Взято у http://willie-wonka.livejournal.com/352342.html
26-08-2007 08:49
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
FM 90.1 MHz
Язык жестов, которым пользовались индейцы Великих равнин для общения между племенами, сейчас уже не нужен как средство межплеменной коммуникации, но у лакотов он не исчез, а влился в набор обычных невербальных средств в составе языка. Двое говорят на лакота (да хоть бы даже и по-английски) и органично включают в разговор жесты не полностью дублируя речь, а так, от случая к случаю, просто в качестве иллюстративных. Но жесты те самые, они ничуть не изменились.
Ханхепи Ийотаке, Сидящий Ночью (европейское имя Everett Lone Hill) говорит покупать продавать и показывает машинально жестами то же самое, говорит два часа езды и параллельно показывает это жестами, говорит сумасшедший и делает соответствующий жест.
Я тоже на всякий случай решаю дублировать всё жестами, вдруг меня трудно понять, всё-таки я выучила другой диалект и здесь по ходу дела перестраиваюсь на местный, в уме меняю mdaska на blaska, dida на lila В здешнем диалекте нет d, которое развилось из протосиуанского *r, здесь вообще нет d, никакого. Это земли племени оглала.
Я спрашиваю: А вот Эхака Сапа, Чёрный Олень писал в своей книге то-то и то-то, и показываю жестами олень, чёрный, книга, а что он имел в виду, а вот почему вождь Бешеная Лошадь то-то, сё-то. Ага, я всё-таки хорошо произношу. Ханхепи Ийотаке слушает с абсолютно непроницаемым каменным лицом, потом с таким же лицом говорит: Хотел бы я, чтобы мои дети так говорили на языке лакота, как ты говоришь. У него трое детей, и ни старшая, Мелисса, ни младшие мальчишки на лакота двух слов не вяжут.
Его дедушка, Мато Уанбли, Медвежий Орёл, был знаменитейшим, просто грандиозного масштаба шаманом, это всем известно. К нему приезжали советоваться издалека. Но Ханхепи Ийотаке вспоминает историю, которую я не знала. Он говорит, к его дедушке как-то приехали серьёзные люди из Вашингтона, в чёрных костюмах с иголочки, на шикарной машине, посовещаться. Что-то они там совещались, потом вышли, сели и уехали. Эти люди случайно оставили ручку. Дедушка показывает её потом и говорит: Видишь эту ручку? Она из чистого золота. (Все смотрят ручка действительно из чистого золота). Скоро убьют президента Кеннеди. Как уж он сделал этот вывод, непонятно, видимо, из мыслей этих людей вытянул. Ну, и действительно, через четыре дня после этого убили Кеннеди, который не то поддерживал индейцев, не то собирался поддержать, и все дела резерваций резко пришли в упадок. Но дедушка это предсказал, он это знал заранее. Сидящий Ночью рассказывает об этом так, что само собой получается, будто Пахин Синте (Хвост Дикобраза, так называется та часть резервации, где он живёт, страшная дыра, откуда хоть десять лет скачи, никуда не доедешь) это центр Вселенной. Мы сидим тут, в Хвосте Дикобраза, и чувствуется, что в глазах Ханхепи Ийотаке это на самом деле центр мира. Отсюда всё управляется, здесь всё становится известно первым делом.
Я думаю о том, почему Сидящего Ночью зовут Сидящий Ночью. Потому, что он работает на местном радио и ведёт передачи в ночном эфире, или не поэтому? Вообще-то это малоправдоподобно, он же имя должен был получить после обряда Ханблечейапи (обряд вымаливания видения, плач о видении), то есть давным-давно, и совершенно не факт, что он тогда уже работал на радио.
KILI Radio the Voice of the Lakota Nation, вещает на резервации Пайн-Ридж, Роузбад и Шайенн-Ривер, и первое, что я запомнила, попав в резервацию, что оно ловится на частоте 90,1 МГ.
У Ханхепи Ийотаке и у его жены ужасно плохие зубы, совсем сгнили и крошатся (а медицинская страховка услуги зубного не покрывает). Это потому, что еду ведь обеспечивают социальные службы, типа Центр по делам индейцев, и еду они привозят раз в неделю на всю семью, что выдадут, то выдадут: загружают сразу полную машину восемь ящиков апельсинового сока и так далее, всё глобально. Но апельсиновый сок индейцам на пользу не идёт, и остальная еда рассчитана так же остроумно: это от неё начинают гнить и крошиться зубы. Апельсины у нас не растут. Неужели так трудно понять, с дивной мрачностью, как всегда, говорит Ханхепи Ийотаке. У нас организм не приспособлен, чтобы это усваивать. Всем на это плевать. Очень страшно смотреть на их зубы.
Ханхепи Ийотаке нет дома. И пока его нет, Мелисса показывает свой костюм для танцев. Вытаскивает из сундука, разворачивает. Он из лосиной кожи, очень мягкий, тёмно-коричневый, расшитый бисером. Вот ничего в домишке нет, телевизора нет, а эти дорогие костюмы у всех есть, потому что это ну, главное. Этого не может не быть. Это надо справить первым делом, как только появились какие-то деньги. Мелисса рассказывает, откуда нынче берутся орлиные перья: орлы охраняются законом и всё такое, но, к сожалению, часто гибнут на высоковольтных линиях. Их находят рейнджеры, подбирают и продают в резервации.
Эверетт, замявшись, просит денег на бензин, когда мы выходим за порог и вроде как прощаемся. Ему очень неудобно просить, а приходится. Ему завтра везти жену к врачу, а на бензин совсем нет, ни цента. И двадцать долларов для него очень даже деньги.
В католической миссии вдыхает некоторую жизнь в происходящее брат Саймон. У него такой вид, как будто он в молодости был пиратом, потом всю Сибирь пешком прошёл и так далее. Он в ужасно затрёпанной, вытертой пыльной чёрной рясе, всегда с деловито засученными до локтя рукавами. Он организует пространство вокруг себя очень быстро. Извлекает из-под машины в гараже индейца, который там что-то чинил, перемазанного машинным маслом и всякой дрянью, и презрительно сообщает: Это Ларри, ему всего лишь сорок лет, так что на лакота он ничего не знает. Понятно, что нужен Прыгающий Бизон. Всем нужен Прыгающий Бизон. Ясно, что он где-то в резервации. С утра он поехал в Оглала Лакота колледж, он там преподает, но мог заехать и в медицинский центр. Вообще пытаться искать Прыгающего Бизона это примерно как ловить ветер. Такие же шансы на успех.
Здесь всё время сто градусов по Фаренгейту, на дорогах миражи, и ничего зелёного здесь в поле зрения нет. Трава в прерии абсолютно выжженная. Сурчиные городки, бэдлэнды. Сразу понятно, почему в языке лакота, чтобы сказать зелёный, нужно сказать цвета нароста на гнилом дереве видимо, этот нарост единственное в природе, что бывает искомого цвета.
В Оглала Лакота колледже лето, каникулы, пустота, тишина. Единственный сотрудник говорит, что Прыгающий Бизон заскакивал с утра, но уехал, и рассказывает, как к ним однажды приезжал некий белый человек с выученным языком лакота (лингвист? культурный антрополог?): Этот мужчина всё время использовал женские энклитики (показатели целеустановок в женском варианте языка лакота, W.W.). Мы его исправляли, исправляли, но он упорно съезжал на женскую речь. Это звучало очень, очень некрасиво. Могу себе представить, говорю я.
По вечерам, почему-то всегда ровно в восемь часов, с запада, со стороны Чёрных холмов, прилетают птицы Вакиньян, духи грома, то есть приходит гроза. Это бывает всегда с такой точностью и регулярностью, что замечания стариков вроде птицы Вакиньян приближаются, скоро будут здесь, вот, вот, уже летят птицы Вакиньян через пару дней перестают казаться магией. Я уже на второй день сама делаю эти предсказания. Тут надо посмотреть на часы, и если время к восьми, можно начинать говорить: Птицы Вакиньян уже покинули своё жилище в Чёрных Холмах, они летят сюда, не ошибёшься.
Если идти от католической миссии мимо могилы вождя Красное Облако вниз, в сторону перекрёстка, можно увидеть чрезвычайно характерную картину: прямо посреди резервации, можно сказать, в центре города Пайн-Ридж пасётся стадо бизонов, взрывая копытами пыль. Пасёт их белая лошадь. Следит, чтоб не разбредались. Никаких людей кругом нет, и вообще ничего нет. Через пару миль пыльной дороги перекрёсток, единственный в городе светофор и пиццерия, которую содержит Дэн Красное Облако (наверное, потомок вождя; за что боролись).
Как и в любом маленьком городишке, посреди Пайн-Риджа торчит белая водонапорная башня. На такой башне обычно пишут название города: ну, там, Pittsfield, Fowlerville
На водонапорной башне в Пайн-Ридже написано: MARY, I LOVE YOU.
Около памятника погибшим во время резни при Вундед-Ни к оградке привязаны разноцветные тряпочки, разные штучки и в том числе символика с Пляски Солнца этого года. Кто знает, что такое Пляска Солнца, тот поймёт, почему я э-э посмотрела на эти тряпочки с большим почтением.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote