Интересно, как люди делают выбор, когда существует огромное множество различных признаков. Эти критерии и признаки можно сравнивать между собой, составлять иерархию ценности тех или иных признаков. Особенно за этим процессом интересно наблюдать и анализировать, когда человек располагает временем и не спешит с выбором.
Когда перед покупателем, стоит простой выбор, то как правило, используется компенсационная стратегия компромисса между различными признаками, например, выбор наиболее приятного цвета. В этом случае торговля разворачивается между внешними признаками товаров, которые в остальном ничем не отличаются друг от друга. Другой подход для принятия решения выбора является концентрация внимания на различиях между товарами.
В ситуации сложного принятия решения, используется без компенсационные стратегии.
Правило присоединения, используется для того, чтобы выбор свести к минимуму или вообще его ликвидировать и принимать решение вне заданных границ, например уровня цен.
Правило альтернативы — это правило используется для оценки каждого варианта с точки зрения его наилучших признаков.
Лексикографический выбор используется для принятия решения только на основании одного критерия.
Исключения по критериям - в этом случае выбор делается, на сравнении одного ключевого критерия с другими критериями, и таким образом происходит отсев тех, которые не подходят.
Скорее всего, люди используют компенсационную стратегию при покупке какого-либо товара в магазине, например, динамиков для компьютера. Для этого покупатели сравнивают различные критерии и стараются найти компромисс между различными характеристиками товаров. Сейчас это очень широко используется в интернет магазинах, которые используют специальные программы для сравнения товаров по различным критериям.
Для того чтобы использовать эти стратегии выбора в своей профессиональной работе,
например если вы профессиональный продавец, то для начала вам необходимо узнать стратегию принятия решения, которую использует покупатель. У каждого покупателя есть своя любимая стратегия выбора товара, чтобы её узнать, поинтересуйтесь какую стратегию он использовал, когда совершал предыдущую покупку. Затем вы можете выстроить наиболее правильную и успешную стратегию продаж.
Имейте сразу несколько альтернативных стратегий выбора и принятия решений. Эти стратегии должны действительно отличаться друг от друга, а не просто быть набором вариантов одной мега стратегии. Это необходимо для того, чтобы избежать ошибки принятия правильного решения в различных жизненных ситуациях. Кроме этого остерегайтесь тех людей, которые рисуют красивые перспективы. Помните, «не всё то золото, что блестит».
Эйнхорн и Хогарт (1981) Пейн (1982) Хогарта (1987)
Читайте дополнительно к данной статье:
Теории о принятии решений
Теория фильтра
Ограниченная рациональность
Лексикографический