• Авторизация


ТАКОВА СПОРТИВНАЯ Ж... 21-12-2015 14:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Обещанное. Развернутый ответ на вопрос vellenareader (...Я очень извиняюсь, но мне кто-нибудь может объяснить, почему в слабой психологической подготовке обвиняют именно учеников...) – тут совершенно неважно, чьих именно учеников. Суть вопроса – почему одни способны выдавать невозможное или хотя бы максимально возможное на соревнованиях, а другие – нет.

Татьяна Анатольевна на днях выдала гениальную формулировку – что такое большой спорт. Сказала примерно следующее: ты карабкаешься на вершину, все выше, выше, а потом вокруг тебя вдруг заканчивается воздух. Весь. А надо продолжать лезть выше. Любой ценой.

Это – самая верная и самая, на мой взгляд, исчерпывающая характеристика большого спорта, какую я когда-либо слышала. Так вот: тому, как продолжать идти вверх, когда идти невозможно, учат точно так же, как тройным акселям. Другой вопрос, что не каждый способен научиться – как и акселю. Безусловно, есть шанс, что тебе попадется спортсмен, который боец от природы, умеющий терпеть, биться и выкарабкиваться наверх, даже полумертвый. Как Липницкая, например. Но в целом количество таких спортсменов у тренера, который этому учит, всегда выше, чем у тренера, который учит только технике.

Вы никогда не задумывались, в чем был феномен Тарасовой, выдающей одну золотую медаль за другой? Он был именно в этом. В умении на каждой тренировке (на каждой!) создать своему спортсмену ситуацию, которую надо преодолеть. В том числе и такую ситуацию, к которой человек не готов. Она целенаправленно учила их преодолевать боль, преодолевать страх, неуверенность, ну и так далее. Все подряд. Именно по этому, как мне кажется, большинство побед тарасовских спортсменов (ну, по крайней мере, что были на моей памяти, как журналиста, начиная с Климовой/Пономаренко) – это победы, одержанные в ситуации, где все было против них.

Если более схематично объяснить разницу между одним типом спортсмена и другим, это выключатель в мозгах. У одних в сложной или физически тяжелой ситуации он щелкает «Я не смогу», и человек отказывается бороться на подсознательном уровне, а у других мгновенно мобилизует все их существо.

Это, vellenareader, ответ в том числе по спортсменам Рукавицына. Мне очень нравится техническая работа всех его спортсменов, очень нравится хореографическая и постановочная работа, которую делает Ольга Глинка, но то, что Рукавицин не учит своих спортсменов бороться, для меня совершенно очевидно. Он их учит кататься.

Тут, наверное, следует уточнить, что я вообще не веду сейчас речь конкретно о тех спортсменах, которых вы перечислили, поскольку просто не вижу смысла на юниорском этапе всерьез к ним присматриваться. Я говорю о тренерах, поскольку основная роль здесь принадлежит не спортсмену, а тренеру. Плюс – иная психика. На юниора можно рявкнуть и для него будет достаточной мотивацией мысль, что тренер его прибьет, если он не прыгнет лутц. А на взрослом уровне «рявкнуть» не работает. И объяснения не работают. Там должен быть наработанный навык бороться каждую секунду своей спортивной жизни. Хороший навык, к слову. Потом очень бывает кстати – когда нормальная жизнь начинается.

Повторю: научить этому в спорте можно не всех. Это не только психология, но и физиология – много раз писала и, наверное, нет смысла повторяться. Там, как и в технике, есть свои «планки». Но когда я читаю комментарии типа «Зачем Водорезова снова заставляет спортсменку убиваться об каскад», для меня это абсолютный показатель того, что пишущий вообще не понимает сути спорта. Что бы он внешне из себя и своих знаний ни корчил.

У меня нет ощущения, кстати, что этому учит своих спортсменов Тутберидзе. Понятное дело, что желающие могут в сотый раз начинать произносить заклинание о том, что я просто ее не люблю, поэтому так пишу, но я всего лишь отталкиваюсь от того, что я вижу, а за спортсменами этого тренера я наблюдаю более чем внимательно с Квебека. То есть уже достаточно много лет. Взять Липницкую: как может тренер, имеющий спортсменку с таким невероятным характером поставить ей программу, где все прыжки идут вначале? То есть вообще исключить ситуацию, при которой спортсменке приходилось бы преодолевать себя и вытаскивать из себя максимум?

Хорошо, допустим, уже был конфликт и на Липницкую было наплевать. Есть Адьян – лучший и самый перспективный одиночник группы. Он – блистательный катальщик. Но сказать, что он – боец, я не могу. Или как минимум не спешу – не вижу пока оснований. Катает то, что может. Не может – не катает.

Женя Медведева – да, боец. От природы – как и Юля. Но о ней говорить все-таки рано: в этом возрасте маленьким девочкам вообще свойственно не раздумывая бросаться на любую амбразуру. Этот максимализм в борьбе вообще из серии «пионеры-герои», которые, как известно, творили в войну такое, что ни одному взрослому и самому отважному воину в голову не приходило. Это, кстати, еще одна причина, почему для меня юниорские достижения – вообще отдельная история.

Вот примерно так. 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (280): вперёд» последняя»
more_sd 21-12-2015-14:23 удалить
И соглашусь по всем пунктам
vellena 21-12-2015-14:40 удалить
Исходное сообщение more_sd И соглашусь по всем пунктам
Так тут же все взаимосвязано. Если понимать то, что я тезисно изложила, становятся понятны очень многие вещи. Например, почему выигрывала в свое время Водорезова, а не гораздо более красивые внешне Стрелкова или Баконина
more_sd 21-12-2015-14:42 удалить
Ответ на комментарий vellena #
Исходное сообщение vellena Так тут же все взаимосвязано. Если понимать то, что я тезисно изложила, становятся понятны очень многие вещи. Например, почему выигрывала в свое время Водорезова, а не гораздо более красивые внешне Стрелкова или Баконина
Водорезову Жук учил побеждать?
vellena 21-12-2015-14:49 удалить
Исходное сообщение more_sd Водорезову Жук учил побеждать?
Жук всех учил этому. Просто учились по-разному.
more_sd 21-12-2015-14:55 удалить
Вот по описанному выше я и не вижу, почему наша женская сборная по биатлону будет побеждать
vellena 21-12-2015-15:11 удалить
Исходное сообщение vellenareader У большинства тренеров большинство спортсменов катаются с завалами.
Вы никогда не задумывались о причинах, по которым побеждают в большинстве случаев ученики одних и тех же специалистов? И эти специалисты - отнюдь не большинство. А штучный товар
vellena 21-12-2015-15:15 удалить
Исходное сообщение vellenareader как и Этери Георгиевна, Рукавицын хороший тренер для спортсменов до определённого момента, скажем, для юниоров, относительно которых речь не идёт ещё об уровне, когда нужно учить уже совсем другому.
Я бы не стала их ставить на одну доску. Вот я тут поскольку болею вторую наделю, ТВ без передышки смотрю. И обратила внимание на фразу в интервью Тутберидзе, что из Юли она выжала максимум. Я бы только уточнила: в работе с Юлей она выжала СВОЙ максимум - как тренера. Это правда. Просто потом она перестала понимать, что делать дальше. И причина расставания только в этом
vellena 21-12-2015-15:31 удалить
Исходное сообщение Аноним то есть получается, что у Ильиных/Жиганшина нет шанса на победу, так как они сейчас у тренеров, которые не умеют учить побеждать. как обидно
Где вы об этом прочитали?
vellena 21-12-2015-15:58 удалить
Исходное сообщение vellenareader Извините за назойливость, в каком смысле не стали бы ставить на одну доску? Из пояснения это неясно, и дело явно не в том, что Тутберидзе в карьере добилась большего.
Я скорее сравнивала бы Рукавицына с Дудаковым - мне кажется, они гораздо ближе между собой по функциям. Хотя не исключаю, что я могу ошибаться. Рукавицын для меня - очень хороший тренер-технарь. С гораздо более длительным тренерским опытом работы со взрослыми спортсменами. Поэтому и не ставлю
vellena 21-12-2015-16:00 удалить
Исходное сообщение vellenareader После ваших объяснений на эту тему можно и не думать, всё предельно ясно:)
Если вы про сообщение Анонима - напрасно. Хотя это общая беда подобных интернет-дискуссий: делать выводы за автора и воспринимать написанное исключительно прямолинейно, не давая себе труда включить мозг
vellena 21-12-2015-16:20 удалить
Исходное сообщение vellenareader Нет, я про то, что побеждают в большинстве случаев ученики одних и тех же специалистов.
Ну да, тут все достаточно просто.
vellena 21-12-2015-16:50 удалить
Напоминаю всем: я могу делать исключения, отвечая на вопросы, заданные анонимными пользованиями, но в правилах блога написано четко: анонимные комментарии на блоге не публикуются. Ничего личного, как говорится - просто мера не скатиться в хаос
galyna 21-12-2015-22:39 удалить
Исходное сообщение vellena Исходное сообщение vellenareader Нет, я про то, что побеждают в большинстве случаев ученики одних и тех же специалистов. Ну да, тут все достаточно просто.
Но, ведь Кустарова - Алексеева не входят в число тренеров, ученики которых часто побеждают. Отсюда можно сделать вывод: если Лена и Руслан намерены побеждать на серьезном уровне, а не довольствоваться комфортными отношениями в группе, - нужно бежать сломя голову от этих тренеров. Так?
more_sd 21-12-2015-23:28 удалить
Ответ на комментарий galyna #
Исходное сообщение galyna Но, ведь Кустарова - Алексеева не входят в число тренеров, ученики которых часто побеждают. Отсюда можно сделать вывод: если Лена и Руслан намерены побеждать на серьезном уровне, а не довольствоваться комфортными отношениями в группе, - нужно бежать сломя голову от этих тренеров. Так?
Или тренерам стать теми, кто учит побеждать
more_sd 21-12-2015-23:39 удалить
Ответ на комментарий Alenkalit #
Исходное сообщение Alenkalit Интервью с Кравцовым http://www.sport-express.ru/biathlon/reviews/950270/
М-да, Кайшевой и Елисееву светит КИБу(((
Flim 21-12-2015-23:52 удалить
Ответ на комментарий more_sd # Из лучших побуждений, причем...офигеть, честно говоря...((( Ну тогда у Слепцовой есть неплохие шансы!...во всем надо находить позитив!)...
galyna 21-12-2015-23:52 удалить
Исходное сообщение more_sd Или тренерам стать теми, кто учит побеждать
Ты шутишь? Сколько лет Алексеевой? И хде ее периодические чемпионы? Кустаровой нужно становиться таким тренером, но, готова ли она? И что она может противопоставить тому же Шпильбанду, Зуевой, Крыловой? Креатифф от Антонио, за которым ребята не поспевают? На мой взгляд, если Лена и Руслан не хотят быть кошками, на которых Кустарова учится быть топ-тренером, - нужно валить. Пусть на Мозгове упражняется.
more_sd 21-12-2015-23:59 удалить
Ответ на комментарий galyna #
Исходное сообщение galyna Ты шутишь? Сколько лет Алексеевой? И хде ее периодические чемпионы? Кустаровой нужно становиться таким тренером, но, готова ли она? И что она может противопоставить тому же Шпильбанду, Зуевой, Крыловой? Креатифф от Антонио, за которым ребята не поспевают? На мой взгляд, если Лена и Руслан не хотят быть кошками, на которых Кустарова учится быть топ-тренером, - нужно валить. Пусть на Мозгове упражняется.
"Никому нельзя отказывать в прогрессе" (с) Креатив от Антонио - это решение Лены, только не Кустаровой. И вот здесь тоже экзамен для тренеров -суметь объяснить ученику, что выгодно, а что не по силам. если сами это, конечно, понимать. Галя, я написала чисто теоретический вариант. Но, вот скажи -к кому могут уйти ИЖ, чтобы качественно улучшить себя со всех сторон? Если честно, то я даже не знаю. Единственно свободный сейчас- Платов, но не уверена, что он подойдет для Ильиных
Ответ на комментарий Alenkalit #
Исходное сообщение Alenkalit Интервью с Кравцовым http://www.sport-express.ru/biathlon/reviews/950270/
Есть разумные вещи. О тренировках в Тюмени, например. Но есть и противоречивые высказывания: "Есть два варианта. Первый от безысходности использовали немцы – они выставляли на главные старты юных спортсменок и несколько сезонов обкатывали их. Второй путь – дать спортсмену почувствовать уверенность в себе. Я не думаю, что доставил удовольствие Кайшевой, поддавшись на "вопиющий глас народа". Здорово я ей "помог" 62-м местом? Нужно было стоять на своем…" Т.е. у нас не безысходность???
more_sd 22-12-2015-00:08 удалить
Ответ на комментарий Олег_Федотов #
Исходное сообщение Олег_Федотов
Исходное сообщение Alenkalit Интервью с Кравцовым http://www.sport-express.ru/biathlon/reviews/950270/
Есть разумные вещи. О тренировках в Тюмени, например. Но есть и противоречивые высказывания: "Есть два варианта. Первый от безысходности использовали немцы – они выставляли на главные старты юных спортсменок и несколько сезонов обкатывали их. Второй путь – дать спортсмену почувствовать уверенность в себе. Я не думаю, что доставил удовольствие Кайшевой, поддавшись на "вопиющий глас народа". Здорово я ей "помог" 62-м местом? Нужно было стоять на своем…" Т.е. у нас не безысходность???
Немки, которые от безысходности, уже медали ЧМ и глобусы косят, а мы даем спортсмену почувствовать уверенность в себе, лет до 28. Что-то меня от злости распирает прямо
Ответ на комментарий more_sd #
Исходное сообщение more_sd Немки, которые от безысходности, уже медали ЧМ и глобусы косят, а мы даем спортсмену почувствовать уверенность в себе, лет до 28.
Некоторые немки в этом возрасте уже на арфе играют одной рукой, второй вяжут свитера для деток )
more_sd 22-12-2015-00:12 удалить
Ответ на комментарий Олег_Федотов # Ничего не изменится в этом королевстве. Желаю Кайшевой, Елисееву и Бабикову выиграть ОИ, правда, у них это получится, похоже, только под другим флагом, например, у братьев белорусов
Flim 22-12-2015-00:15 удалить
Ответ на комментарий more_sd # Аналогично...((( у меня, например, тогда вопрос, как и на основании чего они решат, что человек готов к КМ и его уже туда можно???
more_sd 22-12-2015-00:17 удалить
Ответ на комментарий Flim #
Исходное сообщение Flim Аналогично...((( у меня, например, тогда вопрос, как и на основании чего они решат, что человек готов к КМ и его уже туда можно???
Как обычно -по региону и тренеру
Flim 22-12-2015-00:19 удалить
Ответ на комментарий more_sd # Не отпустят...всю технологию не знаю, но у перспективных могут быть серьезные проблемы, наверно...
more_sd 22-12-2015-00:20 удалить
Вот интересно, бунт на корабле только Гараничеву простили, наши девы так не могут поступить, и заказтиь себе тренера через регион? Например, Виролайнен в ХМАО, Подчуфарова через Мордовию. Кайшеву, правда, опять же, беспризорник, но ей быстро метнуться в нужный. И да, Елисееву и Бабикову срочно переходить в Тюмень, иначе так и будут кваситься на КИБу
Alenkalit 22-12-2015-00:20 удалить
Непонятно какое чудо должно произойти, чтобы наши девы почувствовали наконец уверенность.... Кого не возьми, сплошная тоска в глазах и безысходность
more_sd 22-12-2015-00:21 удалить
Ответ на комментарий Flim #
Исходное сообщение Flim Не отпустят...всю технологию не знаю, но у перспективных могут быть серьезные проблемы, наверно...
Так пусть дают возможности. Тренировать нормально не могут, так пусть хоть не мешают опыт набирать.
Flim 22-12-2015-00:21 удалить
У Познера Земфира на первом!)


Комментарии (280): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ТАКОВА СПОРТИВНАЯ Ж... | vellena - Блог Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ | Лента друзей vellena / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»