Он рвал свой голос как будто парус
До исступленья, до хрипоты.
И взмыл к созвездьям, не встретив старость.
Ушёл средь бала и суеты.
Он пел не песни, а своды Истин,
Крещенье Словом вокруг творил.
Чист, неподкупен и не зависим.
Обидно только, что мало жил
Наш русский Гамлет, Гомер и Данте.
Титан, и Гений, и Правды глас.
Затмивший всяческих номинантов
Нерукотворный Российский Спас.
30 лет минуло с той роковой июльской ночи, когда прервался земной путь Владимира Высоцкого. Прервался резко и неожиданно для обожавшей его страны. Ведь никто, кроме его самого не знал, что задолго до того трагического часа он начал свой путь к Голгофе, путь многолетний и многотрудный. А душная ночь 25 июля 1980-го стала эпилогом крестного пути, которым была, в сущности, жизнь выдающегося человека, Владимира Семёновича Высоцкого.
Что может сделать общество, не разглядевшее при жизни в этом невысоком человеке с гитарой яркого проповедника и Пророка? Наверное, воздать должное хотя бы посмертно.
В случае с Владимиром Высоцким за прошедшие три десятилетия общество должно было бы (ИМХО) совершить как минимум следующее:
1. Изыскать средства и возможность снять, наконец, то художественный фильм-байопик, достойный жизни этого замечательного человека и деятеля советской культуры.
2. Признать не на словах, а на деле Владимира Высоцкого профессилнальным поэтом. До самых последних дней жизни его тяготила мысль о том, что его литературные труды не имели официального признания. По-моему давно пора исправить эту несправедливость и принять его в Союз писателей. Это не пустая формальность, а акт восстановления исторической справедливости. И по-хорошему это событие следовало бы озвучить поэту Евгению Евтушенко. Тому самому, который когда-то на вопрос, как он относится к творчеству поэта Владимира Высоцкого, холодно бросил: «Я такого поэта не знаю».
3. Рассказать людям всю правду о последних днях жизни и истинных причинах смерти великого поэта. Ведь по-настоящему причины и детали этой трагедии так и не расследованы, хотя смерть наступила при весьма странных и неясных обстоятельствах. Валерий Перевозчиков, несмотря на очень интересные факты, собранные воистину титаническим трудом, хотя и приоткрыл завесу тайны, но всё же что-то не договорил в своей книге «Тайна смертного часа».
Накануне печальной даты ни одно из вышеназванных событий не анонсировано и не стоит на повестке дня. Нас по-прежнему потчуют одной и той же нарезкой кадров из сохранившейся хроники, безвкусными перепевами песен и непременными пикантными подробностями из личной жизни. А главные вопросы жизни и творчества Владимира Высоцкого по-прежнему без ответа.
Хотя все эти ответы можно найти в его стихах, по крайней мере в тех, что написаны начиная с 1970-ых. Если конечно попытаться постичь их подлинный смысл, увидеть в них не куплеты под гитару, а притчу, проповедь, пророчество. И тогда откроется вся правда жизни великой страны, без двоемыслия и приглаженности, а во всей своей красоте и неприглядности.
Для этого нужно наконец-то научиться понимать, кем был для нашей отчизны Владимир Высоцкий. Об этой проблеме очень точно сказал на днях кинорежиссёр Сергей Соловьёв:
«…Сейчас он не самый модный, но я знаю, что все знают, кто такой Высоцкий, и не все понимают, кто такой Высоцкий. Все знают, что это какая-то очень серьезная страница русской культуры и русской жизни, это все знают, хотя мало что понимают, по-моему».
И это нужно не Высоцкому. Ему, небожителю сегодня это уже не так важно. Это нужно обществу, чтобы из равнодушного и апатичного превратиться наконец в гражданское, стремящееся к достойной и полноценной жизни, без лжи, подлости и наветов за глаза…
А пока всё, как пророчески пел Высоцкий в песне «Корабли». Каждые полгода он появляется на экранах ТВ на один день и вновь уходит с него на полгода…