• Авторизация


ПОСМЕРТНУЮ МАСКУ ВЫСОЦКОГО... 27-07-2010 09:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения zemik Оригинальное сообщение

ПОСМЕРТНУЮ МАСКУ ВЫСОЦКОГО, КОТОРАЯ ХРАНИТСЯ У МЕНЯ ДОМА, НЕВОЗМОЖНО БЫЛО СНЯТЬ С ЛИЦА ПОКОЙНОГО

 

 

[показать]Владимир Высоцкий умер ночью в своей московской квартире в самый разгар Олимпиады. С ним находились мать и врач, но оба в это время спали. Тело не стали вскрывать, поэтому подлинную причину смерти 42-летнего актера, ставшего знаменитым на весь мир, так и не назвали. Одна из версий - обширный инфаркт.

За шесть дней до смерти Высоцкий в последний раз вышел на сцену родного Театра на Таганке в роли Гамлета (говорят, каждый раз он играл по-новому). А за два дня до смерти дал свой последний концерт. Это было в Калининграде. За кулисами артисту стало плохо и его срочно увезли в Москву.

Похороны Высоцкого очевидцы не забудут никогда. Такого скопления народа в центре столицы не помнят ни до, ни после этого печального события. Владимир Высоцкий был кумиром целого поколения, на его песнях росли, стихи заучивали наизусть. К сорока годам он был любим, богат и знаменит. Жил в центре Москвы, ездил на "Мерседесе", взял в жены французскую красавицу-актрису Марину Влади. Ему приписывают множество пороков, но талант затмевает все. Его творчество живет и сегодня...

Завтра в Театре на Таганке, как и много лет подряд, будут играть спектакль памяти Высоцкого. Увы, на сцене уже не будет многих из его друзей-актеров. В конце спектакля, как обычно, на сцену выйдет главный режиссер Юрий Любимов. Именно он ровно сорок пять лет назад первым разглядел Высоцкого. Кстати, несмотря на приближающееся 93-летие, Юрий Петрович практически каждый день ходит на работу. По-прежнему отбирает актеров, ставит спектакли и любит предаваться воспоминаниям. Говорит медленно, слегка заикаясь, бархатным, завораживающим голосом.

"Люди, шедшие к Театру на Таганке, прятали под зонтиками цветы. От солнца"

- Ну что, у вас в Киеве Владимир все сияет? - неожиданно начал телефонный разговор Юрий Петрович.

- Тот, который с крестом? Сияет.

- А у нас как раз дата приближается. Вы, наверное, о нашем Владимире хотите поговорить?

- Хочу. Но, надо признаться, вы меня даже смутили.

- Бывает, Таисия, что можно и сразу сразить.

- Охотно верю, но не в телефонном же режиме.

- Да отчего же? Я доступен. Как теперь это на телевидении говорят: "Он будет доступен?" Тоже мне. Кстати, скоро мы должны к вам с театром приехать. В октябре гастроли, санкционированные и нашим, и вашим послами.

- Теперь мы ближе, чем когда-либо. Вот Патриарх Всея Руси к нам пожаловал.

- Кирилл, конечно! Я уже в телевизоре видел. Служба шла. Но вы все-таки нейтралитет держите. Свобода - это прекрасно. Впрочем, не будем о политических делах.

- Они нам не нужны, вы правы... Итак, дата дня смерти Владимира Высоцкого приближается. И жара стоит такая же невыносимая, как и тогда, 30 лет назад.

- Ой, жара была такая же. Даже, может быть, чуть-чуть, как теперь выражаются, КРУЧЕ. Помню, люди шли от Кремля к Театру на Таганке и несли цветы, пряча их под зонтиками. От солнца.

- В Москве как раз был разгар Олимпиады.

- Но это абсолютно ничего не значило! Когда из театра выносили гроб Высоцкого, люди плотными рядами стояли на Таганской площади, на крышах домов, всюду... И шли прощаться. Очередь растянулась вдоль Москвы-реки - от самого Кремля. Но машина с гробом быстро юркнула в туннель, обманув меня обещанием, что разрешат проститься с Володей всем, кто пожелает. И быстро уехали на Ваганьковское кладбище. Я только слышал, как толпа выломала дверь в театр и буквально вывернула из рамки Володин портрет.

"Толпа в 70 тысяч глоток стала кричать: "Фа-шис-ты!"

- Власти испугались такой народной любви?

- Боялись, да, поэтому и хотели быстро похоронить. Такой же вариант, как с Александром Сергеевичем Пушкиным - увезти и забыть. Но у них не получилось. Правда, за кортежем, уехавшим на кладбище, пустили поливочные машины. Вся площадь была залита водой, они хотели смыть цветы, усыпавшие асфальт. И вдруг толпа в 70 тысяч глоток стала кричать нехорошее слово: "Фа-шис-ты!" Это потом прошло по всем телеканалам мира. Ну вот, случилось все, как я и предупреждал их, владык наших верховных, говорил: "Вы недооцениваете любовь к нему..."

А они мне: "Юрий Петрович, вы, как всегда, преувеличиваете..." Я сделал все, что смог.

- Как писал Евтушенко: "Поэт в России больше, чем поэт..."

- Власти не очень-то оценили любовь к нему народа, думали, что она не так велика. А ведь Володя еще при жизни стал легендой. Ему шли тысячи писем со всей страны. Что творилось в городах, куда мы приезжали с гастролями театра! Это не передать словами. А высокие начальники от культуры мне: мол, вы, Любимов, сильно преувеличиваете.

- Где вас застала весть о его кончине?

- Это было просто потрясение. За несколько дней до смерти Володя еще выходил на сцену Таганки в своей знаменитой любимой роли Гамлета. Последний раз я его видел... в тот самый страшный день, 25 июля, у него дома. В пять утра меня разбудил телефонный звонок: "Скорее приезжайте домой к Высоцкому". Когда я вошел в квартиру, Володя уже был мертв. Оставалось только распорядиться, как его хоронить. Потом меня разыскали из министерства культуры и сказали: "Панихида два часа максимум. На похороны приедет от нас представитель, скажет слова". Помню, я тогда ответил: "Вы сделали все, чтобы он умер. Ну и пороки, конечно... Делайте, как хотите".

- Известно, что у вас хранится посмертная маска Высоцкого.

- Мой друг Юра Васильев ее сделал. Он не имел отношения непосредственно к театру. Просто в те годы вокруг театра всегда был круг интересных людей: ученых с мировыми именами, лучших поэтов, прозаиков. Одним словом, избранное общество. Такого сейчас вы не найдете. Да и те, что были с нами, почти все на том свете. Так вот, было сделано три посмертные маски. Одна осталась у меня, вторая - у сына, третья - у одного нашего друга. Маска, хранящаяся у меня, сделана с огромной долей серебра. С ней было все не так просто. Володя ведь не сразу ее отдал.

- В смысле?

- Бывают такие случаи. Она не снималась с лица. Помню, Юра, делавший ее, даже побелел, говорит: "Он не отдает маску". Видимо, что-то произошло с лицом и маску нельзя было снять с покойного. Мы посидели немного в полном оцепенении. Я говорю: "Юра, надо попробовать еще раз". "Вы со мной пойдете?" - спрашивает он. Отвечаю: "Не пойду, не могу". Юра пошел сам, попросил Володю отдать маску, и тот уже не сопротивлялся. Вот такие мистические вещи происходили.

- Не страшно дома держать?

- Дело не в страхе, я ведь Володю много лет знал и понимал, что ничего плохого от него ожидать не следует. До сих пор помню, как взял его в театр.

"Когда Володя спел, я сразу взял его в театр"

[показать]- Он к вам пришел в кепочке и пиджачке-букле.

- Да-да, все так и происходило. Ему было тогда лет 27. Невысокого роста мужчина, с не особо привлекательной внешностью. Но потом я почувствовал удивительную энергию, исходившую от него.

- Он вам пел?

- Да, он пришел с гитарой. Сначала прочитал что-то из Маяковского, но это мало тронуло. Времени у меня не было, я уже собирался распрощаться, как Володя вдруг говорит: "Я хочу вам спеть". Знал, наверное, что я очень люблю песни. "Давай", - говорю. И он начал петь. Что вам сказать! Вместо пары минут я слушал его, по-моему, больше часа. Спрашиваю: "Чьи тексты?" Он: "Мои".

Я его сразу взял.

- Значит, его актерские данные...

- Я взял Высоцкого в театр как поэта. А все начали разбирать, такой он актер или не такой. Чепуха все это! Он был безусловно талантлив, чего уж говорить.

- Высоцкий около года выпрашивал у вас роль Гамлета.

- Примерно так. Получилось, что все сошлось одновременно. Надо было ставить в театре очередную пьесу, власти могли не утвердить что-то фривольное, а тут "Гамлет". Разве можно отказать Шекспиру?! Правда, мне пришлось выдержать бой, когда я поставил на главную роль Высоцкого. Говорили, разве можно хрипатым голосом орать тексты Шекспира? В общем, было разное, но я настоял. И, мне кажется, этот спектакль во многом определил Володю как личность. Хотя он не сразу вошел в роль. Сначала думал о совершенно ином образе, но постепенно выстроился. Репетировали мы тяжело. Но, надо сказать, совершенствовал он роль Гамлета до конца своей жизни. Она была такая же уникальная, как он сам.

- Была еще одна роль, с которой у многих ассоциируется Высоцкий: Глеб Жеглов в картине Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя".

- Помню, после выхода фильма он так смущенно мне сказал: "Юрий Петрович, не сердитесь, нужно было заработать..." Говорил, что вроде ему за эту роль обещали позволить самому снять картину. Но все было, конечно, вранье. И Володя это понимал, расстраивался.

- Говорили, он жил на "разрыв аорты".

- Безусловно, Володя жил очень широко, не жалея совершенно себя ни в чем. Поэтому, наверное, не мог прожить долго. В его судьбе было всякое, ведь у каждого она своя. А Высоцкий был талант. Крупный талант! С такими людьми всегда бывает сложно. Впрочем, не нам с вами сейчас об этом судить. Вот приходите на наши киевские спектакли, вместе подумаем.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
pater_leo 27-07-2010-11:15 удалить
Они рядом на сайте "Русский мир" - http://russianworld.wikispaces.com
28-07-2010-16:08 удалить
Говорил он по-русски академически правильно Поэты бывают разные: элитарные, почвенники, авангардные, песенники – и еще Бог знает по каким направлениям и мастям раскидала их литературная общественность. Но очень редко, раз или два в эпоху рождается просто поэт и, взбаламутив всю нацию, он уходит безвременно, оставив в наследство вечные строки и большой, мучительный во-прос. Это я о Высоцком, Владимире Семеновиче Высоцком. Правда, при жизни его никто по отчеству не называл, даже я, в то время литературный недоросль, называл его просто Володей. Он имел тогда бешеную популярность как исполнитель собственных, неординарных песен, но поэтом его никто не считал. Кроме, разве что, Юрий Любимова, главного режиссера Театра на Таганке. - Актер он талантливый. Но он не актер – он поэт – сказал как-то Любимов. В день его смерти все корабли Черноморского флота во всех акваториях Земли при-спустили государственные флаги. Кто мог дать отдать такой приказ? Вопрос риториче-ский и политический. Но мы тогда были далеки от политики – нам просто нравились его песни. Высоцкий не имел актерский званий и тем более не состоял в Союзе писателей. Но история показала, что это и не нужно было. Он не вписывался в рамки советских титулов и регалий, а являлся достоянием нации, хотя сам этого не осознавал. «Но не поставят мне памятник в сквере где-нибудь у Покровских ворот…». Поставили. И не один. И в хрестоматию попал – в школе его поэтическое творчество изучают. И даже попсовые музыкальные каналы регулярно разбавляют его песнями. Но при жизни Владимир Высоцкий имел несравненно большую известность, чем сейчас. Но не официальную, а истинно народную. Его слушали все. Даже те, кто его зажимал и запрещал, втихую крутили магнитофонные записи с его голосом, а потом стали приглашать в гости. Уж не знаю, ходил ли он, но в одной из своих песен написал: «Меня к себе зовут большие люди, чтоб я им спел «Охоту на волков». Мне посчастливилось несколько раз встречаться с Высоцким и беседовать с ним. В то время я учился в Бауманском училище, теперь университете, и занимался в театральной студии под руководством Бориса Романова (Ныне профессор Школы-студии МХАТ). Многие по окончанию Вуза ушли в актеры: Алексей Гуськов, Андрей Молотков… А тогда жили мы дружной театральной семьей, и Романов нас всегда пристраивал куда-нибудь подработать. Меня он определил в дом культуры МВТУ им. Баумана, где директором сидел его приятель по детству, на должность администратора. В мои обязанности входило ездить за артистами, а также все время находится при них, а при необходимости и выпивать в артистической за компанию. Машины не было – давали деньги на такси. За это мне платили 80 рублей в месяц. И кого я только не возил: Алексей Козлов, Леонид Чижик, Иннокентий Смоктуновский... В их числе был и Владимир Высоцкий. Он любил выступать в нашем ВУЗе, вовсе не из за денег – его тогда всюду приглашали и хорошо платили. Просто Высоцкий с уважением относился к технической интеллигенции в отличие от творческой – он сам когда-то учился в строительном институте, но то ли его оттуда выгнали, то ли сам бросил, но сохранил теплые воспоминания о том времени. - Я тоже сопромат изучал, - как-то заявил он с гордостью. А еще его прельщало, что «Бауманку» на Западе называли «Рокет-колледж» – он сам это слышал, будучи во Франции. Заезжал я за Высоцким либо в театр, либо на квартиру, что на Малой Бронной. Когда я первый раз туда приехал, он сразу же открыл дверь, его предупредили. Одет он был в джинсы и серый свитер – так и поехал на концерт, разве что сменил домашние тапочки на штиблеты. Посмотрел он на меня внимательно и говорит с улыбкой. - Пойди пока попей чайку на кухне, сам распорядись, а я посижу и подумаю, что вам буду петь. Но глаза не улыбались. Глаза у него никогда не улыбались. Я пошел на кухню (чай, правда, не стал организовывать), а Высоцкий удалился думать над репертуаром. В то время он написал около 1000 песен, и выбрать было из чего. Не знаю как в других местах, но у нас, В ДК ему дополнительно к гонорару, из уважения, зная, что он любит, ставили бутылку французского коньяка «Бисквит». Он ее забирал с собой. Но один раз почему-то решил выпить между отделениями, пригласил меня в артистическую и разлил коньяк по стаканам. Вообще Высоцкий был крайне немногословен, по крайней мере, когда был трезв. Но пьяным я его не видел – не могу сказать. Но в этот раз он разговорился. У нас тогда бытовало дилетантское мнение, мол, Высоцкий пишет все свои песни в нетрезвом состоянии. Я его и спросил об этом. Мой вопрос его сильно развеселил. - Да разве можно что-нибудь толковое написать подшофе!? Пробовал пару раз в молодые годы, а потом все выбрасывал. Говорил он по-русски правильно, я бы даже сказал, академически правильно, без всяких поэтических вывертов. Поэзия была в его песнях. Матерных слов я вообще от него не слышал, даже случайных, недоговоренных. На выпускном вечере нашего курса (он проходил в фойе Дома культуры), когда всем надоело дергаться под магнитофон, ко мне подошли сокурсники и сказали, мол, ты с Высоцким хорошо знаком, пригласи его сюда, пусть споет. Стал отнекиваться, мол, не поедет, а потом подумал, чем черт не шутит. - Надо только бутылку «Бисквита» раздобыть. Уж где ее достали при тогдашнем дефиците…, но я поехал к Высоцкому домой. Он был там и на удивление сразу же согласился выступить. - Рокет-колледж! Потом мы 2 часа сидели в огромном зале, занимая два первых ряда, и слушали его песни. Он сказал, что только что написал их. Это были «Колея» и «Баллада о правде и лжи»... Стоял февраль 1980. Через полгода Высоцкого не стало. Умер он в нежелательно для властей время – в канун Московской олимпиады. Но людской напор не было возможности сдержать, да, в общем-то, и не пытались. Выносили Владимира Семеновича из театра. Таганская площадь и все близлежащие улицы были забиты народом. Сновала конная милиция. Давки не было, стояли вплотную, но спокойно. Перед катафалком расступились. Миша Лопатин, ныне телеоператор в Останкино, пытался снять картину похорон на любительскую камеру. Но милиция не позволяла: отворачивала камеру или загораживала объектив. Катафалк поехал на Ваганьковское кладбище. По рассказам театральной братии место на Ваганьково для Высоцкого пробил Иосиф Кобзон: пришел к директору кладбища и предложил ему 50 тысяч рублей, большущие по тем временам деньги. Тот стал отнекиваться, мол, не я решаю этот вопрос. - Так отдай тому, кто решает! На кладбище мы попали лишь в конце дня. На месте, где сейчас стоит памятник работы Эрнста Неизвестного, возвышался огромный холм из венков. К нему была приставлена гитара. Люди шли непрерывно, отдавая последнюю дань великому народному поэту.
09-09-2010-22:24 удалить
Памятник работы Неизвестного,никогда не употреблял мат,5о тысяч рублей...Сплошное враньё.Зачем писать глупости?Люди хотят правду знать...
28-06-2011-00:17 удалить
С посмертными масками Высоцкого сплошная неразбериха. Один пишет, что у него чуть не серебряная, другой пишет, что у него при отливке скульптор Г. ложки украл. Еще куда-то 2 маски "ушли". Разговор идет о каких-то гипсовых копиях. А существует-ли в природе настоящая, бронзовая маска? Да, существует.


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПОСМЕРТНУЮ МАСКУ ВЫСОЦКОГО... | Vladimir_Vysotsky - Владимир Высоцкий - все о поэте, актере, певце | Лента друзей Vladimir_Vysotsky / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»