• Авторизация


КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА 06-08-2008 05:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[448x336]
Расцвет казачества
  Казаки... Одиннадцать казачьих войск. Современники называли их одиннадцатью жемчужинами в блистательной короне Российской империи. Донцы, кубанцы, терцы, уральцы, сибирцы, астраханцы, оренбуржцы, забайкальцы, семиреченцы, амурцы, уссурийцы. У каждого войска была своя история - у одних не менее древняя, чем само Российское государство, у других недолгая, но тоже славная. Каждое войско имело свои традиции, объединенные единым стержнем, пронизанные единым смыслом. У каждого войска были свои герои. А некоторые имели общих героев, таких как Ермак Тимофеевич - личность известная и славная во всей России.
         «Они изумляли своей бесстрашной джигитовкой. Они восхищали ловкостью и красотою своего строя, они поражали затейливою игрою заманивающей лавы. Они, по признанию всех иностранцев, видевших их в мирное время, - были единственной в мире, неподражаемой и несравненной конницей. Они были природными конниками.
         Красота их мирного полкового быта, с из глубины веков идущими песнями, с лихой пляской, с тесным и дружным товариществом, пленяла. Служить у казаков, служить с казаками было мечтой всех истинно военных людей», - так описывал казаков в начале XX в. один из последних донских атаманов. И объяснял: «Они сами стали такими. Их закалила в боях на границе история». Да, в начале XX в. казаки казались всем, кто их видел, «природными конниками». Но мы помним грозную запорожскую пехоту и перенявших ее традиции бесстрашных кубанских пластунов. А когда казаки на своих легких стругах или «чайках» выходили в море, трепетало побережье султанской Турции и Ирана. И редко галеры и «каторги» могли устоять против казачьих флотилий, доводящих дело до жестокой и беспощадной абордажной схватки.
         А когда окруженные многократно превосходящим численно неприятелем казаки садились в осаду, то показывали себя настоящими мастерами минной войны, и об их казачьи хитрости разбивалось искусство иноземных мастеров осадного дела. Сохранились прекрасные описания обороны города Азова, который девять тысяч казаков умудрились почти без потерь захватить, а потом удержать, отбиться от 250-тысячной турецкой армии... Они были не только «природные конники», они были природные воины, и им удавалось все, за что они брались.
         Последними во всей России казаки сохранили старинный рыцарский принцип «службы за землю» и собирались за свой счет «конно и оружно». Последние русские рыцари... «Молча, в величайшем сознании своего долга перед Родиной, несли казаки свои тяготы по снаряжению на службу и гордились своим казачьем именем. В них было прирожденное чувство долга», - писал современник.   Казаки участвовали во всех войнах России. Когда армии шли вперед, они были впереди армий, «освещали» местность, вели разведку, наводили панику в тылу противника; когда наши войска отступали, казаки прикрывали их отход, раскинув непроницаемую завесу своей казачьей лавы. Они не боялись никого и ничего, кроме Бога. Их мелкие отряды растрепали, растащили, «разворовали» «великую армию» Наполеона, как только она вторглась в Россию. Вместе с А.В. Суворовым они с одними укороченными пиками взлетели на неприступные стены Измаила, вместе с ним перешли снежные Альпы, где грелись лишь дыханием поставленных в кружок лошадей. И в XX в., когда траншеи и колючая проволока опоясали линии фронта, они проявили себя наиболее стойкими, умелыми воинами. Их полки не знали дезертирства, не знали, что такое «попасть в плен». А когда казаки все-таки прорывались в тыл противника и там рейдами и налетами кромсали вражеские коммуникации, то сами пригоняли сотни пленных.
         Меньше известна, как бы за кадром остается обыденная тяжелая пограничная служба, которую несли казаки. От вод Ботнического залива до бескрайнего простора Тихого океана держали казачьи заставы границу. Финские снега, болота «западных пределов», опаленная бессарабская степь, пустыня и субтропики Закавказья, пески Средней Азии, бесконечная пограничная линия через всю Сибирь до Амура и по Амуру - все это места казачьей службы, усеянные казачьими костями.    Многие великие писатели, поэты, художники, композиторы воспели казаков и казачество. Привлекали их казачья удаль, любовь к Родине, сочетание вольности и воинского долга. И сами казаки вырастили в своей среде знаменитых писателей, поэтов, художников.
         В отличных от других условиях жизни зародилась особая, своеобразная культура, впитавшая лучшие достижения соседей и породившая свое, самобытное.
         На рубеже XVIII-XIX вв. казаки оформились и на государственном уровне были провозглашены сословием. Вся Россия делилась тогда на сословия и не было ни одного человека вне сословий. Государство строго регламентировало права и обязанности казаков, присущие и вмененные им именно как сословию.
         Но в то же время абсолютно объективно, независимо от законодательства или воли правителей, шел процесс складывания на казачьих землях особых сообществ, отличающихся от других стереотипом поведения, выработавших свою самобытную культуру, особенности языка, и - что важно - эти сообщества видели и осознавали эти отличия, у них складывалось осознание себя отдельным, отличным от других народом. Процесс этот был прерывист, в некоторых местах отличия размывались. Но постепенно сложились как субэтносы (зачатки нации) донские казаки, кубанские казаки (хотя у них четко прослеживалось различие между украиноязыч-ными «черноморцами» и русскоязычными «линей-цами»), терские казаки, уральские казаки...   Ни один народ не появляется сразу неизвестно откуда и не существует вечно. Всегда и повсеместно идет незримый процесс создания и развития новых народов (этносов), которые вбирают в себя и состоят из малых народов (субэтносов). Отличающиеся по ряду признаков субэтносы, каковыми являются донские казаки, кубанские казаки, терские казаки и др., объединяются в единый этнос -казаки- неотъемлемую часть великого русского народа. Процесс этот далек от завершения, но его нельзя игнорировать. Не случайно проблемами казачества занимается специальный отдел в Министерстве по делам национальностей, который и является заказчиком этого учебного пособия..
         Возрождающейся России, конечно же, нужны ее наиболее боеспособные и дисциплинированные сыновья. Безопасность границ Отечества и укрепление обороноспособности страны - важнейшие проблемы современности. И сами казаки, чья малая родина либо граничит с «горячими точками», либо сама стала «горячей точкой», ясно видят и осознают свое единство со всей Россией и только в укреплении России видят выход из напряженной обстановки на местах.
         Начавшееся возрождение казачества не прошло мимо внимания государства. Уже тот факт, что данное учебное пособие «История казачества России» издается на государственные деньги, о многом говорит,
         История взаимоотношения государства и казачества не была бесконфликтной. Активное участие казаков в Смуте (которое все нее закончилось тем, что казаки изгнали интервентов и приняли деятельное участие в установлении новой династии), восстания Разина, Пугачева, Булавина - все это показывает, что вольница шла на службу России тернистым и сложным путем. Всем известно, что подавляющая часть казаков не восприняла новую российскую власть в лице большевиков и в кровопролитной борьбе понесла непоправимые, невосполнимые потери. Казачьи войска были ликвидированы, цвет казачества погиб, десятки ушли в эмиграцию.
         Но непреложным законом является и то, что в трудные для Родины минуты казаки забывали былые трения и конфликты и шли защищать Россию. Как бы больно и несправедливо ни наказывала мать ребенка, но она - мать. И казаки беззаветно любят свою Родину.
         В единстве страны - залог процветания ее народа. Казаки, верные сыны России, несути готовы впредь нести службу по охране ее рубежей.
Причерноморье в древности

         Причерноморская степь всегда привлекала к себе разные народы. Первые поселения здесь появились задолго до нашей эры. Полноводные, богатые рыбой реки, изобилующая дичью пойма - все это создало благоприятные условия для проживания первобытных охотников и рыболовов. Сочная трава в междуречье Дона и Волги, Донца и Днепра постоянно приковывала взоры кочевников, которые занимались скотоводством. Близость морей, важные торговые пути привели сюда первых переселенцев из античного мира.
         В первой половине I тысячелетия до н.э. здесь появилось постоянное население - ираноязычные племена, которые и дали название одной из рек (Дон по-ирански - вода).
         Окифы в Причерноморье. В VII в. до н.э. ираноязычный кочевой народ скифы вышли на Дон с востока, перешли его и расселились на правом. берегу. Здесь они прожили до III в. до н.э. Восточ-нее, на левом берегу, поселились савроматы, родственные скифам по языку.
         Греческий историк Геродот считал приазовских скифов наиболее воинственными среди всех племен. Геродот сообщает о том, что господствующими среди скифских племен были племена царских скифов, жившие в степях между Днепром и Доном.  Существовавший у скифов союз племен постепенно приобретал черты государства во главе с царем. Власть царя была наследственной и обожествлялась, частично ограничивалась советом союза племен и народным собранием.
         Основные сведения о жизни и деятельности скифов мы черпаем из письменных источников (греческие и римские историки) и из данных археологии, которые дают возможность представить, как выглядели скифы.
         Скифы верили, что после смерти человек попадает в загробный мир и там продолжает вести такой же образ жизни, как и на земле: ест, пьет, ездит верхом. Поэтому в могилы помещали самый разнообразный инвентарь. В зависимости от степени богатства умершего в могилу укладывались те вещи, которыми пользовался человек при жизни. Наиболее богатые погребения сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг и лошадей. Знатных воинов хоронили с оружием и в доспехах.
         Военная культура скифов. Военная культура составляла основу скифского общества. Скифы считались лучшими конными воинами античного мира. Основу комплекса вооружения скифского воина составляли сложносоставной лук, метательные дротики и копья.
         Скифы довольно широко использовали защитное вооружение. Скифские панцири чаще всего были чешуйчатыми, имели кожаную основу, обшитую металлическими, реже бронзовыми чешуйками. Кроме панциря в оборонительный комплекс вооружения скифов входили наножники, набедренники, набрюшники (боевые пояса), которые также были чешуйчатыми. Весьма экзотично выглядели гибкие заспинные чешуйчатые щиты, которые закрывали спину и предплечья всадника. Дополнялись оборонительные доспехи литыми бронзовыми шлемами округлой формы. Иногда использовались детали греческого производства, такие как кнемиды (поножи), шлемы, которые подвергались переделке местными мастерами. Использовали скифы и обычные щиты из толстой кожи, овальные, луновидные (пельты), которые иногда сплошь обшивались металлическими полосами. Существовали у них и кожаные шапки-башлыки, обшитые чешуйками. Бронирование лошади не производилось. Исключение составляют налобные литые бронзовые бляхи.
         Скифские луки были небольшого размера (до 70 см), сложносоставные с асимметричными плечами. Лук был составлен из дерева, сухожилий и костяных накладок и склеен костяным или рыбьим клеем. Древки стрел изготовлялись из дерева или тростника, из перьев птиц. Лук и стрелы скифы хранили в специальных кожаных футлярах -горитах, которые красились очень яркими цветами и часто украшались накладными металлическими (золотыми) пластинами. В горите имелось два отделения: одно для лука, другое - для стрел. Из оружия ближнего боя скифами использовались однолезвийные боевые топоры, чеканы и топоры -клевцы, имевшие «клюв» - прямой или изогнутый боек. Мечи и кинжалы, использовавшиеся скифами, были самых различных размеров: длинные мечи доходили от 70 до 100 см, длинные кинжалы (акинаки) - до 70 см. Они имели почковидные, сердцевидные перекрестья (защита для руки). Рукоятки мечей не отличались от рукояток кинжалов. Ножны кинжалов и мечей изготовлялись из дерева и обтягивались кожей; они часто украшались накладными золотыми пластинами. В верхней части ножны имели характерную лопасть, за которую меч подвешивался к поясу. Таким образом, военная культура скифов отличалась большим своеобразием.  \гкифо-персидская война. Эта война известна нам по описаниям Геродота и других древних авторов. У ученых нет единого мнения о том, насколько глубоко проникли персы на скифскую
         территорию, и в каком именно месте происходило само вторжение. По некоторым данным Страбона и Геродота, можно сделать вывод о том, что персы прошли до района Бердянска (Азовское море). Ски-фо-персидская война дает блестящий образец войны «азиатского» типа, в которой великолепно были использованы преимущества кавалерии и особенности кочевого ведения хозяйства. Далее в истории можно увидеть подражание такому способу ведения войны, ложные отступления станут «классикой» войны кочевых народов, а многие приемы ведения степного боя перекочуют в арсенал казаков.
         Дата похода Дария в Скифию вызывает многочисленные споры. Одни ученые называют дату от 520 г. до н.э. до 511 г. до н.э., но большинство придерживаются даты 514 год.
         Дарий, желая отомстить скифам за их нападения на персидские территории, задумал окончательно решить «скифскую проблему». И стал готовиться к походу в Скифию.  Весть о готовящемся вторжении персов в Скифию быстро разнеслась по всему Северному Причерноморью и другим землям, заселенным скифами. Вожди многих соседних племен и народов собрались вместе со скифами на совещание, чтобы решить, что делать ввиду угрозы вторжения войск царя Дария. Но только часть участников совещания поддержала намерения скифов выступить против персов. Понимая всю опасность открытого сражения с многократно превосходящим по численности и опыту персидским войском, скифами было принято единственно правильное решение - не давать сражение, а, разделившись на два отряда, отступать, заманивая противника вглубь территории. Отступая, скифы уничтожали траву и засыпали колодцы и источники воды. Один из скифских отрядов возглавил царь Скопасис, а второй состоял из двух частей под главенством Иданфирса и Так-сакиса. Отряд под предводительством Скопасиса должен был отступать вдоль озера Меотиды (Азовское море) к реке Танаис (Дон), заманивая персов. Второй отряд выполнял такие же задачи. По сообщениям Геродота, персы, преследуя скифов, перешли Дон и вторглись в земли савроматов, затем снова вернулись в Скифию.   Дарий со своими воинами устал гоняться за скифским войском. Он обратился к Иданфирсу с предложением принять бой, если скифы считают себя достаточно сильными. Если же скифы боятся, то они должны подчиниться персам. Ответ Иданфирса был насмешлив: персам предлагалось отыскать в бескрайних степях Скифии могилы скифских предков и разорить их, лишь в этом случае скифы обязательно дадут персам сражение, а при других обстоятельствах скифы будут сражаться, когда им заблагорассудится.
         Скопасис, соединившись с Иданфирсом и Таксакисом, решил проводить такую тактику. Отныне скифы нападали на персов при любом удобном случае, и днем и ночью. Особенно доставалось персам, когда они посылали отряды на добычу продовольствия. Скифская конница обращала в бегство персидскую кавалерию, та спешила скрыться за боевыми порядками своей пехоты, которая использовала огромные, в рост человека, плетеные щиты. Скифы изматывали персов постоянными нападениями как «комариными укусами», доводя их до бешенства. Скифы, будучи прекрасными стрелками из лука, буквально засыпали персов дождем стрел.  Новый, решающий этап войны был ознаменован получением персами от скифов своеобразного ультиматума. Это было послание, состоявшее из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Придворные Дария расшифровали это послание как выражение покорности персам. Они сочли, что мышь - это земля, лягушка - вода, птица - небо, а пять стрелпять основных скифских племен. Но приближенный Дария Горбий не согласился с мнением льстивых царедворцев, а расшифровал послание так: если персы не убегут как мыши, не ускачут как лягушки, не улетят как птицы, то скифские стрелы не дадут им пощады.
         Но вот, наконец, персам удалось встретиться со скифами для битвы. Войска выстроились друг перед другом. Но вдруг перед строем скифов пробежал заяц. И грозное войско скифов бросилось врассыпную, пытаясь поймать зайца. Персы были поражены таким поведением скифов. Дарий сказал своим приближенным: «Эти люди (скифы) относятся к нам с большим пренебрежением».
         Существует несколько версий относительно смысла данного происшествия. По одной версии, заяц был плохой приметой, типа черной кошки, перебегающей дорогу, а по другой - зайца необходимо было убить как залог победы, плодородия и богатства. После этого случая Дарий собрал своих полководцев на совет. Решено было тайно отступить ночью, оставив лагерь, обоз больных и раненых на милость скифов. Скифы не подозревали в течение ночи о бегстве персов, видя горящие в лагере огни и слыша крики вьючных ослов.
         Взяв с собой отборное войско, Дарий поспешил к переправе через Истр, начальному пункту своего несчастливого похода. Войско спешно покинуло Скифию. Так закончился скифский поход Дария.
         С III в. до н.э. савромато-сарматские племена перешли Дон и постепенно вытеснили скифов на запад. Война несколько раз обострялась. С 189 г. до н.э. сарматы начали войну на истребление и оттеснили остатки скифов в Крым. Древняя легенда. Савроматы и сарматы были практически единым народом. Существует легендарная версия о происхождении савроматов, изложенная Геродотом. Воинственные женщины-амазонки потерпели поражение в битве с греками у р. Териодонт. Греки, захватив в плен оставшихся в живых амазонок, на трех кораблях отправились в обратный путь. В открытом море амазонки подняли бунт, напали на греков и перебили их. Однако выяснилось, что никто из женщин не может управлять кораблем. Дальнейшее путешествие происходило исключительно по воле волн и ветров. Наконец, когда амазонки были окончательно измотаны, на горизонте появился берег. Корабль прибило к северному побережью Меотиды. Амазонки высадились неподалеку от города Кремны, недалеко от р. Тана-ис (Дон). Переправившись через Танаис и продолжив свой путь, через три дня они прибыли на местность, где и поселились.
         В дальнейшем амазонки, захватив лошадей, стали совершать дерзкие набеги на скифов. В ответ на это скифы, пораженные мужеством женщин-воительниц, подослали молодых людей с целью познакомиться с амазонками и сделать их своими женами. Скифы решили, что дети от этих браков будут сильными и воинственными. Амазонки не пожелали отправиться со своими мужьями на прежние стойбища скифов. Они ушли на новые земли, где стали жить отдельно от прочих скифов, дав начало новому народу - савроматам (что означает «женоуправляемые»). Женщины этого народа не утратили своих воинственных привычек. Они ездили верхом, ходили на охоту, сражались с соседями. Девушка, не убив врага, не могла рассчитывать выйти замуж. Женщины носили мужскую одежду.   Вооружение сарматов. Комплекс вооружения сарматского воина чрезвычайно сложен и разнообразен. На ранних этапах он не сильно разнится от скифского, но в дальнейшем претерпевает существенные изменения. Сарматы-аланы принесли с далекой прародины Притяныпанья систему боя, в которой ведущая роль отводилась атаке кавалерии. Внешне многие детали вооружения сарматских воинов были похожи на парфянские и кушанские.
         Наиболее известной деталью вооружения был длинный сарматский меч. Существует даже мнение, что именно длинный меч позволил сарматам вытеснить скифов. Мечи и кинжалы с кольцевым навершием имели длину от 20 до 70 см и больше, наиболее распространенные - 50-60 см. Они вкладывались в ножны, которые чаще всего окрашивались в красный цвет.
         Мечи и кинжалы без металлического навершия (с каменным навершием) характерны для позднего периода. Мечи довольно длинные, в среднем от 70 до 112 см. Все мечи были двулеззийные.
         Длинный и короткий меч традиционно носили в паре. Короткий меч крепился справа на поясной портупее. Ножны короткого меча имели четыре лопасти-выступа, к которым крепились ремни - два к поясу, а два фиксировали короткий меч к ноге. Длинный меч носился слева и подвешивался с помощью скобы (иногда нефритовой) также на поясной портупее.
         И легковооруженные и тяжеловооруженные всадники сарматов пользовались сложносоставными мощными луками, усиленными костяными или роговыми накладками. Подобные луки изготовлялись в течение многих лет и стоили целое состояние. Длина луков колеблется от 120 до 160 см. Дальнобойность луков была очень велика. Стрелы этих луков имели железные черенковые трехлопастные наконечники. Лук и стрелы хранились в специальном кожаном футляре — горите.
         Копья среди наступательного оружия сарматов встречаются в захоронениях крайне редко. Предполагается, что это было длинное, до 4 м, копье с большим наконечником.
         Кроме того, по письменным источникам известно, что сарматы пользовались арканами.
         Из защитного вооружения сарматы могли использовать чешуйчатые доспехи или позаимствованные у римлян кольчуги. Но археологически известны лишь единичные находки оборонительного доспеха. Шлемы также редко встречаются в сарматских захоронениях, хотя они известны но изобразительным источникам. Гаскол сарматов. Аланы. Сарматы господствовали в Причерноморской степи около 700 лет. Подобно скифам, они занимались земледелием и отгонным скотоводством, были полуоседлым населением. Сарматы долго и с выгодой торговали с римлянами хлебом.
         В начале нашей эры сарматы раскололись на несколько племенных союзов. Одни - роксаланы,что в переводе означает «блестящие», «сияющие аланы», и языги потрясали границы Римской империи на Дунае. Другие - аланы - господствовали на Дону и Северном Кавказе. Историк Аммиан Мар-целлин писал об аланах: «Постепенно ослабляя соседние племена частыми над ними победами, они стянули их под одно родовое имя».
         Аланы занимались скотоводством и земледелием, имели высокий уровень развития ремесла и искусства. Их культура была продолжением старой скифской культуры.
         В военном деле они продолжали традиции сарматов и парфян — всадники в чешуйчатой броне с длинными копьями тесным строем бросались на врага и опрокидывали практически любого противника. Легкая конница была вооружена луками. У алан существовал обычай: сдирать кожу убитых врагов и использовать ее в качестве попоны для седла. Как украшение к седлу прикреплялись головы поверженных врагов.   В III в. н.э. аланы были оттеснены с правого берега Дона готами.

Ворота в Европу

         В I тысячелетие н.э. причерноморская степь стала как бы проходными воротами из Азии в Европу. Ни один народ, влекомый волнами великого переселения, не задержался здесь надолго.
         готы. Во II в. готы,германоязычный народ, оставили юг современной Швеции, пересекли Балтийское море и двинулись на юг, покоряя лежащие на их пути территории. В 211 - 217 гг. они достигли Черного моря и стали теснить потомков сарматов - алан. К середине III в. готы закрепились в Причерноморье, оттеснив алан на левый берег Дона.
         Готы, выйдя в причерноморские степи, так и не стали настоящими кочевниками. Опираясь на опыт своих предков-скандинавов, они создали на Черном море свой флот, состоящий в основном из кораблей, захваченных у греков и римлян, и морским разбоем опустошили Черноморское побережье.
         Однако Дон был лишь пограничной рекой для готов, центр их активности был гораздо западнее. Своего внешнего могущества готы достигли в середине IV в. при короле Германарихе. Созданная Гер-манарихом держава простиралась от Балтийского до Азовского моря, от Дона на востоке до реки Тисы (в Венгрии) - на западе. Во главе державы стояли остроготы, им подчинялись родственные визиготы, гепиды и герулы, которые помогали держать' в подчинении языгов, росоманов, венедов и многие другие народы (всего 13 племен) гунны. В 158 г. на Волге и Нижнем Дону впервые появляются отряды гуннов. Далеко на востоке, у рек Орхона и Селенги, к северу от Китая, их племена были разбиты предками монголов и рассеялись, а наиболее крепкие воины, которых манили степные просторы, военная добыча и почести за подвиги, отправились на запад, прошли тысячи километров и вышли к Дону. В первых столкновениях с аланами гунны были разбиты и отошли обратно в степь за Волгу, где кочевали около 200 лег, набираясь сил и роднясь с другими кочевыми народами.
         Окрепнув, они из-за пастбищ вновь вступили в конфликт со своими соседями - аланами. В 360 г. началась гунно-аланская война. Готский историк Иордан писал о гуннах: «Аланов, хотя и равных им в бою, но отличных от них человечностью, образом жизни и наружным видом, они ... подчинили себе, обессилив частыми стычками». К 370 г. аланы проиграли войну. Они отошли в предгорья Кавказа, очистив левобережье Дона, а часть, продолжая сражаться с гуннами, откатилась в Европу и, со временем дошла до современной Испании.
         На правом берегу Дона гуннов ждал со всей готской армией Гермаиарих. Но гунны в 371 г. вышли на Таманский полуостров, переправились оттуда в Крым и вышли в тыл готскому войску. Готы были разгромлены. «Одних ловили и избивали вместе с женами и детьми, причем не было предела в( жестокости при их избиении; другие, собравшись вместе, обратились в бегство». Германарих в 375 г, покончил с собой. Часть готов покорилась гуннам, часть продолжала бороться с ними. И те и другие откатились из донских степей на запад. Гунны двинулись дальше на запад, но до 412 г. контролировали степи на правом берегу Дона.  Аммиан Марделлин так описал гуннов, появившихся в Европе: «Дикость их нравов безгранична... Они похожи на животных или грубо отесанные чурбаны... Они ловки и лошади у них быстры... Они
         как будто приросли к своим некрасивым, но крепним лошадям и делают все свои обыкновенные дела, не слезая с них; день и ночь... сидя верхом, покупают и продают, едят и пьют, даже спят, наклонившись к шее лошади. На общественных собраниях они тоже не слезают с лошадей... Они кочуют как скитальцы на своих телегах; эти телеги - их жилища, там сидят их жены... ткут грубую одежду и держат подле себя детей... Издали они бьются, бросая дротики и пуская стрелы, наконечники которых искусно сделаны из заостренных костей... накидывают на врага арканы и делают его беззащитным...»
         В Европе гунны приложили руку к окончательному разгрому Римской империи, объединили под своей властью многие народы, но после смерти своего вождя Аттилы втянулись в междоусобные войны. Многие их воины погибли. Часть гуннов вернулась на правобережье Дона и в низовье Днепра, но здесь они были разбиты сарагурами, оногурами и урогами - предками болгар, кочевниками, пришедшими сюда с востока в 463 г. Остатки гуннов ушли за Днепр, а затем за Дунай. Господство над причер-номорскими степями перешло к болгарам. Ъолгары. Вышедшие из Западной Сибири тюркоязычные болгары не создали в причерноморской степи единого государства. Они разделились на две ветви: восточные болгары - утургуры кочевали по левому берегу Дона, западные болгары-ку-тургуры - по правому берегу, они владели всей степью от Дона до Дуная. Обе ветви враждовали друг с другом. В результате они попали в зависимость от соседних государств.
         В 551-560 гг. оседлый народ хионитов, принявший название «авары», был вытеснен соседями из района Сырдарьи и перебрался на Дунай, где на территории современной Венгрии в союзе с некоторыми народами основал новое государство - Аварский каганат. Аварский каганат начал завоевательные войны и покорил западных болгар-кутургуров. Восточная граница Аварского каганата стала проходить по Дону.
         В VI в. на склонах Алтая был создан Великий Тюркский каганат во главе с ханом Тумыном. Младший брат Тумына, хан Истеми, во главе войска был послан подчинить западные степи. Он дошел до Дона и берегов Черного моря. В результате войны 558—574 гг. болгары-утургуры, жившие между Доном и Кубанью, признали его власть и вошли в состав каганата. Границей между Аварским и Великим Тюркским каганатами стал Дон. В 627 г., когда авары воевали с Византией, бол-гары-кутургуры восстали против них. Но в 631 г. авары жестоко подавили восстание. Остатки кутургуров ушли за Дон и объединились в 633 г. с утургу-• рами. Но и на левобережье Дона было неспокойно.
         В начале VII в. Великий Тюркский каганат распался, левобережье Дона вошло в состав нового Западного Тюркского каганата. В каганате началась борьба за власть между племенными союзами. В 659 г. Западный Тюркский каганат пал под натиском врагов с востока. На его окраинах, особенно в междуречье Волги и Дона, борьба между племенными союзами усилилась. Около 670 г. болгары были разбиты хазарами, раскололись и откочевали - кто на Каму, кто на Дунай, кто в Венгрию. Территорию на донском левобережье взяли под свой контроль хазары.
         Хазары. Хазары изначально жили в низовьях Терека и Волги и не были кочевым народом. Они занимались рыбной ловлей, скотоводством и виноградарством. В VI в. хазары попали под власть Великого Тюркского каганата. С 650 по 810 г. в Хазарии правили тюркские ханы из династии Аши-на, опиравшиеся на дружины, состоявшие из тюрок. Когда Западный Тюркский каганат был захвачен и раскололся, хазары и тюрки продолжали жить по соседству в одной стране, подчиняясь одному хану. Образовалась самостоятельная Хазария, границы которой доходили до Дона. Лрабо-хазарские войны. В начале VII в. арабы, стремясь расширить свои владения и распространить новую религию - ислам, вели активные завоевательные походы. К 643 г. они захватили Сасанидский Иран (Персия) и вплотную подошли к хазарским владениям, а затем неожиданно совершили глубокий рейд во владения каганата. Совершив разведку боем, арабы вернулись.
         Но в 654 г. арабы начали новое наступление. Часть арабских воинов захватила Армению и Грузию, а другая двинулась во владения Хазарского каганата — к городу Беленджеру. Арабы осадили город, но подоспевшие на помощь «тюрки»-хазары ' атаковали арабов, убив их полководца и 4 тыс, воинов. Натиск арабов был отбит. Учтя урок первой войны, хазары перенесли столицу дальше на север.
         Хазары вели активную завоевательную политику. К 684 г. относится одно из наиболее крупных нашествий хазар на Закавказье, где власть халифата стала номинальной. Многочисленные пограничные конфликты с арабами привели к новой войне (722-737 гг.).
         Арабский полководец Джеррах получает приказ вторгнуться в пределы каганата. Сын кагана с 40 тыс. человек дал сражение арабам, войско которых насчитывало 25 тыс. человек, но хазары потерпели сокрушительное поражение. Двинувшись дальше, арабы столкнулись с сильным сопротивлением хазар, которые пытались остановить продвижение арабов в полевом сражении с помощью лагеря, окруженного связанными телегами. Но арабам удалось растащить баррикаду и разгромить хазар.Джеррах продолжил поход, насколько возможно, но узнав, что хазары подготовили новую армию, ушел из пределов каганата. В 724 г. Джеррах одолел соседей хазар - алан и обложил их подушной податью. Аланы оставили насиженные места и двинулись подальше от арабов - на север в верховья Северского Донца и Дона. Военные действия между арбами и хазарами велись почти без перерыва. В 727 г. поход в Хаза-рию возглавил арабский полководец Маслама, не знавший поражений. Но он, гоняясь за хазарской армией, так и не смог ее настигнуть. То же повторилось и в 728 г. В ответ на это хазары совершают набеги на арабские владения в 729 г. В 730 г. в Закавказье хазары разгромили арабскую армию и учинили жуткую резню, уничтожив всех мусульман, которые могли носить оружие. Слух об этой ; «победе» хазар разнесся по всей Азии и Византии. Поход арабов на хазар 732 года получил в литературе название «грязный?. Арабский полководец Мерван вынужден был повернуть свои войска обратно, так как лившие почти без перерыва дожди превратили дороги в сплошную грязь. Арабам пришлось отрезать хвосты у своих лошадей, так как они были залеплены грязью и мешали им двигаться. Арабы вернулись, что называется, «не солоно хлебавши».  В 737 г. арабы предложили мжр хазарам. Хазары направили послов для его заключения, но Мерван захватил посла и, подготовив армию численностью в 150 тыс. человек, вторгся в Хазаршо двумя путями, объединив затем обе армии на р. Терек. Вторжение арабов было полной неожиданностью для хазар. Каган бежал на север, надеясь там собрать войско для отпора врагу.
         Арабы продолжали преследовать хазар и, пройдя внутреннюю Хазарию, дошли до реки Дон. Теперь хазары отходили по одному его берегу, а арабы преследовали их по другому. Арабский полководец Мерван неожиданно по понтонному мосту переправил отряд своих воинов на другой берег, где разведчики напали на хазарский отряд и во время схватки убили хазарского военачальника - Тархана. Это окончательно деморализовало остатки хазарской армии.
         Каган, узнав о случившемся, запросил у арабов мира. По условиям мира каган, бывший до этого язычником, должен был принять ислам. Став мусульманином, каган признавал свою зависимость от Арабского халифата.
         Арабское войско вернулось в Закавказье. Хазарский каган, побыв какое-то время мусульманином, вновь вернулся к язычеству. Зависимость от халифата оказалась чистой формальностью. Ни у арабов, ни у хазар уже не было сил и ресурсов для продолжения войны. Хазарский каганат восстановил независимость, но силы хазар были подорваны. Хазарский каганат в эпоху его могущества. Чтобы выстоять в борьбе с сильными врагами, Хазария в 773 г. объединилась с Аланией, Таким образом, было создано единое государство.  В VIII в. верхушка хазар приняла в качестве религии иудаизм. Она заимствовала его от еврейских купцов, пришедших в Хазарию из Персии и организовавших там крупнейший центр работорговли. Иудаизм распространялся медленно. В 20-х гг. IX в. от Хазарии откололись некоторые племена, которые не захотели менять язычество на новую религию, а также Крым, где была распространена православная религия. В 866 г. иудаизм окончательно стал господствующей религией хазарской верхушки.
         Работорговля требовала нового притока «живого товара», и Хазария начала завоевательные войны. В то же время хазары вынуждены были защищаться от кочевых племен, которые совершали набеги на каганат. С севера угрожали мадьяры (угры), с востока - канглы (печенеги) и гузы (тор-ки). В 834 г. византийский инженер Петрона Кама-тир построил для хазар на их западной границе, на берегу Дона, крепость Саркел, как защиту от мадьяр и усиливавшихся на Днепре славян. В городе был поставлен гарнизон из наемников, печенегов или торков.
         Во 2-й половине IX в., прикрываясь Саркелом, хазары заселили террасы Нижнего Дона, стали разводить здесь виноград. Хозяйственная деятельность на Дону активизировалась. В 860 г. хазары, жившие здесь, приняли православие. В это же время, опираясь на Саркел, хазарские войска вышли к Днепру ж наложили дань на славянские племена. В IX и X вв. Хазарский каганат вел завоевательные войны, имевшие целью расширение подвластной территории, захват пленных и обращение их в рабство. Однако в 965 г. русский князь Святослав в союзе с печенегами спустился на ладьях вниз по Волге, напал на столицу каганата - город Итиль, разгромил его, перебил хазарскую знать и разогнал работорговцев. Одного удара хватило, чтобы каганат распался. Святослав спустился по Волге в Каспийское море, затем поднялся в верховья Терека, а оттуда через кубанские степи вышел к Дону и захватил Саркел. В городе был оставлен русский гарнизон, и на протяжении конца X в. и весь XI в. течение Дона до Азовского моря контролировалось русскими. Саркел был переименован в Белую Вежу. Степи по берегам Дона временно заняли печенеги.
         Печенеги. Печенеги вместе с гузами кочевали в заволжских степях, периодически совершая набеги на хазарскую территорию. Хазары, в свою очередь, натравливали гузов и печенегов друг на друга и на мадьяр, которые в это время вышли в верховья Дона. В 822-826 гг. печенеги по наущению хазар выбили мадьяр с донских берегов и оттеснили к Днепру. В 889 г. гузы, вступив в союз с хазарами, отогнали туда же самих печенегов. Печенеги стали кочевать по правому берегу Дона и продолжали воевать с хазарами и мадьярами. В 897 г., дождавшись, когда мадьяры ушли в набег на Паннонию (современная Венгрия), печенеги напали на их стойбища, перебили их жен, детей и стариков. Вернувшиеся из похода мадьяры не нашли ничего лучше, как отправиться обратно в Паннонию и образовать там в союзе с местным населением (только что разбитым и ограбленным) новое государство. А печенеги распространились от правого берега Дона до Дуная. В 915 г. они впервые вышли к границам русских княжеств.
         Выйдя в причерноморские степи, печенеги оказались между тремя сильнейшими государствами -Хазарией, Византией и Русью. Эти государства подкупали печенегов и натравливали их на соседей. Так, в 965 г. в союзе с русским князем Святославом печенеги разгромили хазар, а через некоторое время, после неудачного похода Святослава на Византию, убили Святослава. После развала Хазарского каганата печенеги захватили степи по левому берегу Дона и в течение короткого времени были основным кочевым населением от Волги до Дуная.
         Тогда же в X в. раскололись соседи и враги печенегов гузы. Часть из них приняла ислам и стала называться «туркменами», часть прошла верховьями Дона и поступила на службу к русским князьям в качестве вспомогательной конницы и пограничной стражи. В русских летописях они известны под именем «торков» и «берендеев». Вместе с русскими торки отбивали набеги печенегов и ходили в ответные набеги в степь.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
man-yak 14-08-2008-17:11 удалить
интересуюсь - что за "История", кто автор? Или это из нескольких книг? (я про весь цикл, не только про этот пост) Знакомые куски время от времени...
и в режиме просьбы - а можно под кат убирать основную часть текста, а то и на странице и во френдленте затрудняет ориентацию.
Alexcourageous 14-08-2008-17:24 удалить
Просто большая подборка нескольких авторов.
Специально выложена на сайте:
http://kazak-history.ru/
man-yak 14-08-2008-17:56 удалить
Alexcourageous, то-то я чувствую - много знакомых фрагментов...
а вот за ссылочку-то спасибо... я не ищу обычно ничего в сети... появится время - поковыряюсь, а пока - в коллекцию ссылок :)


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА | KAZAKI - Здорово дневали, Казаки! | Лента друзей KAZAKI / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»