USA | France, 2013. Режиссер - Frank Pavich. В фильме участвуют: Alejandro Jodorowsky, Michel Seydoux, H.R. Giger, Amanda Lear, Chris Foss, Gary Kurtz, Nicolas Winding Refn.
Нахожусь в прострации... В конце концов, не каждый день узнаёшь о том, что один из самых оригинальных фантастических фильмов первоначально должен был быть снят совершенно другим режиссером, в другое время, с другими людьми, у него был иной сценарий, абсолютно невероятный кастинг, к нему уже были готовы раскадровки, саундтрек, сделаны дизайны интерьеров, костюмов, космических кораблей и прочее. От услышанного до сих пор бьет током...
Итак, книгу "Дюна" переписал и свизуализировал в середине 70х сумасшедший чилийский режиссер Алехандро Ходоровский. И он подобрал себе ТАКУЮ съемочную группу, что вы даже не поверите... Начнем. Дизайном кораблей и всего сущего занимались Chris Foss (оформитель всех научно-фантастических книг тех лет) и Dan O'Bannon (сценарист и литературный создатель "Чужого"). Дизайнером планеты Харконненов стал САМ H.R.Giger: его невероятно захватил мир Алехандровской "Дюны" и возможность всласть пофантазировать:)
Далее. У каждой планеты был свой саундтрек: планету Харконненов озвучивала прог-группа "Magma", а Аракисом "занимались" - ну кто бы вы думали? - Pink Floyd. Но и это еще не все. На роль Императора был приглашен (и дал согласие!)... Сальвадор Дали! А роль принцессы Ирулен была отдана его тогдашней подруге - певице Аманде Лир. Ах да, барона согласился играть Орсон Уэллс, а его внука - Мик Джаггер. Не знаю, может, я еще кого-то забыла: признаться, от увиденного и услышанного у меня просто наступил анафилактический шок.
Два с половиной года (!!!) подготовки! А главное - ВСЕ, даже безумный Дали, дали свое согласие на участие! С Дали была вообще самая забавная история: он выпендривался долго и необычайно креативно. Сначала требовал на съемочной площадке настоящего горящего жирафа, затем - слона, потом еще кого-то и чего-то, в итоге выдвинув единственное требование: он будет получать 100 тысяч долларов в час и таким образом станет самым высокооплачиваемым актером в истории кино:))) Режиссер сначала был в шоке, но в итоге обошел требование Дали просто и гениально: он сказал ему, что заплатит Дали 100 тысяч долларов, но... за минуту. А роль у него в фильме была максимум минут на пять))) Дали нечем стало крыть, и он сказал: "Это гениально! Я буду самым высокооплачиваемым актером ЗА МИНУТУ в мире!" Эх, Дали!..
В общем, всё уже было в наличии: сценарий, раскадровки и рисунки (книга величиной с дом), актеры, музыканты и другие участники, а уж сколько было энтузиазма! Ходоровский был уверен, что он снимет самый-самый фильм в истории кинофантастики и подвинет самого Кубрика с его "Одиссеей". Гигер, кстати, был того же мнения. И что же случилось со всем этим добром, спросите вы? Даа, я тоже безумно хотела знать ответ на этот вопрос. Ну что, всё оказалось очень тривиально: деньги. Им не дали денег. Вернее, дали, но недостаточно. Фильм оценивался по тем временам в 15 миллионов, из которых они не смогли найти всего 5.
Но и это еще не самое шокирующее, неее... В итоге к создателям пришли злые дяди из Голливуда и забрали готовый проект, который передали затем - та-да! - Дэвиду Линчу. Который полностью его перекроил, изувечил и в итоге снял свой самый неудачный фильм в режиссерской карьере. Ходоровский сначала даже в кинотеатр идти отказывался (думал, умрет от горя), а потом так обрадовался! Сказал: фильм получился таким ужасным - я не смог сдержать радости, извините:)) Несмотря на всё уважение к Линчу, of course.
Короче, что я могу сказать: СКОРБЛЮ. Бесконечно. Вот так бабло победило добро, т.е., искусство. Да, самое главное!! Неужели кинобоссы СЕРЬЕЗНО полагали, что фильм с таким составом может не окупиться?!!!! Нет, ну правда?!
И - да - насчет денег. У Лукаса на "Звездные войны 4" в 1977 году было всего 11 миллионов. У Ридли Скотта на "Чужого" в 1979 - столько же. Так вот. Первоначально ему давали на "Чужого" бюджет вдвое меньший. Никому не известный режиссер, неизвестный доселе жанр - ужасы в космосе - и все такое. И фильму как бы было не бывать. Что сделал хитрый Ридли: он взял то, что ему дали, и спустил это всё на одни только декорации. Ну, полномасштабные макеты всего, плюс воплощение разных фантазий Гигера - мы это видели, мы в курсе. И вот отгрохал он это все, начал снимать - а тут деньги и закончились. Ридли взял и пошел к кинобоссам: так и так, мол, дайте еще бабла, потому как предыдущее закончилось. Не бросать же это всё, правильно? Уже и так столько вгрохано - глядите, какие мы могучие хоромы построили!:))) И что? Правильно. "Чужой"-то все-таки был снят, в отличие от "Дюны". Вот так и Ходоровскому надо было поступить. Нужно было защищать своё детище, тем более, что в наличии было аж 10 миллионов. Это же почти бюджет "Звездных войн 4"! "Дюну" пытались снять как раз в период между "Звездными войнами" и "Чужим". Но, посмотрев фильм о неснятой "Дюне", вы поймете, почему получилось так, как получилось. Потому что Ходоровский был слишком большим выпендрежником и перфекционистом. Хотя, конечно, всегда очень трудно быть первопроходцем и опережать время: и по сюжетам, и по возможностям...
В итоге Гигер, О'Бэннон и еще один художник "ушли" к "Чужому", а остальные разбрелись кто куда. Боже, какая печаль...
В общем, документалка, конечно, на любителя, но там можно увидеть совершенно невероятный мир "прежней" "Дюны", услышать историю ее создания непосредственно от самих героев тех лет, ну и попытаться осознать всю степень потери для мировой кинофантастики. А еще поглядеть, как идеи Ходоровского "расползлись" потом по другим знаменитым фильмам.
P.S. Интересно: почему эту документалку выпустили только (аж) в 2013 году?? Может, это намек? Может, кто-то хочет исправить ошибку прошлого? Ну вдруг?!
ССЫЛКА (субтитры, к сожалению, только в той части, где говорят иностранцы, но это бо́льшая часть фильма. все остальные, англоязычные, участники говорят оччень внятно и красиво, из серии "всё и так понятно":)