"Свобода, ведущая народ" 1830, Лувр, Париж
«Свобода, ведущая народ» (фр. La Liberté guidant le peuple) — картина французского художника Эжена Делакруа.
Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года, положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. После многочисленных подготовительных эскизов ему потребовалось всего три месяца, чтобы написать картину. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать».
Пропагандистская открытка, прошедшая почту спустя несколько недель после падения Парижской Коммуны (июль 1871 года)Впервые «Свобода, ведущая народ» была выставлена в Парижском салоне в мае 1831 года, где картина была восторженно принята и тотчас куплена государством. Из-за революционного сюжета полотно в течение около 25 лет не выставлялось на публике.
В настоящее время находится в Лувре.
В центре картины изображена женщина, символизирующая свободу. На голове у неё — фригийский колпак, в правой руке — триколор, в левой — ружьё.
"Данте и Вергилий" (Ладья Данте) 1822, Лувр, Париж
Делакруа (Delacroix) Эжен (1798–1863), французский живописец и график. В 1816–1822 учился в Париже в мастерской классициста П.Н.Герена, где сблизился с Т.Жерико; изучал в Лувре живопись старых мастеров (особенно П.П.Рубенса), увлекался современной английской живописью, в первую очередь работами Дж.Констебла. Делакруа посетил Великобританию (1825), Алжир (1831–1832), Марокко, Испанию, Бельгию. Уже в ранний период творчества ощущение сопричастности великим, изменяющим лицо мира историческим событиям породило пафос и драматический накал произведений Делакруа, сделало его в дальнейшем ярчайшим выразителем и главой романтизма во французском изобразительном искусстве. Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма картина Делакруа “Данте и Вергилий” (“Ладья Данте”, 1822, Лувр, Париж), духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана “Резня на Хиосе” (1823–1824, Лувр, Париж). Художник предпочитал сюжеты, исполненные драматизма и внутренней напряженности (“Казнь дожа Марино Фальеро”, 1826, собрание Уоллес, Лондон; “Смерть Сарданапала”, 1827, Лувр, Париж). Он нередко черпал мотивы в произведениях У.Шекспира, И.В.Гёте, Дж.Байрона, В.Скотта, обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории (“Битва при Пуатье”, 1830, Лувр, Париж). Органический синтез героической действительности и символики, прекрасной романтической мечты о свободе достигнут им в картине “Свобода, ведущая народ”, 1830, Лувр, Париж), изображающей реальных участников революции 1830 года рядом с аллегорической фигурой Свободы. После путешествия в Северную Африку Делакруа по многочисленным наброскам и зарисовкам с натуры исполнил ряд картин, отмеченных не только романтической красочностью и интересом к восточной экзотике, но и воссозданием своеобразия национального быта, нравов и характеров (“Алжирские женщины”, 1833–1834, Лувр; “Арабские комедианты”, 1848, Музей изящных искусств, Тур; “Львиная охота в Марокко” 1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург)
"Женщины Алжира в своих покоях" 1834, Лувр, Париж
"Смерть Сарданапала" 1827-1828, Лувр, Париж
"Медея" 1862, Музей изящных искусств, Лилль
"Греция на руинах Миссолунги" 1826, Музей искусств, Бордо
"Резня на Хиосе" 1824
Луи Орлеанский хвастает любовницей
"Женщина с попугаем" 1827
"Сирота на кладбище" 1824
"Поединок гяура с пашой" 1826
"Фанатики Танжера" 1837-1838
"Портрет Фредерика Шопена" 1838
"Нагая женщина на диване" 1825-1826
"Портрет Жорж Санд" 1839
"Схватка арабских скакунов" 1860