• Авторизация


Лютеране об истинном служении Богу 23-07-2008 23:24


"Навязывать пастве [народу] служение, установленное людьми, не основанное на заповеди Божьей, и учить, что такое служение дает оправдание - это серьезный порок для Церкви. Ибо праведность по вере, которая должна прежде всего преподаваться в Церкви, тускнеет и умаляется, когда эти "чудные" и "ангельские" формы служения, со всей своей показной бедностью, поддельным смирением и безбрачием выставляются напоказ перед людьми. Более того, установления Божьи и истинное служение Богу умаляются, когда люди слышат, что только монахи пребывают в состоянии совершенства. Ибо христианское совершенство заключается в том, чтобы бояться Бога от всего сердца, при этом вынашивать великую веру, уповать на то, что ради Христа Бог примирен с нами, а также в том, чтобы просить Бога и с уверенностью ожидать Его помощи во всем, что, согласно нашему призванию, должно быть исполнено нами. И в том, чтобы при всем при этом проявлять усердие во внешних добрых делах и служить согласно своему призванию. В этом заключается истинное совершенство и настоящее служение Богу. Оно состоит не в безбрачии, не нищенствовании и не в ношении грязного [черного монашеского] одеяния. Однако люди обретают множество пагубных представлений в результате необоснованного превознесения монашеской жизни. Они слышат, как безмерно прославляется целибат, и в результате - начинают строить свою брачную жизнь не по совести. Они слышат, что только нищие совершенны, и поэтому начинают вести свои дела не по совести. Они слышат, что отказ от мести - это евангельское наставление [евангельский совет], поэтому некоторые из них в личной жизни не боятся мстить, так как они слышат, что это просто совет, а не заповедь. Другие заблуждаются еще более, ибо они полагают, будто христиане не могут быть на государственной службе или служить судьями [членами магистрата]. Существуют зафиксированные в письменном виде примеры, когда люди, оставив семью и служение на общее благо, упрятывают себя в монастырь. Это они называют уходом от мира и поисками жизни, более угодной Богу. Они не понимают, что Богу нужно служить, исполняя те заповеди, которые дал Он Сам, а не заповеди, установленные людьми. Благая и совершенная жизнь - это жизнь по заповеди Божьей. Надо увещевать людей обо всем этом".
(АИ, XXVII, 48-59)
комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Карл Барт и католическое учение об оправдании 14-07-2008 21:38


"Одним из ранних толкований "Церковной догматики", поразившим даже её автора, стала книга Ганса Кюнга, посвящённая учению об оправдании в богословии Барта. Барт был настолько потрясён предложенной Кюнгом католической интерпретацией, что написал в предисловии к его книге: "Если приведённые Вами цитаты из Священного Писания, прежнего и нового католического богословия, а также из Денцингера и, следовательно, из текстов Тридентского собора действительно есть учение вашей церкви… тогда, несомненно, мне следует спешно отправиться в церковь Санта-Мария Маджоре в Тренте. Я уже дважды был там; теперь мне придётся совершить третью поездку, в этот раз для того, чтобы с сокрушённым сердцем сознаться: Patres, peccavi!" Кюнг утверждал, что бартовское богословие оправдания в "Церковной догматике" по существу совпадает с католическим пониманием оправдания, представленном в постановлениях Тридентского собора и последующей католической интерпретации".
(Предисловие к русскому изданию "Церковной догматике". Том I, стр. xxii-xxiii – Кристер Р. Саирсингх)
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

Карл Барт о естественном богословии 14-07-2008 21:36


"Если вопрос "Что может сделать Бог?" требует от богословия смирения и открытости, то вопрос "Что заповедано нам?" требует конкретного повиновения. Бог может говорить через русский коммунизм, через концерт для флейты, через цветущий куст или через мёртвую собаку, и мы поступим правильно, слушая Его, если Он действительно делает это. Но мы – если мы только не считаем себя пророками и основателями новой церкви – не можем сказать, что нам заповедано передавать дальше услышанное таким образом как самостоятельное возвещение. Бог может говорить к нам через язычника или атеиста и давать нам понять таким образом, что граница между церковным и профанным проходит не так, как мы уверено полагали до сих пор. Но этим ещё не сказано – такое могло бы быть сказано только пророку, – что мы должны теперь возвещать то языческое или атеистическое, что мы услышали".
(Церковная догматика. Том I, Речь о Боге и церковное возвещение, стр. 15 – Карл Барт)
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Карл Барт о связи догматики с литургической практикой 31-05-2008 13:04


"Далее, те молитвы, которые читаются, и гимны, которые поются в церкви, никак нельзя считать догматически безразличными: богослужение и сборник гимнов должны всерьёз рассматриваться в том числе и с той точки зрения, что их содержание выражено в человеческих словах и что оно может действовать как возвещение - и, быть может, как весьма извращённое возвещение.
 
Удивительное дело: в евангелических церквах к пересмотру богослужебных книг и сборников гимнов привлекаются с правом решающего голоса какие угодно инстанции, только не догматическая наука. И результаты налицо!"
(Церковная догматика. Том I, Догматика и церковное возвещение, стр. 55 - Карл Барт)
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
О прощении 20-04-2008 00:19


Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мт 5, 43-48).
 
Прощение ближнего по сути своей эгоистично. Мы прощаем ради восстановления нарушенного общения с ближним - общения, которого мы жаждим ради удовлетворения своих душевных и эмоциональных потребностей. Мы прощаем для себя, чтобы нам было хорошо с ближним. Потому в таком прощении мы ничем не отличаемся от язычников - "Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?" Прощая врагов, мы делаем это ради них самих. Нам такое прощение ничего не принесёт - у нас нет потребности в общении с врагами. Но мы их прощаем, потому что Бог Своей кровью омыл их грехи, как и наши, потому что Он их любит - и мы, через Него, делаемся сопричастными им, их ненависти к нам. Через Христа они становятся нашими ближними, нашими братьями, нашей семьёй - и мы прощаем, потому что Он простил их.
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Размышления о Лк 2, 1-20 23-01-2008 00:47


В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было (Лк 2, 1-20).
 
Весть о воплощении – это весть радости и триумфа, потому что на землю пришёл Спаситель. Она достойна того, чтобы её возвещал ангел в сиянии славы Божьей. За неё славило Бога небесное воинство. Праздник Рождества такой же радостный и торжественный: нарядная ёлка, рождественские хоралы и праздничный стол создают необходимую атмосферу. Но содержание этой вести – само воплощение – другое. Ангел отсылает пастухов в хлев к Младенцу, Которому не нашлось места в гостинице. Нас ставят перед яслями в хлеву и предлагают поверить, что в них лежит Спаситель, Сам Бог. Никакого сияния славы, никакого намёка на всемогущество, величие и прочие атрибуты, которыми люди привычно наделяют Бога. Воплощение по своей сути является деянием самоуничижения. Младенец Сам является унижением, слабостью и нищетой в самых сильных их проявлениях. Для того, чтобы быть вместе с нами (а не только над нами, как это было ранее), Бог стал одним из нас. Связывая воплощение с распятием (а эту связь мы разрывать не имеем права, так как конечной целью воплощения является искупление грехов крестной смертью), можно понять, что оно произошло для каждого из нас. Находясь в толпе, лишь одним из зрителей, мы никогда не сможем этого принять. В этом случае унижение, слабость, немощь будут для нас не более чем абстрактными понятиями, наряду с понятиями толпы и человечества. Есть только один возможный способ – прийти к яслям одному, не зрителем, но тем, ради кого воплощение единственно и происходит. Только так, осознавая свою ответственность за всё последующее, можно встретиться со Спасителем, Богом для людей, и принять Его таким, как Он есть – в Его абсолютном унижении, немощи и слабости. Мы не можем познать Бога никак иначе, если не придём к яслям.
В Младенце открывается вся полнота любви Божьей: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, дабы всякий верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 3, 16). Младенец пришёл, чтобы жить только для других[1]
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Любовь к Ближнему :) 14-01-2008 21:12


Любовь не ждёт ответа. Она просто отдаёт человека в руки Ближнего - целиком и без остатка - и ставит его Ему на службу. Теперь у человека нет своего времени, своих желаний или нежеланий, своей воли - всё это отдаётся ближнему. Так человек освобождается от самого себя, в своей любви становясь рабом Ближнему и Богу. Такая любовь ничего не требует и не ждёт взамен. Ни одобрения, ни ласки, ни - тем более! - ответной любви. Любое ответное проявление благодарения и теплоты рассматриваются как незаслуженное сокровище. Любые ответные равнодушие и ненависть вовсе бесценны, так как позволяют любви осуществлять себя и быть такой, какая она есть - беспричинной. Только так можно любить Ближнего - просто отдавая самого себя, делясь всем, что имеешь - не зная более ни о чём и ничего не ожидая. Только так можно жить для других. Как Иисус :)
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Подарок на Рождество и Воплощение :) 20-12-2007 01:14


Лучшим подарком на Рождество, отражающим характер и всю суть Воплощения, является завёрнутый в подарочную бумагу с красной ленточкой дырявый шерстяной носок :)
комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Следуя Христу. Благодать как "результат" христианской жизни 06-11-2007 21:14


"Если Лютер сказал, что дела наши тщетны и при благой жизни и что для Бога не имеет силы "милость и желание прощения грехов", так он сказал это как тот, кто и до сего момента и в момент, когда был призван, обновлялся в следовании Христу, бросив всё, что имел. Познание благодати было для него последним радикальным разрывом с грехами своей жизни, но никогда не было их оправданием. Наделённое прощением, последним радикальным отказом от своевольной жизни, оно само по себе было серьёзным призывом следовать Христу. Оно было для него всякий раз "результатом", конечно, божественным, не человеческим результатом. Этот результат был, однако, превращён потомками в принципиальную предпосылку тех или иных соображений. В этом и состояло всё несчастье. Если благодать есть пожалованный Христом "результат" христианской жизни, то каждое мгновение этой жизни - следование Христу. Если же благодать есть принципиальная предпосылка моей христианской жизни, то я, значит, заранее имею прощение моих грехов, которые я совершаю, живя в миру. Я могу теперь грешить на эту благодать, мир ведь в принципе искуплен благодаря благодати. Я остаюсь при этом в моём обывательски-мирском существовании, как и прежде, всё остаётся по-старому, и я могу быть уверен, что и меня покрывает Божья благодать. Целый мир стал под этой благодатью "христианским", христианство же под этой благодатью никогда не обращалось к миру подобным образом. Конфликт между христианством и проходящей в трудах обывательски-мирской жизнью обострился. Христианская жизнь заключается как раз в том, что я живу в миру, живу как мир, ни в чём себя от него не отделяя, даже совсем не пытаясь - ради благодати! - отделять себя, что я в положенное время отдаю себя из пространства мира в пространство Церкви, чтобы там удостовериться в прощении моих грехов. От следования Христу я освобождён даровой благодатью, которой положено быть озлобленнейшим врагом следования Христу, а истинную благодать - ненавидеть и поносить. Благодать как предпосылка есть наидешёвейшая благодать; благодать как результат - драгоценная благодать. Это страшно - узнать, чтó в этом заключено, каким образом евангельская истина высказывается и как употребляется. Есть только одно слово об искуплении благодатью; и, однако, неверное употребление одних и тех же высказываний ведёт к совершенному разрушению сущностей.
Если Фауст в конце своей жизни, трудясь над познанием, говорит: "Я вижу, что мы ничего не можем знать", то это результат; и совершенно иное дело, когда те же слова мы услышим от студентки первого семестра, пытающейся оправдать свою леность (Кьеркегор). Как результат это положение верно, но как предпосылка - самообман. Это означает, что познание не может быть отъединённым от бытия, в котором укоренено. Лишь тот, кто в следовании Христу отказывается от всего, что имеет, может сказать, что он воздаёт должное только благодати. Он познаёт призыв следовать Христу как благодать и благодать как этот призыв. Но кто, кивая на эту благодать, хочет увильнуть от следования Христу, тот обманывается".
(Следуя Христу, Дорогая благодать - Дитрих Бонхёффер)
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Дело ради Бога :) 24-10-2007 23:20


Иногда для того, чтобы делать что-то ради Бога, необходимо сперва делать это только ради себя - думая при этом, что делаешь ради Него. Затем, обнаружив это, не бросить, что делаешь. Тогда, отринув себя, будешь делать ради Бога :)
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Евангелическая теология. Бог Евангелия 22-10-2007 01:39


"Бог Евангелия вовсе не одинокий, замкнутый в Самом Себе и самодостаточный, -«абсолютный» (в смысле: отрешённый от всего, что не есть Он Сам) Бог. Разумеется, Он не имеет подле Себя равного Себе, которым Он был бы ограничен и обусловлен. Но Он и не является пленником собственного величия, не обречён на то, чтобы быть лишь кем-то или чем-то «совершенно иным». Бог Шлейермахера не способен умилосердиться; Бог Евангелия – может и делает это. Как в Самом Себе Он един в единстве жизни Отца, Сына и Святого Духа, так по отношению к отличной от Него реальности Он де-юре и де-фако свободен быть Богом не наряду с человеком и не просто над ним, но у него и с ним и, - что самое важное, - для него, быть не только его Господом, но и его Отцом, Братом и Другом: быть Богом человека – не в умаление Своей Божественной сущности и не в отказе от неё, но именно в её подтверждение. «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушёнными и смиренными духом» (Ис 57:15). Это осуществляется Богом в истории Его деяний. Бог, который противостоял бы человеку только как бесконечно возвышенный, далёкий и чуждый в своей бесчеловечной Божественности, если бы и обнаруживал как-то своё присутствие для человека, мог бы стать для него только Богом «дисангелия», дурной вести, Богом презрительного, судящего, смертоносного «Нет», которого человек должен был бы страшиться, стремиться бежать от него, и, поскольку он не в силах удовлетворить ему издалека, он предпочёл бы просто не знать его. Многие другие теологии фактически имеют дело с такими лишь возвышенными, сверхчеловеческими и бесчеловечными богами, которые как таковые могли быть только богами всевозможных «дисангелий» (dysangelion). Именно такого рода богом представляется обожествлённый прогресс и уж точно – прогрессивный человек. Но Бог, о котором говорит евангелическая теология, столь же возвышен, сколь и уничижён: возвышен в самой своей уничижённости. Его неизбежное «Нет» заключено в «Да», обращённом к человеку. И поэтому всё, что Он желает и делает для человека и с человеком, является полезными, целительными, путеводными деяниями, которые несут с собой поэтому мир и радость. Так, Он поистине есть Бог Евангелия, - благого для человека, поскольку милостивого к нему, Слова. Дело евангелической теологии – дать ответ на милостивое божественно «Да», на самораскрытие Бога в Его человеколюбии. Она имеет дело с Богом как Богом человека, но именно поэтому также и с человеком как человеком Божьим. Человек для неё – вовсе не то, что подлежит «преодолению»[1]: напротив, человек для неё – тот, кому Богом предназначено всё преодолевать. Таким образом, слово «теология» оказывается для неё неточным обозначением, поскольку оно не высвечивает решающего измерения её предмета – свободной любви Божьей, пробуждающей свободную же любовь, и Его милости (charis), побуждающей к благодарению (eucharistia). Термин «теоантропология» лучше бы выразил, кем и чем она занимается, - только бы не смешивать это с тем, о чём речь шла в п. 2, - с «антропотеологией»! Так что сохраним название «теология», не забывая и оставляя в силе неизбежное в нашем случае уточнение – «евангелическая теология», особенно в только что обговорённом смысле: евангелическая как обращённая не к какому-то бесчеловечному Богу, не законническая теология!
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Евангелическая теология. Предмет евангелической теологии 20-10-2007 13:43


"Предмет евангелической теологии – Бог в истории Его деяний. В них Он возвещает Самого Себя. И в них же Он есть тот, кто Он есть[1]. В них Он одновременно имеет и являет и Своё существование, и Свою сущность – без того, чтобы одно предваряло другое! Он, Бог Евангелия, не есть ни вещь, ни предмет или объект, ни идея, ни принцип, ни истина или сумма многих истин, ни личностная экспонента такой суммы, - разве что под «истиной» понимать, соответственно греческому aletheia[2], бытие Бога в истории Его самораскрытия, в Его самовыявлении как Господа всех господ, в освящении Его имени, в пришествии Его Царства, в осуществлении Его воли в Его деяниях, а под «истинами» понимать цепочку хотя и особенных, но не изолированных, а созерцаемых и фиксируемых в их исторической взаимосвязи элементов этого бытия в его действиях и самовыявлении. Заметим, евангелическая теология не должна ни повторять, ни актуализировать, ни предвосхищать историю, в которой Бог есть Тот, кто Он есть; история не должна являться её делом. Евангелическая теология должна наглядным образом, в понятиях и в речи учитывать историю, - но лишь постольку, поскольку она сама следует за живым Богом и потому в самом своём восприятии, осмыслении, обсуждении имеет характер живого процесса. Она утратила бы собственный предмет и тем самым предала бы самое себя, если бы взяла какой-либо момент божественного процесса статично, сам по себе, вместо того чтобы рассматривать, осмыслять, обговаривать его в его динамичной взаимосвязанности, - словно птицу не в полёте, а на жёрдочке, - если бы от повествования о «великих деяниях Божьих» она пожелала бы перейти к констатации и прокламации «овеществленного» Бога и Божественных вещей. Как бы ни обстояло дело в этом отношении с богами других теологий, Бог Евангелия в этом смысле ускользает от так или иначе закосневшей теологии. Перед лицом Бога Евангелия евангелическая теология может существовать только в живом движении. Она призвана вновь и вновь, не упуская из вида их единства, всё же различать между старым и новым, - не презирая первого и не страшась второго; между вчера, сегодня и завтра в Его едином бытии (Gegenwart) и действии. Как раз в этой точки зрения она есть в высшей степени критическая наука, - то есть наука пребывающая и не могущая не пребывать в непрестанном кризисе[3] – кризисе, вызываемом самим её предметом".
Читать далее...
комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Молитвы Детей :) 15-10-2007 23:49


Священник Жан-Мари Вианней считал, что Господь слышит молитвы Детей, поэтому в особенно сложных ситуациях Он молился вместе с Ними. Это чистая правда, Господь слышит молитвы Детей :)
комментарии: 3 понравилось! вверх^ к полной версии
Барменская декларация 10-10-2007 01:11


Барменская декларация (1934)
 
Теологическая декларация о современном положении Германской евангелической церкви
 
Мы, собравшиеся на исповеднический синод Германской еван­гелической церкви представители лютеранских, реформатских и униатских церквей....заявляем, что мы вместе стоим на почве Гер­манской евангелической церкви как союза германских исповеднических церквей...
Мы исповедуем - перед лицом разоряющих Церковь и тем са­мым подрывающих единство Германской евангелической церкви заблуждений "немецких христиан" и нынешней администрации имперской церкви - следующие евангельские истины:
 
1. "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу иначе, чем через Меня" (Ин 14:6). "Истинно, истинно говорю вам: всякий, кто не входит в овчарню через дверь, а проникает иначе, тот вор и разбойник... Я есмь дверь; тот, кто войдет через Меня, спасется..." (Ин 10:1, 9).
Иисус Христос, как Он засвидетельствован нам в Священном Писании, есть единое Слово Бога, которое мы должны слушать, которому мы должны доверять и покоряться в жизни и в смерти.
Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь якобы может и должна признавать в качестве источника своего провозвестия по­мимо этого единого Слова Бога и рядом с ним еще и другие события и силы, образы и истины как откровение Бога.
 
2. "Иисус Христос сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением" (1 Кор 1:30).
Как Иисус Христос есть божественный залог прощения всех наших грехов, точно так же и столь же серьезно Он есть властное притязание Бога на нашу жизнь в ее целостности. Через Него мы получаем радостное освобождение от всех безбожных уз этого мира. Для свободного и благодарного служения Его созданиям.
Мы отвергаем ложное учение о том, что в нашей жизни якобы могут существовать области, где мы принадлежим не Иисусу Христу, а иным господам; области, где мы не нуждались бы в Его оправдании и освящении.
 
3. "Но будем правдивы в любви и будем во всем возрастать во Христа, который есть глава, в котором все тело скреплено воедино" (Ефес 4:15-16).
Христианская Церковь есть сообщество братьев, в котором Ии­сус Христос сейчас действует как Господь в Слове и Таинстве че­рез Святого Духа. Церковь своей верой и своей покорностью, сво­им провозвестием и своим устройством должна - будучи посреди грешного мира Церковью грешников, спасенных благодатью, - сви­детельствовать, что она принадлежит только Ему, что она живет и хочет жить только Его утешением и наставлением, ожидая Его пришествия.
Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь якобы имеет право менять образ своего провозвестия и устройства по собствен­ному произволу или в угоду каким бы то ни было господствующим мировоззрениям и политическим убеждениям.
 
4. "Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими. Но между вами да не
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Общение как счастье :) 10-10-2007 01:04


Есть люди, общение с Которыми подобно богослужению. Они наверняка даже и не думают, что делают что-то особенное - Они и не делают, но в Них я открываю всё то лучшее, что есть в человеке, в Них проясняется Образ Божий. Некоторые благодарят меня - но это я должен много благодарить за то, что мне дано и позволено общаться с Ними :)
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Следуя Христу. История о богатом юноше 30-09-2007 00:56


"И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! чтó сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: чтó ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение" (Мф 19,16-22).
 
Вопрос юноши о жизни вечной - это вопрос о спасении, совершенно единственный серьёзный вопрос. Но ведь это нелегко - правильно поставить этот вопрос. Ведь ясно, что юноша, который ясно выражает свой вопрос, в сущности ставит вопрос совершенно другой, так что фактически избегает вопроса. Он обращает свой вопрос к "учителю благому". Он хочет услышать мнение, совет, приговор по этому вопросу хорошего учителя, великого наставника. Он недвусмысленно даёт это понять. Во-первых, для него это вопрос огромной важности, и Иисус должен сказать что-то исполненное значения. Но, во-вторых, он ожидает от доброго учителя, великого наставника существенного высказывания, но всё-таки не Божественного предписания, безусловно его обязывающего. Вопрос о жизни вечной для юноши есть вопрос, о котором он совсем не прочь, пожалуй, поговорить и поспорить с "учителем благим". Но он сразу же ставится на место словом Иисуса: "Чтó называешь ты меня благим? Никто не благ, как только один Бог". Вопрос уже выдал его сердце. Он хотел бы поговорить с добрым раввином о вечной жизни, а сейчас до него доходит, что в действительности он стоит не перед добрым учителем, но перед Самим Богом. Таким образом, он не получает иного ответа от Сына Божьего, кроме ясного указания на заповедь всеединого Бога. И получает не ответ "учителя благого", добавляющего своё мнение к ясной воле Божией. Иисус Сам указывает на единственно благого Бога и блюдёт Себя как совершенный и послушный Сын Божий. Но если вопрошающий стоит перед Самим Богом, то он уличён как беглец от ясных Божьих заповедей, которые сам-то знает. Юноша ведь знает-таки заповеди. Но загвоздка как раз в том, что он не может удовольствоваться ими, что ему хочется чего-то большего. Его вопрос выказывается как вопрос самотворящейся и самосозидающейся набожности. Почему юноше недостаточно ясных заповедей? Почему он ведёт себя так, будто не знает ответа на свой вопрос? Почему он хочет обвинить Бога, если он в этом решающем жизненном вопросе остаётся несведущим? Таким образом, юноша уже почти схвачен и предстал перед судом. От необязывающего вопроса о спасении он отозван к простому послушанию ясным заповедям.
Следует и вторая попытка к бегству. Юноша отвечает Ему снова вопросом: "Какие?" В этом одном вопросе прячется сатана. Ведь здесь был единственно возможный выход для того, кто поймал сам себя. Конечно, юноша знал заповеди; но кому не хочется узнать в полноте заповеди, какая заповедь пристала именно ему, именно сейчас? Проявление заповедей многозначно и неясно, говорит юноша. Он видит не заповеди, но себя самого, свои проблемы, свои коллизии. От ясных Божьих заповедей он уволит себя к интересной, но сугубо человеческой ситуации "этической коллизии". Не то тут неправильно, что он знает об этой коллизии, а то, что эта коллизия противопоставляется заповедям Бога. Заповеди же, напротив, даны как раз для того, чтобы покончить с этическими коллизиями. Этическая коллизия как этический прообраз человека после его грехопадения является сама по себе протестом людей против Бога. Змий вложил в раю эту коллизию в сердца первых людей. "Разве это сказано Богом?" От ясной заповеди и простодушного детского послушания человек обращается к нравственному сомнению, к указанию на то, что заповедь ещё нуждается в комментарии и толковании. "Разве это сказано Богом?" Человек должен решить сам, силою своего знания о добре и зле, силой своей совести, - чтó есть добро. Заповедь многозначна, Бог хочет, чтобы человек истолковал её и понял, решая свободно.
Этим уже отменено послушание заповеди. На место однозначного дела явилась
Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
O Wert Thou In The Cauld Blast - Robert Burns 19-09-2007 00:02


O Wert Thou In The Cauld Blast
 
O wert thou in the cauld blast,
On yonder lea, on yonder lea,
My plaidie to the angry airt,
I'd shelter thee, I'd shelter thee;
Or did Misfortune's bitter storms
Around thee blaw, around thee blaw,
Thy bield should be my bosom,
To share it a', to share it a'.
 
Or were I in the wildest waste,
Sae black and bare, sae black and bare,
The desert were a Paradise,
If thou wert there, if thou wert there;
Or were I Monarch o' the globe,
Wi' thee to reign, wi' thee to reign,
The brightest jewel in my Crown
Wad be my Queen, wad be my Queen.
(Robert Burns, 1796)
В полях под снегом и дождём
 
В полях, под снегом и дождем,
Мой милый друг, мой бедный друг,
Тебя укрыл бы я плащом
От зимних вьюг, от зимних вьюг.
А если мука суждена
Тебе судьбой, тебе судьбой,
Готов я скорбь твою до дна
Делить с тобой, делить с тобой.

Пускай сойду я в мрачный дол,
Где ночь кругом, где тьма кругом, -
Во тьме я солнце бы нашел
С тобой вдвоем, с тобой вдвоем.
И если б дали мне в удел
Весь шар земной, весь шар земной,
С каким бы счастьем я владел
Тобой одной, тобой одной.
(пер. Самуила Яковлевича Маршака)
комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии