Что такое торговая марка, знают многие. Популярная торговая марка, завоевавшая доверие, даже без подробного изучения продукции позволяет судить о ее высоком качестве. Так, многие покупатели готовы заплатить больше за товар, выпускаемый под известным и зарекомендовавшим себя товарным знаком, чем купить товар неизвестного производителя дешевле, который может оказаться некачественным. Рассмотрим подробнее, для чего нужен торговый знак и некоторые особенности его регистрации.
Регистрация торговой марки (товарного знака) регулируется ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». В соответствии с данным законом товарный знак и знак обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Право на товарный знак охраняется законом.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Вот наиболее известные в мире торговые марки: McDonald's, Coca-Cola, Disney, Sony и Mercedes-Benz. У перечисленных фирм имеется множество преимуществ перед фирмами, производящими схожую продукцию, но не имеющими столь раскрученного бренда: покупательская осведомленность и приверженность, защита от ценовой конкуренции, хорошее продвижение любых товаров, маркированных данным знаком, и многие другие.
Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо.
На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Регистрацию торговых марок (торговых знаков) осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности патентам и товарным знакам (Роспатент). В РФ товарный знак регистрируется на срок 10 лет, причем этот срок исчисляется с даты подачи заявки в Патентное ведомство. Срок действия регистрации товарного знака необходимо продлевать каждые 10 лет после регистрации. Если же товарный знак не используется непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации, его правовая охрана может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров.
Регистрируя товарный знак, необходимо заплатить госпошлину, размер которой зависит от количества классов, в которых регистрируется товарный знак. Также необходимо уплатить госпошлину за выдачу свидетельства и внесение в реестр товарных знаков. Госпошлина уплачивается и при внесении изменений в заявку на регистрацию, при продлении действия товарного знака, при регистрации уступки права на товарный знак и в других случаях.
Классы определяются по Международному классификатору товаров и услуг (МКТУ). Причем, одинаковый товарный знак может быть зарегистрирован несколькими правообладателями, но в разных классах.
Общее время регистрации товарного знака составляет примерно 1,5-2 года. За время регистрации Патентное ведомство проводит экспертизу представленных документов, проверяет патентную чистоту товарного знака, выносит решение о регистрации товарного знака либо об отказе в регистрации. Для тех, кто хочет зарегистрировать товарный знак быстрее, предусмотрен ускоренный вариант регистрации, который составляет примерно 4-5 месяцев, эта услуга оказывается специальной категорией юристов – патентными поверенными и стоит несколько дороже, чем обычная регистрация.
Таким образом, товарный знак – это средство индивидуализации предприятия и производимой им продукции. Он ассоциируется у покупателей с конкретной фирмой и конкретным качеством продукции, помогая в ее выборе. Также товарный знак является отличным средством рекламы, отражаясь на товаре или его упаковке и в рекламе. Кроме того, товарный знак – это еще и собственность фирмы. Товарный знак имеет свою стоимость в денежном выражении причем, бывает, что немалую.
Источник: http://www.ukon.su/