[170x280]
КАЗАЧИЙ КРУГ
Традиционно у казаков Казачий круг служит обозначением любого всенародного собрания. По старинным актам известны круги валовые, войсковые и полковые.
Круги решали все общественные дела и при полной независимости и демократизме казачьих обществ были собранием полноправных представителей народа.
Низшим Кругом был полковой, впоследствии станичный или хуторской. Его решения мог пересмотреть или приостановить Круг войсковой, который состоял из представителей всех станиц округа, высшим считался Круг валовой, куда собирались представители всего народа. Он решал особо важные вопросы и был неправомочен, если хотя бы один представитель или отряд войска бывал в отлучке и не голосовал.
Сохранилось много описаний Казачьих кругов в разных казачьих областях и войсках, а также в войске запорожском, где круг имел общеславянское название—коло (кола).
Круг был высшим проявлением казачьей демократии и вольнолюбия, поэтому любой тоталитарный режим стремился их уничтожить.
На Дону Круги были запрещены в 1721 году, на Урале в 1775г., но несмотря на запрещение и кровавые репрессии (так в 1771 году начальник гарнизона Яицкого городка Траубенберг приказал стрелять картечью из пушек по казачьему кругу, что послужило причиной Пугачевского восстания), станичные, полковые и поселковые круги (только теперь их называли “сходы”) продолжали существовать до 1917 года, когда во всех казачьих землях эта старая демократическая казачья традиция была восстановлена. Последний Казачий круг—Конституционный круг Дона, Кубани и Терека—созывался в январе 1920 года. Он был последним Кругом в России.
Первый Большой Казачий Круг, собравший представителей от 80 тысяч казаков всех областей СССР, собрался в июле 1990 г. и положил начало возобновлению этой неотъемлемой стороны казачьей жизни. Учредителям Круга многое пришлось восстанавливать по крупицам, разыскивая драгоценные свидетельства о веками выработанных правилах проведения Кругов, пока не был установлен следующий порядок.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КАЗАЧЬЕГО КРУГА
На круг собираются казаки—полноправные члены казачьего объединения (станицы, землячества, войска, союза казаков), в числе, установленном уставом этого объединения. (Как правило, не менее 2/3 списочного состава.) Казачки допускаются или нет, обладают правом голоса опять-таки в соответствии с уставом той или иной общины.
Казачья традиция женщин правом голоса не наделяет и разрешает им присутствие на Кругах по специальным приглашениям. На Кругах обязаны быть малолетки—казаки, не достигшие совершеннолетия, разрешается присутствовать вместе со старшим совершеннолетним братом, отцом, крестным отцом или наставником казачатам, не достигшим возраста малолеток и гостям.
Возраст полноправного казака, малолетка или казачонка, дающий ему возможность быть на Кругу в том или ином качестве, определяется уставом каждой отдельной общины, собирающей Круг.
Как правило, на Круги казаки наряжаются в национальную одежду со всеми атрибутами и деталями, которые приняты в той области, откуда они ведут свою родословную.
Военнослужащие могут, по желанию, быть в мундирах Армии и Флота, либо в традиционной одежде казаков. Круг может собираться в любом помещении или на площади, в поле или в иных местах. Однако форма круга соблюдается всегда.
В помещении (клуб, кинозал и т. д.) на сцене стол, за которым сидит Атаман, Писарь и члены Атаманского правления. Справа от стола, под углом к нему место Священника и аналой с крестом и Евангелием. Тут же за аналоем может стоять караул со знаменем и находятся прочие реликвии и святыни общества казаков. Слева от атамана, под углом, напротив аналоя, скамья стариков. Таким образом форма круга сохраняется.
Проводимый под открытым небом Круг еще более традиционен: казаки стоят в кругу, в центре которого находятся знамена, аналой и прочие реликвии, сидят старики и Священник, на приготовленных скамьях в центре круга, тут же стоит атаман и вся войсковая старшина.
Ведет Круг Дежурный есаулец. Это должность, на которую назначается или предлагается казак, лучше других знающий обычай и умеющий наводить порядок и тишину.
Символом власти Есаульца является нагайка в правой руке, которую он, в случае необходимости может применить.
Ему подчиняются Приставы, выбранные казаками (тоже с нагайками), находящиеся среди казаков Круга, которые обязаны следить за порядком, очередностью выступающих, устанавливать тишину, а при голосовании вести подсчет голосов.
Число приставов предлагается Дежурным есаульцем и утверждается Кругом.
Приставы не допускают на Круг посторонних.
Круг начинается возгласом Дежурного есаульца:
— Именем Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. После чего Есаулец напоминает казакам об обычаях, о порядке проведения Круга и о своих полномочиях.
— Все ли казаки на Кругу?—спрашивает Есаулец Приставов. Те докладывают сколько и кого на Кругу. Если имеется кворум, Есаулец объявляет:
- Господа старики, покорнейше прошу занять почетные места.
СОВЕТ СТАРИКОВ
Состав Совета стариков, их число определяется каждой общиной в соответствии со своим уставом. Совет стариков—является независимой частью Круга и обладает правом “вето” полным или частичным на решения Круга.
Совет стариков сохраняется как самостоятельная часть общины, сам устанавливает свою внутреннюю организацию и распределяет обязанности между членами Совета стариков, но вне Круга обязан подчиняться всем распоряжениям Атамана и Атаманского правления наравне со всеми казаками.
Следом за стариками по приглашению занимает свое место священник.
Священник обладает правом остановить Круг, напомнить Атаману или любому выступающему о христианских нормах морали.
Если Священник встал — все обязаны замолчать!
Если Священник встал (тишина не остановилась) и вышел с Круга, все решения, принятые в его отсутствие, как и в отсутствие Совета стариков, считаются недействительными. Круг, хотя и может продолжать спор, считается остановленным.
По установлении порядка Есаулец, сняв шапку, приглашает Священника обратно словами:
— Батюшка (или Отец имярек), простите казаков! Вернувшегося священника встречают стоя и без шапок. Священник вправе усовестить казаков, напомнить им о христовых заповедях. Однако правом голоса на Кругу священник не наделяется, не голосует и в конкретные решения Круга (экономические, хозяйственные и пр.) не вмешивается.
Священник может выступить с просьбой к Кругу через Атамана или Совет стариков, которые предоставляют ему слово в общем порядке и в этом случае, пользуясь всем надлежащим его сану уважением, он, однако, выступает наравне со всеми.
Последними по приглашению Есаульца занимают места члены Атаманского Правления, или, если Атаман не выбран, члены Организационного комитета.
После чего Есаулец командует:
— Приветствие Атаману.
Казаки встают и приветствуют атамана, не снимая головных уборов.
Остается сидеть только Священник, с которым вошедший Атаман здоровается первым (если они не виделись прежде) и может подойти под Благословение. Затем Атаман приветствует поклоном стариков и казаков Круга, после чего участники Круга рассаживаются прежним порядком.
Атаман выслушивает доклад Есаульца о числе участников Круга и принимает решение: правомочен круг или нет.
— Так ли, господа старики?! Так ли, честное казачество?
В случае утвердительных ответов приказывает внести знамя.
Есаулец командует:
— Встать! На знамя равняйсь. Знамя внести!
Казаки, старики Правления и священник стоя приветствуют знамя. В дальнейшем сменой караула командует караульный начальник из знаменной команды. Следующая команда Есаульца:
— Шапки долой! На молитву.
Священник читает молитву.
(После молитвы участники Круга могут пропеть Гимн своего края, или иной Гимн, принятый их объединением.)
После команды: “Кройсь. Садись”,—Круг начинает свою работу.
Дежурный Есаулец следит за порядком выступлений, подает на стол правления записки, следит за тем, чтобы писарь вел протокол. По просьбе Круга Есаулец может потребовать прочитать протокольную запись вслух.
При принятии решений Атаман, ведущий Круг, обязан в каждом отдельном случае перед голосованием уточнить за что будут голосовать, правильно ли поставлен вопрос:
— Так ли, господа старики? Так ли, честное казачество?
После голосования уточняется формулировка: “Так ли запишем?”. В случае утвердительного ответа, решение Круга имеет силу закона и выполняется беспрекословно. До следующего Круга решение не может не только быть отменено, но и обсуждаться на Сходах и иных собраниях казаков.
По окончании работы Круга Писарь, ведший протокол, по приказу Есаульца или Атамана читает его.
Круг уточняет записанное. Есаулец спрашивает:
Так ли записано, господа старики? Так ли, честная станица? Под протоколом расписываются Атаман, Писарь и дежурный есаулец. После чего Круг свою работу заканчивает.
Есаулец командует:
— Встать на молитву, шапки долой!
Священник читает молитву, по завершении которой Круг произносит вслух “Аминь”, и далее о вопросах, обсуждаемых на Кругу, не может быть публичных разговоров.
До выноса знамени никто не покидает собрания. После того как унесены реликвии, Есаулец командует: “Разойдись!”—и убирает нагайку.
Всякий, выступающий на Кругу, выходя в середину или на сцену, снимает шапку, отвешивает поклон Аналою и сидящему рядом священнику, Старикам, Атаману и всему собранию.
Закончив выступление, надевает шапку. Если шапка не надета, выступающий считает, что не всё сказал. Но Есаулец может прервать его выступление (в случае нарушения регламента или выступления не по делу) словами “Кройсь...” и проводить из Круга. В случае сопротивления может применить силу, призвать приставов. Вносящий сумятицу и раздор в порядок Круга может быть выведен и наказан *.
— Если Круг проходит под открытым небом, его участники стоят. Если Атаман предлагает казакам сесть — это означает, что обсуждение будет долгим и обсуждаемый вопрос серьезен.
СХОД
Одной из форм казачьей общественной жизни был сход. При большом сходстве с Казачьим кругом он имел значительные принципиальные отличия.
Сбор на сход осуществлялся тем же порядком, что и на Круг, но на него, как правило, приглашались все жители станицы, в том числе и иногородние и женщины. Принципиальным отличием Схода от Круга было то, что на нём не проводилось голосование, не решались основополагающие вопросы и не ставились проблемы, влияющие на жизнь общины.
Если Круг был организацией, вырабатывающей политическую долгосрочную программу, выполнял функции законодательного собрания, то Сход был общественной исполнительной организацией.
Соответственно менялся и порядок проведения схода. По характеру и задачам огромное многоразличие сходов можно свести к двум разновидностям: очередной, на котором зачитывались приказы и предложения атамана, чрезвычайный, посвященный событиям неожиданным, например, оглашению приказа атамана о борьбе с эпидемиями или о посылке сменных казаков на службу и т. п.
(В этом случае сход проводился Дежурным Есаульцем, при Атаманском правлении и под председательством атамана или Его заместителя. На сходе отсутствовал Совет стариков и Священник. Зачитанные писарем приказы и данные атаманом разъяснения не обсуждались, а принимались к сведению и немедленному неукоснительному исполнению.)
Особым Сходом (Особливым) были собрания, на которых разбирались тяжбы (не входящие в компетенцию мирового судьи, или, по мнению казаков, такие, которые при государственном разбирательстве были бы решены неправильно и бросили бы тень на казачество). Как правило, это были проступки и тяжбы не уголовного характера, но которые Атаман не считал себя вправе разбирать единолично. Когда, по мнению стариков и общественному мнению, само публичное разбирательство, как и наказание, должно было укрепить нравственность казачьего общества, напомнить им о святых казачьих устоях.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНОГО СХОДА
На Сходе не выносится Знамя, хотя Совет стариков и Священник сохраняются. После молитвы Писарь оглашал жалобу, затем Есаулец вызывал либо судящихся (истца и ответчика) либо жалобщика. После выслушивания обеих сторон и заключения атамана (например, атаман сообщал, что в некоей семье снохе - жалмерке живется худо) тиранит свекровь, пристает свекор и т. д.) или сын “избаловался”, отца не слушает, равно как не слушает стариков, атамана и не ходит к исповеди):
— Я оставляю это дело на ваш суд, господа честное казачество.
После этих слов атаман снимал шапку и уходил со схода как сторона оскорбленная (в этом случае наказание провинившегося утраивалось) или переходил в ряды казаков.
Разбирательством, а чаще всего обвинением провинившегося начинали заниматься старики, судя его “по обычаю”, т. е. по прецеденту.
До вынесения приговора ответчик мог заявить, что старики к нему несправедливы и он просит судить его “по совести”. Для этого по жребию избирался суд из числа всех казаков по системе: один из десяти—один из десяти—один... В случае, если провинившийся оскорблял не казака, то точно также проводились выборы в иногородней общине. Число судей обязательно должно было быть нечетным, причем если шла тяжба между казаками и не казаками, то нечетным судьёю приглашался житель другой общины, часто незнакомый в этой станице ни с кем, или священник.
Приговор судей мог быть смягчен по просьбе стариков или по просьбе священника, но никогда не отменялся и приводился в исполнение немедленно.
В момент оглашения приговора провинившийся, скажем, “грубый сын” стоял с непокрытой головой, без ремня и два пристава, назначенные Есаульцем, крепко держали его за руки. Самым страшным наказанием было не физическое, выпоротый на сходе казак отчасти даже гордился, хотя, скажем, если был порот за слабость по женской части или за приверженность к питью, то не мог более рассчитывать ни на хорошую невесту, ни на приглашение в трудовую артель или артельную охоту, ловлю. Равно, как и при дележе участков на паи получал самые плохие земли. Но самым страшным было признание того, что суд видит преступление таким тяжким, что не может найти виновнику наказание.
В этом случае старейшина подходил к провинившемуся, плевал ему под ноги (что означало: преступник - оскверняет землю, по которой ходит) и надевал ему на шею ремень. Приставы тут же отпускали руки осужденного и Есаулец возглашал:
— Ты (Николка, Ерошка и т. п. независимо от возраста) нашу честь замарал, казнить мы тебя гребуем, брезгуем, поди от нас... Как ты предатель и осквернитель казачества.
С этой минуты преступник становился персоной нон грата и далее, даже при его убийстве, расследование казаками не проводилось. Он должен был немедленно покинуть хутор или станицу, а у казаков - староверов его отпевали заживо и больше никогда не упоминали его имени.
В момент приведения в исполнение приговора о телесных наказаниях женщины и дети, а часто и все иногородние со схода изгонялись. Приводили приговор в исполнение казаки по жребию.
После судебного схода все его участники держали трехдневный покаянный пост, ежедневно усиленно молились и только после бани шли в церковь к исповеди, каясь в нарушении заповеди “Не •судите да не судимы будете”.
ВЫБОРЫ И ПЕРЕВЫБОРЫ АТАМАНА
В современной жизни основанием любого казачьего объединения занимается оргкомитет. В момент созыва Учредительного Круга, оргкомитет находится на месте Атаманского Правления. В остальном же Круг ведется обычным порядком. По разрешению Дежурного Есаульца казаки выходят на круг и рекомендуют кандидатов на Атаманский пост.
Всякий названный, как только произнесено его имя, обязан встать, снять шапку и занять место на скамье рядом со священником. В продолжение всех выборов он сидит без головного убора. Сам себя рекомендовать казак не имеет права.
После выдвижения всех кандидатов им поочередно предоставляется слово для изложения своей программы или самоотвода.
При любом количестве кандидатов голосование и подсчет голосов проводится по каждому, даже если за него голосует один выдвигавший.
Всякий за кого голосуют в данный момент должен выйти на середину Круга и поклониться на четыре стороны: кресту и священнику, старикам, оргкомитету и станице.
Есаулец, стоя слева от него, кладет правую руку на его плечо и спрашивает станицу:
— Господа честное казачество, люб ли вам Атаман (имярек.. .)?
В старину голосование производилось поднятыми обнаженными клинками и было очень легко сосчитать голоса всех полноправных членов общины (напоминаю: казак, не обладавший всей полнотою прав, шашки не имел). Обезоруженные казаки вынуждены голосовать поднятием рук. Но как прежде, так и сегодня тайное голосование, равно как и заглазные разговоры, казаки считают несовместимыми со своим пониманием казачьей чести.
Приставы считают голоса. Набравший большее число голосов считается избранным (даже если получил преимущество в один голос). Если все кандидаты получили равное число голосов, Круг прерывается на несколько дней, и затем проводится сызнова по всему ритуалу от чтения молитвы.
После объявления Есаульца:
— Большое число голосов отдано (имярек)... Два пристава ведут будущего Атамана к Присяге.
ПРИВЕДЕНИЕ К ПРИСЯГИ АТАМАНА
Название ритуала “Приведение к Присяге” неслучайно. Будущего Атамана действительно ведут, держа за руки, два Пристава, причем по казачьей традиции нельзя касаться голой рукою голой руки или щеки Атамана—считалось, что так Атаман теряет силу, обретаемую им в момент принятия Присяги. Поэтому, скажем, Пристав слева правой рукою держит Атамана за левый рукав, выше локтя, левая рука Атамана лежит на укрытом обшлагом мундира запястье левой руки Пристава. Такое положение в котором ведут Атамана к Присяге, именовалось в старину “растяжка”. Атаман действительно “растянут” между Приставами издали его фигура напоминает крест. В связи с этим Атаман должен стоять ровно: пятки вместе, носки врозь, опершись на обе ноги.
Приставы снимают с Атамана мундир, расстегивают или разрывают рубаху так, чтобы был виден нательный крест.
Есаулец может взять крест рукою и показать казакам с объявлением:
— Православный!
Казаки отвечают криком “Любо!”, и все, если сидели, встают. В установившейся тишине, стоя лицом к станице, Атаман произносит:
На Христовом Животворящем Кресте, На Священном писании присягаю:
Служить верно, не щадя головы (жизни)
И живота (имущества) своего. Беречь казачью
Честь, преумножать достояние станицы.
Беречь казаков!
Я ваш отец, вы мои дети!
После чего отвешивают поклон станице, затем, ведомый Приставами, подходит к старикам, кланяется в пояс. Старики и станичник кланяются в ответ на поклоны Атамана. Затем Приставы' подводят Атамана к священнику. Атаман целует Крест и, лежащее на аналое, Евангелие.
Затем Атаман выходит, ведомый Приставами, на середину Круга. На него надевают Атаманский кафтан, перепоясывают саблей через правое плечо. Перепоясывают полотенцем через левое плечо. (Это символы военной и хозяйственной деятельности Атамана. Перекрещенные перевязи означают защиту правления Атамана Христом.) У кубанских казаков есть обычай “помазания атамана пылью”, восходящий к обычаю запорожцев,—после того, как Атаман облачен в атаманский кафтан, один из Приставов мажет ему лицо грязью, снятой с подошвы сапога. Этот акт имеет символическое значение и расшифровывается по евангельскому стиху “И пусть больший среди вас—будет вам слугою!”, означает же он, что Атаман, который с этой минуты пользуется абсолютной властью, должен “умалиться”, стать ниже сапога в гордыне своей и служить своему народу, а не распоряжаться людьми как собственностью.
Второй пристав утирает Атамана полотенцем, которое и повязывается через левое плечо.
Старший Атаман (окружной, войсковой и т. д. или старший атаман по возрасту) вручает ему пернач. Атаман, принимая, целует пернач и трижды целуется с вручившим.
Старики подносят Атаману насеку—ритуал вручения тот же. Вручавшие могут сказать перед вручением несколько слов напутствия или приветствия Атаману.
Дежурный Есаулец торжественно надевает на голову Атамана, держащего в правой руке булаву, в левой насеку, и командует:
— Перед Атаманом—шапки долой!
Все, кроме Атамана, стоящего рангом выше, снимают шапки. Этот момент считается присягой Круга на полное и беспрекословное подчинение Атаману.
По Закону все присутствующие на Кругу должны после этого подойти к крестному целованию и к целованию Евангелия. Как правило, после крестного целования участники Круга уходят на перерыв.
После перерыва Атаман предлагает правление и т. д. Круг заканчивается обычным порядком, головные уборы снимаются только на молитву, а казаками нестроевых возрастов при выносе знамени.
ПОРЯДОК ПЕРЕВЫБОРОВ
По окончании атаманского срока или по предложению 2/3 реестрового состава Круга объявляются перевыборы. Круг начинается обычным порядком, с той только разницей, что Атаман, выступая с отчетным докладом, должен быть без головного убора, тогда как в обычное время он “шапки не ломит” (исключение может быть, когда Атаман выступает перед внеочередным экстренным кругом или сходом с просьбой: например, собрать деньги погорельцу (атаманская шапка идет по кругу и т. п.) или в момент объявления войны или похода). Без шапок сидит и все Атаманское Правление, которое делит успехи и неудачи Атамана в равной с ним мере.
После доклада Атаман садится на табуретку, Дежурный Есаулец завязывает ему голову башлыком и стягивает руки за спиною полотенцем.
Предварительно Атаман торжественно сдает все атрибуты атаманской власти и сидит с завязанными глазами в белой нательной рубахе так, чтобы был виден нательный крест и обвинители не забывали, что перед ними их брат - христианин.
Поверх креста, на более коротком гайтане сохраняется принадлежащая лично Атаману атаманская медаль.
Выступающие вычитывают вины и заслуги Атамана, памятуя, что всякое ложное обвинение или обвинение, признанное Кругом не доказанным, будет обращено против него. Скажем, обвинение в предательстве, которое карается изгнанием или смертной казнью, если влечет за собою человеческие жертвы, в случае не доказанности обращается и применяется в полной мере к обвинителю.
Обвинение и спор об Атамане может длиться не более трех часов. Оно может быть прервано лекарем, если Атаману стало плохо (правда, это добавляет козырей его противникам, которые могут обвинить его в слабосилии).
Против обвинений может выступить любой казак, но не Атаман, который обязан молчать в продолжение всего разбирательства. Если срок атаманства прерван досрочно и атаман признан виновным, Есаулец срывает с него атаманскую медаль. Если большинство казаков требует переизбрания Атамана на новый срок и серьезных обвинений против него не выдвинуто, то Есаулец развязывает ему руки, снимает башлык и троекратно целует Атамана. Точно так же троекратно целуют его все при возвращении знаков власти.
Избранный на второй и третий срок Атаман присяги не произносит, но целует крест и знамя (только освященное в церкви, иное знамя символом не считается).
По окончании троекратного срока правления, когда Атаман по Уставу не может быть переизбран, ритуала “вычитывания вины” не происходит. Наоборот, Старики, Священник и казаки благодарят Атамана, дарят ему памятные подарки, целуют и говорят только похвалу. Просчеты Атамана могут быть упомянуты только в наказах вновь избранному. Атаман, имеющий равное со всеми казаками право на переизбрание, после ритуала вычитывания вины облачается в обычный свой мундир, кроется обычной казачьей шапкой и усаживается в ряды казаков, с ним же следует и все правление.
Далее идет выдвижение кандидатов, которым руководит Дежурный Есаулец. В числе вновь выбираемых может быть и только что окончивший свой срок Атаман. Он выдвигается на общих основаниях и занимает место без головного убора на скамье кандидатов. Далее обычным порядком, с той только разницей, что в случае избрания на второй и третий сроки он присяги не произносит, а только целует Крест, Евангелие и Знамя.
УТВЕРЖДЕНИЕ И ПРИСЯГА ПРАВЛЕНИЯ
Кандидатуры Писаря, Есаулов, Казначея и иных чинов Атаманского правления предлагаются Атаманом и утверждаются Кругом.
Выдвигаемый стоит перед Кругом без шапки, отвечает на вопросы казаков и в случае избрания благодарит. Приведение Правления к Присяге заключается в том, что на следующий день они под предводительством Атамана идут к исповеди и Причастию, после чего служится благодарственный молебен о прошедшем Круге.
Если кто-то из членов Атаманского Правления не справился 'с работой или по каким-то иным причинам не может более в Правлении находиться, Атаман заменяет его своею волею, о чем ставит в известность Совет куренных и казаков на Сходе. Обязательно в присутствии этого члена Правления, который, однако, вступать в спор с Атаманом права не имеет, и может высказать свои несогласия в момент очередного или досрочного переизбрания Атамана.
Вновь назначенный в Правление казак в ближайший срок идет с Атаманом, двумя представителями Совета стариков к исповеди, после чего считается утвержденным и может приступать к исполнению своих обязанностей.