• Авторизация


ВЕРА - ЗНАНИЕ 29-08-2008 00:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения word-man Оригинальное сообщение

Исходное сообщение Виктор_Солнцев
Но ведь откуда-то эта уверенность взялась? ("я знаю, в Кого уверовал"). А ведь если задуматься, то получается противоречие: с одной стороны - ЗНАЮ, с другой - УВЕРОВАЛ... Но это надо осмыслить...

Вопрос о диалектике веры и знания чрезвычайно интересен. Хотя следует заметить, что я задавался несколько иным вопросом.
По вопросу веры и знания, для затравки (оффтоп, так оффтоп) могу предложить размышления Лосева:
1. Рассмотрим феномен знания: Некий человек находится в познании, стремясь от незнания к удалённой от него в данный момент точке - знанию. Следовательно, он в ней (в точке-состоянии знания) пока не находится. Грубо говоря, он пока не знает, то, что он стремиться узнать. Встаёт вопрос - благодаря чему этот субъект выбирает вектор своего движения? Ведь он пока не знает своей цели. Уж не благодаря ли вере в предмет познания?
2. Рассмотрим феномен веры: Некий человек "слепо" верит в нечто. Возникает вопрос - почему этот субъект верит именно в это, а ни во что иное. Он как-то отличает предмет своей веры от того, во что он не верит? Если не отличает, то почему он держится именно веры в это, а ни, скажем, в то. То есть, если человек верит в Бога, то он должен верить именно в Бога, а не в какой-нибудь монитор, или дождь за окном. А отличать одно от другого, вносить определённости и есть знание.
Вывод: Чтобы знать, нужно верить. Чтобы верить, нужно знать. Парадокс. Диалектическое противоречие. Умница Лосев снимает его, вводя синтетическую категорию - ВЕДЕНИЕ, органически, целостно объединяющее в себе и веру и знание.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Исходное сообщение Виктор_Солнцев
word-man, это очень интересно. Над этим мало кто задумывается...

Получается, вера также сопряжена с доверием и волей?

"Встаёт вопрос - благодаря чему этот субъект выбирает вектор своего движения? Ведь он пока не знает своей цели. Уж не благодаря ли вере в предмет познания?"

А что тогда предмет познания? Какое можно дать определение?


Доверие и есть момент веры. Естественно, вытекая из воли. Я-то имел в виду, что вера парадоксально, напряженно связанна со знанием.
Насчет предмета познания, в данном контексте, похоже, получается примерно так - "Предмет познания, совпадая с категорией цели, является воображаемым образом (прости за тавтологию) желаемого". При этом предмет познания познающий стремиться перевести в предмет знания. Но тут возникает разновидность герменевтического круга. Заранее, уже есть некий, пусть смутный, но образ цели. Узнаёшь аналогию с "залогом благодати"? То есть, в известном смысле, никакого движения к цели и нет. Бац! И сразу цель, некоторым образом, достигнута. То есть, можно сказать и так - в виде Духа, цель и так здесь. А двигаться надо в сторону телесного оформления Духа. Тогда, видимо, полнота цели и будет достигнута.
Вот какие-то такие размышления. Но, пока, не дерзаю утверждать всё это категорично.
Виктор Солнцев:

это очень интересно. Над этим мало кто задумывается...

Получается, вера также сопряжена с доверием и волей?

"Встаёт вопрос - благодаря чему этот субъект выбирает вектор своего движения? Ведь он пока не знает своей цели. Уж не благодаря ли вере в предмет познания?"

А что тогда предмет познания? Какое можно дать определение?


word-man:

Доверие и есть момент веры. Естественно, вытекая из воли. Я-то имел в виду, что вера парадоксально, напряженно связанна со знанием.
Насчет предмета познания, в данном контексте, похоже, получается примерно так - "Предмет познания, совпадая с категорией цели, является воображаемым образом (прости за тавтологию) желаемого". При этом предмет познания познающий стремиться перевести в предмет знания. Но тут возникает разновидность герменевтического круга. Заранее, уже есть некий, пусть смутный, но образ цели. Узнаёшь аналогию с "залогом благодати"? То есть, в известном смысле, никакого движения к цели и нет. Бац! И сразу цель, некоторым образом, достигнута. То есть, можно сказать и так - в виде Духа, цель и так здесь. А двигаться надо в сторону телесного оформления Духа. Тогда, видимо, полнота цели и будет достигнута.
Вот какие-то такие размышления. Но, пока, не дерзаю утверждать всё это категорично.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВЕРА - ЗНАНИЕ | Виктор_Солнцев - Дневник Виктор_Солнцев | Лента друзей Виктор_Солнцев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»