• Авторизация


ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ: Тестовые задания. - М., 2009._1 часть 26-11-2009 22:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

по курсу «Психология развития»

 

Тест состоит из 115 заданий и предназначен для оказания помощи студентам в процессе изучения ими курса «Психология развития». Тестовые задания могут быть использованы для межсеместрового контроля знаний, а также при подготовке к зачетам и экзаменам. Выполняя тестовые задания, студенты смогут не только проверить уровень своих знаний по психологии развития, но и приобрести новые.

Пособие может оказать помощь педагогам в осуществлении контроля знаний студентов, а также в выявлении проблем, возникших при усвоении учебной программы.

Тестовые задания составлены с учетом учебной литературы, которая приведена в конце пособия.

Вопросы-задания имеют несколько форм:

а) закрытые вопросы - предполагают только один правильный ответ;

б) в открытых формах заданий необходимо вставить пропущенное слово либо завершить предложение;

в) в вопросах на соотнесение необходимо установить связь понятия (буквенное обозначение в левой колонке) с его особенностями, признаками, характеристиками (цифровое обозначение в правой колонке), например: А-1, Б-4 и т.д.;

г) в вопросах на определение последовательности составляется буквенный или цифровой ряд.

Тестовые задания охватывают жизненный путь человека от младенчества до старости, но вместе с тем не претендуют на полноту охвата предмета психологии развития.

 

 

Тестовые задания

 

1. Выберите правильный вариант ответа.

Психология развития изучает:

А) психологические особенности возрастов;

Б) проявления психики людей;

В) тенденции, закономерности и процессы развития личности на протяжении всего ее жизненного пути

 

2. Верно ли утверждение, что в современной психологии существует три парадигмы (метафоры) в понимании путей развития: лестница, круг и соты?

А) верно;

Б) неверно

 

3. Выберите правильный вариант ответа.

Феномен нарушения психического развития в условиях дефицита общения получил название:

А) феномен депривации (или госпитализма);

Б) феномен деградации;

В) феномен сепарации

 

4. Выберите правильный вариант ответа.

Развитие – это:

А) количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы, организма в целом;

Б) процесс качественного изменения, перестройки, преобразования структуры (системы);

В) запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом, количественные и качественные изменения

5. Выберите правильный вариант ответа.

Созревание – это:

А) количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы, организма в целом;

Б) процесс качественного изменения, перестройки, преобразования структуры (системы);

В) запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом, количественные и качественные изменения

 

6. Выберите правильный вариант ответа.

Рост – это:

А) количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы, организма в целом;

Б) процесс качественного изменения, перестройки, преобразования структуры (системы);

В) запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом, количественные и качественные изменения

 

7. Выберите правильный вариант ответа.

В современной психологии, кризис в онтогенетическом развитии понимается как:

А) нарушение развития, «болезнь» развития;

Б) нарушения в развитии, которых можно избежать при разумном воспитании;

В) необходимое звено в развитии, трансформации и совершенствовании личности

 

8. Верно ли, что психология развития включает в себя такие основные разделы, как детская психология, подростковая и юношеская психология, психология зрелости, психология старения и старости?

А) верно

Б) неверно

 

9. Выберите правильный вариант ответа.

Интериоризация – это:

А) фундаментальный закон развития психических процессов, механизм порождения психических явлений через переход  от внешнего к внутреннему путем последовательного преобразования;

Б) фундаментальный закон развития психических процессов, механизм порождения психических явлений через переход  от внутреннего к внешнему путем последовательного преобразования;

В) закон неравномерности (гетерохронности) развития

 

10. Выберите правильный вариант ответа.

Акмеология – это раздел психологии развития, изучающий:

А) период максимального расцвета личности, высшего момента проявления духовных сил;

Б) закономерности психического развития ребенка;

В) период старения и умирания человека

 

11. Выберите правильный вариант ответа.

Геронтология – это раздел психологии развития, изучающий:

А) социальные, биологические и психологические аспекты старения, его причины и способы борьбы с ним;

Б) половое влечение к пожилым людям;

В) неоправданное стремление к созданию чего-либо в огромных, грандиозных размерах

12. Выберите правильный вариант ответа.

Структура психологического возраста (в отечественной психологии развития) включает в себя:

А) социальную ситуацию развития;

Б) ведущий тип деятельности и психологические новообразования;

В) возрастные кризисы;

Г) все ответы верны;

Д) правильного ответа нет

 

13.  Выберите правильный вариант ответа.

По мнению А.Н.Леонтьева, ведущая деятельность ребенка – это:

А) такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности;

Б) такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы;

В) такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка;

Г) все ответы верны;

Д) правильного ответа нет

 

14. Выберите правильный вариант ответа.

Кто является автором первой научной концепции развития ребенка?

А) В.Вундт;

Б) Г.С.Холл;

В) Л.С.Выготский

 

15. Выберите и вставьте правильный вариант ответа.

… - это метод, который призван выявлять причинно-следственные связи или детерминанты развития. Он предполагает  решение испытуемым задач в контролируемых, специально создаваемых условиях. В нем проверяется гипотеза или предположение о связи переменных.

А) анкетирование;

Б) наблюдение;

В) опрос;

Г) эксперимент

 

16. Выберите и вставьте правильный вариант ответа.

… - это сравнение уровня развития ребенка  по определенным показателям с репрезентативной выборкой, т.е. с нормативной шкалой.

А) анкетирование;

Б) тест;

В) опрос;

Г) наблюдение

 

17. Выберите и вставьте правильный вариант ответа.

… - точное и систематическое наблюдение в течение более-менее длительного времени за особенностями поведения и деятельности ребенка в естественных, специально не изменяемых условиях.

А) анкетирование;

Б) объективное наблюдение;

В) эксперимент;

Г) метод реконструкции онтогенетического развития

 

18. Выберите и вставьте правильный вариант ответа.

… предполагает систематическое исследование психического развития одного и того же испытуемого или группы испытуемых на протяжении достаточно продолжительного периода времени.

А) поперечный срез;

Б) лонгитюд;

В) временное запаздывание

 

19. Выберите и вставьте правильный вариант ответа.

… - форма исследования, основанная на одновременном, сравнительном изучении испытуемых разных возрастов.

А) поперечный срез;

Б) лонгитюд;

В) временное запаздывание

 

20. Выберите и вставьте правильный вариант ответа.

… - это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды.

А) конструктивистский подход;

Б) культурно-исторический подход;

В) факторный подход

 

21. Выберите и вставьте правильный вариант ответа.

… - концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша, т.е. решающая роль принадлежит наследственности.

А) теория рекапитуляции;

Б) преформизм;

В) эпигенетическая теория

 

22. Выберите правильный вариант ответа.

Автором теории рекапитуляции является:

А) Б.Скиннер;

Б) Г.С.Холл;

В) Э.Эриксон

23. Выберите правильный вариант ответа.

Автором теории конвергенции является:

А) Б.Скиннер;

Б) Ж. Пиаже;

В) В.Штерн

 

24. Выберите и вставьте правильный вариант ответа.

Согласно теории …, индивидуальное развитие человека в онтогенезе есть повторение сначала филогенеза, потом антропогенеза и, наконец, - социогенеза.

А) конвергенции;

Б) рекапитуляции;

В) преформизма

 

25. Выберите правильный вариант ответа.

Кто является автором теории трех ступеней (инстинкт, дрессура, интеллект)?

А) К. Бюллер

Б) Ш. Бюллер

В) Н. Хомский

 

26. Исключите из предложенного перечня теорий ту, которая не относится к теории нативизма:

А) преформизм;

Б) теория рекапитуляции;

В) теории созревания;

Г) ассоцианизм

 

27. Исключите из предложенного перечня теорий ту, которая не относится к теории эмпиризма:

А) ассоцианизм;

Б) бихевиоризм;

В) преформизм

 

28. Вставьте пропущенное слово.

Согласно теории …, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных – наследственности и внешних условия среды.

 

29. Выберите правильный вариант ответа.

Ученый В. Штерн являлся автором теории:

А) преформизма;

Б) когнитивизма;

В) конвергенции двух факторов

 

30. Вставьте пропущенное слово.

… метод основан на сравнении развития близнецов с идентичной (монозиготные) и различающейся (дизиготные) наследственностью, воспитывающихся в одинаковых и различных (разлученные близнецы) средовых условиях.

 

31. Выберите правильный вариант ответа.

Дж. Локк, Д. Гартли, Н.А. Менчинская являются крупнейшими представителями:

А) бихевиоризма;

Б) ассоцианизма;

В) когнитивизма;

Г) психоанализа

 

32. Выберите правильный вариант ответа.

Какая научная школа отождествляет психическое развитие с процессами научения?

А) когнитивизм;

Б) бихевиоризм;

В) эмпиризм

 

33. Основными законами, определяющими возникновение нового поведения, в бихевиоризме признаются законы научения (закон готовности, закон подкрепления или эффекта, закон упражнения или повторения).

Кем сформулированы эти законы?

А) Э. Торндайком;

Б) Б. Скиннером;

В) Дж. Уотсоном

 

34. Верно ли, что основные направления в бихевиоризме представлены тремя теориями: классического обусловливания, оперантного научения и социального научения?

А) верно;

Б) неверно

 

35. Выберите правильный вариант ответа.

Какая теория исходит из схемы: условный стимул безусловный стимул безусловная реакция, которая в дальнейшем преобразуется в схему: условный стимул условная реакция?

А) теория классического обусловливания;

Б) теория оперантного научения;

В) теория социального научения

 

36. Выберите правильный вариант ответа.

Какая теория исходит из схемы: поведение положительное подкрепление усиление (повторение) поведение?

А) теория классического обусловливания;

Б) теория оперантного научения;

В) теория социального научения

 

37. Выберите правильный вариант ответа.

Какая теория рассматривает новое поведение как процесс подражания, где центральное место занимают процессы саморегуляции?

А) теория оперантного научения Б.Скиннера;

Б) теория социального научения А.Бандуры;

В) психоаналитическая теория З.Фрейда

 

38. Выберите и вставьте правильный вариант ответа.

… - это всемерное использование потенциала возможностей психического развития личности на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания.

А) искусственная акселерация (ускоренное развитие);

Б) амплификация (увеличение, расширение);

В) интенсификация

 

39. Выберите правильный вариант ответа.

Автором двухфакторной теории, согласно которой наследственность выступает как определяющая сила развития, а среда - как барьер на его пути, является:

А) Ж.Пиаже;

Б) Л.Кольберг;

В) З.Фрейд

 

40. Закончите предложение.

Согласно теории З.Фрейда, структура личности включает в себя …

 

41. Выберите и вставьте правильный вариант ответа.

… - это совокупность действий, направленных на уменьшение или устранение угрозы целостности индивида и нарушения баланса психодинамических сил.

А) перцептивные механизмы;

Б) защитные механизмы;

В) антистрессовые механизмы

 

42. В своей периодизации З.Фрейд прослеживает линию психосексуального развития. Установите правильную последовательность стадий этой периодизации:

А) латентная стадия;

Б) фаллическая стадия;

В) оральная стадия;

Г) анальная стадия;

Д) генитальная стадия

 

43. Вставьте пропущенное слово.

По мнению З.Фрейда, Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек формируется на … стадии развития личности.

 

44. Известный швейцарский ученый Ж.Пиаже открыл явление эгоцентризма и показал процесс развития мышления ребенка как переход от эгоцентризма к децентрации. Он выделил три ступени в этом процессе.

Установите их правильную последовательность:

1) эгоцентризм – познание мира исходя из собственной позиции, неспособность координации различных точек зрения на предмет;

2) отождествление субъекта и объекта, неспособность разделить себя и окружающий мир;

3) децентрация – координация собственной точки зрения с другими возможными взглядами на объект.

 

45. Установите порядок прохождения стадий развития мышления в соответствии с возрастом, по Ж.Пиаже:

А) Стадия эгоцентрического мышления

1) 0-2-3 года

Б) Стадия аутистического мышления

2) 2-3 – 11-12 лет

В) Стадия социализированного мышления

3) После 12 лет

 

46. Выберите правильный вариант ответа.

Кто является автором операциональной концепции развития интеллекта?

А) Л.С.Выготский;

Б) Д.Б.Эльконин;

В) Ж.Пиаже

 

47. Верно ли, что Ж.Пиаже выделены четыре основные детерминанты, определяющие развитие интеллекта: фактор равновесия (гомеостаза) с внешней средой, биологическое созревание, собственная активность субъекта и социальный опыт?

А) верно;

Б) неверно

 

48. Выберите правильный вариант ответа.

Важнейшим понятием в концепции Пиаже является:

А) социализация;

Б) интеллектуализация;

В) адаптация

 

49. Выберите и вставьте правильный вариант ответа.

… - изменение схемы действия в соответствии с особенностями объекта.

А) аккомодация;

Б) ассимиляция;

В) интерпретация

 

50. Установите последовательность прохождения стадий когнитивного развития по Пиаже:

А) Стадия конкретных операций

1) От рождения до 1,5-2 лет

Б) Дооперациональная стадия

2) От 2 приблизительно до 7 лет

В) Сенсомоторная стадия

3) От 7  до 11-12 лет

Г) Стадия формальных операций

4) От 11-12 лет и далее

 

51. Выберите правильный вариант ответа.

Кто является автором эпигенетической теории личности?

А) Л.С.Выготский;

Б) Э.Эриксон;

В) А.Маслоу

 

52. Установите последовательность прохождения стадий развития личности по Э.Эриксону и их соответствие психосоциальному кризису:

А) Латентная

1. Эго-идентичность - смешение идентичности

Б) Локомоторно-генитальная

2. Инициатива - вина

В) Мышечно-анальная

3. Базисное доверие - базисное недоверие к миру

Г) Старость

4. Трудолюбие - неполноценность

Д) Генитальная

5. Автономия – стыд и сомнение

Е) Зрелость

6. Эго-интеграция - отчаяние

Ж) Орально-сенсорная

7. Интимность - изоляция

З) Пубертатная

8. Продуктивность - застой

 

53. Э.Эриксон считал, что механизмами идентичности могут быть три процесса. Из предложенных ниже исключите лишний:

А) интроекция;

Б) механизм ролевого экспериментирования;

В) рефлексия;

Г) идентификация

 

54. Выберите и вставьте правильный вариант ответа.

Цикличность, неравномерность, «метаморфозы», «сочетание процессов эволюции и инволюции» – это … психического развития, установленные Л.С.Выготским.

А) закономерности;

Б) функции;

В) характеристики

 

55. Выберите правильный вариант ответа.

Кто из ученых считал, что обучение является движущей силой развития (закон ведущей роли обучения для развития)?

А) Ж.Пиаже;

Б) Л.С.Выготский;

В) А.Н.Леонтьев

 

56. Выберите и вставьте правильный вариант ответа.

… - это совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

А) возрастное психологическое новообразование;

Б) ведущий тип деятельности;

В) социальная ситуация развития

 

57. Выберите и вставьте правильный вариант ответа.

… - тот новый тип строения личности и ее деятельности, который возникает впервые на данной возрастной стадии и определяет сознание ребенка и его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период.

А) возрастное психологическое новообразование;

Б) ведущий тип деятельности;

В) социальная ситуация развития

 

58. Кризисные возрасты характеризуются четырьмя важными особенностями. Одна из них впервые была выделена Л.С.Выготским. Какая?

А) особая динамическая структура кризиса;

Б) относительная трудновоспитуемость;

В) негативный характер развития;

Г) возникновение новообразований кризисного периода

 

59. Л.С.Выготский выделял три свойства высших психических функций (ВПФ). Какое из предложенных ниже не является свойством ВПФ?

А) произвольность;

Б) осознанность;

В) спонтанность;

Г) системность

 

60. Выберите правильный вариант ответа.

Согласно концепции Л.С.Выготского, высшие психические функции (ВПФ) – это функции:

А) генетически заданные;

Б) натуральные (врожденные);

В) культурные, социальные

 

61. Выберите правильный вариант ответа.

Кто из ученых считал, что развитие и  обучение не зависят друг от друга?

А) Л.С.Выготский;

Б) Ж.Пиаже;

В) Э.Торндайк

 

62. Выберите правильный вариант ответа.

Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть    раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей, называются:

А) зоной актуального развития;

Б) зоной ближайшего развития;

В) зоной перспективного (потенциального) развития

 

63. Вставьте пропущенное слово.

… период – это период максимальной чувствительности ребенка к определенного рода воздействиям.

 

64. Выберите правильный вариант ответа.

Кто является автором культурно-исторического подхода к развитию личности?

А) Д.Б.Эльконин;

Б) Л.С.Выготский;

В) А.Н.Леонтьев

 

65. М.И.Лисина предложила периодизацию общения, охватывающую детский возраст от рождения до семи лет, включающую четыре основные формы общения. Установите соответствие между формой общения и возрастом.

А) Ситуативно-деловое

1) 5-7 лет

Б) Внеситуативно-познавательное

2) 6 месяцев – 3 года

В) Ситуативно-личностное

3) 2 – 6 месяцев

Г) Внеситуативно-личностное

4) 3 – 5 лет

 

66. Выберите правильный вариант ответа.

Основным механизмом развития форм общения, по мнению М.И.Лисиной, является:

А) механизм эмоционального заражения;

Б) механизм опережающей инициативы взрослого;

В) механизм подражания

 

67. Выберите правильный вариант ответа.

Кто из отечественных ученых ввел в структуру возраста понятие «ведущая деятельность»?

А) Л.С.Выготский;

Б) А.Н.Леонтьев;

В) Д.Б.Эльконин

 

68. Верно ли, что критериями возрастной периодизации, согласно концепции Л.С.Выготского, выступают возрастные психологические новообразования и динамика развития (чередование стабильных и критических возрастов)?

А) верно;

Б) неверно

 

69. Выберите правильный вариант ответа.

Кому из отечественных ученых принадлежит гипотеза о периодичности процессов развития (закономерном чередовании периодов преимущественного развития аффективно-постребностной, личностной сферы и операционно-технической, умственной сферы)?

А) Б.Д.Эльконину;

Б) Л.И.Божович;

В) А.Н.Леонтьеву

 

70. Установите соответствие между возрастом и ведущей деятельностью в периодизации Б.Д.Эльконина:

А) Кризис новорожденности (0-2 мес.)

 

Б) Младенчество (2-12 мес.)

1. Учебная деятельность

В) Ранний возраст (1-3 года)

2. Непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым

Г) Дошкольный возраст (3-7 лет)

3. Интимно-личностное общение со сверстниками

Д) Кризис 6-7 лет (малый кризис)

 

Е) Младший школьный возраст (7-11 лет)

4. Учебно-профессиональная деятель-ность

Ж) Кризис 12 лет (большой кризис)

 

З) Младший подростковый возраст (12-15 лет)

5. Сюжетно-ролевая игра

И) Кризис 15 лет (кризис второго рождения Я)

 

К) Старший подростковый возраст (15-17 лет)

6. Предметно-орудийная деятель-ность

Л) Кризис 17 лет

 

 

71. К концу второго месяца жизни у новорожденного возникает т.н. «комплекс оживления». Это:

А) рубежное новообразование;

Б) начало формирования первой социальной потребности – потребности в общении;

В) первая форма общения со взрослым;

Г) все ответ верны;

Д) правильного ответа нет

 

72. Вставьте пропущенное словосочетание.

… … - комплексная аффективно-положительная, мимико-соматическая реакция ребенка (младенца) на лицо говорящего взрослого.

 

73. Комплекс оживления включает в себя несколько компонентов. Исключите из предложенных ниже компонентов тот, который является лишним.

А) Сенсорный компонент;

Б) Вербальный компонент;

В) Аффективный компонент;

Г) Голосовые реакции;

Д) Моторный компонент

 

74. Закончите предложения.

А) Социальная ситуация развития младенческого возраста (2-12 мес.) характеризуется…

Б) Ведущая деятельность младенческого возраста - …

 

75. Исключите из предложенных симптомов кризиса первого года жизни тот, который не является таковым:

А) негативизм;

Б) упрямство;

В) нарциссизм

 

76. Выберите и вставьте правильный вариант ответа.

 … - простейшая первичная форма самосознания.

А) узнавание себя;

Б) самооценка;

В) автономная речь

 

77. Закончите предложения.

А) Социальная ситуация развития в раннем детстве (1-3 года) характеризуется…

Б) Ведущая деятельность в раннем возрасте - …

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ: Тестовые задания. - М., 2009._1 часть | zart_a - Touch basel | Лента друзей zart_a / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»