Виктор Михайлович Васнецов (3 [15] мая 1848, село Лопьял, Вятская губерния, Российская империя — 23 июля 1926, Москва, СССР) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Старший брат художника Аполлинария Васнецова.
[показать]Три богатыря, 1898Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870), происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). В годы учебы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием. По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников. В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии художеств. После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби». В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени. В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877). Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). В конце 1890-х годов все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира). После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917—1926).
[показать]Богатырь, 1870
[показать]Богатырский скок, 1914
[показать]Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем, 1913-18
[показать]
[показать]Бой со змеем поганым
[показать]Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле в 1380 году, 1914
[показать]Витязь, 1883
[показать]Баян, 1880
[показать]Баян, 1910
[показать]Богатыри, 1898
[показать]Бой славян со скифами, 1879
[показать]Бой славян со скифами, 1881
[показать]Баба Яга, 1917
[показать]Три царевны подземного царства (1881)
[показать]Три царевны подземного царства (1884)
[показать]В царстве у Кощея Бессмертного (1926-27)
[показать]Снегурочка (1899)
[показать]Спящая царевна (1900-26)
[показать]Царевна у окна (Царевна Несмеяна), 1920
[показать]Царевна Несмеяна (1916-26)
[показать]Царевна-лягушка (1918)
[показать]
[показать]Иван Царевич на ковре-самолете (1880)
[показать]Ковер-самолет. Эскиз, 1926
[показать]Ковер-самолет (1919-26)
[показать]Сивка-Бурка (1926)
[показать]
[показать]
[показать]Песня радости и песня печали (1896)
[показать]Гамаюн (1898)
[показать]Вещий Олег и кудесник
[показать]Вещий Олег прощается с конем
[показать]Вещий Олег и кости коня (1899)
[показать]Тризна по Олегу (1899)
[показать]Витязь на распутье (1878)
[показать]Витязь на распутье (1882)
[показать]
[показать]Наброски к картине Витязь на распутье (1870)
[показать]После побоища Игоря Святославича с половцами (1878)
[показать]После побоища Игоря Святославовича с половцами (1880-90)
[показать]После побоища Игоря Святославовича с половцами (1880)
[показать]Гусляры (1899)
[показать] Аленушкин пруд. Эскиз, 1880
[показать]Ахтырский пруд. Эскиз, 1880
[показать]Аленушкин пруд (Пруд в Ахтырке). Эскиз, 1880
[показать]Аленушка. Эскиз, 1880
[показать]Аленушка. Эскиз, 1881
[показать]Аленушка. Эскиз, 1881
[показать]Аленушка. 1881
[показать]Иван-царевич и лебедь
[показать] Отдых Владимира Мономаха после охоты
[показать]Бой Кирибеевича с Калашниковым. 1891
[показать]Черновой набросок к образу Ивана Грозного. Нач. 1880-х гг.
[показать]Иван Грозный. Набросок, 1884
[показать]Иван Грозный, 1897
[показать] Палаты царя Берендея, 1885
[показать] Заречная слободка Берендеевка. 1885
[показать] Подводный терем. 1884