[200x253]
30 мая, как и ожидалось, открылся VII Чеховский фестиваль. Открылся феерично, долгожданным балетным спектаклем "Лебединое озеро" в постановке М.Борна. На премьере было много балетоманов, театральных актеров, любопытствующих. В антракте спектакль активно всеми обсуждался: кому-то нравилось, кто-то говорил о любви зоофила и пр. Равнодушных не было. Мне балет понравился ОЧЕНЬ!!! Глубочайшая идея, фантастически воплощенная в танце, гениальная пластика, море чувствований... Одним словом, ШЕДЕВР! Мне кажется, что идея спектакля М.Борна значительно глубже идеи самого П.И.Чайковского (хочется верить, что последнему балет с его измененным либретто пришелся бы по душе). По степени эмоционального воздействия его можно сравнить только с "Кармен" Матса Экка, который мне посчастливилось увидеть в Большом театре в день 75-летия М.Плисецкой. Очень хочется увидеть спектакль еще раз. Кстати, сегодняшний состав танцоров мне очень понравился, а некоторые исполнители оказались даже сильнее своих предшественников.
Мальчики-лебеди Мэтью Борна
Есть виды искусства, которые закрыты по тем или иным причинам для новаторств. Любая попытка хоть что-то изменить пресекается на корню. И, наверное, самый консервативный вид искусства - это балет. Появляется современный танец, меняется техника, но вход на классическую сцену им закрыт - там правит классическая музыка, двухсотлетней давности техника, а всем новаторам остается довольствоваться альтернативными "площадками". Или выкручиваться как-то еще. Например, создавать синтез искусств - балета и драматического театра.
Сюжет балета также несколько изменен - главный герой, Зигфрид (Andrew Walkenshaw) - сексуально неудовлетворенный человек, влюбленный в Лебедя, а Лебедь, чью партию исполняет Will Kemp - единственный, кто может ему помочь реализовать себя, удовлетворить. И драма от этого, само собой, только усугубляется - любовь становится запретной. Борн сделал истинно драматическую историю о принце - несчастливом в любви и чуждым своему обществу. "Люди пишут мне письма, в которых говорят: "Это обо мне, я не могу найти себя", - рассказывает Борн, - "Наверное, мне удалось поставить спектакль о мечтах, о желании, но все это чисто на эмоциональном уровне".
Естественно, что реакция на такое прочтение сказки была неоднозначной. Тогда как одних спектакль непреодолимо притягивал, других он, в то же время, отталкивал. Но главнее, он не остался незамеченным.
Как пишут о Борне критики: "У Борна очень конкретный, упругий и хорошо сделанный театр, далекий от расслабленных образцов модерн-данса. И сексуальность служит цементом, скрепляющим действие". Сам Мэтью Борн говорит о своих спектаклях: "Для меня, конечно, огромную роль играет новая интерпретация классики. Но она должна быть оправдана временем".
Родившись в Лондоне, в 1960-ом году, Мэтью Борн начинал как балетный танцовщик. Причем впервые вышел на сцену достаточно поздно. В детстве Борн был настоящим актерским фанатом - искал встреч со звездами и коллекционировал автографы. Возможно, именно с этой целью он устроился работать в театральное агентство Кейт Проуз, где и услышал о том, что в Лабан-центре учат танцу и администраторскому делу. Так в 22 года, без какой-либо подготовки, Борн поступил в знаменитую школу, которая выпустила немало танц-революционеров, и начал заниматься в учебной труппе Transitions Company. Танцевал он за свою карьеру во многих труппах, пока в 1987 году не решил стать хореографом и не собрал собственную труппу Adventures in Motion.
Первое признание ему принесли короткометражные балеты. Позже хореограф перешел к большим постановкам: "Town and Country" ("Город и усадьбы") и "Deadly Serious" ("Чертовски серьезно"). Ну а дальше началось тотальное переосмысление классики - первой жертвой пал "Щелкунчик", которого Борн разыграл в детском приюте. Щелкунчик был представлен в виде робота, который вторгается к детям в рождественскую ночь и крушит стены приюта. А в 1995-м мир увидел то самое "Лебединое озеро". Спектакль стал рекордсменом по числу наград, среди которых - "Тони" (Лучшая режиссура", "Лучшая хореография") и Оливер (лучшая режиссура).
"Эротические сцены Мэтью Боурн умеет ставить как никто, - пишет "Коммерсант", - конкретные физиологичные жесты он переплетает с танцем так, что натуралистичность полового акта оказывается высокой метафорой любви. Для каждого движения души он находит снайперски точное движение тела. Этот взрыв откровенной сексуальности с отчетливым и не ханжеским гейским привкусом десять лет назад стал настоящим откровением для утомленного европейского contemporary dance. В рабстве у брутального хореографа Европа пребывает и сейчас, а теперь попала и российская публика – как и персонажи балетов Мэтью Боурна, она жаждет, чтобы ее наконец-то отодрали в искусстве по полной.".
Хореографа многие спрашивали, почему в гей-ключе он поставил именно "Лебединое озеро"? "Мне кажется, что балет Чайковского универсален и открыт для новых прочтений. Это не сказка, а история о любви, о ее поиске, о счастье обретения...", - отвечает мастер. Но многие склоняются к мысли, что все от того, что сам Чайковский был геем и, возможно, лебедей он видел именно такими.
Сейчас труппа Борна сменила название. Теперь она называется "New adventures". В июле 2005 года она приезжала в Москву на Чеховский фестиваль с новой постановкой "Пьеса без слов". На пресс-конференции Мэтью Борну рассказали про громадное количество пиратских записей его "Озера". "Я только рад, что люди имеют возможность смотреть мои вещи, - ответил хореограф. - А авторские права - бог с ними". Журналисты задавали вопросы и продюсеру фестиваля о том, ждать ли приезда в Россию "Лебединого озера"? Ответ был: "сложно, дорого и ну посмотрим, как пройдет нынешний спектакль "Пьеса без слов". "Пьесу" российский зритель принял на ура.
Официальный сайт Мэтью Борна http://www.matthewbourne.org/