• Авторизация


Пересмотрел я сегодня фильм "Матрица"... 15-11-2008 20:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ДЛЯ ТЕХ, КТО СМОТРЕЛ ФИЛЬМ МАТРИЦА: (с "подачки" диакона Андрея Кураева)


1. Как зовут того, кто всех освобождает из сна, из матрицы? - МОРФЕЙ (греч. "Μορφεύς") - в греческой мифологии это бог сновидений: Морфей может принимать любую форму и являться людям во сне; также он обязан следить за снами королей и героев - ВИКИПЕДИЯ

2. Помните, как назывался корабль Морфеуса? - НАВУХОДОНОСОР - царь Вавилонский, который пленил иудейский народ в VI век до н. э. Навуходоносор сделал золотой истукан и приказал всем поклониться золотому истукану, иначе "тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем"... В итоге все поклонились, кроме трёх юношей иудеев (иудаизм - религия Ветхого Завета до Христа). Они были брошены в печь, раскаленную огнем. "Но Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их" - (Книга пророка Даниила, Глава 3).
Также НАВУХОДОНОСОР всегда искал значения своих снов...

3. Кем называют Нео? - МЕССИЕЙ (евр. "Машиах"). Христос переводится с иврита на английский как "Anointed One" - "Помазанник Божий". Легко заметить игру слов: NEO - ONE.

4. Кто является предателем, противником? - САЙФЕР (англ. "Cypher") - Lu-Cypher (Люцифер - то же, что сатана или дьявол). Он предаёт Морфея за обед из бифштекса. Иуда (в которого вошёл сатана), один из 12 апостолов, предал Иисуса за 30 серебряных - (Евангелие от Иоанна, Глава 13, стихи 26, 27).

5. Как зовут прорицательницу, которая предсказывает будущее? - ПИФИЯ (греч. "Πῡθία) - в Древней Греции жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. Её прорицания разным героям неоднократно упоминаются в мифах. По одному из мифов, она отказалась дать ответ Гераклу, но затем согласилась. Действующее лицо трагедии Эсхила «Эвмениды», трагедии Еврипида «Ион» - ВИКИПЕДИЯ

6. Вы заметили, как зовут главную героиню? - ТРИНИТИ - буквально переводится как ТРОИЦА

7. Что Нео сказал перед смертью в конце третьей серии? - СВЕРШИЛОСЬ - последние слова Иисуса Христа на Кресте перед смертью - (От Иоанна святое благовествование, Глава 19, стих 30)

8. Как называется последний город людей? - СИОН / ЗИОН - юго-западный холм в Иерусалиме, на котором стояла городская крепость.
В Библии СИОН называется просто Сионом, «городом Давидовым», «горою святою», «жилищем и домом Божиим», «царственным городом Божиим».
В переносном смысле СИОН обозначает сам Иерусалим, царство Иудейское, всю Иудею и весь народ иудейский (народ Божий).
Пророки именем СИОН часто называют царство Божие во всей его полноте, на земле и на небе, до окончательного совершения всего в вечности.
Наконец, в преобразовательном смысле СИОН представляется как место жительства Божия на небесах, как место высочайшего откровения славы Его. Oттуда приходит спасение Израилю (Псалтирь, Псалом 52, стих 7), оттуда является Бог во славе Своей (Псалтирь, Псалом 49, стих 2-4); туда придут искуплённые Господа, и радость вечности на главе их (Исаия).
Теперь СИОНОМ называют Церковь Христову - ВИКИПЕДИЯ


То, что фильм "Матрица" наполнен смыслами, и что в нём полно Христианских символов - это факт. Но как они там осмысляются - это уже другой разговор...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (46): вперёд»
Ты знаешь, каждый может усмотреть в этих фильмах разный смысл. Мой друг, например, углядел там философию Дзен-буддизма.
Я вижу в фильме нечто свое. Я начала смотреть пару дней назад, решила сразу все три серии посмотреть, но так пока и не получилось.
word-man 15-11-2008-22:07 удалить
Надо сказать, что и весь мессидж "Матрицы" вполне христианский.
Помудрушка, да, там есть и буддийский смысл (например, мальчик, который сидит у Пифии в позе лотоса и в одежде монаха и говорит, что ложки нет. Но таких моментов всё-таки меньше. Да и названия там в основном библейские)
word-man, так уж и вполне? Мне кажется, отчасти...
word-man 15-11-2008-22:23 удалить
Исходное сообщение Виктор_Солнцев
word-man, так уж и вполне? Мне кажется, отчасти...
Скажем так, в главном. Просто Матрица, прежде всего художественное произведение, от которого трудно ждать внятности академического трактата. Но Вачовски удалось создать цельное полотно, где есть бездна смыслов (в том числе и буддийских), но главная интуиция - христианская.
Виктор_Солнцев, нет, я про совсем глубокий смысл, а не про мальчика с ложкой. Если тебе интересно, я при случае у друга спрошу.
ALTAR-NIK 15-11-2008-22:42 удалить
С трудом посмотрел первую часть, начал вторую и не смог.Увольте.
Homeward 15-11-2008-23:32 удалить
у меня такое ощущение, что есть несколько фильмов с одним названием, и я думаю явно не о том...
Веселун, нее :) Это "Матрица" в трёх частях. Вторая - "Перезагрузка", третья - "Революция". Киану Ривз там снимается...
Исходное сообщение ALTAR-NIK
С трудом посмотрел первую часть, начал вторую и не смог.Увольте.


да, это на любителя. К тому же много драк и спецэффектов...
Исходное сообщение Помудрушка
Виктор_Солнцев, нет, я про совсем глубокий смысл, а не про мальчика с ложкой. Если тебе интересно, я при случае у друга спрошу.


можно. Интересно
Исходное сообщение word-man
Исходное сообщение Виктор_Солнцев
word-man, так уж и вполне? Мне кажется, отчасти...

Скажем так, в главном. Просто Матрица, прежде всего художественное произведение, от которого трудно ждать внятности академического трактата. Но Вачовски удалось создать цельное полотно, где есть бездна смыслов (в том числе и буддийских), но главная интуиция - христианская.


согласен...

Кстати, а можно ли этот фильм осмыслить как подготовку сознания к принятию антихриста? Ведь в первой части фильма Морфей говорил о первом Избранном, который им всем и открыл глаза. А Нео, получается, - второй. Кто это по Библии??? (ну и далее можно продолжить аналогии)
word-man 16-11-2008-01:40 удалить
Кстати, а можно ли этот фильм осмыслить как подготовку сознания к принятию антихриста? Ведь в первой части фильма Морфей говорил о первом Избранном, который им всем и открыл глаза. А Нео, получается, - второй. Кто это по Библии??? (ну и далее можно продолжить аналогии)

Я как-то так не думал... Подожди, там же Архитектор (намёк на масонов?) говорит, что Избранных, вообще, было несколько. Кстати, из-за этого я подумал - а Меровинг, случаем, это не предыдущий ли Избранный? Помнишь, героиня Моники Беллучи говорит, что когда-то Меровинг был таким же , как Нео. То есть, Меровинг - Избранный предавший своё призвание.
Виктор_Солнцев, знаешь, я в этот раз стала смотреть фильм. И сравнила все происходящее с работой мозга, с работой сознания.
Ведь не секрет, что многие из нас живут в так называемой матрице. Построенной или переданной родителями с раннего детства.
Ну и так далее... В общем надо досмотреть. ))
Исходное сообщение word-man
Кстати, а можно ли этот фильм осмыслить как подготовку сознания к принятию антихриста? Ведь в первой части фильма Морфей говорил о первом Избранном, который им всем и открыл глаза. А Нео, получается, - второй. Кто это по Библии??? (ну и далее можно продолжить аналогии)

Я как-то так не думал... Подожди, там же Архитектор (намёк на масонов?) говорит, что Избранных, вообще, было несколько. Кстати, из-за этого я подумал - а Меровинг, случаем, это не предыдущий ли Избранный? Помнишь, героиня Моники Беллучи говорит, что когда-то Меровинг был таким же , как Нео. То есть, Меровинг - Избранный предавший своё призвание.


ну так как? что думаешь? Тут скорее синкретизм. Это просто мы, как христиане, разлядели там Евангелие...

Вторая серия:



1. Собрание в "храме"

Что за "храм" и странная молитва в начале второй серии? Это была молитва-благодарность людям. То есть какой-то культ людей получается? Человекобог? Похоже на идею массонов. А как называют этих главных - СОВЕТНИКИ :) Не хватает ещё вольных каменщиков :)
А потом восторженная речь Морфеуса в этом "храме" - как он лихо управял толпой, какие крики, овации! Похоже на собрание секты...
А потом чисто ритуальные танцы-притоптывания босиком под барабаны (в "храме") и начинающаяся оргия с обжиманиями и полу-голыми женщинами... Вспомни историю религий - похоже на шаманизм...


2. У Пифии

Пифия сказала Нео, что ему предстоит путь к Главному Компьютеру, т.к. "всем избранным лежит путь к нему". То есть можно привести параллель с современной идеей о равенстве всех мировых религий и их духовных лидеров, мол они учили одному и тому же, все учили истинному пути к Богу, к Которому они и пошли (Главный Компьютер).


3. Сцена с Моникой Белуччи

Нео, несмотря на присутствие рядом Тринити, целует Белуччи. То есть ради идеи можно нарушить любой принцип. Кстати, у массонов есть такое правило: при необходимости можно всё отрицать и даже отрекаться от своей веры (масонской).


4. Меровинген

Меровинген сказал Нео: "Я пережил твоих предшественников и тебя переживу". Что он имел ввиду?


5. Архитектор

Великий Архитектор (Геометр) Вселенной - по масонской фразеологии Верховный Разум, управляющий мирами (Словарь масонских терминов).
Архитектор сказал Нео, что он сообразительней предыдущих, что это уже шестая версия... - опять намёк на различных духовных лидеров других религий...
Ещё он сказал, что "Любовь - квинтэссенция человеческих иллюзий"...
Вместо Бога - верховный архитектор, компьютер, тюремщик-надзиратель - ммм да...


П.С:

А обрати на один из подходов героев: есть свои, а есть чужие, которых легко можно убивать. "Раз они не проснулись, они помогают Матрице". Поэтому можно легко устранить любого на улице (его тело в реальности при этом тоже умирает). А это уже языческий принцип - зло вне, в других (а не во мне самом). Христианский же принцип таков: "у каждого есть шанс проснуться. Ненавидь матрицу, но люби людей, которые ей порабощены" (ненавидь грех, но люби грешника).

Кстати, масоны могут использовать и Библейские символы (неудивительно, что их так много в фильме):
"Алтарь - центральное место масонского храма; прямоугольное или трапециобразное возвышение, на котором находится Библия, Конституция Великой Ложи, масонские документы и символические предметы".

Что скажешь? - (Словарь масонских терминов)
word-man, завтра посмотрю третью серию, ещё чего-нибудь напишу :))
word-man 16-11-2008-19:34 удалить
Виктор_Солнцев, Так ты не видел третью серию???? Обязательно посмотри! Там всё разьясняется и становятся понятны христианские аллюзии. Потом обязательно обсудим.
word-man, я не видел ее так - с осмыслением. А просто (в принципе) видел - давно.

Скоро посмотр. Наверное, завтра.

Кстати, а какая у нас разница во времени? Кто раньше встаёт? :)
Дополнение ко второй серии:

Как зовут торговца информацией, любящего французский язык? - МЕРОВИНГЕН:

Меровинги - первая династия франкских королей в истории Франции. Короли этой династии правили с конца V до середины VIII века на территории будущей Франции и Бельгии... - (см. далее по ВИКИПЕДИИ)
word-man 17-11-2008-16:20 удалить
Исходное сообщение Виктор_Солнцев
Дополнение ко второй серии:

Как зовут торговца информацией, любящего французский язык? - МЕРОВИНГЕН:

Меровинги - первая династия франкских королей в истории Франции. Короли этой династии правили с конца V до середины VIII века на территории будущей Франции и Бельгии... - (см. далее по ВИКИПЕДИИ)
Мало того, тут можно усмотреть намёк на тему, педалируемую Дэном Брауном, что Меровинги, якобы, ведут свой род от самого Христа. То есть, возможно, Вачовски намекают на то, что Меровинген - бывший Избранный.
Третья серия:



1. Когда Нео застрял между Матрицей и реальным миром (станция Mobil Ave)

Человек (с дочерью Соти) сказал Нео, что "любовь - это не эмоция, а связь двух субъектов".
- "Это моя карма"
- "Вы верите в карму"? (Нео)
- "Карма, любовь - это просто слова"...


2. У Меровингена

Меровинген говорит: "законы вселенной изменить невозможноя, их логика и привела вас ко мне. Там, где другие видят совпадения, я вижу следствия; там, где иные видят случайности, я вижу расплату"


3. Корабль, на котором полетели Нео иТринити

Этот корабль назывался "Логос". Ни о чём не говорит? :)


4. Последняя битва со Смитом

"Смит - полная противоположность Нео" - сказала Пифия. И битва кончается не победой одного, а смертью обоих. Похоже на дуализм (пример - Зораастризм, или фильм "Ночной дозор") - когда добро и зло являются равносильными величинами, когда обе силы сущностны... Ведь Нео и Смит всегда дрались.
(А на самом деле сатана спал с Неба как молния, он не противник для Бога).


5. Последнее слово главного компьютера

"Свершилось". Прямо после смерти Нео. Если предполагать, что Нео - Мессия (Христос), а Архитектор - Бог-Отец, то тут сюжет прямо противоположный Евангелию - это прям идея гностиков, о том, что Бог Ветхого и Нового Заветов - противники. Ведь тут Нео и Главный Компьютер никак не одно целое!


6. Пифия - мать Матрицы

Прозвучала фраза, что "если Архитектор - отец Матрицы, то Пифия - её мать". Ну, в таком случае, это языческая идея о женском божестве.



П.С:

Интересная история с медальоном, который одел Линк. Всё-таки он его спас.


П.П.С:

То, что в фильме так много сцен насилия, ни о чём не говорит?


П.П.П.С:

И последнее: обратил внимание на странный знак, который был в конце каждой серии (как бы крест в квадрате) ?? Я знаю одну нашу местную питерскую секту (движения "нью эйдж"), в которой адепты носят такие кресты. Одна оккультистка оттуда сказала мне, что название этого креста - "крест всех вер". Она его купила в Израиле. В интернете я этот знак пока не нашёл, так что не могу пока дать точного толкования.

НУ, ТАК ЧТО СКАЖЕШЬ ??? (по возможности ответь на все пункты, и предыдущих комментариев - тоже). С уважением, Витя :)
Лично мой итог:

фильм содержит в себе массу символов, смыслов и знаков, в том числе - христианских. Мы, как христиане, можем анализировать фильм не совсем так, как другие, у нас есть точка опоры. Мы можем толковать фильм в нашу пользу.
Но если бы меня спросили, является ли фильм миссией Евангелия и имеет ли он христианские цели, я бы сказал НЕТ. Это эклектика, синкретизм, а с точки зрения религии - ЭКУМЕНИЗМ, то есть слияние всех верований. Так что вот так :)
word-man 18-11-2008-09:11 удалить
Виктор_Солнцев, извини за задержку с ответом. Итак, по порядку:
Дело в том, что "Матрица" на меня оказала в своё время большое влияния и я даже хотел замутить большую статью на её тему. Это было давно, ещё до блога. Но поскольку, в мире проводили даже конференцию учёных мужей по поводу фильма, я отказался от этой идеи (может быть временно).
Я попробую, конечно ответить на все твои пункты, но сначала вот кратко моё видение:
Фильм не христианская икона. Если бы это было так, то фильм граничил бы с богохульством. "Матрица" - это притча, художественная система аллегорий и намёков, в основе которых идеи, скажем так мягко, очень близкие к христианству, или даже тождественные ему. Кроме того, Вачовски написали весь сценарий "Матрицы" и "Аниматрицы" сразу, за один раз, а снимали постепенно. Из-за этого, каждая часть выглядит, как провокация (и, возможно таковой и является). Когда я посмотрел первую часть, я вообще решил, что это кинематографическая иллюстрация толи к Гурджиеву, толи к Кастанеде. И только третья часть всё раставила по своим местам, да и то, лишь после целенаправленного обдумывания. Обрати внимание, многим, кому сильно нравилась первая часть, разочаровала третья. Но, тем не менее, повторю, "Матрица" - цельное полотно.
Теперь по поводу художественной ткани фильма: она, скажем так, полифонична, примерно как у Достоевского. Вачовски дают высказатся всем персонажам, чтобы они высказали каждый свою правду. Правду Архитектора, Меровинга, Советника, Цифера и т.д.
word-man 18-11-2008-09:38 удалить
Теперь по твоим пунктам:
1. Собрание в "храме"

Что за "храм" и странная молитва в начале второй серии? Это была молитва-благодарность людям. То есть какой-то культ людей получается? Человекобог? Похоже на идею массонов. А как называют этих главных - СОВЕТНИКИ :) Не хватает ещё вольных каменщиков :)
А потом восторженная речь Морфеуса в этом "храме" - как он лихо управял толпой, какие крики, овации! Похоже на собрание секты...
А потом чисто ритуальные танцы-притоптывания босиком под барабаны (в "храме") и начинающаяся оргия с обжиманиями и полу-голыми женщинами... Вспомни историю религий - похоже на шаманизм...

Здесь явно приём контраста, противопоставления рационального, холодного мира машин и витального мира людей. Насколько я понял, Вачовски хотели сказать этим, что оппозиция "рациональность-витализм" - не отражает реальности. Правда в чем-то другом. За пределами этой оппозиции. Поэтому, я уверен, они специально подчеркнули разнузданность вакханалии в Сионе. И возглавляет её именно Морфей, который всю дорогу не врубался, жёстко противопоставляя людей и мир машин.
Вообще, в чем драма войны людей и машин? Разве машины начали войну? Нет же. Если верить "Аниматрице" когда-то люди создали разумные самоволящие машины, прератив их в рабов. Естественно, те взбунтовались. Тогда люди жестоко решили их уничтожить и начали войну. Но так вышло, что победили машины. Не они начали противостояние, они просто хотели жить, не мешая людям. И то как машины потом обошлись с людьми, это просто воля победителей. Заметь, не машины закрыли небо, это люди лишили их таким образом энергии, не оставив машинам выбора. То есть воля машин - не уничтожение или порабощение людей, а просто желание выживать. Это один из нервов фильма.

2. У Пифии

Пифия сказала Нео, что ему предстоит путь к Главному Компьютеру, т.к. "всем избранным лежит путь к нему". То есть можно привести параллель с современной идеей о равенстве всех мировых религий и их духовных лидеров, мол они учили одному и тому же, все учили истинному пути к Богу, к Которому они и пошли (Главный Компьютер).

Тут ты не прав. Архитектор и Главный Комп - это вовсе не образ Бога. Это скорей образ рацио, захвативший нашу цивилизацию. Намёк на Сверхестественное Начало дано в образе тех чудес, которые непредсказуемо ни для кого (ни для Нео, ни для Архитектора, ни для Смита, ни для Пифии) стали твориться с Нео в самом реале. Тем самым Вачовски дали понять, что в мире присутсвует Сила, которая больше и рацио, и грубого витализма и прямого зла. И прикоснуться к Ней можно только Любовью, которая тоже за пределами всего.
Извини, пунктов у тебя много, по каждому сказать кратко трудно, поэтому буду постепенно отвечать.
word-man 18-11-2008-10:04 удалить
3. Сцена с Моникой Белуччи
Нео, несмотря на присутствие рядом Тринити, целует Белуччи. То есть ради идеи можно нарушить любой принцип. Кстати, у массонов есть такое правило: при необходимости можно всё отрицать и даже отрекаться от своей веры (масонской).

Мне кажется, ты преувеличиваешь. Помнишь,что говорила жена Меровинга в этой сцене? Когда-то Меровинг был таким же, как Нео, но потерял это, а она это ещё помнит. То есть с одной стороны, героиня Белуччи опять хочет пережить ту подлинность которая была в её жизни, а с другой сам Нео во имя той, большей Любви, идёт на преступание образа привычной, обычной любви. Ну как-то так.

4. Меровинген
Меровинген сказал Нео: "Я пережил твоих предшественников и тебя переживу". Что он имел ввиду?

Вот тут не совсем понятно. Если следовать прямому пониманию, то Меровинг, это просто взбунтовавшаяся против самой Матрицы программа, которая живет в ней, наподобии вируса. Но если прав я, тогда Меровинг - это как-бы виртуальная оболочка, оставшаяся от предыдущего Избранного, которая просто, наплевав на своё высокое предназначение, живёт и наслаждается своей псевдожизнью.

5. Архитектор
Великий Архитектор (Геометр) Вселенной - по масонской фразеологии Верховный Разум, управляющий мирами (Словарь масонских терминов).
Архитектор сказал Нео, что он сообразительней предыдущих, что это уже шестая версия... - опять намёк на различных духовных лидеров других религий...
Ещё он сказал, что "Любовь - квинтэссенция человеческих иллюзий"...
Вместо Бога - верховный архитектор, компьютер, тюремщик-надзиратель - ммм да...

Вне всяких сомнений, сам Архитектор Матрицы так себя и видит. Он же само воплощенное рацио, он уверен, что он контролирует мир и самого Нео. Но дальнейшие события показывают( и ему самому), что он радикально заблуждался.

А обрати на один из подходов героев: есть свои, а есть чужие, которых легко можно убивать. "Раз они не проснулись, они помогают Матрице". Поэтому можно легко устранить любого на улице (его тело в реальности при этом тоже умирает).

А кого люди из Сиона убили в "Матрице"? Просто посчитай их. Это тебе многое объяснит.

А это уже языческий принцип - зло вне, в других (а не во мне самом).Христианский же принцип таков: "у каждого есть шанс проснуться. Ненавидь матрицу, но люби людей, которые ей порабощены" (ненавидь грех, но люби грешника).

Так об этом и весь фильм! Дело в нас , а не во внешнем враге.

Кстати, масоны могут использовать и Библейские символы (неудивительно, что их так много в фильме):
"Алтарь - центральное место масонского храма; прямоугольное или трапециобразное возвышение, на котором находится Библия, Конституция Великой Ложи, масонские документы и символические предметы".
Что скажешь?

Что скажу? Да наверно ничего. Просто, я думаю, что фильм "Матрица" - это не масонская проповедь. По крайней мере, надеюсь на это :)
Спасибо за ответы - с чем-то согласен, с чем-то - нет, что-то удивило.

А меня вот ещё что интересует: как на Матрицу смотрит среднестатистический человек, обыватель? Что он там может разглядеть?
word-man 18-11-2008-11:38 удалить
1. Когда Нео застрял между Матрицей и реальным миром (станция Mobil Ave)
Человек (с дочерью Соти) сказал Нео, что "любовь - это не эмоция, а связь двух субъектов".
- "Это моя карма"
- "Вы верите в карму"? (Нео)
- "Карма, любовь - это просто слова"...

Кстати, правильно - Сати. Сати (в индуизма - вдова, сжигающая себя вместе с телом мужа, жертвующая собой) - образ и имя явно не случайные. То есть эта девочка нежно любит Нео, погибает за него, потом воскресает, и при этом, получает способность менять саму "Матрицу", в соответствии со своей любовью к Нео.
А насчет"кармы, любви"... Ну да, это, в самом деле просто слова...:) Дело не в них, а в том, что мы в них вкладываем. Вспомни, интонацию, с которой индус это сказал.

2. У Меровингена
Меровинген говорит: "законы вселенной изменить невозможноя, их логика и привела вас ко мне. Там, где другие видят совпадения, я вижу следствия; там, где иные видят случайности, я вижу расплату"

Меровинг - такой же духовный раб детерминизма, как и Архитектор. Одна из главных идей фильма - это Свобода в Любви, которые за пределами причинно-следственных связей и рассудка. Как только Нео и Тринити рождают в себе это переживание, они немедленно начинают побеждать.

3. Корабль, на котором полетели Нео иТринити
Этот корабль назывался "Логос". Ни о чём не говорит? :)

Говорит. И что из этого?:)

4. Последняя битва со Смитом
"Смит - полная противоположность Нео" - сказала Пифия. И битва кончается не победой одного, а смертью обоих. Похоже на дуализм (пример - Зораастризм, или фильм "Ночной дозор") - когда добро и зло являются равносильными величинами, когда обе силы сущностны... Ведь Нео и Смит всегда дрались.
(А на самом деле сатана спал с Неба как молния, он не противник для Бога).

Не думаю, что ты прав. Дуализм здесь не причем. И Смит не всегда дрался с Нео. Смит появляется не в каждом апгрейде Матрицы, а только в последнем. И в этом вся драма. Кто такой Смит? Вот Смит - это буквально образ сатанинской воли, существа, которое осознало, что ему этот мир не подходит и оно, это существо, решает этот мир уничтожить, а потом и себя. Смит ненавидит и мир Сиона и мир Матрицы, желая уничтожить их оба. Поэтому противостояние Матрицы и Сиона перед этой общей опасностью снимается, Архитектор становится союзником Нео.
Хочу заострить твоё внимание на окончании поединка Нео со Смитом. Вдруг Нео внезапно отказывается от насилия и Смит якобы превращает Нео в себя. И тут буквально происходит чудо (которое, кстати, не могло быть запрограмированно Архитектором, поскольку Смит уже захватил всю Матрицу), вступает в действие та Сила, которая проявляла Себя чудесами с Нео в реальности. Мне так кажется, что эта сцена отсылка к православной тема всехитреца Христа, который ловит сатану на крючок своей Плоти. И даже не важно, знают ли Вачовски об этом учении или нет. То есть эта сцена - намёк на Жертву Христа. Но пойми правильно, только намёк, а не буквальная икона. Иначе это была бы пошлость несусветная. Может быть поэтому, из-за деликатности Вачовски, Нео и гибнет. То есть он всего лишь человек. Но вспомни, в конце Пифия говорит: "Когда-нибудь мы его ещё увидим".

5. Последнее слово главного компьютера
"Свершилось". Прямо после смерти Нео. Если предполагать, что Нео - Мессия (Христос), а Архитектор - Бог-Отец, то тут сюжет прямо противоположный Евангелию - это прям идея гностиков, о том, что Бог Ветхого и Нового Заветов - противники. Ведь тут Нео и Главный Компьютер никак не одно целое!

С учётом всего вышесказанного мною: Архитектор - не Бог Отец. Нео - не Христос. Скажу ещё раз, это худ. произведения, не надо трактовать его прямолинейно. Во-первых, Архитектор - образ Другого, того, которого "Я" не хочет воспринимать, даже не хочет давать ему возможность быть. Во-втоорых, Архитектор (повторюсь) - образ рацио, противопоставленный витализму. А Нео - это образ человечности, которая может приподняться над собой при помощи Любви и стать проводником в мире Сверхестественной Силы, которая и есть Источник истинной Любви, всё спасающей.

6. Пифия - мать Матрицы
Прозвучала фраза, что "если Архитектор - отец Матрицы, то Пифия - её мать". Ну, в таком случае, это языческая идея о женском божестве.

Ну, положим, не женского божества, а просто женского начала. Тут ведь штука ещё вот в чём: Пифия - неотъемлемая часть Матрицы и как-бы "анима" самого Архитектора. То есть в её лице, какая-то часть Матрицы стала врубаться, что несвобода - не есть хорошо, должно быть что-то другое, другие возможности сосуществования разумных существ. То есть и в самой Матрице появились противоречивые тенденции к Миру между людьми и машинами. И, кроме того, воспроизводится архетипический сюжет, что именно женское начало растапливает жесткость всякого противостояния.

Интересная история с медальоном, который одел Линк. Всё-таки он его спас.

На это я внимание не обратил. Моего толкования нет.

То, что в фильме так много сцен насилия, ни о чём не говорит?

А ты чего хотел от голливудского фильма? Сентиментальной проповеди? Всё-таки Вачовски - любители анимэ и киберпанка. Отсюда и жесткая стилистика. И их мессидж направлен, я думаю, прежде всего, к поколению Интернета и компьютерных стрелялок, представители которого часто увлечены идеями неогностицизма. То есть, если прав ты в своих опасениях, то что нам, православным с того, что какая-то там "Матрица" чего-то там проповедует. Эка невидаль! А если прав я, то тем более хорошо - имеем необычное, художественно нетривиальное, духовное послание, прикровенно отсылающее к христианству.
И ещё, насчет насилия. Если смотреть внимательно, то сами люди практически никого не убили. Нескольких человек убили отрицательные персонажи Цифер и чувак, одержимый Смитом, потом - их кокнули. Ну и кого ещё убили сами люди? Не припомню. Теперь обрати внимание на то, как убивают людей машины в сцене штурма Сиона. Никаких ужасов в стиле голливудских ужастиков (с разрыванием тел и прочей мутью). Хвать щупальцем за ногу, выкинут подальше и всё. Чистое рацио, просто безэмоциональное ведение боевых действий. Чистая машинерия.

И последнее: обратил внимание на странный знак, который был в конце каждой серии (как бы крест в квадрате) ?? Я знаю одну нашу местную питерскую секту (движения "нью эйдж"), в которой адепты носят такие кресты. Одна оккультистка оттуда сказала мне, что название этого креста - "крест всех вер". Она его купила в Израиле. В интернете я этот знак пока не нашёл, так что не могу пока дать точного толкования.

Об этом ничего сказать не могу. Чего не знаю, того не знаю. Могу лишь сказать, что где-то читал о том, что в "Матрице" Вачовски активно использовали голливудский приём под названием "пасхальные яйца". То есть это когда незаметно раставляются всякие прямые намёки, превращающие фильм в анаграмму. Так вот, в "Матрице", вроде бы, расбросаны номера стихов из Евангелий. Но, где именно, не знаю.
word-man 18-11-2008-11:43 удалить
Исходное сообщение Виктор_Солнцев
Спасибо за ответы - с чем-то согласен, с чем-то - нет, что-то удивило.

А меня вот ещё что интересует: как на Матрицу смотрит среднестатистический человек, обыватель? Что он там может разглядеть?
Не очень верю в "среднестатистических обывателей". Люди, да и люди.


Комментарии (46): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Пересмотрел я сегодня фильм "Матрица"... | Виктор_Солнцев - Дневник Виктор_Солнцев | Лента друзей Виктор_Солнцев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»