Коммерческие организации постоянно находятся под влиянием большого количества рисков как внешних, так и внутренних. И ответственность за их жизнеспособность лежит не на государстве, а на их владельцах. С каждым днем все больше и больше предприятий приходят к выводу о необходимости проведения внутреннего аудита, который не только представляет собой систему контроля над соблюдением бухгалтерского учета, но и позволяет выявить возможности повышения эффективности бизнеса. Рассмотрим подробнее, что такое внутренний аудит и действительно ли он нужен организации?
Внутренний аудит – организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.
Российская модель внутреннего аудита состоит из двух направлений:
1) ревизия, основное внимание которой уделяется проверке сохранности и эффективном использовании активов, а также выявлении и ликвидации задолженностей и недостач.
2) внутренний аудит, цель которого состоит в обеспечении достоверности бухгалтерско-финансовой отчетности, минимизации налогообложения и сохранности активов компании.
Если владельцы организации являются ее менеджерами и самостоятельно контролируют все аспекты ведения бизнеса, можно обойтись и без внутреннего аудита. Но с увеличением размеров компании руководители уже не могут полностью контролировать всю ситуацию. Тогда возникает потребность во внутреннем аудите. Необходим он и менеджерам компании, у которых не хватает времени и специфических навыков для сбора и структурирования информации, требующейся для принятия правильных управленческих решений. Внутренний аудит обладает информацией по всем аспектам деятельности организации, минимизирует вероятность ошибок и злоупотреблений, определяет «зоны риска» и возможности устранения недостатков или недостач в будущем, а также помогает идентифицировать и устранить слабые места в системах управления.
Также внутренний аудит оценивает эффективность систем внутреннего контроля. В отличие от контрольно-ревизионного управления (КРУ) он ориентирован не на то, чтобы выискивать уже совершенные ошибки, а анализировать будущие события и то, как они скажутся на деятельности компании.
Не стоит путать внутренний аудит с внешним, они выполняют совершенно разные функции. Главная задача внешнего аудита - подтверждением достоверности финансовой отчетности организации, внутреннего - оценка существующих систем контроля и управления рисками компании. В отличие от внутреннего, внешний аудит не производит оценку экономической обоснованности управленческих решений и эффективности деятельности подразделений компании, а также направлен на защиту интересов внешних сторон – потенциальных инвесторов, кредиторов, внутренний же служит интересам собственников и менеджеров организации.
Выделим основные задачи и функции внутреннего аудита:
- оценка системы внутреннего контроля;
- анализ и оценка эффективности системы управления рисками;
- оценка соответствия системы корпоративного управления компании принципам корпоративного управления.
В России, в отличие от экономически развитых государств, внутреннему аудиту пока не уделяется должного внимания. И если можно сказать о том, что становление внешнего аудита в нашей стране состоялось, то говорить так о внутреннем аудите, к сожалению, пока еще рано. Нет достаточного количества научно-практических разработок, посвященных ему, не развит внутренний аудит в профессиональном и законодательном аспектах. Но интерес к нему усиливается, и возможно, в скором времени собственники российских компаний будут смело пользоваться им, как инструментом повышения эффективности бизнеса.
Источник: http://www.ukon.su
Алёна Смородина