Это цитата сообщения
JapanBlog Оригинальное сообщениеИстория и обычаи айнов
История и обычаи айнов
[381x580]Об айну у нас в клубе уже были посты, вот ссылки
Остров отмывания грехов,
Ainu,
Остров Духов,
Жилище айну. Сегодня возвращаюсь вновь и хочу рассказать о работах японского художника Бёзана Хирасавы (1822 - 1878). У него есть уникальная серия акварельных рисунков под названием "История и обычаи айнов". Художник несколько лет прожил на острове Хоккайдо среди айнов. Все его работы сделаны в 1850 - 1860-х годах. Бёзан Хирасава рисовал тушью, акварелью, гуашью, серебром, бронзой и в основном продавал свою графику иностранным туристам. В Японии сейчас всего 4 его рисунка, часть работ находятся у нас в России, в Омске. Пока найдено только 60 рисунков. Расшифровкой сюжетов занимались этнографы, историки университета Чиба и Токийского национального музея. Эти яркие и необычные по сюжетам акварели носят ярко выраженный этнографический характер, это раритетный материал, посвященный древнейшему народу Земли - айнам. В многочисленных сюжетах мастер изображает традиционный уклад жизни айну - сцены охоты, рыбной ловли, ритуальных праздников и административных встреч. Используя опыт общения с этим народом, художник сумел передать их самобытную материальную и духовную культуру. Центральными работами в экспозиции выставки являются сцены из ритуала "Медвежьего праздника". Айну - это небольшой народ, автохтонное население Японии. Некогда они населяли большую территорию, от Камчатки и Сахалина до Японского архипелага.
Айну в результате колониальной политики японцев в течение нескольких веков были вытеснены на остров Хоккайдо и к середине XIX века стали представлять собой лишь этнос численностью 15-20 тысяч человек. Камчатские и сахалинские айну были уничтожены русскими колонизаторами, айну Курил переселились на Хоккайдо вместе с японцами после советской оккупации островов. Сегодня айну - это жители небольших поселений, имеющих статус туристических центров современного Хоккайдо.
Тапкал - церемония поклонения богам
Тапкал - ритуальный танец по окончании пиршества. Мужчины и женщины водят хоровод, хлопают в ладоши в такт танцорам и поют. Этот обряд айнов и некоторых народностей Сибири. А вот резные палочки икупасюй/икунись выполняли разную роль. При питье саке мужчины приподнимали ими усы, что бы не замочить. Другая их роль воплотилась в религиозно-магическое освещение праздничных возлияний и защиты уст от вредносных сил. Многие икунись являются настоящими шедеврами художественно-орнаментальной резьбы по дереву.
Ловля рыбы с зажённым факелом
Основой жизни у айнов была рыба. Кета, горбуша и сельдевые. Рыбу ловили с помощью поворотного крюка-марека и складывали в заплечные корзины из виноградной лозы или японской липы, ночью освещая дно факелами из скрученной коры дерева.
Ловля трубача в Хироо
Трубач - съедобный моллюск, раковина которого использовалась в качестве сигнальных труб, добывался на мелководье с помощью вильчатой остроги. Дары моря - в основном на продажу. Лодки долбились из цельного ствола, а морепродукты сушились в специальных сушильнях. Жилище айнов, это каркасный деревянный дом без свай, обшитый камышом, вместо крыши - соломенные снопики. Интересная деталь - каждый житель посёлка имел в пользование определённое место - участок на реке и прилегающей территории, где и добывал всё необходимое.
Ожидание прибытия лодки с японцами
Айны встречали поклонялись японцам и выполняли все их требования. Согласно ритуалу, встречали гостей, провожали к старейшинам посёлка, которые, в свою очередь, демонстрировали покорность и преданность.
Охота на оленя
Основной объект охоты был японский олень - сика. Охотились, непременно, с собаками.
Вытаскивание из берлоги убитого медведя
Чёрный дальневосточный медведь - кума, на которого у айнов был обряд охоты. Медведя будили, старались разъярить, расталкивая длинными жердями, а потом убивали из лука. Главным трофеем был медвежонок, которого селили в одной из семей, и женщина вскармливала его своим молоком. Подросший медведь ел одинаковую с людьми пищу. Через три года его с извинениями приносили в жертву на медвежьем празднике. Мясо съедали, кости торжественно хоронили, ну а душу отправляли к горным духам.
Медвежий праздник
В верованиях айнов, как и во многих других народностях Евразии, было почитание медведя. Медвежий праздник занимал особое ритуальное значение. Церемония проводов медведя проходила торжественно - медведя славили, показывали свою преданность, просили прощения и защиты для себя. Иоманте, так назывался этот ритуал медвежьих проводов к горным духам - хозяевам всех зверей. По традиции, хозяин, у которого воспитывалось убиенное животное, выставлял на показ всё своё богатство - посуду, гербовые узорчатые кимоно, узорчатые ткани, мечи, колчаны и угощал всех саке. Элементы медвежьего праздника сохранились у айнов по сей день. Но больше для привлечения туристов.
Охота на медведя, который задрал потерявшуюся лошадь
Уимаму - ритуальная встреча с князем.
Слово "уимаму" произошло от "уимамие" (аудиенция) - ритуальная встреча или аудиенция.
Омуся
Считается, что слово "омуся" (омуша) произошло от "умуса" - приветствие на языке айнов. По мнению японских учёных, данный сюжет впервые зафиксирован в изобразительном искусстве. Это своеобразный ритуал - церемония вручения подарков и угощения саке. Японцы дарят айнам связки табака и куски тканей.
Прививка от оспы
Из-за оспы, порой вымирали целые посёлки острова. Японские власти стали принимать меры и делать айнам прививки. Вакцинация.
***