• Авторизация


И. КОН: ЗАПРЕЩЕНИЕ ТЕЛЕСНЫХ НАКАЗАНИЙ – ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 31-12-2009 00:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


            Современная цивилизация имеет рад общих глобальных проблем.  Одной из них в начале ХХ1 в. стали телесные наказания. Совет Европы и ООН добиваются их полного запрещения,  считая  не формой воспитательного воздействия, а нарушением прав ребенка и физическим насилием над ним:  “Любое телесное наказание детей является нарушением их основных прав на человеческое достоинство и физическую неприкосновенность. Тот факт, что эти телесные наказания по-прежнему остаются законными в ряде государств, нарушает основополагающее право детей на такую юридическую защиту, как и у взрослых. В европейских обществах запрещено бить людей, а дети – это люди. Необходимо положить конец общественной и правовой приемлемости телесных наказаний детей” .

Задача эта чрезвычайно сложна. Все древние цивилизации считали суровые, в том числе физические,  наказания,  необходимыми и полезными.  По словам Платона,   “ребенка гораздо труднее взять в руки, чем любое другое живое существо. Ведь чем меньше разум ребенка направлен в надлежащее русло, тем более становится он шаловливым, резвым и вдобавок превосходит дерзостью все остальные существа. Поэтому надо обуздывать его всевозможными средствами…»  (Законы, 808 d).   «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына;  а кто любит, тот с детства наказывает его»;  «Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет»;  «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Притчи Соломоновы  13:24, 23:13, 29:15).  Эти установки широко представлены и в русской  народной  педагогике.

Задача ограничения,  а то и полного отказа от телесных наказаний сначала в школе, а затем и в семье была впервые поставлена гуманистами,  а вслед за ними – просветителями 17-18 вв. По мнению Монтеня,  розги приносят детям только вред и порождают ненависть, причем особенно бережно нужно относиться к мальчикам, которые самой природой «предназначены к известной независимости». «…Обучение должно основываться на соединении строгости с мягкостью, а не так, как это делается обычно, когда, вместо того, чтобы приохотить детей к науке, им преподносят ее как сплошной ужас и жестокость. Откажитесь от насилия и принуждения…» .  «Не следует приучать ребенка к ударам... Тело постепенно становится нечувствительным к тумакам, а дух - к упрекам... Будем настаивать, повторять, твердить! Вот какою палкой нужно сокрушать детские ребра!" (Эразм Роттердамский).  По словам Яна Амоса Коменского,  воспитывать детей необходимо "хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним благорасположением". "Я решительно стою за то, что розги и палка, это орудия рабства, совершенно не подходящие для людей свободных, совсем не должны иметь места в школах, должны быть изгнаны из них". Исключением могут быть лишь  случаи, когда  ученик допустил богохульство или строптивость. Джон Локк, не отрицая телесных наказаний в принципе, требовал применять их умеренно, так как рабская дисциплина формирует рабский характер.  Порка в качестве средства убеждения «порождает в ребенке отвращение к тому, что воспитатель должен заставить его полюбить»,  исподволь превращая его в скрытное, злобное, неискреннее существо, чья душа оказывается, в конечном счете, недоступна доброму слову и позитивному примеру. «Кто желает, чтобы его сын относился с уважением к нему и его предписаниям, тот должен сам относиться с большим уважением к своему сыну». В ХУШ в . эти идеи приобретают популярность у родителей и воспитателей. Джонатан Свифт написал, что порка ломает дух благородных юношей,    его поддержал Уильям  Шеридан. Сэр Филип Фрэнсис, вручая в 1774 г. своего единственного сына  воспитателю, писал: «Поскольку моя цель — сделать его джентльменом, что предполагает свободный характер и чувства, я считаю несовместимым с этой целью воспитание его в рабской дисциплине розги... Я абсолютно запрещаю битье». Сходные инструкции давал лорд Генри  Холланд: «Не надо делать ничего, что могло бы сломить его дух. Мир сам сделает это достаточно быстро»

           Однако  реализация этих идей  растянулась на несколько столетий.  Помимо теоретических трудностей (нужно преодолеть авторитарные традиции  в философии воспитания  и  осознать разницу между наказанием и насилием), это связано с социально-структурными преобразованиями и демократизацией общества.  Авторитарное общество не может поддерживать систему воспитания, основанную на диалоге,  а демократическое воспитание неизбежно подрывает авторитарную власть. 

В России до 1861 г.  положение осложнялось наличием крепостного права,  позволявшего пороть и даже забивать насмерть  не только  преступников и  детей,  но и взрослых мужчин и женщин,  причем ни каратели, ни их жертвы ничего противоестественного и унизительного в этом не видели. Дискути­ровались лишь а) вопрос о  допустимой мере жестокости, понимаемой как «стро­гость»,  и б) сословные привилегии: можно ли  пороть дворян и представи­телей духовенства?  Древнерусское право практически  не делало в этом отношении сословных различий.  Торговой казни и битью батогами подвергались и высшие духовные особы, и светские чины;  таким "подбатожным" равенством особенно отличалась эпоха Петра Великого. Привилегированные социальные группы тех,  кого нельзя было высечь, появляются в России  лишь в конце ХУШ в.  Жалованная грамота дворянству от 21 апреля 1785 г. постановляла, что  "телесное наказание да не коснется благороднаго". В том же году это  изъятие было распространено на купцов первых двух гильдий и име­нитых граждан, а в 1796 г. - на священнослужителей.

           На детей, независимо от их происхождения,  льготы не распространя­лись.  Бесправные и сами неоднократно поротые воспитатели с особым удовольст­вием вымещали свою ярость на беззащитных детях.  Дискуссии о пользе и вреде телесных наказаний середины Х1Х в. касаются преимущественно школы,  родительский произвол осуждали редко,  законодательно ограничить родительские права было и вовсе невозможно.  Но и о телесных наказаниях в школе говорили «умеренно». В знаменитой  статье "Нужно ли сечь детей?" (1858 год) Н.И. Пирогов доказы­вал, что применение розог антипедагогично,  телесные наказания унич­тожают в ребенке стыд, развращают детей и должны быть отменены, но для русского общества этот взгляд был слишком радикален. В  циркуляре по Киевскому учебному округу "Основные начала правил о по­ступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа" (1859 год) , принципиально отвергая розгу, Пи­рогов, тем не менее,  считает невозможным полностью обойтись без нее и лишь советует применять ее в гимназиях нечасто и в каждом отдельном случае – лишь  по постановлению педагогиче­ского совета. Н.А. Добролюбов язвительно высмеял этот циркуляр в стихотворе­нии «Грустная дума гимназиста лютеранского исповедания и не киевского округа» (1860), которое, в свою очередь, вызвало оживленную полемику.

Позже, особенно в ХХ в.,  телесные наказания в школах были в большинстве западных стран были отменены и запрещены. Однако  в семьях положение меняется значительно медленнее.  Международные опросы показывают, что многие родители во всех странах мира считают их законными и неизбежными. Например,  90 %  американских родителей «верят»  в  порку; даже среди семей среднего класса, которые значительно либеральнее рабочих и фермерских семей, «не верят» в нее лишь 17 %.  Не меньше распространены и соответствующие практики.

Доказано, что степень распространенности и жестокости телесных наказаний коррелирует с  общим индексом «мачизма»,  распространенностью культуры насилия, включая полицейский произвол, а также степенью политического авторитаризма и консерватизма. Самые горячие поклонники телесных наказаний в США – христианские фундаменталисты и ультраправые. Некоторые православные фундаменталисты рекомендуют родителям пороть своих детей как можно чаще и сильнее,  причем «девочек можно наказывать и чаще, и сильнее”, чем мальчиков, “не боясь переборщить”. Особенно полезны заведомо несправедливые наказания: Наказание, которое кажется ребенку справедливым, вредно для ребенка, так как укрепляет его в гордыне”. (Соловьев, Шишимаров 1996)

 Данные о том, кого наказывают чаще – мальчиков или девочек – противоречивы (Gershoff 2002).  Одни исследователи утверждают, что мальчиков физически всегда наказывали и наказывают чаще, чем девочек,  потому что они совершают более серьезные проступки и тем самым провоцируют применение силы по отношению к себе, или потому, что родители считают нужным «закалять» их.  Другие исследования, в том числе метаанализы,  этого не подтверждают, утверждая, что мальчики и девочки подвергаются телесным наказаниям одинаково часто,  это зависит от установок культуры.  Однако похоже, что при прочих равных условиях  мальчиков наказывают суровее и больнее.

            По большинству источников, матери физически  наказывают детей чаще, чем отцы. Возможно, это  обусловлено тем, что они проводят с детьми, особенно маленькими, больше времени и несут за них непосредственную ответственность. Однако  другие исследования такой  разницы не находят.  Многое зависит от пола и возраста ребенка.  С мальчиком-подростком матери зачастую физически не справиться, поэтому  «серьезная» порка составляет, как и в прошлом,  прерогативу отца. 

            Самый важный вывод современных исследований – выяснение того, что  «воспитательный» эффект телесных наказаний является мнимым и чаще  отрицательным (Bugental and Grusec. 2006). Согласно  метаанализу, обобщившему 88 исследований, выполненных в течеиие 62 лет (Gershoff 2002), физическое наказание может давать желаемый  краткосрочный педагогический эффект, но его долгосрочные последствия большей частью отрицательны, провоцируя у ребенка неприязнь и агрессию.   Другой метаанализ (70 исследований, опубликованных между 1961 и 2000 годами, с общим числом испытуемых 47 751 человек)  показал, что телесные наказания не  оказывают  влияния на когнитивные способности и учебную успеваемость ребенка, но вредно влияют на его эмоциональное состояние и провоцируют негативное поведение (Paolucci and Violato 2004).  Суровые телесные наказания в детстве коррелируют у взрослых людей с жестоким обращением с животными или с проявлениями насилия в  партнерских отношениях, но направление причинной связи неизвестно.  Кэмбриджское лонгитюдное исследование развития делинквентности у  411 лондонских мальчиков,  показало, что суровое дисциплинарные практики в 8 –летнем возрасте – важный предиктор раннего начала противоправного поведения, причем особенно сильно влияет  отцовская жестокость.  Впрочем,  отрицательно влияет не столько само по себе  наказание, сколько его сочетание с отсутствием эмоционального тепла и родительской заботы. При их наличии последних  порка может не испортить отношений мальчика с родителями, воспринимаясь как проявление заботы (Farrington, 2000, 2004).

Наказания, как и реакции на них, бывают разными. Психологи, возражающие  против тотального запрета телесных наказаний,  указывают, что нельзя ставить знак равенства между поркой и шлепком открытой ладонью, который  не наносит ущерба здоровью ребенка и который сами дети признают законным  (Baumrind et al. 2002).

Очень важен   культурный контекст:  насколько приемлемыми считаются в данной среде телесные наказания?  Ненормативные телесные наказания, с которыми ребенок не согласен,  как правило,  вызывают у него  протест и агрессию,  если же они  считаются допустимыми,  отрицательных  долгосрочных последствий не возникает. Видимо, за  долгосрочные последствия наказания ответственно не оно само,  а то, как ребенок его интерпретирует, какой урок он из него  извлекает. Например, в семьях белых американцев, где  жесткая дисциплина не принята,  ребенок воспринимает телесные  наказания как проявление  нелюбви к нему родителей.  Напротив, в афроамериканских семьях, где телесные наказания считаются  знаком хорошего родительства,   они не оскорбляют ребенка и не вызывает у него чувства отверженности (Lansford et al., 2005).

            Независимо от степени серьезности долгосрочных отрицательных психических последствий телесных наказаний, общественное сознание ХХ1 века считает их морально недопустимыми.  Соответствующая эволюция происходит и в России, но процесс этот сложный и долгий. Советская власть телесная наказания в школе запретила, но контролировать семейные практики государство не могло, а общественное мнение относилось к  семейному насилию снисходительно. Хотя в советское время  профессиональных опросов на эту тему не было,   когда Н.Н. Филиппов (1988) провел журналистское  анонимное анкетирование семи с половиной тысяч детей от 9 до 15 лет в 15 городах страны, оказалось, что 60 % родителей использовали  в воспитании своих детей телесные наказания; 86 % среди этих наказаний занимала  порка,  9 % процентов — стояние в углу (на коленях — на горохе, соли, кирпичах), 5 % процентов — удары по лицу и по голове. Иногда наказание за проступки трудно отличить просто от битья и сексуального насилия  (унизительно оголяют, бьют  по половым органам и т.п.).  Многие дети, как поротые, так и непоротые, считали этот стиль воспитания нормальным и собирались  в будущем, когда вырастут, бить собственных детей. «Какое наказание без ремня?» - спрашивает 10-летний маль­чик.- Воспитывать детей надо строго, а не сюсюкать с ними, как с маленькими». Девятилетняя Аня, лукаво улыбнувшись, прощебетала: «Конечно, буду бить, как меня мама, что они, лучше, что ли?» 11-летний Вова: «Меня наказывают ремнем ради профилактики по понедельникам, средам и пятницам. Своего же ребенка я буду бить каждый день». Рассудительный 14-летний Роман говорит: «Меня бьют очень редко. Но если бьют, то по-настоящему — «опускают поч­ки». Обязательно буду бить свою дочь или сына, только наказывать нужно ремнем, чтоб не сломать позвоночник ребенку». Это ли не эстафета поколений?

После крушения советской власти  проведено несколько больших репрезентативных опросов ( всесоюзный опрос ВЦИОМ в 1992,  национальные опросы Левада-центра в  2000 и 2004 годах, опросы  ФОМ в 2004 и  2008 гг. , национальный опрос  Исследовательского  центра портала SuperJob.ru в  2008 г)  плюс  ряд  локальных опросов.  Их выборки и  вопросы не вполне сопоставимы.  В одном случае спрашивают о «детях» вообще, в другом – о школьниках, в третьем о подростках старше 13-14 лет.  «Физически наказывать» и «пороть» - не совсем одно и то же.  В одних анкетах речь идет о семье,  в других - о школе. Не различаются виды телесных наказаний и их социально-педагогический контекст, кто имеет право и должен  их осуществлять. В одних анкетах спрашивают об установках респондентов, в других – об  их собственном опыте. Тем не менее пища для ума  тут есть.       

На вопрос всесоюзной анкеты ВЦИОМ (апрель 1992) «Допустимо ли наказывать детей физически?» утвердительно ответили только 16 % россиян, против высказались 58 % опрошенных. Россияне оказались гораздо гуманнее  других народов бывшего СССР: телесные наказания детей считали  нормальными, допустимыми 24% эстонцев, 29 % литовцев и 39 % узбеков.

При опросе ФОМ в 2004 г. телесные наказания детей  сочли допустимыми свыше половины ( 54 %)  россиян,  против высказались  47 %. Наиболее либеральны москвичи  (48 %),  молодежь от 18 до 24 лет ( 50 %) ,  и те, кого в детстве физически не наказывали  (52 %)  (Преснякова 2004)

При опросе ФОМ в 2008 г.  с мнением, что телесные наказания детей школьного возраста «иногда необходимы», согласились 67 % .

На вопрос Левада-центра (2004) «Имеют ли право родители подростка 13-14 лет наказывать его физически?» утвердительно ответили  37 %  ( в 2000 г. было 27 %),  отрицательно  - 61 % (Зоркая, Леонова 2004).

В опросе Исследовательского центра портала SuperJob.ru (март 2008 г) телесные наказания сочли необходимым методом воспитания лишь 9% россиян. Некоторые считают, что такая мера допустима только в отношении мальчиков. Другие апеллируют к собственному  опыту: «Нас же тоже шлёпали, и ничего... Выросли нормальными»; «На себе испытала – полезно». Что физическое воздействие на детей с воспитательными целями крайне нежелательно и допустимо только в исключительных случаях, считают 61% россиян. Но лишь 30%  считают телесное наказание детей в принципе недопустимым, полагая,  что применение ремня или подзатыльников порождает лишь «негативную реакцию, страх, подавляет самостоятельность», «способствует развитию у ребёнка различных комплексов».

Мужчин, считающих телесные наказания  неотъемлемой  частью воспитательного процесса, вдвое больше, чем женщин (12% против 6%), а  неприемлемыми их считают 34% женщин и 25% мужчин.  Чаще других о пользе шлепка и подзатыльника говорили люди старше 50 лет,  а наибольшее число их противников - среди молодёжи до 20 лет. Категорически против телесных наказаний 25% россиян, имеющих детей, и  каждый третий (33%)  среди бездетных.             Личный опыт опрошенных тесно связан с их возрастом. Из респондентов  ФОМ (2004) не испытали физических  наказаний 27 %,  испытали - 40 %.  «Били тем, что было под рукой»; «веревкой, палкой»;  «крапивой или прутиком», «офицерский ремень».  О реальном смягчении нравов ясно говорят возрастные показатели:  среди 18-24-летних оказалось 33 %  непоротых,  а среди  55-64 летних – лишь 18 %.

            В опросе ФОМ 2008 г. телесные наказания пережил каждый второй респондент, в том числе 16%   часто и  33% – редко. Мальчиков наказывали значительно чаще,  чем девочек: совсем не наказывали 40 % мужчин и 55 % женщин,  часто – 20 и 12 % , редко – 37 и 29 %.  При этом 52 % мужчин и 32 %  женщин считают, что их пороли заслуженно. Лишь 2% участников опроса высказали мнение, что сегодня в России нет родителей, которые бы физически наказывали своих детей.  Сравнивая сегодняшнюю ситуацию с периодом своего школьного детства, 26% опрошенных высказали предположение, что сейчас детей физически наказывать стали реже, 17% – что чаще,  еще столько же – думают, что в этом отношении мало что изменилось (остальные затруднились ответить). Некоторые (5%)  считают, что «раньше строже относились к детям», а сейчас их «больше жалеют, балуют». Другие - что «изменились подходы к воспитанию сейчас»; «сейчас как-то не принято бить детей»; «нецивилизованные методы – так все считают»; «больше уговаривают».  Некоторые видят в этом признак возросшего уровня педагогической и общей культуры родителей более грамотные родители»; «более педагогически грамотные»; «люди стали цивилизованнее»; «повышается культурный уровень» 3%),  другие – свидетельство родительского невнимания, наплевательского отношения к детям («безразличия больше со стороны родителей: чем бы дитя не тешилось…»; «взрослым не до детей, работают»; «вообще не заботятся о детях»; «их не воспитывают, они брошены по улицам, бегают по помойкам»; «наплевать на детей» – 3%).  Отдельные респонденты полагают, что причиной перемен в методах воспитания являются не столько родители, сколько сами дети: «дети сами не позволяют так с ними поступать»; «дети стали знать свои права»; «дети стали умнее, лишний раз их не тронешь»; «дети ранимы, очень грамотные сейчас, могут и отпор сделать» (2%). Своих собственных детей или детей, в воспитании которых они  принимают или принимали участие, физически наказывали 25% участников опроса ( примерно треть от числа имеющих опыт воспитания детей); причем 10% сожалеют об этом, а 14% – не сожалеют.

Из опрошенных в 2001 г. московских старшеклассников (7-11 класс)  только 3.1% мальчиков и 2.8 % девочек признали, что родители применяют к ним в качестве наказания физическую силу (Собкин 2003, с.168). Но надо учитывать, что это а) Москва, б) старшеклассники. 

По  некоторым оценкам отечественных авторов, уровень применения физических наказаний  в российских семьях составляет от 50 до 95%, при этом не менее 5% детей испытывают физические оскорбления – пощечины, тычки, подзатыльники постоянно (Григорьев 2006). Согласно профессиональному опросу 600 родителей во Владивостоке, 46%  из них применяли телесное наказание к своим детям; хотя это  ниже показателей других методов дисциплинирования,  это, тем не менее, очень значительно и близко к американским данным (Лысова и Истомина, 2008).

Сложность проблемы заключается в том, что  насилие над  детьми часто просто прикидывается «наказанием».   По данным комитета Государственной думы по делам женщин, семьи и молодежи, по заказу которого в 2001 году было проведено масштабное исследование, в России около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно подвергаются избиению в семье. Более 50 тысяч таких ребят убегают из дома. При этом мальчиков бьют в три раза чаще, чем девочек. Две трети избитых - дошкольники. 10%   зверски избитых и помещенных в стационар детей умирают.  Число избиваемых детей ежегодно растет. По данным опросов правозащитных организаций, около 60% детей сталкиваются с насилием в семье, а 30% - в школах. Уголовная статистика отражает лишь 5-10% реального количества избиений (Гетманский,  Коныгина 2004).

Таким образом, перед нами  стоит сложная цивилизационная проблема, философско-гуманитарные аспекты которой, касающиеся сущности воспитания, органически переплетаются с психолого-педагогическими (соотношение наказаний и поощрений и эффективность тех и других) и  социально-правовыми (способы обуздания насилия  и агрессии). Это требует широкой междисциплинарной кооперации ученых разных специальностей.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник И. КОН: ЗАПРЕЩЕНИЕ ТЕЛЕСНЫХ НАКАЗАНИЙ – ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ | zart_a - Touch basel | Лента друзей zart_a / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»