• Авторизация


О спасе замолвите слово‭ 05-05-2008 19:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[250x392]
О спасе замолвите слово‭

   ‭ ‬Спасом я заинтересовался с той самой статьи в журнале‭ "‬Техника-молодежи‭"‬,‭ ‬2,‭ ‬1989г.‭ ‬под названием‭ "‬Интерес моей мысли‭" (‬к ней мы еще вернемся‭)‬.‭ ‬И фактически,‭ ‬во многом эта статья,‭ ‬а также материалы в прессе про‭ "‬русский стиль‭"‬,‭ ‬и определили мои интересы на долгие годы.‭ ‬Столкнувшись на рубеже последнего десятилетия‭ ‬20в.‭ ‬с рядом объективных трудностей‭ (‬попросту говоря‭ ‬-‭ ‬экономический кризис в стране и банальнейшее отсутствие денег у меня лично‭)‬,‭ ‬я в силу этих причин не смог выйти‭ ‬на контакт ни с автором статьи Л.П.Без(клубым‭)‬,‭ ‬ни элементарно съездить на семинары по русскому стилю.‭ ‬Всё пришлось искать самому‭ ‬-‭ ‬благо помогало обучение в университете со специализацией на фольклоре.‭ ‬Именно фольклористика и научила меня методологии сбора подобной информации и ее обработке.‭ ‬Эти навыки мне помогают до сих пор.‭


   ‭ ‬Результатом моих поисков стали статьи в ж.‭ "‬Русский стиль‭ ‬-‭ ‬боевые искусства‭"‬,‭ ‬ныне также выложенные на многих сайтах в рунете.‭ ‬Сейчас я бы во многом изменил сами тексты,‭ ‬да и сами выводы‭ ‬-‭ ‬но пусть есть как есть.‭ ‬Это был мой прошлый опыт.‭


   ‭ ‬Но поиск и обработка информации о славянских единоборствах мною не прекращалась никогда все это время.‭ ‬Пришло время и практических занятий.‭ ‬Одним из таких ценных опытов я считаю занятия спасом у Леонида Петровича Безклубого,‭ ‬с которым познакомился лично в‭ ‬2005г.‭


   ‭ ‬В результате первого же семинарского занятия я с удивлением обнаружил для себя,‭ ‬что занятия спасом до боли напоминают мне+ранние разработки рукопашного боя времен ВОВ и‭ ‬30-х годов‭ ‬20в.‭ ‬-‭ ‬так,‭ ‬как они иллюстрируются и описываются в книгах.‭ ‬Нет,‭ ‬это не техника самбо‭ (‬или боевого самбо‭)‬,‭ ‬как думают многие.‭ ‬Это были системы,‭ ‬которые в свое время конкурировали с самбо,‭ ‬но в силу ряда причин были вытеснены на периферию армейской подготовки и преданы забвению.‭ ‬Понятно,‭ ‬что иллюстрации и описания в старых методических пособиях дают только самое общее представление о технике данных систем рукопашного боя.‭ ‬В книгах пластики движений передать практически невозможно‭! ‬Попробуйте-ка научиться‭ ‬танцевать по книжке‭ ‬-‭ ‬не получится‭! ‬Иными словами,‭ ‬повторю знакомое каждому из рукопашников изречение‭ ‬-‭ ‬по книгам научиться невозможно‭! ‬Нужен учитель:‭ ‬таким учителем для меня и стал Леонид Петрович Безклубый‭ ‬-‭ ‬человек,‭ ‬которому я во многом благодарен,‭ ‬и которого глубоко уважаю,‭ ‬несмотря на ряд разногласий по отдельным вопросам.‭


   ‭ ‬Что же из себя представляли занятия по спасу‭? ‬Они очень и очень напоминали прохождение‭ "‬тропы разведчика‭" ‬-‭ ‬так,‭ ‬как это описано и иллюстрировано в книге К.Т.Булочко‭ "‬Физическая подготовка разведчика‭" (‬Москва.‭ ‬Воениздат.‭ ‬-‭ ‬1945г.‭)‬.‭ ‬Но‭! ‬Но был ряд существенных несовпадений с книгой‭ (‬и это естественно‭!)‬.‭ ‬Например,‭ ‬в книге Булочко прохождение‭ "‬тропы разведчика‭" ‬предлагалось в качестве своеобразного испытания,‭ ‬экзамена,‭ ‬теста для занимающихся после прохождения курса подготовки‭ ‬-‭ ‬в спасе же это было ОСНОВНЫМ МЕТОДОМ ПОДГОТОВКИ.‭ ‬Также в спасе не были задействованы все виды препятствий,‭ ‬предлагавшиеся в книге Булочко‭ ‬-‭ ‬например,‭ ‬инженерные сооружения‭ (‬стенды,‭ ‬проволочные заграждения,‭ ‬канаты,‭ ‬механические тренажеры и т.п.‭)‬.‭ ‬Используются только естественные преграды‭ ‬-‭ ‬деревья,‭ ‬камни,‭ ‬песок,‭ ‬кочки и т.д.,‭ ‬а также препятствия в виде внезапно нападающих из-за укрытий противников.‭ ‬Учебным оружием выступают мешки,‭ ‬булавы с мягким навершием,‭ ‬иммитаторы ножей и т.д.‭ ‬-‭ ‬набор,‭ ‬в общем-то известный всем рукопашникам.‭ ‬Но с одной существенной деталью‭ ‬-‭ ‬все эти предметы должны изготавливаться из подручных материалов.‭


   ‭ ‬Однако самое главное‭ ‬-‭ ‬это пластика движений,‭ ‬тот самый стержень,‭ ‬на который насаживается техника.‭ ‬Многим рукопашникам знакомо выражение‭ "‬ключевое действие‭" ‬-‭ ‬и как оно по-разному воплощается в разных системах в зависимости от их пластики и манеры движений.‭ ‬Например,‭ ‬бросок через бедро в дзю-до и в айкидо выполняются совершенно по-разному‭ ‬-‭ ‬а ведь ключевое действие одно и то же‭! ‬Или прямой удар в боксе‭ ‬-‭ ‬и прямой удар в каратэ:‭ ‬согласитесь,‭ ‬это‭ "‬две большие разницы‭"‬.‭ ‬Т.е.‭ ‬от пластики движений зависит то,‭ ‬как именно будет реализовываться то или иное техническое действие.‭


   ‭ ‬Не открою также Америки и в том,‭ ‬что ВСЕ ключевые действия в рукопашном бою известны ВСЕМ НАРОДАМ‭ ‬-‭ ‬т.е.‭ ‬никаких там особых суперсектретных техник не существует.‭ ‬А целесообразность применения тех или иных технических действий зависит от:‭
‬а‭) ‬конкретной ситуации,‭
‬б‭) ‬целей и задач данной системы,‭
‬в‭) ‬условий ее существования.‭


   ‭ ‬Например,‭ ‬удар ногой снизу в пах или колено как травмирующее действие не применимо в спортивном поединке‭ ‬-‭ ‬и наоборот,‭ ‬было бы глупо отказываться от данной техники в бою на выживание,‭ ‬где на кону стоит жизнь.‭ ‬Но‭! ‬Если нога нападающего обута в валенок,‭ ‬или сам нападающий из-за усталости или природных условий‭ (‬грязи,‭ ‬болота,‭ ‬глубокого снега‭) ‬не в состоянии нанести этот удар или этот удар будет травмоопасен для самого нападающего‭ ‬-‭ ‬значит,‭ ‬нужно выбирать иное техническое действие.‭ ‬И в силу ряда условий существования та или иная боевая система отбирает для себя определенный набор технических действий,‭ ‬наиболее оптимальных для данных условий.‭ ‬Такой оптимальный набор технических действий существует и‭ ‬в спасе‭ ‬-‭ ‬он полностью отвечает всем критериям спаса как боевой системы.‭


   ‭ ‬Однако не только простой набор определяет‭ "‬лицо‭" ‬той или иной системы и отличает ее от простого компилята приемов и техник.‭ ‬В каждой системе‭ (‬если,‭ ‬повторяюсь,‭ ‬это именно система‭)‬ есть структурообразующий элемент‭ (‬или элементы‭) ‬-‭ ‬тот самый стержень,‭ ‬на который и насаживается весь этот набор оптимальных технических действий.‭ ‬В айкидо,‭ ‬например,‭ ‬таким элементом является тэнкан‭ ‬-‭ ‬поворот корпуса и бедер‭; ‬в ряде стилей китайского ушу‭ ‬им являются элементы подражания пластике ряда животных и т.д.‭ ‬А в спасе таким структурообразующим элементом является гойдок‭ ‬-‭ ‬тот самый стержень,‭ ‬на который и насаживаются все технические действия.‭


   ‭ ‬Гойдок на самом деле‭ ‬-‭ ‬универсальное движение,‭ ‬позволяющее реализовывать наиболее оптимально весь арсенал действий спаса.‭ ‬Если кто-то думает,‭ ‬что просто набегав энное количество километров по‭ "‬тропе разведчика‭"‬,‭ ‬овладеет спасом‭ ‬-‭ ‬глубоко заблуждается.‭ ‬Это как раз гойдок позволяет наиболее экономично реализовывать свои усилия как в защите,‭ ‬так и в нападении.‭ ‬Многофункциональность гойдка просто поражает‭ ‬-‭ ‬в гойдке можно увернуться от атаки противника,‭ ‬а можно напасть самому неожиданно для него.‭ ‬Эту технику можно использовать для безоружного боя‭ ‬-‭ ‬а можно в работе с оружием:‭ ‬ножом,‭ ‬длинно-и короткоствольным огнестрельным оружием.‭ ‬При этом происходит очень быстрое сближение с противником для его поражения.‭


   ‭ ‬По всем своим критериям спас как раз и соответствует армейскому рукопашному бою.‭ ‬Каковы условия этого боя‭? ‬Одним из них является факт,‭ ‬о котором почему-то все забывают‭ ‬-‭ ‬в настоящем бою‭ (‬на войне имеется ввиду‭) ‬противника‭ (‬врага‭) ‬нужно уничтожить,‭ ‬нейтрализовать‭ ‬-‭ ‬а фактически,‭ ‬называя вещи своими именами,‭ ‬УБИВАТЬ.‭ ‬Т.е.‭ ‬обмениваться градом ударов просто некогда‭ ‬-‭ ‬тот же противник‭ (‬или его товарищ‭)‬,‭ ‬не будь дураком,‭ ‬может взять и просто-напросто пристрелить вас.‭ ‬Поэтому сближение с противником для выхода на дистанцию поражения должно быть максимально быстрым‭ ‬-‭ ‬а само поражение противника максимально гарантированным.‭ ‬Понятно,‭ ‬что поражающая способность невооруженной руки значительно уступает оружию‭ ‬-‭ ‬например,‭ ‬поражающая способность ножа больше поражающей способности кулака в‭ ‬20‭ ‬раз.‭ ‬То же самое относится и к любому острому предмету‭ ‬-‭ ‬обломку ветки с острым краем,‭ ‬осколку стекла и т.д.,‭ ‬не говоря уже о саперной лопате,‭ ‬штыке и прочих предметах,‭ ‬входящих в штатное вооружение,‭ ‬аммуницию или подручные средства служивого человека.‭ ‬В качестве подручных средств можно использовать и огнестрельное оружие‭ ‬-‭ ‬но в роли холодного‭ (‬например,‭ ‬наносить удары пистолетом‭)‬.‭ ‬Хотя целесообразнее использовать огнестрельное оружие по своему прямому назначению.‭ ‬Все эти факты учтены в спасе‭ ‬-‭ ‬поэтому предпочтение отдается работе оружию.‭


   ‭ ‬При этом следует обратить внимание на следующий факт‭ ‬-‭ ‬в военное время,‭ ‬в отличие от спортивного режима мирного времени,‭ ‬нет условий для постоянного поддержания физической формы.‭ ‬Т.е.‭ ‬тренироваться приходится время от времени и крайне непериодично‭ ‬-‭ ‬но боеготовность-то поддерживать как-то надо.‭ ‬Отсюда‭ ‬следует,‭ ‬что предпочтение должно отдаваться наиболее простым и быстрым в обучении,‭ ‬и в то же время наиболее эффективным в бою техническим действиям.‭ ‬Понятно,‭ ‬что этим двум жестким взаимосвязанным критериям соответствует относительно небольшое количество технических действий.‭


   ‭ ‬С этими фактами постоянно сталкиваются так или иначе все системы армейского рукопашного боя разных стран.‭ ‬Т.е.‭ ‬на самом деле на сегодня самой универсальной системы армейской рукопашки не существует.‭ ‬А работа над созданием и усовершенствованием этих систем ведется постоянно.‭


   ‭ ‬Понятно также и то,‭ ‬что гражданские лица не могут в полной мере посвящать себя этой задаче и превратить ее в постоянное занятие.‭ ‬Т.е.‭ ‬создание и совершенствование армейских систем рукопашного боя‭ ‬-‭ ‬не занятие гражданских энтузиастов-одиночек,‭ ‬а работа ПРОФЕССИОНАЛОВ-ВОЕННЫХ.‭ ‬Это‭ ‬-‭ ‬ответ на вопрос о‭ "‬дедушках‭"‬.‭


   ‭ ‬Вот теперь мы и подошли к тем самым интересным моментам замалчиваемой истории спаса‭ ‬-‭ ‬а кто был дедушка Леонида Петровича Безклубого‭? ‬И в каких именно условиях происходило обучение спасу.‭


   ‭ ‬Вспоминаем статью‭ "‬Интерес моей мысли‭"‬.‭ ‬Читаем:‭ " ‬В начале‭ ‬50-х годов в селе Фарбовано‭ (‬по-русски‭ ‬-‭ ‬раскрашенное,‭ ‬расписное‭) ‬Киевской области,‭ ‬что лежит в долине речки Супой,‭ ‬проживала моя ныне покойная бабушка Наталка,‭ ‬к которой меня каждое лето отправляли на подкорм родители‭ ‬-‭ ‬выходцы из этого села.‭ ‬Жили мы тогда и Полтаве,‭ ‬где служили мои родители в военном гарнизоне+‭"


   ‭ ‬Началом‭ ‬50-х годов можно считать максимум‭ ‬1955‭ ‬год‭ ‬-‭ ‬и то с большой натяжкой.‭ ‬Леонид‭ ‬Петрович Безклубый родился в‭ ‬1947‭ ‬году‭ ‬-‭ ‬т.е.‭ ‬на тот момент ему было максимум‭ ‬8‭ ‬лет.‭


   ‭ ‬Итак,‭ ‬начало и середина‭ ‬50-х‭ ‬-‭ ‬что это было за время‭? ‬Только-только развенчан культ личности Сталина,‭ ‬ведется негласная война на нейтрализацию его сторонников.‭ ‬Ни о какой демократии,‭ ‬гласности и свободе слова и речи нет‭ ‬-‭ ‬это все еще по-прежнему эпоха сталинизма с набором‭ "‬прелестей‭" ‬в виде сексотничанья,‭ ‬массовых доносов,‭ ‬слежки и репрессий.‭ ‬Можно ли представить,‭ ‬что в такой атмосфере какой-то дедушка обучает боевой‭ ‬системе не просто сторонних лиц,‭ ‬а именно детей‭ ‬-‭ ‬да еще безо всяких последствий для себя со стороны вездесущих силовых органов‭? ‬Заметьте,‭ ‬я веду речь об обучении системе,‭ ‬в которой присутствует гарантированное уничтожение‭ (‬читайте‭ ‬-‭ ‬убийство‭) ‬противника,‭ ‬работа с ножом и огнестрельным оружием.‭


   ‭ ‬Вывод‭ ‬-‭ ‬если обучение действительно имело место,‭ ‬то дедушке всё сошло с рук‭ (‬детки-то‭ ‬-‭ ‬очень уж ненадежные хранители тайн,‭ ‬говорю это как бывший школьный учитель с некоторым стажем работы‭) ‬только лишь по причине,‭ ‬что лично ему органы в силу ряда причин никакого вреда причинить не могли.‭ ‬Каковы это могут быть причины‭? ‬Например,‭ ‬что дедушка был:‭
‬1‭) ‬заслуженный фронтовик‭
‬2‭) ‬имел некоторое отношение к этим самым органам.‭


   ‭ ‬Рассмотрим‭ ‬1-ю причину‭ ‬-‭ ‬заслуженный фронтовик.‭ ‬Ну,‭ ‬во-первых,‭ ‬далеко не все фронтовики владели подобными навыками.‭ ‬Такими навыками могли владеть в основном бывшие войсковые разведчики,‭ ‬прошедшие специальное обучение.‭


   ‭ ‬По‭ ‬2-й причине дедушка мог иметь отношение к органам,‭ ‬например,‭ ‬к НКВД‭ ‬-‭ ‬но если бы он находился в‭ ‬50-х еще на службе,‭ ‬то обучение им детей подобной системе было абсолютно исключено.‭ ‬Т.е.‭ ‬дедушка как минимум на тот момент был в отставке.‭ ‬Это раз.‭ ‬А во вторых,‭ ‬сама система‭ ‬-‭ ‬армейская,‭ ‬рассчитанная именно на уничтожение противника.‭ ‬В среде НКВД культивировалась прежде всего как раз полицейская система‭ ‬-‭ ‬система,‭ ‬задачей которой было арестовать противника,‭ ‬а не убить его.‭ ‬Наиболее максимально этому критерию соответствует как раз широко известная всем система самбо‭ (‬и ее прикладной раздел,‭ ‬известный как боевое самбо‭)‬,‭ ‬почти в неизменном виде существовавшая с конца‭ ‬20-х гг.‭ ‬20в.‭ ‬в СССР и по настоящее время‭ (‬сравните книги Спиридонова,‭ ‬Волкова и Харлампиева с современными инструкциями по самбо‭)‬.‭ ‬Спас на самбо не похож абсолютно.‭ ‬Т.е.‭ ‬версия про причастность к НКВД должна быть отвергнута‭ ‬-‭ ‬за исключением одного‭ "‬но‭"‬:‭ ‬единственным подразделением,‭ ‬находящемся в ведомстве и подчинении НКВД,‭ ‬и в то же время нуждающемся именно в армейской системе,‭ ‬была‭ ‬+‭ ‬военная контрразведка СМЕРШ‭! ‬Подразделение,‭ ‬заслужившее громкую славу за свой очень короткий период существования‭ (‬всего неполных‭ ‬3‭ ‬года‭)‬,‭ ‬расформированное и незаслуженно забытое.‭


   ‭ ‬Итак,‭ ‬получаем,‭ ‬что дедушка Леонида Петровича мог быть:‭
‬а‭) ‬войсковым разведчиком-ГРУшником‭
‬б‭) ‬военным контрразведчиком-СМЕРШевцем.‭


   ‭ ‬Могут возразить,‭ ‬что это‭ ‬-‭ ‬родовая казачья система.‭ ‬Согласен на эту общепринятую версию о спасе‭ ‬-‭ ‬но давайте порассуждаем еще.‭ ‬В свое время я был в фольклорной экспедиции в Краснодарском крае в‭ ‬90-х годах‭ ‬-‭ ‬и наслышан немало‭ ‬от стариков о репрессиях‭ ‬30-х годов.‭ ‬Фактически,‭ ‬в процессе разказачивания и раскулачивания был не просто уничтожен цвет казачества‭ ‬-‭ ‬само казачество было подвергнуто геноциду.‭ ‬К примеру,‭ ‬бывшая станица Полтавская на Кубани была оцеплена войсками НКВД,‭ ‬90%‭ ‬населения станицы в‭ ‬24‭ ‬часа было выселено,‭ ‬и затем вывезено за Урал в теплушках‭ "‬на поселения‭"‬,‭ ‬а в пустующие дома заселили солдат и офицеров расквартированной в этих местах красноармейской части‭ ‬-‭ ‬в силу чего станицу и переименовали в Красноармейскую‭ (‬под этим названием она существует и поныне‭)‬.‭ ‬Почитайте,‭ ‬например,‭ ‬о событиях на Кубани в‭ ‬30-х гг.‭ ‬книги Романа Коваля‭ "‬Нариси з стор Кубан‭ " ‬и Дмитрия Билого‭ "‬Малиновый клин‭"‬.‭


   ‭ ‬Т.е.‭ ‬представить себе некого казака,‭ ‬обучающего казачьей системе детей и не боящегося репрессий в самый жесткий период советской истории очень и очень трудно.‭ ‬Он должен был сразу же попасть под пристальное внимание НКВД‭ ‬-‭ ‬уже только в силу своего казачьего происхождения.‭ ‬И при первой же попытке самовольничанья был бы репрессирован‭ ‬незамедлительно.‭


   ‭ ‬Дальше.‭ ‬Если это казачья система‭ ‬-‭ ‬то почему в спасе полностью отсутствует работа с шашкой‭ (‬саблей‭) ‬и пикой,‭ ‬штатным оружием казака‭? ‬Было бы логичнее увидеть в казачьей системе именно такую технику‭ ‬-‭ ‬но ее нет.‭ ‬Как нет и техники владения конем.‭


   ‭ ‬Существует и здесь контраргумент‭ ‬-‭ ‬спас является системой пластунов-разведчиков.‭ ‬Вот эта версия интересна‭ ‬-‭ ‬пешему пластуну-разведчику и сабля,‭ ‬и пика только в помеху,‭ ‬его оружие‭ ‬-‭ ‬нож и‭ (‬согласно многочисленным историческим свидетельствам‭)‬ винтовка-‭"‬штуцер‭"‬.Но опять же‭ "‬но‭"‬:‭
‬-‭ ‬во-первых,‭ ‬в спасе‭ ‬-‭ ‬большое количество терминов чисто военных‭ ‬-‭ ‬например,‭ ‬место для занятий называется‭ "‬полигон‭"‬.‭ ‬Согласитесь,‭ ‬как-то не совсем вяжется это с лексикой казаков-пластунов‭ ‬-‭ ‬а вот с лексикой военного разведчика или контрразведчика очень даже вяжется‭;
‬-‭ ‬во-вторых,‭ ‬вообще много современных терминов и понятий‭ ‬-‭ ‬сравнение гойдка с принципом движения гироскопа,‭ ‬или что плотность воды в‭ ‬800‭ ‬раз больше плотности воздуха и т.д.‭ ‬и т.п.‭ ‬Мне,‭ ‬например,‭ ‬трудно себе представить дедушку-казака,‭ ‬сельского жителя,‭ ‬владеющего подобным словарным запасом и багажом знаний,‭ ‬абсолютно не характерным для народной устной традиции.‭


   ‭ ‬Вывод напрашивается сам‭ ‬-‭ ‬если спас и является системой пластунов‭ (‬кстати,‭ ‬действительно предтечи советской‭ (‬и нынешней‭) ‬войсковой разведки‭)‬,‭ ‬то как минимум эта система прошла обработку и обкатку армией.‭ ‬Иными словами,‭ ‬ни о какой передаче традиции внутри семьи не может быть и речи‭ ‬-‭ ‬т.е.‭ ‬мы возвращаемся вновь к версиям об армейском происхождении‭ ‬спаса.‭


   ‭ ‬Что же получаем в итоге‭? ‬Сергей Черный,‭ ‬двоюродный дедушка Леонида Петровича,‭ ‬у которого,‭ ‬собственно,‭ ‬Леонид Петрович и учился,‭ ‬наиболее вероятно был опытным профессионалом-военным,‭ ‬прошедшим горнило Великой Отечественной войны,‭ ‬а спас вероятнее всего‭ ‬-‭ ‬одна из армейских систем ряда спецподразделений‭ (‬например,‭ ‬войсковой разведки или контрразведки СМЕРШ‭)‬.‭


   ‭ ‬Какие есть тому еще подтверждения,‭ ‬помимо моих собственных рассуждений,‭ ‬которые могут быть и ошибочными‭? ‬Например,‭ ‬схожесть подготовки войсковых разведчиков из книги Булочко,‭ ‬ряда моментов из подготовки партизан‭ (‬книга‭ "‬Спутник партизана‭"‬,‭ ‬М.‭ ‬-‭ ‬1942г.‭)‬,‭ ‬а также инструкций по проведению занятий по рукопашному бою времен ВОВ с подготовкой в спасе.‭ ‬Или,‭ ‬например,‭ ‬схожесть с некоторыми другими‭ ‬армейскими системами.‭ > ‬Теперь давайте рассмотрим эти другие системы.‭ ‬Например,‭ ‬возьмем красочное описание практики СМЕРШа из не менее красочного романа Богомолова‭ "‬В августе‭ ‬44-го,‭ ‬или Момент истины‭"‬.‭ ‬Да,‭ ‬речь пойдет о том самом‭ "‬качании маятника‭"‬,‭ ‬вокруг‭ ‬которого уже сломано столько копий.‭ ‬Например,‭ ‬о стрельбе‭ "‬по-македонски‭" ‬-‭ ‬т.е.‭ ‬стрельбе из‭ ‬2-х пистолетов одновременно,‭ ‬причем в движении.‭ ‬В спасе существует целый раздел,‭ ‬посвященный стрельбе из пистолета и из‭ ‬2-х пистолетов‭ ‬-‭ ‬причем всё происходит как‭ ‬раз в движении или на противника,‭ ‬или уходя с траектории его выстрелов в сторону,‭ ‬за укрытие.‭ ‬Только называется это всё не‭ "‬стрельба по-македонски‭" ‬или‭ "‬качание маятника‭" ‬-‭ ‬а совершенно по-другому.‭ ‬Хотя на само слово‭ "‬гойдок‭" ‬советую обратить пристальное внимание‭ ‬-‭ ‬выражение‭ "‬качать маятник‭" ‬с русского на украинский можно перевести как‭ "‬хитати маятник‭"‬,‭ ‬а можно и как‭ "‬гойдати маятник‭" (‬но к этому мы также вернемся позже‭)‬.‭


   ‭ ‬Скепсис критиков относительно‭ "‬качания маятника‭" ‬заключается опять же в не совсем‭ ‬верном понимании условий,‭ ‬в которых данная техника могла быть реализована.‭ ‬Конечно,‭ ‬если на открытой местности,‭ ‬да на большом расстоянии от противника шмальнуть перед собой веером из пистолета-пулемета‭ ‬-‭ ‬никакой‭ "‬маятник‭" ‬никогда не поможет.‭ ‬Такая техника‭ ‬могла быть реализована в условиях,‭ ‬когда противник не ожидает самого нападения‭ ‬-‭ ‬или он не успел выхватить оружие,‭ ‬или ему уже‭ "‬сбили целик‭" ‬путем отвлечения внимания разными способами.‭ ‬Огромное,‭ ‬решающее значение играет и расстояние‭ ‬-‭ ‬свыше‭ ‬5-ти метров от противника на открытом пространстве проблема применения‭ "‬маятника‭" ‬становится очень и очень проблематичной.‭ ‬И вообще,‭ ‬когда говорят‭ "‬качать маятник‭"‬,‭ ‬создается впечатление,‭ ‬что его можно качать,‭ ‬как метроном,‭ ‬сколь угодно долго.‭ ‬Это,‭ ‬конечно же,‭ ‬полная чушь‭! "‬Маятник‭" ‬реально выполнить,‭ ‬уклонившись от одного,‭ ‬максимум двух выстрелов противника‭ ‬-‭ ‬и то крайне быстро меняя траекторию своего движения:‭ ‬а за это время нужно или успеть уйти за укрытие,‭ ‬или самому успеть застрелить противника.‭ ‬Т.е.‭ ‬всё происходит‭ ‬буквально в доли секунды‭ ‬-‭ ‬раз,‭ ‬два и готово.‭ ‬Фантазёров,‭ ‬воображающих,‭ ‬что можно ходить под пулями,‭ ‬будто заговорённый,‭ ‬сколь угодно долго,‭ ‬попрошу не беспокоить.‭


   ‭ ‬А чтобы не быть излишне голословным,‭ ‬советую обратиться к книгам А.Потапова‭ "‬Приемы стрельбы из пистолета.‭ ‬Практика СМЕРШа‭" ‬и С.Иванова-Катанского‭ "‬Шаг-маятник‭" ‬-‭ ‬там проиллюстрированы многие варианты поведения в данной ситуации.‭ ‬Одни из вариантов‭ "‬качания маятника‭" ‬рассчитаны на выхватывание оружие и поражение противника,‭ ‬уклонившись от его выстрела.‭ ‬Другие рассчитаны на уклонение от выстрела противника и подход к нему вплотную для его обезоруживания или поражения в упор.‭ ‬Сразу подчеркну‭ ‬-‭ ‬все эти варианты указанных авторов являются абсолютно рабочими и реальными,‭ ‬но не исчерпывающими.‭ ‬Например,‭ ‬мною за много лет были собраны и другие варианты‭ "‬качания маятника‭"‬,‭ ‬с которыми меня ознакомили или бывшие военные,‭ ‬или дети‭ (‬внуки‭) ‬бывших военных и передававшиеся в их семье военные навыки.‭ ‬Правда,‭ ‬со ссылкой или на дедушку войскового разведчика времен ВОВ,‭ ‬или на прохождение службы в спецподразделениях.‭


   ‭ ‬И сразу подчеркну‭ ‬-‭ ‬в указанных книгах гойдка нет,‭ ‬хотя отдаленно похожие варианты имеются.‭ ‬Самым же интересным является факт,‭ ‬что под описание‭ "‬качания маятника вразножку‭"‬,‭ ‬когда Таманцев именно‭ "‬приплясывал‭" ‬в‭ "‬маятнике‭"‬,‭ ‬ни один из вариантов в книгах Потапова и Иванова-Катанского не подходит‭! ‬Зато когда на моих глазах Леонид Петрович с‭ ‬2-мя муляжами пистолетов стал двигаться в гойдке‭ ‬-‭ ‬я понял,‭ ‬как именно‭ "‬приплясывал‭" ‬тот самый‭ "‬волкодав‭" ‬Таманцев.‭ ‬По крайней мере,‭ ‬под описание Богомолова подходит полностью‭! ‬И вообще,‭ ‬параллелей со спасом очень и очень много‭ ‬-‭ ‬хотя автор романа‭ "‬Момент истины‭" ‬не описал,‭ ‬например,‭ ‬работу с ножом или безоружную технику,‭ ‬имеющую место быть в спасе.‭


   ‭ ‬Рассмотрим теперь еще одну систему,‭ ‬вокруг которой также нагромождено немало мифов‭ ‬-‭ ‬питерский скобарь.‭ ‬Хотя сам руководитель данного направления,‭ ‬Андрей Вадимович Грунтовский,‭ ‬всячески открещивается от этого названия,‭ ‬предпочитая называть свое направление просто русским кулачным боем.‭ ‬Название скобарь было растиражировано журналистами и дано с легкой руки этнографа Мехнецова,‭ ‬усмотревшего в пластике движений Андрея Грунтовского и его учеников многие элементы скобаря,‭ ‬народного наигрыша и танца под него ряда северо-западных районов России.‭ ‬Сам Андрей Вадимович неоднократно указывал,‭ ‬что данной технике его обучил отец‭ ‬-‭ ‬Вадим Иосифович Грунтовский,‭ ‬который,‭ ‬в свою очередь,‭ ‬обучался данной технике в ШАР‭ (‬школе армейской разведки‭) ‬в‭ ‬1953г.‭ ‬в учебном центре‭ ‬в г.Бровары под Киевом.‭ ‬Среди тем курсанты проходили рукопашный бой,‭ ‬основанный на ударной технике,‭ ‬ножевой бой,‭ ‬приемы обезоруживания,‭ ‬способы перемещений и стрельбу из огнестрельного оружия.‭ ‬По воспоминаниям Вадима Иосифовича,‭ ‬инструкторы только лишь приемы борьбы и обезоруживания при помощи болевых на руки называли‭ "‬джиу-джицу‭"‬,‭ ‬всё остальное называя только рукопашным боем,‭ ‬тем самым подчеркивая его отличие от джиу-джицу.‭ ‬Кстати,‭ "‬маятник‭"‬,‭ ‬или‭ "‬скок‭" ‬-‭ ‬один из терминов,‭ ‬употреблявшихся в этой школе.‭ ‬Возможно,‭ ‬подчеркивая название‭ "‬джиу-джицу‭"‬,‭ ‬инструкторы хотели подчеркнуть именно полицейский характер данных приемов.‭ ‬Тогда как остальная техника была направлена на гарантированное уничтожение противника,‭ ‬даже превосходящего количественно‭ ‬-‭ ‬т.е.‭ ‬налицо армейский характер системы‭ (‬стояла задача УНИЧТОЖИТЬ‭ ‬-‭ ‬а не АРЕСТОВАТЬ‭)‬.‭ ‬Причем понимаю,‭ ‬что данный факт вызовет у части украинской аудитории откровенное негодование‭ ‬-‭ ‬но этой технике обучали служащих спецподразделений,‭ ‬задачей которых была борьба,‭ ‬выражаясь‭ ‬лексикой того времени,‭ ‬с‭ "‬бандеровскими бандформированиями‭"‬,‭ ‬т.е.‭ ‬с отрядами ОУН-УПА.‭ ‬Это не очень приглядная страница истории‭ ‬-‭ ‬но из песни слов не выкинешь.‭ ‬Хотя данных об участии именно Вадима Иосифовича в подобных операциях у меня нет‭ ‬-‭ ‬он просто не успел в них участвовать,‭ ‬т.к.‭ ‬осенью‭ ‬1953г.‭ ‬учебный центр был закрыт и расформирован.‭


   ‭ ‬По характеру обучения,‭ ‬рисунку тренировок и самой технике и манере движения техника школы армейской разведки и спаса не идентичны‭ ‬-‭ ‬но очень близки.‭ ‬Иными словами,‭ ‬это‭ ‬родственные‭ ‬-‭ ‬хотя и не аналогичные системы.‭ ‬Имел честь в этом убедиться сам,‭ ‬познакомившись на практике и со скобарем.‭


   ‭ ‬В своих поисках корней спаса я также несколько раз натыкался на какие-то слухи о неких других учебных центрах армейских систем рукопашного боя,‭ ‬помимо учебки в Броварах.‭ ‬Сущей находкой для меня стала встреча с Ш-овым Владимиром Ивановичем в том же‭ ‬2005г.‭ (‬полностью фамилию этого человека не называю в силу ряда обстоятельств морального характера‭ ‬-‭ ‬но лично засвидетельствовать его реальное существование могут несколько человек из числа тех,‭ ‬кто со мной занимался спасом‭)‬.‭ ‬Владимир Иванович прожил трудную жизнь,‭ ‬в начале‭ ‬70-х служил в спецподразделении,‭ ‬находившемся в подчинении ГРУ Минобороны СССР.‭ ‬Задача,‭ ‬которую выполняло его подразделение,‭ ‬состояла в скрытном приближении к объектам противника и установке на них радиомаяков‭ ‬-‭ ‬для последующей пеленгации их и уничтожения или путем высадки десанта‭ (‬сфера деятельности ДШБ‭ ‬-‭ ‬десантно-штурмовых батальонов‭)‬,‭ ‬или нанесения по ним ракетно-бомбового удара.‭ ‬Поэтому на первый план выходила именно маскировка и скрытное приближение к вражеским объектам.‭ ‬Вступление в рукопашный бой было равнозначно провалу операции.‭ ‬По этой же причине отсутствовала и техника снятия часовых‭ ‬-‭ ‬исчезновение часового или обнаружение его трупа сигнализировало противнику о нахождении в его зоне ответственности вражеской РДГ‭ (‬разведывательно-диверсионной группы‭)‬.‭ ‬Но тем не менее интересную версию армейского рукопашного боя им также преподавали‭ ‬-‭ ‬основной задачей,‭ ‬раз уж член группы обнаружен и вступил в рукопашный бой,‭ ‬было нанести противнику удар,‭ ‬прежде всего лишающий его возможности кричать‭ ‬-‭ ‬чтобы не поднял тревогу.‭ ‬Идеально было,‭ ‬если этим же ударом противник уничтожался.‭ ‬На первый план поэтому выходил нож.‭ ‬Если же данное‭ ‬условие не соблюдалось,‭ ‬удар наносился невооруженной рукой в уязвимые зоны,‭ ‬лишающие противника возможности кричать‭ ‬-‭ ‬а уже затем он добивался.‭ ‬При этом операция была провалена,‭ ‬но сохранялась возможность уйти от преследования и сохранить численный состав‭ ‬группы.‭ ‬Очень многие техники данной системы совпадают со спасом‭ ‬-‭ ‬мои знакомые также имели возможность в этом убедиться,‭ ‬что также могут засвидетельствовать.‭


   ‭ ‬Со спасом и скобарем эту технику роднит сходная пластика движений,‭ ‬сходная структура и сходная методика тренировок.‭ ‬И хотя гойдок Владимир Иванович не продемонстрировал,‭ ‬многие его движения напоминают гойдок очень и очень сильно.‭ ‬При этом Владимир Иванович подчеркивал,‭ ‬что им дали‭ "‬неполную‭" ‬версию‭ ‬-‭ ‬хотя их инструкторы‭ "‬более полной‭" ‬версии обучали другое подразделение,‭ ‬специализацией которого было+‭ ‬как раз уничтожение РДГ противника‭!


   ‭ ‬Совпадений со спасом‭ ‬-‭ ‬просто множество.‭ ‬Например,‭ ‬то же место для тренировок называлось‭ "‬полигоном‭"‬,‭ ‬а сухожилия,‭ ‬например,‭ ‬и там,‭ ‬и там назывались‭ "‬жижки‭"‬.‭ ‬Применялись сходные имитаторы оружия и сходные условия тренировок.‭ ‬Более того,‭ ‬даже ряд историй,‭ ‬запомнившихся Владимиру Ивановичу и услышанному им от своих инструкторов,‭ ‬были чуть ли не полным аналогом спасу‭! ‬Например,‭ ‬Леонид Петрович рассказывал о происхождении танца гопак‭ ‬-‭ ‬мол,‭ ‬казаки,‭ ‬умевшие ездить на коне,‭ ‬приходя в села на постой и участвуя в вечерницах,‭ ‬чтобы хоть как-то показать свое молодечество перед сельскими хлопцами,‭ ‬в танце часто выполняли движения,‭ ‬применявшиеся в конном бою‭ ‬-‭ ‬спешивание с коня,‭ ‬запрыгивание на него и толкание коня противника.‭ ‬Почти аналогичную историю рассказал Владимир Иванович‭ ‬-‭ ‬при этом отмечу,‭ ‬что данная история нигде еще не была опубликована‭ (‬во избежание т.н.‭ ‬вторичного эффекта фольклора‭)‬.‭


   ‭ ‬Т.е.‭ ‬таких совпадений слишком много,‭ ‬чтобы они были простой случайностью.‭ ‬Более того,‭ ‬схожие со спасом моменты буквально рассеяны во множестве в инструкциях времен Великой Отечественной войны по подготовке к рукопашному бою‭ ‬-‭ ‬и вообще бою.‭ ‬Сходные,‭ ‬хотя и отрывочные упоминания о подобных техниках и методиках я встречал и в разговорах с ветеранами ВОВ‭ ‬-‭ ‬прежде всего с теми,‭ ‬кто был в войсковой разведке.‭ ‬Отсюда следует вывод о близости,‭ ‬родстве данных систем,‭ ‬и,‭ ‬возможно,‭ ‬даже об одном источнике их происхождения.‭


   ‭ ‬Более того,‭ ‬мною рассматривалась и версия о том,‭ ‬что вообще всем своим навыкам Леонид Петрович обучился во время службы в ВС‭ ‬-‭ ‬он упоминает в своей статье следующее:‭ "‬Тот же гойдок встречал в‭ ‬1967‭ ‬году у двух солдат нашего полка.‭ ‬Они из Рязани,‭ ‬говорят‭ ‬-‭ ‬фамильное+‭" ‬Главным аргументом для этого предположения было следующее‭ ‬-‭ ‬в нынешнем виде спасу‭ (‬так,‭ ‬как он есть сейчас‭) ‬ребенок научиться просто не мог.‭ ‬Вывод такой делаю только на основе лекций о детской психологии в бытность студентом университета,‭ ‬а также своей школьной практики.‭ ‬Т.е.‭ ‬ребенок не мог запомнить такое количество мелких деталей‭ ‬.‭ ‬Хотя,‭ ‬честно говоря,‭ ‬существуют дети с феноменальной памятью.‭


   ‭ ‬Хотя вероятнее всего,‭ ‬что в детстве от своего деда,‭ ‬Сергея Черного,‭ ‬Леонид Петрович и перенял гойдок‭ ‬-‭ ‬учитывая,‭ ‬что более ранние версии этих армейских систем были более полными,‭ ‬а со временем стали деградировать,‭ ‬забываться или вовсе были вытеснены восточными техниками.‭ ‬Позднее,‭ ‬уже во время службы в ВС,‭ ‬Леонид Петрович мог столкнуться с подобной системой,‭ ‬пусть уже‭ ‬и деградирующей,‭ ‬и смог дополнить свой багаж.‭ ‬В пользу этой версии говорит и неоднократное упоминание самим Безклубым‭ ‬,‭ ‬что ему‭ "‬+спас пришлось восстанавливать‭"‬.‭ ‬Как вы понимаете,‭ ‬на пустом месте можно только создавать‭ ‬-‭ ‬восстанавливают же только частично‭ ‬разрушенное или подзабытое.‭


   ‭ ‬В пользу этого говорит и полная терминологическая путаница в спасе‭ ‬-‭ ‬например,‭ ‬один и тот же удар Леонид Петрович на разных тренировках называл то‭ "‬хрещенный джмелик‭"‬,‭ ‬то‭ "‬гедзь‭"‬,‭ ‬то‭ "‬гуповый‭"‬.‭ ‬На вопрос,‭ ‬почему так происходит,‭ ‬был дан абсолютно исчерпывающий ответ‭ ‬-‭ ‬Л.П.Безклубый ответил:‭ "‬Многие вещи в спасе вообще никак не назывались.‭ ‬Я даю им названия сам‭ ‬-‭ ‬только лишь для удобства тренировки.‭ ‬А поэтому и называю так,‭ ‬как мне нравится‭"‬.‭ ‬И он по-своему прав‭ ‬-‭ ‬от названия‭ ‬ведь сама техника не меняется.‭ ‬Устоявшаяся терминология существует‭ (‬и существовала‭) ‬далеко не во всех боевых системах.‭


   ‭ ‬Самые яркие воспоминания‭ ‬-‭ ‬воспоминания детские.‭ ‬Они,‭ ‬как правило,‭ ‬закладываются на всю жизнь и во многом определяют мировоззрение уже взрослого человека.‭ ‬По всей видимости,‭ ‬такими неизгладимыми,‭ ‬оставившими в детской душе ярчайший след воспоминаниями были и есть для Леонида Петровича Безклубого воспоминания про своего деда‭ ‬-‭ ‬видимо,‭ ‬его рассказы и выразились в форме того самого Звычая.‭ ‬В понятие Звычай‭ (‬в переводе на русский‭ ‬-‭ ‬обычай,‭ ‬традиция‭) ‬Леонид Петрович вкладывает духовное наследство,‭ ‬доставшееся ему от деда.‭ ‬Причем оно представляет довольно интересное сочетание как народных традиционных,‭ ‬имевших место быть,‭ ‬сюжетов и рассказов‭ ‬-‭ ‬так и весьма спорных моментов.‭ ‬Например,‭ ‬рассказы про‭ "‬кiлок‭" (‬колышек‭)‬,‭ ‬забитый в небо и служивший путеводной нитью для запорожцев‭ ‬-‭ ‬это действительно народный сюжет и народное название Полярной звезды,‭ ‬равно как и‭ "‬терезы‭"‬,‭ ‬и‭ "‬воз‭" (‬желающих ознакомиться подробнее отсылаю к книгам Чубинского или Вовка‭)‬.‭ ‬Рассказы о том,‭ ‬как воевали запорожцы,‭ ‬предания о характерниках или о хранителях-радетелях-мамаях‭ (‬каменных бабах иначе‭) ‬-‭ ‬всё это абсолютно достоверные сюжеты из фольклора Среднего Поднепровья.‭ ‬Предания и обряды,‭ ‬связанные с‭ "‬колодачами‭" ‬-‭ ‬ритуальными ножами,‭ ‬теми самыми,‭ ‬которые гайдамаки святили‭ "‬+в ночь на Маковея‭" (‬поэма‭ "‬Гайдамаки‭" ‬Т.Г.Шевченко,‭ ‬кстати,‭ ‬родом также из этих мест‭)‬.‭ ‬Предания о борьбе украинских повстанцев‭ ‬-‭ ‬казаков и гайдамаков‭ ‬-‭ ‬тем‭ ‬более были актуальны в свете близости с.Фарбованого на южной Киевщине к знаменитому сердцу гайдамацкого движения‭ ‬-‭ ‬Холодному Яру,‭ ‬находящемуся относительно недалеко,‭ ‬в Черкасской области.‭ ‬Все эти рассказы‭ (‬замечу,‭ ‬с фольклорной точки зрения абсолютно достоверные‭) ‬стали частью Звычая.‭ ‬Вполне возможно,‭ ‬что именно рассказы о пластунах и послужили определенной путаницой и появлении новой мифологемы в спасе:‭ ‬ведь пластуны‭ ‬-‭ ‬это разведчики,‭ ‬а дед Петровича был,‭ ‬скорее всего,‭ ‬разведчиком‭ ‬-‭ ‬только прошедшим подготовку не в пластунской среде,‭ ‬от которой его отделяло,‭ ‬как минимум,‭ ‬несколько десятков лет,‭ ‬а в советской армейской разведшколе времен ВОВ или немногим раньше.‭


   ‭ ‬Однако вопросы вызывает ряд спорных моментов‭ ‬-‭ ‬например,‭ ‬о якобы откровенно языческом характере веры запорожцев.‭ ‬Хотя многочисленные и авторитетные исследователи истории запорожского казачества‭ (‬например,‭ ‬Д.И.Яворницкий‭) ‬утверждают однозначно и приводят огромное количество доказательств,‭ ‬что казаки были прежде всего поборниками Православной веры‭ ‬-‭ ‬а отнюдь не язычниками.‭ ‬Казаки считали‭ "‬схизматиками‭" ‬и врагами веры даже христиан-католиков‭ ‬-‭ ‬какое уж тут язычество,‭ ‬прости Господи‭!


   ‭ ‬А вот вопросы о якобы откровенно языческом характере казачьей веры в частности,‭ ‬и вообще украинской народной культуры стали активно обсуждаться совсем не в народной среде‭ ‬-‭ ‬а в кабинетах ученых-этнографов т.н.‭ ‬мифологической школы еще в‭ ‬19в.‭ ‬А логическим завершением этого процесса стало появление в среде украинской канадской диаспоры произведения Льва Силенко‭ "‬Мага-вера‭"‬,‭ ‬теоретически обосновавшей т.н.‭ ‬неоязычество и написанной именно в послевоенные годы‭ ‬20в.‭ ‬Ныне это течение известно как РУН-вера‭ (‬Родная Украинская Национальная вера‭)‬.‭ ‬Полемика об этом произведении,‭ ‬а также о дощечках Велесовой книги как раз и происходила в прессе СССР в‭ ‬60-е годы,‭ ‬в период хрущевской‭ "‬оттепели‭"‬.‭


   ‭ ‬Сами же‭ "‬карбы‭"‬,‭ ‬якобы написанные на дощечках,‭ ‬затем утерянных,‭ ‬слишком уж напоминают сюжеты о Велесовой книге.‭ ‬Причем тексты‭ "‬карбов‭" ‬со стилистической точки зрения абсолютно неоднозначны‭ ‬-‭ ‬с одной стороны,‭ ‬есть тексты,‭ ‬напоминающие устную речь и перекликающиеся с народной парамиологией‭ (‬т.е.‭ ‬пословицами и поговорками‭)‬.‭ ‬Например,‭ "‬Вчити можна т льки добру р дну людину‭ ‬-‭ ‬або в годину лихол ття+‭"‬,‭ ‬или‭ "‬Звичай‭ ‬-‭ ‬для вс х‭"‬.‭ ‬Вероятнее всего,‭ ‬это‭ ‬и есть запомненные на всю жизнь слова деда,‭ ‬Сергея Черного,‭ ‬или образцы сельского фольклора с.Фарбованное.‭


   ‭ ‬А с другой стороны имеют место быть факты,‭ ‬более чем спорные‭ ‬-‭ ‬например,‭ ‬выражение‭ "‬Роджипиття час‭"‬,‭ ‬выдающее с головой свое явно книжное происхождение.‭


   ‭ ‬Но вопрос также заключается в том,‭ ‬как воспринимать данный Звычай‭ ‬-‭ ‬увы,‭ ‬налицо попытки определенных групп людей возвести его в ранг некой новой религии,‭ ‬обязательной для всех,‭ ‬изучающих спас.‭ ‬При этом сам Леонид Петрович Безклубый неоднократно отмечал,‭ ‬что,‭ ‬например,‭ "‬карбы‭" ‬-‭ ‬это заветы,‭ ‬к которым следует прислушиваться и применять в своей жизни.‭ ‬А не наоборот‭ ‬-‭ ‬свою жизнь фанатично подгонять под них.‭


   ‭ ‬В свете всего вышесказанного возникает закономерный вопрос‭ ‬-‭ ‬как же относиться к спасу и личности самого Леонида Петровича Безклубого‭? ‬Давайте просто перечислим все факторы,‭ ‬которые могут повлиять на наше отношение к этому явлению.‭


   ‭ ‬1.‭ ‬Декларируется прямая и непосредственная передача данной техники из рук в руки с давних времен‭ ‬-‭ ‬однако анализ и сравнение с другим сходными системами показывает ее современный армейский характер.‭ ‬Вероятнее всего,‭ ‬это техника подготовки войсковой разведки и/или контрразведки времен Великой Отечественной войны.‭ ‬Сомнительно,‭ ‬что такая техника могла передаваться в какой-либо семье издревле‭ ‬-‭ ‬попросту до появления автоматического оружия не было необходимости для появления данной техники.‭ ‬Характер подготовки и ряд терминов явно указывают именно на военное,‭ ‬40-х годов,‭ ‬происхождение данной техники‭ (‬еще раз отсылаю к книге Булочко как самому полному аналогичному спасу явлению‭)‬.‭


   ‭ ‬2.‭ ‬Декларируется именно украинский или казачий характер данной техники.‭ ‬Однако аналитическим путем приходим к выводу,‭ ‬что в этом виде в казачьей среде такая система попросту не могла существовать.‭ ‬А чисто украинский характер спаса как техники оспаривается аналогичными,‭ ‬близкими техниками подготовки,‭ ‬рассредоточенными в разных учебных центрах в различных частях бывшего СССР‭ (‬например,‭ ‬Владимир Иванович обучался на Урале‭)‬.‭ ‬Трудно представить,‭ ‬что во всех них преподавали казаки,‭ ‬и уж тем более чистокровные украинцы.‭ ‬Украинский колорит спасу мог придать как сам Леонид Петрович Безклубый‭ ‬-‭ ‬так он мог сформироваться и в силу украиноязычия Сергея Черного,‭ ‬тем не менее,‭ ‬советского профессионального военного.‭ ‬А сам Леонид Петрович продолжил уже эту традицию,‭ ‬восходящую к своему деду,‭ ‬приняв ее за древнюю.‭ ‬Проверить или перепроверить доставшуюся технику в те времена особой возможности не было,‭ ‬учитывая полностью закрытый характер общества в Советском Союзе.‭


   ‭ ‬3.‭ ‬Полное отсутствие упоминаний слова‭ "‬спас‭" ‬и‭ "‬гойдок‭" ‬в приложении к рукопашному бою также дают почву задуматься о давности данного явления.‭ ‬Но с другой стороны,‭ ‬у того же Шевченко в поэме‭ "‬Гайдамаки‭" (‬а это‭ ‬1-я пол.‭ ‬19в.,‭ ‬причем написана сама поэма в память о рассказах деда Шевченко,‭ ‬действительно бывшего запорожского казака‭) ‬есть такая строчка:‭ "‬П дем погуля м,‭ ‬лях в погойда м+‭" ‬Она кажется абсурдной с точки зрения обыденной логики‭ ‬-‭ ‬но приобретает совершенно иной смысл,‭ ‬учитывая существование слова‭ "‬гойдок‭" ‬в контексте‭ "‬гойдати маятник‭" (‬причем в украинском фольклоре выражение‭ "‬погуляем‭" ‬имеет также значение‭ "‬пойти на битву,‭ ‬на бой‭")‬.‭ ‬Явный недостаток письменных свидетельств не позволяет однозначно трактовать данное явление‭ ‬-‭ ‬зато позволяет недобросовестным личностям вовсю спекулировать на этой теме.‭


   ‭ ‬4.‭ ‬С другой стороны,‭ ‬очень интересным моментом является близость пластики движений спаса,‭ ‬скобаря и других аналогичных армейских систем‭ ‬-‭ ‬и пластики украинского и русского народного пляса‭! ‬Более того,‭ ‬Вадим Иосифович упоминал,‭ ‬что их обучали плясу‭ ‬-‭ ‬именно народному,‭ ‬и именно для облегчения обучения технике‭! ‬Схожие вещи рассказывал и Леонид Петрович,‭ ‬иной раз упоминая в качестве эпитета спасу слово‭ "‬гопки‭" (‬а это как элемент украинского народного танца,‭ ‬так и одно из его народных названий‭)‬.‭ ‬Характерно и описание‭ "‬маятника‭" ‬у Богомолова‭ ‬-‭ "‬приплясывал‭"‬.‭ ‬Увы,‭ ‬книги по армейской подготовке времен ВОВ не дают нам возможности ознакомиться с пластикой‭ ‬-‭ ‬поэтому мы можем только догадываться о пластике движений.‭ ‬Вообще,‭ ‬именно эта близость пластики ранних советских армейских систем рукопашного боя и пластики как народного пляса,‭ ‬так и пластики народного кулачного боя‭ ‬-‭ ‬тема отдельного увлекательного исследования.‭ ‬У многих может появиться искус одним‭ ‬махом объявить это‭ "‬чисто народной традицией‭" ‬-‭ ‬хотя разница между действительно народной традицией,‭ ‬фиксируемой этнографами,‭ ‬и данными системами очень и очень велика.‭ ‬Народная традиция‭ ‬-‭ ‬чаще всего фрагментарна и довольно хаотична,‭ ‬а здесь же имеем дело с‭ ‬четко структурированными и логически выверенными именно СИСТЕМАМИ.‭ ‬Как говорится,‭ ‬чувствуется рука создателя‭ (‬или создателей‭) ‬данных систем‭ ‬-‭ ‬но кто этот человек или авторский коллектив,‭ ‬в какие годы это происходило,‭ ‬какие исходники помимо русской и украинской традиции были еще задействованы‭ ‬-‭ ‬неизвестно.‭ ‬Возможно,‭ ‬работы над этой системой‭ (‬системами‭) ‬начались еще при царской России в военной среде‭ ‬-‭ ‬Генштаб Русской армии всегда славился своими нестандартными решениями.‭ ‬А после революции специалисты из него оказались разбросаны по разные стороны‭ ‬-‭ ‬они воевали как за большевиков,‭ ‬так и за белое движение,‭ ‬а также были среди войск УНР Петлюры и Грушевского,‭ ‬Державы Скоропадского,‭ ‬в армии Махно и даже в Холодном Яру.‭ ‬Тогда брат шел на брата‭ ‬-‭ ‬невзирая на совместное прошлое.‭ ‬А возможно,‭ ‬тогда это были еще робкие попытки,‭ ‬работа над которыми продолжились уже в советское время,‭ ‬когда и были,‭ ‬собственно,‭ ‬закончены.‭ ‬Тема эта также абсолютно не исследована и ждет еще,‭ ‬видимо,‭ ‬своих открытий.‭ ‬Но налицо явное отличие этих ранних советских армейских систем от позднейших разработок,‭ ‬основанных на восточных техниках.‭ ‬Почему произошла замена отечественных разработок заимствованными зарубежными аналогами‭ ‬-‭ ‬также разговор отдельный.‭


   ‭ ‬Резюмируя все вышесказанное,‭ ‬следует признать спас в нынешнем виде именно авторской системой Л.П.Безклубого‭ ‬-‭ ‬и в то же время основанной на традиционных положениях.‭ ‬Авторское в ней то,‭ ‬что‭ "‬сборку‭" ‬именно в НЫНЕШНЕМ виде произвел Леонид Петрович Безклубый‭ ‬-‭ ‬соединив технику,‭ ‬полученную от деда,‭ ‬Сергея Черного,‭ ‬советского военного-профессионала,‭ ‬со своим личным жизненным опытом‭ (‬возможно,‭ ‬и с навыками,‭ ‬полученными в советской армии самим Л.П.Безклубым‭) ‬с элементами украинской народной традиции,‭ ‬прежде всего устной.‭ ‬Традиционное же в данной системе‭ ‬-‭ ‬это ее определенная доля народности,‭ ‬выраженная прежде всего в части т.н.‭ ‬Звычая,‭ ‬а также тот факт,‭ ‬что как раз технику Леонид Петрович и не придумал‭ ‬-‭ ‬ее он уже получил в готовом виде.‭ ‬И не его вина,‭ ‬что это не совсем казачья или чисто украинская традиция‭ ‬-‭ ‬в любом случае,‭ ‬это отечественная армейская система,‭ ‬основанная на отечественной технике и традиционной же пластике движений.‭


   ‭ ‬Заслуга Леонида Петровича Безклубого огромна и не подлежит никакому сомнению‭ ‬-‭ ‬благодаря ему до нас дошла в полном виде одна из отечественных,‭ ‬ранних советских армейских систем подготовки‭ ‬-‭ ‬наше общее наследие и достояние.‭ ‬Именно пусть и во внешне украинизированном,‭ ‬но с точки зрения техники,‭ ‬практически неизменном как минимум с‭ ‬50-х гг.‭ ‬виде.‭ ‬Система,‭ ‬корни которой пусть‭ ‬не прямо,‭ ‬но опосредованно все равно уходят и в славное пластунское,‭ ‬и в казачье прошлое.‭


   ‭ ‬Все же вышесказанное является всего лишь моим собственным,‭ ‬личным мнением‭ ‬-‭ ‬и не более того.‭ ‬Читатель вправе соглашаться или не соглашаться с моими выводами‭ ‬-‭ ‬а‭ ‬также предложить свою собственную версию,‭ ‬касающуюся данной темы.‭

‬Мискин Роман Валентинович‭


При перепечатке материалов сайта,‭ ‬ссылка на www.russtil.ru обязательна.‭
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О спасе замолвите слово‭ | KAZAKI - Здорово дневали, Казаки! | Лента друзей KAZAKI / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»