78. Расположите личностные новообразования в порядке их появления.
А) самоопределение;
Б) чувство взрослости;
В) произвольность
79. Выберите правильный вариант ответа.
Приспособиться к новым условиям жизни новорожденному помогают:
А) условные рефлексы;
Б) безусловные рефлексы;
В) слуховые анализаторы
80. Известно, что существует несколько закономерностей в развитии предметно-орудийных действий. Какая из предложенных ниже закономерностей не является таковой?
А) предметно-орудийные действия усваиваются только в сотрудничестве и общении ребенка со взрослым;
Б) гетерохронность (неравномерность) овладения ребенком функционально-целевой и операционно-технической стороной предметного действия;
В) отсутствие мотивированности и произвольности в процессе овладения предметно-орудийными действиями
81. Верно ли, что М.Эйнсвортом были выделены четыре основных типа привязанности: надежная (безопасная), тревожно-избегающая, тревожно-амбивалентная (протестующая) и тревожно-дезорганизованная?
А) верно;
Б) неверно
82. Выберите правильный вариант ответа.
Первый год жизни ребенка – сенситивный период для формирования:
А) речевых навыков;
Б) моторно-двигательных навыков;
В) привязанности
83. Л.С.Выготский назвал симптомы кризиса трех лет «семизвездием». Исключите из предложенных симптомов тот, который не входит в семизвездие.
А) негативизм;
Б) упрямство;
В) строптивость;
Г) сенситивность;
Д) своеволие;
Е) обесценивание того, что раньше было значимо и дорого для ребенка;
Ж) деспотизм (диктат);
З) протест-бунт
84. В кризисе трех лет психологи выделяют особую позицию ребенка. Как они ее называют?
А) позиция «Ты сам!»;
Б) позиция «Я сам!»;
В) позиция «Мы сами!»
85. Закончите предложения.
Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста характеризуется…
Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста - …
86. Игра, как утверждают психологи, имеет сюжет и содержание. Сюжет – это моделируемая в игре сфера действительности. Содержание игры – то содержание деятельности людей, которое воспроизводится играющим ребенком в ходе развертывания сюжета. Содержание с возрастом развивается. Выстройте, пожалуйста, логику ее развития.
А) содержанием игры является воспроизведение социальных ролей в соответствии с заданными нормами и правилами;
Б) содержанием игры является воспроизведение социальных и межличностных отношений;
В) содержанием игры является воспроизведение манипуляций с предметами и последовательности предметных действий
87. Выберите правильный вариант ответа.
Какой из структурных компонентов игры, по Д.Б.Эльконину и А.Н.Леонтьеву, является центральным, определяющим?
А) роль;
Б) игровые действия;
В) игровое употребление предметов (замещение);
Г) реальные (партнерские) отношения между играющими детьми
88. Выберите правильный вариант ответа.
Кто из отечественных ученых выделял четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка: 1) развитие мотивационно-потребностной сферы; 2) преодоление познавательного «эгоцентризма»; 3) развитие идеального плана; 4) развитие произвольности действий?
А) Л.С.Выготский;
Б) П.Я.Гальперин;
В) Д.Б.Эльконин
89. Школьная зрелость (готовность к школе) включает в себя несколько видов готовности. Исключите из предложенных ниже видов тот, который не является таковым:
А) морфофизиологическая готовность;
Б) предметная готовность;
В) психологическая готовность;
Г) моральная готовность
90. Верно ли, что психологическая готовность к школе имеет следующую структуру: личностная готовность, умственная зрелость, произвольность регуляции поведения и деятельности.
А) верно;
Б) неверно
91. Закончите предложения.
Социальная ситуация развития младшего школьника характеризуется…
Ведущая деятельность младшего школьника - …
92. Верно ли, что структура учебной деятельности включает в себя мотивы, учебную задачу, учебные действия и операции, контроль, оценку и отметку?
А) верно;
Б) неверно
93. Какая сторона психологической готовности еще не сформирована у мальчика?
Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу.
94. Выберите и вставьте правильный вариант ответа.
Компонентами учебной деятельности младшего школьника являются мотивы, учебные задачи, …, контроль, оценка.
А) учебные действия и операции;
Б) манера поведения учителя;
В) действия осознанности
95. Выберите правильный вариант ответа.
Кризис 7 лет – это:
А) потеря непосредственности, кривляние, манерничание;
Б) утрата прежних детских интересов, «закрытость», сокрытие своих чувств и переживаний от окружающих;
В) оспаривание родительской просьбы или требования, непослушание, хитрость;
Г) демонстративная «взрослость» и стремление не выглядеть и не быть «как маленький»;
Д) все ответы верны;
Е) правильного ответа нет
96. Установите соответствие между возрастом и центральным новообразованием:
|
А) Младенческий возраст |
1) Словесно-логическое мышление, вербальное дискурсивное мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь.
|
|
Б) Ранний возраст |
2) Наглядно-образное мышление, развитие функции планирования и регуляции деятельности в форме «речи для себя», начало формирования контекстной речи, первичное соподчинение и иерархизация мотивов, формирование мотива социального признания взрослыми и сверстниками, развитие самооценки и морального сознания, эмпатии.
|
|
В) Дошкольный возраст |
3) Развитие речи, формирование перцептивных действий и предметных эталонов, формирование наглядно-действенного мышления, формирование устойчивого типа привязанности, возникновение начальных форм «высших чувств».
|
|
Г) Младший школьный возраст |
4) Комплекс оживления, развитие сенсорики и моторики, речь носит ассоциативно-ситуативный характер, развитие моторной, эмоциональной и образной памяти, развитие эмоций и возникновение привязанности, возникновение устойчивого чувства «Я». |
|
Д) Подростковый возраст |
5) Развитие самосознания, новая форма эгоцентризма, «чувство взрослости», личностное самоопределение, ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе, становление формально-логического интеллекта, гипотетико-дедуктивного мышления, когнитивного стиля, дивергентного мышления, рефлексии, развитие морального сознания. |
97. Закончите предложения.
Социальная ситуация развития подростка характеризуется…
Ведущая деятельность подростка - …
98. Выберите правильный вариант ответа.
Противоречивость подросткового возраста выражается в следующих особенностях:
А) промежуточный, переходный между детством и взрослостью возраст;
Б) гетерохронность развития;
В) возраст одновременной социализации и индивидуализации;
Г) все ответы верны;
Д) правильного ответа нет
99. Выберите правильный вариант ответа.
Важным (основным) мотивом в подростковом возрасте к учению является:
А) притязание на признание среди подростков;
Б) похвала родителей;
В) желание получить хорошую отметку
100. Выберите правильный вариант ответа.
Кто из отечественных ученых выделил несколько групп интересов ("доминант") подростка: эгоцентрическая доминанта, доминанта дали, доминанта усилия, доминанта романтики?
А) Л.И.Божович;
Б) Л.С.Выготский;
В) В.В.Давыдов;
101. Закончите предложения.
Социальная ситуация развития в период зрелости характеризуется…
Ведущая деятельность в период зрелости - …
102. Современный период исследования зрелости и взрослости в отечественной психологии датируется 1965 г. Кто из ученых инициировал процесс изучения данного возраста?
А) Д.Б.Эльконин;
Б) А.А.Бодалев;
В) Б.Г.Ананьев
103. Выберите и вставьте правильный вариант ответа.
… определял 5 черт, характеризующих «полноценно функционирующих людей»: открытость к переживанию новых ситуаций, экзистенциальный образ жизни, организмическое доверие, эмпирическая свобода и креативность?
А) К.Роджерс;
Б) А.Маслоу;
В) Г.Олпорт
104. Выберите правильный вариант ответа.
Л.А.Петровская определяла социализацию взрослого человека как:
А) обращенность внутрь себя;
Б) самопознание;
В) саморазвитие через осуществление выборов;
Г) все ответы верны;
Д) правильного ответа нет
105. Верно ли, что в отечественной психологии в качестве важнейших проявлений зрелой личности отмечают ее активность, направленность, глубинные смысловые структуры, степень осознанности отношений к действительности и развитое самосознание (Я-концепцию)?
А) верно;
Б) неверно
106. Выберите и вставьте правильный вариант ответа.
В соответствие с теорией …, зрелая личность должна обладать свойством самопротяженности. Зрелая личность характеризуется теплыми отношениями с другими как в интимных, так и в неинтимных контактах и обладает фундаментальной эмоциональной безопасностью и самопринятием. Зрелая личность реалистически относится как к себе (самообъективация), так и к внешней реальности. Зрелая личность обладает единой жизненной философией.
А) Г.Олпорт;
Б) А.Маслоу;
В) К.Роджерс
107. Выберите правильный вариант ответа.
Одним из самых серьезных кризисов развития считается кризис середины жизни. Когда он возникает?
А) В 30 лет;
Б) В 35-40 лет;
В) В 40-45 лет
108. Вставьте пропущенное слово.
Процессы, направленные на поддержание высокой жизнеспособности организма, на увеличение продолжительности жизни, называются … .
109. Выберите правильный вариант ответа.
В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ старость наступает:
А) с 60 лет;
Б) с 75 лет;
В) с 90 лет
110. Выберите правильный вариант ответа.
Кто из ученых определял старение как процесс, состоящий из трех компонентов: биологическое старение, социальное старение и психологическое старение?
А) Дж.Биррен;
Б) Б.Г.Ананьев;
В) Дж.Тернер и Д.Хелмс
Г) все ответы верны;
Д) правильного ответа нет
111. Закончите предложения.
Социальная ситуация развития в старости характеризуется…
Ведущая деятельность в старости – это…
112. Выберите и вставьте правильный вариант ответа.
Задача человека пожилого возраста, по мнению … , состоит в том, чтобы достичь целостности развития своего Я, уверенности в смысле жизни, а также гармонии, понимаемой как сущностное качество жизни как отдельного индивида, так и всей Вселенной.
А) Э.Эриксона;
Б) К.Роджерса;
В) К.Юнга
113. Выберите правильный вариант ответа.
Центральным психологическим новообразованием старости является:
А) одиночество;
Б) мудрость;
В) неудовлетворенность
114. Выберите правильный вариант ответа.
Кто из ученых выделял пять видов приспособления личности к старости: конструктивное отношение, отношение зависимости, оборонительное отношение, отношение враждебности к окружающим, отношение враждебности к самому себе?
А) И.С.Кон;
Б) Ф.Гизе;
В) Д.Б.Бромлей
115. Верно ли, что структура детства включает в себя такие периоды, как младенчество, ранний, дошкольный, младший школьный и подростковый?
А) верно;
Б) неверно