• Авторизация


ИСТОРИЯ ПЕСНИ: «Над небом голубым...»/Город золотой 29-07-2010 11:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В 1987 году вышел на киноэкраны фильм «Асса», а вместе с ним обрела широкую известность эта мелодия в исполнении БГ. Впрочем, как выяснилось, существовала эта песня и до БГ. Мотив ее долгое время приписывали средневековому итальянскому композитору лютневой музыки Франческо да Милано, а слова — самому Борису Гребенщикову, который не потрудился авторства отрицать. Таким образом, народной молвой песня приписывалась всем, кому угодно, вплоть до средневековых евреев (!!! - это заговор ).

Любопытное состоит в том, что в случае с «Городом...», очевидное — ни есть истинное. А настоящая история этой песни уходит своими корнями в 1972 год, когда советская фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает альбом «Лютневая музыка XVI-XVII веков» с именем Владимира Вавилова на обложке. На пластинке 10 произведений и лишь три из них исполнены Вавиловым. Среди них такие известные сейчас, как Аве Мария Джулио Каччини и Ричеркар Николо Негрини. Лишь три композиции действительно, исполняет В. Вавилов (лютня). Так почему же только его фамилия на обложке?..

Да-да, именно Владимир Вавилов — настоящий автор «средневековой лютневой музыки». В советские времена композитор без высшего музыкального образования предпочел выяснению отношений с худсоветом невинную мистификацию, состоящую в преписывании собственных мелодий малоизвестным музыкантам эпохи возрождения.
И так родилась эта мелодия. Через год после выхода пластинки 11 марта 1973 г., умер ее настоящий автор Вавилов. Примерно в это же время не выходит эта музыка из головы поэта с инженерным образованием, автора песен Анри Гришевича Волохонского. Гуляя по Питербургу, то и дело навещая известного в то время ленинградского художника Бориса Аскерольда (Акселя), который в то время работал над панно «Небо», Андрей Волохонский однажды сочиняет (а точнее, «записывает за 15 минут») строчки, ложащиеся на мелодию Канцоне Вавилова. Вот они:
 









Первоначальный вариант стихов А.
  Волохонского (1972 г.)

отсутствие пунктуации автора
сохранено=)


Над небом голубым

Есть город золотой

С прозрачными воротами

И яркою стеной

А в городе том сад

Все травы да цветы

Гуляют там животные

Невиданной красы

Одно как рыжий огнегривый лев

Другое – вол, исполненный очей

Третье – золотой орел небесный

Чей там светел взор незабываемый

А в небе голубом

Горит одна звезда

Она твоя о Ангел мой

Она всегда твоя

Кто любит тот любим

Кто светел тот и свят

Пускай ведет звезда твоя

Дорогой в дивный сад

Тебя там встретят огнегривый лев

И синий вол исполненный очей

С ними золотой орел небесный

Чей так светел взор незабываемый

Версия Е. Камбуровой (найдите
10 отличий=))

Над твердью голубой

Есть город золотой

С высокими воротами

С прозрачную яркою стеной



В том городе сады

И травы и цветы

В садах гуляют звери

Нездешней красы



Тебя там встретит огнегривый лев

И белый вол преисполненный очей

С ними золотой орел небесный

Чей так светел взор незабываемый



А в тверди голубой

Горит одна звезда

Она твоя о Ангел мой

Она всегда твоя



Кто любит тот любим

Кто светел тот и свят

Пускай ведет звезда тебя

Дорогой в дивный сад



 

[250x320]


А вот и апокалиптические существа собственной персоной. В древности художники стремились как можно
точнее следовать библейскому тексту,
представляя Херувимов с четырьмя ликами (видите -
все, как в песенке поется). Такое изображение
Херувима называют тетраморф ("четырехликий").
Херувим-тетраморф истолковывался как символ
единого Евангелия - Слова Божия, записанного
четырьмя евангелистами; а также как символ
четырех сторон света, четырех времен года,
четырех планет... Короче, все как обычно, зависит
от вашей испорченности=)) Илл.: фрагмент фрески XVI
в., Метеора, Греция




Позже Волохонский передает слова и музыку своему другу и соавтору Алексею Хвостенко, который становится первым исполнителем песни. А первое ее название, простое и емкое, - «Рай». Вол

хонский не скрывает, что заимствовал образы для стихотворения из ветхозаветных преданий: "Аксель делал тогда это самое «Небо на земле»… А мы делали вид, что помогаем Акселю — кололи смальту и составляли куски мозаик по его росписям, впрочем довольно бездарно. Акселю приходилось нас поправлять. А я вообще по большей части лодырничал. В прямом смысле слова он мне ничего не говорил и не советовал, но атмосфера была та самая."

Слышит эту песню от Хвостенко Елена Камбурова. И впоследствии исполняет в собственной редакции вот уже на протяжении многих-многих лет. Она — второй исполнитель песни. Было и много других бардов. К слову сказать, Борис Гребенщиков стал исполнять эту песню лишь в 1986 году. Причем, важная деталь, в его интерпретации «Город...» кардинально поменял свое расположение и оказался под небом, видимо в силу особого религиозного мировоззрения. «Царство Божие находится внутри нас, и поэтому помещать Небесный Иерусалим на небо… бессмысленно», - комментирует такую рокировку сам легендарный БГ.

Меняются названия, появляются новые и новые переводы (песня существует на иврите и на английском. А песне-мечте о Золотом Граде, бог знает каким чудом родившейся в стране советов вот уже 40 лет...

ВИДЕО[b]

[b]Женское исполнение. Елена Камбурова - «Над твердью голубой...»:





БГ - Аквариум //Город Золотой «Асса» (1987):




Мелодия (без слов):




MP3: Если вы помните таблицу умножения, то несложно будет скачать версии песни отсюда http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=34253

по материалам публикации Зеева Гейзеля, который распутывал весь запутанный клубок мистификаций вокруг «Золотого города»: http://www.israbard.net/israbard/pressview.php?press_id=1049809438

и свободная энциклопедия способствовала: http://ru.wikipedia.org/wiki/Город_золотой

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (16):
wema 29-07-2010-12:48 удалить
отличий явно больше, чем 10))
WhiteKnight 29-07-2010-14:03 удалить
wema, Елена Антоновна-таки постаралась, да))
DivaDii 29-07-2010-20:07 удалить
Спасибо. Было интересно узнать. Я до сего дня была таки уверена, что это средневековая итальянская мелодия.
WhiteKnight 09-08-2010-21:34 удалить
DivaDii, пожалуйста)) ну, она вдохновлена средневековьем - это факт)
опочки, а я и не знала, и не задумывалась.. Брат фанат БГ, и то не упоминал.. А эта песня у меня одна из любимых) детство напоминает..
WhiteKnight 31-08-2010-22:40 удалить
Half-mad_Lovegood, мой брат тоже тащился от БГ в свое время=) и от фильма этого... а тут, слушала Камбурову и неожиданно наткнулась на знакомую мелодию))
Обожаю эту песню! Однако историю не знала - весьма познавательно!))
Gabriela_Lizard 25-10-2010-20:10 удалить
Хм... почему-то всю жизнь думала, что там есть строка " ПОД небом голубым..."... Первый раз вижу НАД... Хм.. Все же странно - какой может быть город НАД небом... И в исполнении БГ слышится отчетливо ПОД небом.... Где же истина, товарищи?:)....хм...
WhiteKnight 25-10-2010-20:14 удалить
Габриэла_Ящерица, в "над" есть смысл для верующего человека... это указание на Царствие небесное...=))) если уж растокловывать) а истина где-то там) над, под, в... это каждый для себя решает сам)
14-12-2010-22:09 удалить
Эта мелодия слишком резко выделяется из музыки БГ и ритмом, и стилем, и звуковым диапазоном. Мне было неприятно видеть отсутствие авторов, а когда мне в руки попала пластинка "Лютневая музыка ..." я ещё больше убедился в своей правоте - "не его".
14-02-2011-10:42 удалить
Спасибо Автору текста, только фамилия Анри – ВолОхонский, а не "Волхонский". Аня
WhiteKnight 01-03-2011-15:10 удалить
Ответ на комментарий # благодарю за исправление, Аня))
04-07-2011-21:44 удалить
Позже, малоизвестный автор ( http://cornett.sso.ru/songs.html) прибавил от себя ещё 1 куплет, однако целиком песня не исполнялась никогда (либо куплет, либо песня) сохраняя мелодию Вавилова: Гори моя звезда Звезда моих отцов Гори пятиконечная Со всех пяти концов... maxi
19-03-2013-01:09 удалить
В сети можно найти настоящую средневековую лютневую музыку, но она уже не радует и ни в какое сравнение не идёт с этой мелодией Вавилова. Теперь для меня всё прояснилось, так как я прежде верил этой его мистификации и поражался гениальности средневекового "автора".
Слова А. Волохонского и великого БГ на порядок точнее и проникновеннее, чем Камбуровой. А исполнение песни БГ - вне конкуренции


Комментарии (16): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ИСТОРИЯ ПЕСНИ: «Над небом голубым...»/Город золотой | WhiteKnight - Неактуальные записки Авдотьи Опечаткиной, уездной девицы | Лента друзей WhiteKnight / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»