• Авторизация


Церковь Духа Святого - часть 1. Различие между клиром и народом 21-07-2007 22:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!


"Тертуллиан утверждал, что "различие между клиром и народом ( inter ordinem et plebem ) установила власть церкви и часть собрания клира" [15] . Это верно, если рассматривать клир и лаиков, как отдельные группы, различающиеся по своей природе, но неверно по существу. Тем более неправилен во всех смыслах тот вывод, который делается из этого положения: "оттого, где нет собрания клира, будь себе самому и приносящим, и помазующим и священником" [16] . Тертуллиан соблазнился учением о царственном священстве членов Церкви, как не раз в истории этим соблазнялись, и не усмотрел, что первоначальное различение клира и народа проистекало из различия служений. Различие же служений не установлено ни церковной властью, ни частью клира, а вытекает из самого понятия Церкви.
 
Особое служение предстоятельства, о котором говорит Тертуллиан, — те жизненные функции, те проявления жизни, без которых Церковь не может существовать на земле, как живой и живущий организм. Служение предстоятельства находило свое выражение на Евхаристическом собрании. На нем всегда были те, кто предстоятельствовали, и те, кому предстоятельствовали. Без этого не могло быть Евхаристии, так как такова ее природа, которая требует предстоятеля. С самого начала существования Церкви в литургическом порядке различался народ от предстоятеля. "В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читается, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестает, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, как я выше сказал, приносится хлеб, и вино и вода; предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он м ожет. Народ выражает свое согласие словом аминь" [17] . Предстоятель возносит благодарение, на которое народ ответствует "аминь". В числе запечатлевающих через "аминь" благодарение предстоятелей имелись не только лица не облеченные особыми служениями, но и лица, исполняющие разные служения: среди них были те, кого сейчас мы называем мирянами, и пресвитеры, и диаконы, и учители. Все участники собрания совместно со своими предстоятелями составляли единый народ Божий, царственное священство.
 
Если бы даже это литургическое различение предстоятелей и народа действительно установила церковная власть, то и в этом случае Тертуллиан был бы неправ, так как такого рода установление, как основанное на различении служений, соответствовало бы воле Божьей, ибо воля Божья не в смешении, а в различении служений. Поэтому Тертуллиан совершенно неправ, когда он усваивал лаикам те служения — «будь себе самому и приносящим, и помазующим, и священником», — на которые они не получили благодатных даров. Это было бы смешением служений, при котором не могло бы найти своего выражения священническое слу жение народа и его предстоятеля, так как оно делало бы невозможным само Евхаристическое собрание".
(Церковь Духа Святого, I, 5 - протопресвитер Николай Афанасьев)

[15] De exhort , castit ., 7.
[16] Ibid .
[17] Иустин  Мученик, "1-ая Апология", гл.67. См. А.- М. Roguet, «Amen, acclamation du peuple sacerdotal». Paris, 1947.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
sascha-lange 23-07-2007-05:40 удалить
Исходное сообщение an_sionnach_beag те, кто предстоятельствовали, и те, кому предстоятельствовали.
Знаешь тут, я могу тебе привести кучу примеров, и доказать что это Божественное происхождение. Всё в паре слов, на тип характера определяет, кто становится предстоятелем, и кто нуждается в предстоятеле. Например: Любой народ имеет Главу; Президента, Короля в общем Вождя, в Любой семье есть Глава семьи, тот кто своим характером является главой (иногда бывает и жена главней), на работе также, есть руководитель. А теперь посмотрим на инстинктивные часть этого вопроса, у любой стаи есть вожак, будь то Волки, или Птицы, Львы или Собаки, это показывает, что все существа включая людей, делятся на вождя и на ведомого, это заложено в характере, не каждый по своему характеру может стать Главой, Также обстоит дело и вопросе с предстоятелями, и теми, кто нуждается предстоятеле, что касается священства: В Библейском словаре Брокгауза есть статья, она состоит из трёх частей I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА СВЯЩЕНИК II. СВЯЩЕННИКИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ и вот третью часть я хочу привести тут: III. СВЯЩЕНСТВО В НОВОМ ЗАВЕТЕ Новый Завет ничего не говорит о существовании в христ. церквах священства по образцу ВЗ. Но одной из центр. в НЗ является идея о том, что Бог свят, т.е. отделен от всего созданного Им (-> Святость, святое), и что поэтому необходим -> посредник между Богом и человеком. И таким посредником является Иисус Христос. Путь к Богу ведет только через Него (Ин 14:6). Поэтому Христос назван "священником вовек по чину Мелхиседека" (Евр 5:6; 7:17,21), "верным Первосвященником пред Богом" (Евр 2:17), "Первосвященником великим" (Евр 4:14), "Первосвященником навек по чину Мелхиседека" (Евр 6:20), "Первосвященником святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников и превознесенным выше небес" (Евр 7:26), "Первосвященником будущих благ" (Евр 9:11), "великим священником над домом Божиим" (Евр 10:21). Поскольку Иисус пребывает вечно, Он имеет "священство непреходящее" (Евр 7:24). Церковь Иисуса Христа имеет священнич. предназначение возвещать миру о Господе. Павел говорит о "священно-действии благовествования Божия" (Рим 15:16). Церковь избрана для служения своему Господу, и каждый верующий, предоставляя себя в распоряжение Бога, приносит себя в живую жертву Ему (Рим 12:1). В этом смысле о Церкви говорится как о "священстве святом", "царственном священстве" (1Пет 2:5,9). Согл. Мф 16:19; 18:18; Ин 20:23, Иисус дал Своим ученикам власть от Его имени прощать грехи, равно как и отказывать в их прощении. Эта власть вверена не избранным С., а всей Церкви как "священству святому" и каждому верующему как С. Бога (Откр 1:6). Из этого вытекает, что не существует больше посредников между Богом и человеком и нет новозаветного понятия Священник, кроме Первосвященник Иисус Христос, так как нет больше той жертвы, которую приносили во времена Ветхого Завета и теперь все верующие, являются новым священством, избранным народом Божим. Апостол Пётр в своём первом послании, во второй главе пишет: 1 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, 2 как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; 3 ибо вы вкусили, что благ Господь. 4 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, 5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. 6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. 7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, 8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. 9 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; 10 некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы. 11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, 12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. 13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, 14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - 15 ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - 16 как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. 17 Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. 18 Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. 19 Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. 20 Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. 21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. 22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. 23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. 24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. 25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших. Ниже приведу пару высказываний Лютера из разных Книг: О СВОБОДЕ ХРИСТИАНИНА Как Христос, по первородству Своему, обрел два этих исключительных права, так Он наделяет ими и делится ими с каждым, кто верует в Него, в соответствии с законом вышеупомянутого брака, по которому жена обретает все, что принадлежит мужу. Следовательно, все мы, верующие во Христа, являемся священниками и царями во Христе, как говорится в 1-м Послании Петра 2 [9 ]: "Но вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет". Сущность этого священства и царства заключается как бы в следующем: Во-первых, по отношению к царству, каждый христианин верой [своей ] столь превознесен надо всем сущим, что, благодатью духовной силы, он является господином всего без исключения, так что ничто не может причинить ему никакого вреда. Фактически все подчинено ему и вынуждено служить ему в обретении спасения. Соответственно, Павел говорит в Послании к Римлянам 8 [28]: "... Призванным по Его изволению, все содействует ко благу" и в 1-м Послании к Коринфянам 3 [21-23]: "... Ибо все ваше: ... жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - все ваше; вы же - Христовы...". Это не значит, что каждый христианин поставлен надо всем сущим, владеет и управляет им физически, - это безумие, от которого страдают некоторые церковники, - ибо такая власть принадлежит царям, князьям и другим [подобным] людям на земле. Обычный наш жизненный опыт показывает, что мы повинуемся всем, страдаем от многого и даже до смерти. Фактически, чем более зрелым и убежденным христианином является человек, тем больше зла, страданий и смерти выпадает на его долю, что мы видим на примерах Самого Христа, - первородного Князя, - и всего Его братства. Власть, о которой мы говорим, является духовной. Она действует среди врагов и во времена притеснений. Это означает не что иное, как то, что выражено словами: "сила Моя совершается в немощи" (2Кор. 12, 9) и что во всем происходящем я могу найти то, что способствует моему спасению (Рим. 8, 28), так, что даже крест и сама смерть вынуждены служить мне и содействовать моему спасению. Это превосходная привилегия, которой не так легко добиться, истинное всемогущество, духовное владение, в котором не существует таких характеристик, как хорошее" или "плохое", но все содействует ко благу мне, если только я верую. Да, поскольку одной лишь веры достаточно для спасения, я не нуждаюсь ни в чем более, кроме веры, проявляющей силу и суверенное право своей собственной свободы. О, это воистину бесценная сила и свобода христиан! Мы не только свободнейшие из царей, но также и вечные священники, это еще превосходнее, чем быть царем, ибо как священники, мы достойны предстать пред Богом, чтобы молить о других и учить друг друга божественным истинам. В этом состоят обязанности священников, и они не могут быть поручены неверующему. Таким образом, Христос даровал нам возможность веровать в Него, чтобы мы могли быть не только Его братьями, сонаследниками и царями, подобными Ему, но также и подобными Ему священниками. Таким образом, мы можем смело войти в присутствие Божье в духе веры (Евр. 10, 19 и 22) и с восклицанием "Авва, Отче!" молиться друг за друга и делать все, что существует и предзнаменуется во внешних и видимых делах священников. К ХРИСТИАНСКОМУ ДВОРЯНСТВУ НЕМЕЦКОЙ НАЦИИ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ ХРИСТИАНСТВА Выдумали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян - к светскому сословию. Все это измышление и надувательство. Они не должны никого смущать, и вот почему: ведь все христиане воистину принадлежат к духовному сословию и между ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности [и занятию]. Павел (1 Кор. 12) говорит, что все мы вместе составляем одно тело, но каждый член имеет свое особое назначение, которым он служит другим. И поэтому у нас одно Крещение, одно Евангелие, одна вера; все мы в равной степени христиане (Еф. 4), ибо только лишь Крещение, Евангелие и вера превращают людей в духовных и христиан. А если папа или епископ совершают помазание, делают тонзуру 17, посвящают в сан, освящают, одеваются не так, как миряне, то все это возносит только лицемеров и болванов, но никогда не превращает в христианина или духовное лицо. Сообразно этому все мы посредством Крещения посвящаемся во священники, как свидетельствует святой Петр (1 Пет. 2): "Вы царственное священство, народ святый". [Об этом же говорится ] в Откр. 5: "Ты кровию Своею соделал нас священниками и царями" 18. И если бы в нас не было высшего посвящения, чем то, которое совершают папы или епископы, то никогда посвящением папы и епископа не был бы создан ни один священник, точно так же невозможны были бы ни отправление мессы, ни проповедь, ни отпущение грехов. О ВЛАСТИ И ПЕРВЕНСТВЕ ПАПЫ Наконец, слова Петра тоже подтверждают это (1Пет.2:9): "Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой..." Эти слова относятся к истинной Церкви, которая, конечно же, имеет право избирать и рукополагать служителей, поскольку она одна имеет священство. Из слов М.Лютера я заключаю, что даже если группа христиан попадёт на необитаемый остров и ей предстоит прожить на нём всю жизнь и среди них не будет пастора, то они должны избрать из своей среды человека достойного для служения и рукоположить, как это делает епископ, и все таинства будут действенны по средством Слова Божьего.
Да, лютеране всегда верили во всеобщее священство верующих. Священнослужитель — это священник (о описанном Сашей смысле), получивший призвание Церкви на служение Слова и Таинства. Слово "священник" вообще не слишком удачно в отношении таковых служителей...
an_sionnach_beag 24-07-2007-19:26 удалить
Да, публичное служение имеет Божественное происхождение. И ни сколько не вступает в противоречие со всеобщим священством [верующих]. В этом отрывке протопресвитер Афанасьев ничего не говорит о способах поставления на публичное служение - ни о епископском рукоположении, ни о группе христиан на необитаемом острове :) P. S. Вопрос к Саше: если [некрещёный] неверующий попадёт на необитаемый остров, найдёт там Библию и уверует - сможет ли он сам себя крестить? :)
sascha-lange 26-07-2007-02:32 удалить
Ну крайностью на крайность, "сможет ли он сам себя крестить? :)" а зачем? если он уверовал. Приведу тебе один известный пример "Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Посмотри что говорит Апостол Павел "Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать. А что говорит Христос."Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Эти слова показываю, что важнее не крещение, а вера, что именно вера спасает нас, те самые известные строки Библии, которые перевернули всё мировоззрение Лютера, что "праведный верою жив будет" а не крещением, ибо не отсутствие таинств ведёт к осуждению, а их пренебрежение! Возьми Авраама Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Так что живущий и уверовавший на необитаемом острове человек и исповедующий Иисуса Христа Сыном Бога Живого искуплён будет, даже если он так и не крестится!
shdarja 28-07-2007-00:02 удалить
«Учение о том, что крещение необходимо для спасения, основывается на стихах Ин. 3:5 и Мк. 16:16 – но это мы связаны Божьими повелениями, Сам же Бог волен спасать кого Ему угодно и каким Ему угодно способом. Церковь всегда считала гибельным не тот случай, когда таинство не было совершено, а тот, когда им сознательно пренебрегли. Иначе все некрещеные или умершие в младенчестве дети были бы обречены на погибель». Филипп Шафф «История христианской церкви»
an_sionnach_beag 28-07-2007-00:16 удалить
Спасибо! :) Мой вопрос можно переформулировать так: кто может отправлять Таинство Крещения? Насколько я знаю, РКЦ и ПЦ считают, что любой [уже] крещёный человек. Некоторые товарищи так не считали и крестили сами себя... Как к этому относиться?


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Церковь Духа Святого - часть 1. Различие между клиром и народом | an_sionnach_beag - Дневник an_sionnach_beag | Лента друзей an_sionnach_beag / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»