спортсменки. Она сделала - значит, это можно? Можно - но лишь ей.

Очевидно, мы сейчас присутствуем при рождении великой спортсменки: она пытается противостоять фабрике, непрерывно производящей каждые год-два всё более продвинутых технически девочек. Оценить шансы её в этой неравной (у неё инструмент – её тело, у противоположной стороны – множество таких инструментов на выбор, причём с пополнением ресурса) борьбе сложно, можно только болеть за неё и надеяться. Но вот что она своим примером изменит свой вид спорта – ИМХО, шансов никаких. Изменить его можно только изменением правил и практики их применения, а без этого облик женского одиночного будет определять Тутберидзе, а не Лиза, не Рика или кто-то ещё.
WandererFantasy 28-11-2019-11:15 удалить
Ответ на комментарий vrreader # Да, пример Лизы - не гарантия того, что вот теперь-то всё изменится, и у многих. Про её "уникальность" - не знаю. Я бы сказала, что Лиза - безусловно редкого дара к прыжкам спортсменка, это да. То есть таких, как она - мало в принципе. Но остальное - результат грамотной (и рассчитанной на многолетнее сотрудничество) работы с ней тренеров, как Вы и признаёте. То есть у другого грамотного тренера с другой одарённой спортсменкой такой результат тоже в принципе возможен.
У Евгении, например, техника (и данные) изначально хуже, но ей, как мне кажется (и как мне хочется надеяться), могут "помочь" морфология - попа и бюст там гораздо менее "выдающиеся" (во всех смыслах) - и характер.
Ну и Кихира, полагаю, тоже должна "смочь" - морфология в помощь.

А так да, массовым это явление вряд ли станет. Даже мужчины не все могут 4-ые прыгать.
vrreader 28-11-2019-11:38 удалить
Ответ на комментарий WandererFantasy #
Исходное сообщение WandererFantasy
То есть у другого грамотного тренера с другой одарённой спортсменкой такой результат тоже в принципе возможен.

Не буду отрицать. В прошлом году в Японии нашлась такая Аяка Хосода, которая выучила триксель в 23 года, стабильно его запрыгала и стала вставлять даже два в произвольную программу - сольно и в каскаде. Это как, уникальное явление? Ещё какое! Чем-то похоже на то, что происходит сейчас. Но это явление как-то подстегнуло взрослое женское одиночное катание? Изменило его? Да никак. Что-то никто из взрослых триксель учить не бросился.
vellenareader, "можно, но лишь ей" - это психология большинства, которое с дивана не встанет, кмк. А вот если человек привык пробивать свой потолок, он будет рассуждать именно так - она может, я тоже смогу, что мне для этого нужно сделать? Пробегаю полумарафон, а рядом 70-летний мужчина почти в таком же темпе штампует не два, а четыре круга (марафон) - значит, можно. А на топ-уровне такие отмазки, имхо, даже в голову не приходят. Хотя головы, конечно, бывают, разные...)
WandererFantasy 28-11-2019-11:47 удалить
Ответ на комментарий vrreader # Ну подождите ещё немного, если это (Аяка Хосода) произошло в прошлом году, то изменения в женском одиночном катании (если они будут) последуют не сразу "по горячим следам". "тектонические процессы" требуют времени )))
Исходное сообщение vellena
Четверной 23-х летней Лизы - совсем другое дело. Он дает надежду. Он убивает чужой страх: она сделала, значит, это можно. Значит, это уже не страшно. И почему-то мне кажется, что настоящий толчок прыжковому женскому прогрессу даст именно этот прецедент.

Замечательно. Вот только маленькие девочки-то тоже вряд ли будут просто ждать, пока их более взрослые коллеги преодолеют страх. Они за это время научатся чему-то новенькому.
Так что мое дилетантское мнение - пока правила не поменяются, "женское" ФК останется спортом 14-летних.
щас_спою 28-11-2019-12:41 удалить
по всей видимости и правила и девушки с "женским" катанием навстречу двигаться будут...как один из факторов - большим деньгам нужны долгоиграющие чемпионы
щас_спою 28-11-2019-12:43 удалить
истина в общем-то затертая, но от этого не теряющая своей значимости
vrreader 28-11-2019-12:51 удалить
Ответ на комментарий Дмитрий_Цыбин # Ну вот у одиночников сложность вышла на новый уровень. Вслед за молодёжью засуетились и более взрослые, кто как может. Сергей Воронов в прошлом году попытался ввести в программу четверной риттбергер. Ему это не удалось. Он не боялся, он честно шёл на него, не сдавал - но сделать так и не смог.

Вот чего-то подобное, наверно, нас ждёт, если какая-нибудь Медведева скажет "она может, я тоже смогу".
Aireyeteazed 28-11-2019-13:11 удалить
Исходное сообщение vellenareader
Вот чего-то подобное, наверно, нас ждёт, если какая-нибудь Медведева скажет "она может, я тоже смогу".
О том и речь. Можно порассуждать о той же Асаде, допустим. Прыгала она десяток лет триксель, но никто особо за ней не потянулся. Отчасти это связано с тем, что Асада как-бы компенсировала своим трикселем остальную часть контента и проблемы с лутцем. Иногда она выигрывала у девушек со всеми тройными, а иногда проигрывала. Вроде как и не нужны были эти триксели. На ЧМ 2015 Туктамышева сделала свой триксель и лед тронулся. В следующие сезоны за триксели взялись Шартран, Нагасу. Может кто еще, я просто не помню. Т.е. если Асада прыгала триксели с юниоров, то Туктамышева показала - это сделать можно и во взрослых. В смысле - восстановить. Нагасу показала, что даже выучить триксель можно. На ОИ в команднике, она его-таки прыгнула. Мне кажется, сейчас будет происходить нечто похожее. Уникальность уникальностью, но дверь все же приоткрыта. Посмотрим, кто туда войдет. Возможно Кихира решится, т.к. 4С у нее готов в тренировочном режиме.
LOSEV 28-11-2019-13:20 удалить
а тем временем стартовал биатлонный сезон (хотя даже мне почти параллельно :)), сегодня спринты на КИБУ
щас_спою 28-11-2019-14:27 удалить
Исходное сообщение LOSEV
а тем временем стартовал биатлонный сезон (хотя даже мне почти параллельно :)), сегодня спринты на КИБУ



можно как-то расшифровать фразу - "даже мне почти параллельно"?..ну любопытно мне, возможно тут есть какой-то общий настрой, который я не улавливаю?
AnnSimpson 28-11-2019-14:57 удалить
Исходное сообщение щас_спою
возможно тут есть какой-то общий настрой, который я не улавливаю?


Елена Сергеевна едет в Эстерсунд, значит, общего настроя точно нет ) а даже если и есть, то уже к выходным выветрится )
щас_спою 28-11-2019-15:05 удалить
Исходное сообщение AnnSimpson
Исходное сообщение щас_спою
возможно тут есть какой-то общий настрой, который я не улавливаю?



Елена Сергеевна едет в Эстерсунд, значит, общего настроя точно нет ) а даже если и есть, то уже к выходным выветрится )



про Эстерсунд в курсе)но вот думаю - может упустил чего и это я один с превеликим интересом жду начала))
Ответ на комментарий щас_спою #
Исходное сообщение щас_спою
вот думаю - может упустил чего и это я один с превеликим интересом жду начала))

Как это один, когда Снежана вот уже встречу назначила в честь открытия сезона в Гастропабе на Шаболовке?
щас_спою 28-11-2019-15:21 удалить
Исходное сообщение Посторонний_старичок
Исходное сообщение щас_спою
вот думаю - может упустил чего и это я один с превеликим интересом жду начала))

Как это один, когда Снежана вот уже встречу назначила в честь открытия сезона в Гастропабе на Шаболовке?



эт я в курсе и то, что она прям как Люцифер призывает следовать своим желаниям тоже в курсе)) но однако же вдруг все по инерции, привычки там..то се, а на самом деле все..не интересно..))кощунствую конечно
Кстати, я бы на месте Снежаны предложил встречу в Париже назначить. Там и к Фуркаду поближе и Ольга, глядишь, подошла бы, да и вообще как-то...
щас_спою 28-11-2019-15:31 удалить
Исходное сообщение Посторонний_старичок
Кстати, я бы на месте Снежаны предложил встречу в Париже назначить. Там и к Фуркаду поближе и Ольга, глядишь, подошла бы, да и вообще как-то...



Фуркад для Снежаны не замануха, а даже совсем наоборот)Оля и сама может материализоваться в гастропабе, только ей там какой то пультик с кнопочкой нужен...остался вариант "да и вообще как-то..." с которым я , пожалуй, соглашусь))


Комментарии (62): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЕЛИЗАВЕТА | vellena - Блог Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ | Лента друзей vellena / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»