• Авторизация


Мне посчастливилось увидеть шедевры Фриденсрайха Хундертвассера 10-06-2007 18:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[600x600]

Фриденсрайх Хундертвассер (Friedensreich Hundertwasser), настоящее имя - Фридрих Стовассер (Friedrich Stowasser) (1928 - 2000). Известный австрийский художник, архитектор, дизайнер. Его отличают энтузиазм, фантазия, собственный графический стиль и оригинальная архитектурная концепция. Родился в 1928 в Вене, в детстве учился год в школе Монтессори, умер в 2000 г. Быть может именно школа Монтессори повлияла на его любовь к ярким цветам и привила уважение к природе.

 В 20 лет, во время путешествия по Италии, сменил собственное имя Фридрих Стовассер на более эстетичное с его точки зрения Фриденсрайх Хундертвассер. Лишь три месяца учился Хундертвассер в Академии изящных искусств в Вене, испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле,много путешествовал, лишь день проучился в школе изящных искусств в Париже. Основал универсальную академию всех творческих сфер "Пинторариум". В любви был несчастлив, дважды вступал в браки длительностью год и пять лет. Долгие годы он возмущал общественность экстравагантными выходками. Например, Хундертвассер всегда носил разные носки. Сочинил манифест "Право на третью кожу", который обнаженным прочитал в 1967 году в Мюнхене изумленной публике. А после семидесяти лет художник стал всюду появляться в сопровождении юных девушек.

 Философская концепция.

Свою концепцию и свои философские взгляды мастер отразил в нескольких манифестах. Его перу принадлежит книга "Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре" (Verschimmelungsmanifest gegen den Rationalismus in der Architektur, 1958) и сборник эссе "Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни" (Schцne Wege. Gedanken ber Kunst und Leben, 1983).

 "Живопись и скульптура - свободны. Каждый может создать свое произведение и показать его. Но в архитектуре нет этой фундаментальной свободы, которую нужно рассматривать как основу любого искусства". Чтобы иметь возможность строить, необходимо иметь диплом. По Хундертвассеру, каждый должен иметь возможность строить, и пока эта свобода не существует, современную архитектуру нельзя считать искусством вообще. Не надо сдерживать желание человека строить что-либо. Каждый должен иметь возможность проектировать и строить, и нести ответственность за те четыре стены, в которых он живет… В дальнейшем разум победил, и Хундертвассер заявил, что архитекторы могут выполнять функции технических консультантов, но должны быть подчинены жителю и его желаниям.

 Использование линейки в архитектуре, по Хундертвассеру, - преступление. Это инструмент разрушения архитектурного триединства (архитектор + строитель + житель). "Сегодня мы живем в хаосе прямых линий. Если вы не верите - сосчитайте все прямые линии, которые вас окружают. На одном лезвии я считал 546 линий подряд. Эти прямые линии связывают нас как пленников в тюрьме и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия - это не линия творчества, это - линия  подражания".

 "There Are No Evils in Nature. There Are Only Evils of Man". ("В природе нет зла. Зло есть только от человека"). Человек думает, что он должен исправить природу - и это каждый раз его непоправимая ошибка. Человек должен не разрушать, а сохранять природу, естественный пейзаж, насколько это возможно. И ручей, и река, и болото должны быть неприкосновенны, как были созданы Богом. Хундертвассер энергично выступал против изменения русла рек и всегда интегрировал деревья в свои проекты.

 Он подчеркивал, что есть то, в чем человек испытывает необходимость, - мирный договор с природой. Нужно отложить все споры между людьми в сторону и заключить мирный договор с природой, которая и является вышестоящей силой, и от которой зависит человек.

 Этот мирный договор с природой должен содержать следующие пункты:
- Мы должны учить язык природы, для того чтобы понимать ее.
- Мы должны вернуть природе территории, которые человек незаконно использует и над которыми совершает насилие.
(Все, что лежит под небом - принадлежит природе. Все, что затронуто лучами солнца, всюду, где падает дождь - это священная природа).
- Терпимость к спонтанной растительности.
- Искусство как творение человека и творения природы должны быть снова объединены. Разрыв между ними может иметь катастрофические последствия для человечества.
- Жить в гармонии с законами природы.
- Мы только гости у природы и должны себя вести подобающим образом. Человек - это опаснейший вредитель, который опустошает Землю. Человек должен сам себе поставить экологические рамки ограничения, для того чтобы Земля могла отдохнуть.
- Человеческое общество должно опять стать безотходным. Только тот, кто уважает свои отходы и использует их снова в безотходном обществе, преобразует смерть в жизнь и имеет право на продолжение существования. И если человек признает этот круговорот, он позволяет совершиться возрождению жизни.

 Хундертвассер считал, что человек должен жить в гармонии с природой, а не вступать с ней в постоянный конфликт. Взаимоотношения с природой были всегда чрезвычайно важны для художника, он очень бережно вписывал объекты своего творчества в мир природы. Спираль, изобретенная Хундертвассером в молодости, стала на всю жизнь его любимой темой, формой и содержанием, она стала для него воплощением мировой гармонии.

 В манифесте "Право на третью кожу" он писал, что "человек окружен тремя слоями: кожа, одежда и стены дома". И одежда, и стены зданий за последнее время претерпели множество изменений и больше не соответствуют естественным потребностям человека. Окна - это мост между внутренним и внешним пространством. Как первая кожа пронизана порами, так и третья - окнами. Окна - эквивалент глаз. Так же как выражение глаз важно для лица, также и окна важны для фасада дома. По словам Хундертвассера, "рай может быть сделан только нашими собственными руками, с помощью нашего творческого потенциала в гармонии с творческим потенциалом природы".

  [390x520] [390x520]

 Вена: дом Хундертвассера

Дом Хундертвассера в Вене" - первый дом, полностью оформленный этим самобытным архитектором. Новая Вена имеет и новый облик: в 1986г по идее и рисункам Хундертвассера появился дом, призванный стать образцом своеобразия и качества жизни в муниципальных постройках. Эксцентричное здание быстро стало городской достопримечательностью. По словам самого мэтра "это велико и мало одновременно, упорядоченно и беспорядочно, соединяет черты венского стиля и в то же время далеко от него. Человека здесь встречают вода, деревья, краски, жизнь…"

Построенный по заказу городских властей, дом стал доказательством возможности интеграции этого стиля в нашу действительность. Беспорядочное расположение окон на фасаде дома сразу бросается в глаза. Хундертвассер считал главным в доме окно, по его словам "все говорят, что здания состоят из стен. Я говорю, что здание состоит из окон, оно скомпоновано из них. Если окна правильные, то правильно все здание". Всего он использовал восемь типов окон. Мастер даже вывел "теорию диктатуры окон и их права на самоопределение", что каждое окно имеет право "на свою личную жизнь". Если в доме все окна одинаковые, то это похоже на "концентрационный лагерь". В новых городах в школах, больницах, государственных учреждениях выравнивание окон недопустимо.

Все люди непохожи друг на друга, всеми силами они пытаются отличаться один от другого. Человек, живущий в квартире, должен иметь возможность выглянуть из окна и в пределах досягаемости руки "соскоблить" кладку. Или, взяв в руки кисть с длинной ручкой и в пределах ее досягаемости покрасить стены своего дом снаружи яркими цветами, чтобы было видно с улицы: здесь живет человек, отличный от других, отличный от своих "стандартизированных" соседей. ("Window Dictatorship and Window Rights").

Сам дом достаточно пестрый - каждая квартира имеет свой цвет на фасаде дома: они обозначены красным, синим, желтым и белым цветами, в то время как помещения общего пользования - серым цветом. Во внутренней отделке стен и полов квартир приметны природные мотивы. Кроме того, на все плоские части здания была насыпана земля и высажены деревья и трава. Это, по выражению Мастера, "деревья-жильцы": растения возвращаются в город, помогают очищать воздух. И это их возвращение в город - некая компенсация за все то плохое, что человек сделал природе. А красота, регулирование климата, кислород, наконец - это непрерывная арендная плата, которую "платят" деревья.

Художник считал, что у природы нет прямых линий и углов, что прямая линия "безбожна", поэтому все выложенные плитками полы в доме неровные, чем-то напоминающие лесные дорожки и горные тропы. А неровно отштукатуренные и также неровно покрашенные стены похожи на занавески и даже напоминают морские волны. Все углы: подоконники, дверные косяки, оконные проемы - закруглены.

В соответствии с экологическими принципами, Хундертвассер использовал для строительства только кирпич и дерево.

"Это дом, который не соответствует никаким стереотипам и нормам. Это дом был задуман, спроектирован и оформлен художником как путешествие в неизведанную страну, где окна имеют свои права, где деревья на крыше, где природа и человек встречаются для создания первого свободного дома. Мастер мечтает о домах и прекрасной архитектуре. И мечта становится реальностью".

Хундертвассер хотел построить идеальный дом - оазис для людей и природы в городе. Он хотел, чтобы люди чувствовали себя в этом доме уютно и были там счастливы.

  [390x520] [390x520]

А вот еще несколько замечательных зданий, построенных по проектам Хундертвассера, но уже не в Вене. Очень надеюсь, что когда-нибудь увижу их:)

 Жилой дом в Магдебурге. Ну не сказка ли?

[699x408]

"Лесная спираль" - тоже жилой дом. Хотели бы в таком жить?

[699x490]

Вот еще один жилой дом  "Лесная спираль". Разве все это можно сравнить с нашими убогими серыми однотипными хибарами, которые почему-то стоят миллионы?!

[399x598]

Смотрите сайты о Хундертвассере

 http://www.peoples.ru/art/architecture/hundertwasser/

 http://www.austria-gid.ru/austr19_hund1.shtml

  

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мне посчастливилось увидеть шедевры Фриденсрайха Хундертвассера | zart_a - Touch basel | Лента друзей zart_a / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»