сори, люб инет лагал
14-01-2007 17:00
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
6. Периодизация психического развития Б. Д. Эльконина
Эльконин рассматривает периоды развития личности каждый из которых характеризуется особым типом ведущей деятельности ребенка.
1) до 6-8 мес. – период младенчества, В. Д. является непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми
2) до 3х лет – период раннего детства, с ведущей предметно-манипулятивной деятельностью
3) до 7 лет – дошкольный период с ведущей ролевой игрой
4) до 10-12 лет – младший школьный возраст, с ведущей учебной деятельностью
5) до 14-15 лет – подростковый возраст, где В.Д. становится интимно-личное общение со сверстниками
6) затем юношеский возраст с ведущей учебно-профессиональной деятельностью
Характерно чередование периодов с обязательным переходом от В.Д., направленной на усвоение форм общения и развитие эмоционально-волевой регуляции к деятельности предметно-познавательного характера. Нечетный период – эмоционально-волевой, четный связан с развитием когнитивной сферы психики, с усвоением предметных действий и знаний о вещах, общение, формирование мышления, памяти.
В 1 периоде – становление мотивационной сферы, во 2 – удовлетворение предметно-познавательных потребностей. Особенности возрастных периодов определяются ведущими мотивами деятельности. Смена мотивов – переход к другому возрастному периоду (Эльконин, Леонтьев).
Мотивы в.д. задающие векторы развития в возрастных периодах, детерминируются включающими человека слоями общественных отношений и соответствующей им культуры. Периоды развития личности отражают качественные уровни организации общества, а возрастные кризисы – это переход личности сквозь разрывы между этими уровнями. Периодизация онтогенеза раскрывает стабильную многоуровневую организацию культуры общества.
Эльконин выделял «эпохи» детства, объединяющие нормы периодов: младенческий и ранний; дошкольный и младший школьный; подростковый и юношеский. Эти «эпохи» он называл «раннее детство», «детство» и «подростничество». Каждая пара периодов по Эльконину составляет одну «эпоху» в развитии личности.
Парность периодов и их симбиозность позволяет предполагать что в каждой паре периодов мы имеем дело с развертыванием одной целостной структуры.
Исходя из характера в.д. нечетных периодов (общение), мы можем говорить о мотивации как о включенности деятельности в пространство человеческих отношений.
Это относится как к мотивации деятельности, так и к мотивации отдельных действий. Мы можем взглянуть на каждый нечетный период в схеме периодизации как на мотивационный этап определения деятельности, а на каждый четный период как на этап когнитивного назначения этой деятельности.
Кризисы внутри эпох идущие после нечетных периодов имеют иную природу чем кризисы после четных периодов. Кризисы реальной смены в.д. это лишь кризисы после пар периодов, т.е 3х и 10-12 лет. При смене возрастной эпохи ребенок переходит от 1 слоя соц. отношений в следующий слой, осваивает этот уровень культуры, развертывает там свою деятельность.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote