• Авторизация


Корни рода Высоцких 05-03-2010 14:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Публикуется впервые. (10 октября 2009 г. опубликовано в Дневнике автора)

«КОГДА НАШИ УСТОИ УРОДСКИЕ…»

 Белостокские корни рода Высоцких

 
В 2000 году журнал «Вагант-Москва» опубликовал материал о возможных пращурах Владимира Семеновича Высоцкого. Автор насчитал 40 русских и польских дворянских родов. Родословная десяти старых родов была прослежена от 17 века. Остальные вошли в состав нового дворянства. Их имена значились в родословных книгах пятнадцати губерний России: Московской, Минской, Новгородской, Казанской, Орловской, Калужской, Полтавской, Харьковской и других. 1
Дворянские корни Владимира Высоцкого ничем не подтверждены. А его реальным пращуром по отцу мог быть еврейский рабочий-щетинщик Высоцкий из польского города Белостока - административного центра воеводства, который находился в границах  Российской империи.
Предполагаемый прадед Владимира Высоцкого (дед, дядя либо другой родственник его отца Семена Владимировича) умер, по свидетельству газеты «Искра», от чахотки и был похоронен в марте 1901 года. Его похороны происходили «при огромном скопленьи народа»2 и вошли в историю этого города как первая большая уличная демонстрация с революционными социалистическими лозунгами. В похоронной процессии приняло участие до двух тысяч человек – огромная масса людей для провинциального города.
В третьем номере газеты «Искра»3 в разделе «Хроника рабочего движения и письма с фабрик и заводов» было опубликовано следующее сообщение (сохранены орфография и грамматика за исключением «ъ», «i», «ять»):
 
«Белосток. 4-го марта. Белосток был в первый раз свидетелем большой уличной демонстрации – хоронили еврейскаго щетинщика Высоцкаго, умершаго от чахотки. В похоронной процессии приняло участие до двух тысяч человек. Гроб был украшен красной лентой с еврейской надписью: «социалисты – борцу за свободу». На главной улице, Николаевской, по которой направлялась процессия, запели революционныя песни. Около тюрьмы к песням присоединились возгласы: «Долой самодержавие! Да здравствует социализм!» День был праздничный, и на улицах замечалось необычное оживление. Большая толпа примкнула к процессии и проводила ее до самого кладбища, за несколько верст от города. Жандармерия и полиция растерялись и не знали, что делать. На кладбище были произнесены революционныя речи. В одной из них упоминалось, между прочим, и об убийстве Боголепова. Отдав последний долг товарищу, все с пением повернули назад к городу. Только тогда полиция решилась, наконец, вмешаться и сделала попытку разогнать собравшихся. Произошло небольшое столкновение, и был арестован один рабочий. В городе только и речи, что о демонстрации. Впечатление сильнейшее. Сочувствие всех кругов на стороне рабочих».
 
Газету «Искра» в натуральную величину (ксерокопированное в твердом переплете издание с 1 по 51-й номер, посвященное столетию со дня рождения В.И.Ленина)4 я нашел в редакции районной газеты «Забайкалец» в поселке Забайкальск Читинской области (ныне Забайкальский край), где я тогда работал в должности заместителя редактора. Я подумывал о выборе темы для дипломной работы, обучаясь заочно на отделении журналистики Иркутского университета, которое окончил в 1974-м. В «Искре» меня поразило большое количество (более ста) публикаций, связанных с еврейской темой.
Через два года после окончания университета я написал по материалам «Искры» статью о еврейском рабочем движении. За 10 лет профессиональной деятельности районного газетчика (1966-1976) я видел в прессе лишь осуждение сионистов и «израильских агрессоров». Ничего не сообщалось о сопротивлении в еврейских гетто во время 2-й мировой войны.  
В Народном сборнике «Владимиру Высоцкому – 70» оказались близкие мне мысли: «Еврейская тема занимает в его (В.Высоцкого–авт.) творчестве весомое место. Поэт никогда не держался националистических позиций, но и не забывал о своих еврейских корнях – два десятка песен, в которых так или иначе   представлена еврейская тематика, убедительно доказывают это».5 «В советскую печать практически не попадали данные о самоотверженных усилиях евреев <…>, об их борьбе».6 «Знал ли поэт о Еврейском сопротивлении? После женитьбы на Марине Влади перед Высоцким открылся целый мир, открылись источники информации, ранее недоступные, в том числе и факты, которые замалчивались в СССР».7
 И, наконец, одно из самых серьезных доказательств я извлек из интервью Марка Цыбульского 8 с Надеждой Федоровной Высоцкой. Ее прадед и дед Владимира Высоцкого по линии отца являлись двоюродными братьями. Высоцкий, приезжая в Минск на съемки фильма, навещал свою родню. Надежда Федоровна пообещала автору интервью прислать генеалогическое древо рода Высоцких «до седьмого колена вниз».
Рассказ Надежды Федоровны уверенно указывает на белостокские корни рода Высоцких:
«Они (прадед Н.Ф.Высоцкой и дед В.С.Высоцкого – авт.) происходят из Белосточины, сегодня это место находится на территории Польши. В 1914 году вся эта семья оказалась беженцами. Из Белосточины они бежали за Урал. По дороге они теряли одного, второго… Как мне мама рассказывала, они их даже не хоронили, а просто оставляли на вокзале. Моя мама оказалась брошенной на вокзале в Смоленске, и ее спасла еврейская семья. Потом они отдали ее в детский дом. Возможно, это спасло ей жизнь, потому что еще до войны поднимался польский вопрос. Если бы у нее не было документов, что она была в детском доме, жизнь ее могла бы сложиться гораздо хуже…»
Владимира Высоцкого, несомненно, глубоко интересовало его собственное происхождение по отцовской линии. Предположительно, в 1961 году он сделал такой набросок:
Когда наши устои уродские
Размела революция в прах,-
Жили в Риме евреи Высоцкие,
Не известные в высших кругах. 9
 
В примечаниях было отмечено, что «начало текста восстановлено А.Макаровым, другие фрагменты неизвестны».10
Думается, что «в Риме» Поэт вставил, чтобы не нарушить ритм строфы. Так же, как ради рифмы вставлено имя «Валя» в ранней песне «Татуировка». (ВВ рассказывал, как он написал песню после того, как увидел у одного парня татуировку с именем «Люба»).
Этот набросок теперь, после интервью Марка Цыбульского с Н.Ф.Высоцкой, просто криком кричит о еврейских беженцах, жизнь которых действительно пошла прахом. ВВ, без сомнения, знал о них от своих минских родственников. Он мог бы написать: «жили в Польше евреи Высоцкие», что было бы абсолютной правдой. Хотя тогда они жили в Польской области Российской империи.  
…Достал из старой папки пожелтевшие листы, написанные в сентябре 1976 года: «К 60-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. ПРОБУЖДЕНИЕ. Еврейское рабочее движение на страницах ленинской «Искры»». 
Статью мне не дали напечатать, несмотря на приближение главного юбилея всей страны и большой вклад представителей еврейской национальности в революционное движение, отмеченный В.И.Лениным в «Докладе о революции 1905 года».   Машинописную статью на титульном бланке редакции с моей надписью «На третью полосу в №», сняли с гвоздя в типографии, хотя процесс был запущен и девушка на линотипе уже набрала первые   десять свинцово-цинковых строк. Полосу переверстали. Газета вышла без моей статьи, но за моей подписью на последней странице как заместителя редактора. Следующий выпуск газеты подписывал в печать редактор. А я подал заявление на увольнение по собственному желанию. 
Вряд ли ВВ читал газетную заметку о похоронах щетинщика Высоцкого. Может, во времена Польской Народной Республики в польской прессе и освещалась революционная история Белосточины. Но тоже, наверное, без «излишних» деталей…
В «Искре» также публиковались обширные корреспонденции из Кишинева о еврейских погромах, описывались кровавые надругательства над телами убитых еврейских женщин и младенцев. ВВ, конечно, знал и о геноциде, и о трагедии своих родственников. Его ранимая душа получала острые эмоциональные удары от этих познаний. А  мысли и чувства, благодаря гениальному поэтическому дару, с магической силой воздействовали на людей всех возрастов и профессий.
К Польше Владимир Семенович испытывал искреннюю симпатию, о чем написано им собственноручно в известной анкете. И именно поляки, отнюдь не отличающиеся особым русофильством, а тем более юдофильством, создали в Кошалине Польский Музей Владимира Высоцкого. Они же по всему свету продолжают разыскивать и приобретать в архивах других государств аудиовизуальные документы о В.Высоцком, провели уже 6-й по счету международный фестиваль документальных фильмов о ВВ «Страсти по Владимиру». Сербская и хорватская публика спустя тридцать лет вспоминает театральные выступления Высоцкого. Публикации на эту тему   и сейчас появляются в их прессе. 11
Я собирал много лет все, что связано с именем Владимира Высоцкого. В 1987-1998 годах опубликовал в читинских СМИ более 10 материалов о нем и его творчестве. А с 1998 года преподаю историю отечественной журналистики в гуманитарно-педагогическом университете.
 
                                                                                                        Борис КОМИССАРОВ,
г. Чита, Забайкальский край
2009 г.


1 См. В. Руммель (подготовка к печати С.Зайцева). Высоцкие. – М: Журнал «Вагант-Москва», № 4,5,6 (125-127), 2000. С. 69-70.
 
2 Владимир Высоцкий. Памятник. – Собр .соч. в четырех книгах. Книга четвертая. Я никогда не верил в миражи. – М.: Изд-во «Надежда-1», 1997. С. 203.
 
3 см. «Искра», № 3, апрель 1901. С. 8.
 
4 «Искра», № 1-51.– София. Государственное объединение «Болгарская книга», 1970.
 
5 Геннадий Брук (Тель-Авив, Израиль). В.Высоцкий и гетто. – Владимиру Высоцкому – 70: Народный сборник. – Николаев: Наваль, 2008. С.189.
 
6 Там же. С.193.
 
7 Там же. С.194.
 
 
8 Там же. С.102-104
 
9 Владимир Высоцкий. Собр.соч. в четырех книгах. Книга первая. Грустный романс. – М.: Изд-во «Надежда-1», 1997. С..56.
 
10 Там же. С. 534.
 
11 См. Марлена Зимна (Кошалин, Польша). БИТЕФ 1976: четыре уникальные записи. Запись на французском ТВ. – Владимиру Высоцкому – 70: Народный сборник. – Николаев: Наваль, 2008. С.109, 129.
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (21):
Привет, Борис ! Если тебя заинтересует, есть у меня рассказ моего отца, о не состоявшемся концерте В. Высоцкого в Николаеве, в 1969 (кажется) году. Тогда в Одессе снимался фильм "Опасные гастроли". Но вижу, что есть сборник, изданный в Николаеве. Может там есть - "Он пел для нас в родниках"? Кстати, я несколько раз, проводя вечера памяти В. Высоцкого в Израиле, рассказывал об этом случае.
pater_leo 05-03-2010-17:38 удалить
Генетические корни - это второстепенное ! Главное - это духовное родство хоть с негром, хоть с китайцем ! Вот смотрите Высоцкого рядом с Пушкиным -> http://russianworld.wikispaces.com . Это действительно глубокое родство !!!
05-03-2010-19:15 удалить
Генетические корни рано или поздно дают свои ростки.
pater_leo 05-03-2010-19:25 удалить
Генетические корни - это понятие Биологическое, а не социальное.
большой_генри, Павел, привет!Рад твоему отклику. Действительно, в народном сборнике "Владимиру Высоцкому - 70", на который я сослался (тираж сборника 1000 экз.), напечатана статья: Эмиль Январев. Он пел в "Родниках". Стр. 12-18. Статья идет в разделе "Николаевские страницы". Также указаны годы жизни автора: 1931-2005. И время написания материала - 1991 год. Это история о концерте Высоцкого в Николаеве во Дворце культуры судостроителей 3 или 4 сентября 1969 года. За ВВ послали машину в Одессу, где в это вемя шли съемки фильма "Опасные гастроли". Если нужно, я напишу электронный адрес ООО "Наваль", по которому я сделал заказ и получил сборник по почте наложенным платежом.
большой_генри, Кстати, Павел, о вечерах памяти ВВ, коорые ты организовывал, интересно было бы прочитать в Сообществе.
pater_leo, Аноним, Не хотелось бы никого обижать, но интерес к родовым корням великих людей всегда был велик. И в родословной Ленина много авторов копалоссь, и Пушкиным африканцы гордятся до сих пор. Для Высоцкого история жизни его родственников - живая память недавнего прошлого, одна из тем его творчества, а не какое-то далекое генетическое или биологическое происхождение: "Она ему: как сыновья? - Да без вести пропавшие. - Эх, Гиська, мы одна семья. Вы тоже пострадавшие, а значит - обрусевшие, мои - без вести павшие, твои - безвинно севшие"... (Разговор Евдоким Кирилыча с Гисей Моисеевной из "Баллады о детстве"). То есть духовное и нравственное не отвергает, а предполагает память и совесть: "Жжет нас память и мучает совесть у кого, у кого она есть" ("Песня о погибшем летчике").

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Борис_Комиссаров, Привет, Борис! В том то и дело, что концерт, на который у меня были билеты, не состоялся, "благодаря" телеграмме Е. Фурцевой - тогдашнему министру культуры СССР. ВВ пел для очень узкого круга, в ресторане. "Родники" - название зоны отдыха - под Николаевом. У меня где-то есть другая книга с этим рассказом.
Исходное сообщение Борис_Комиссаров большой_генри , Кстати, Павел, о вечерах памяти ВВ, которые ты организовывал, интересно было бы прочитать в Сообществе.
Не вечера, а скорее-беседы, организовывала моя жена (уже бывшая), которая работала и работает художественным руководителем в Доме культуры (не совсем точные названия для Израиля, но в данном случае - не очень важно).
большой_генри, Да, Павел, абсолютно точно! Концерт ВВ состоялся за городом, в ресторане "Родники". Автор пишет об отмене концерта под тем предлогом, что сцена Дворца судостроителей будет занята прощальным спектаклем ставропольского театра. "...Изменить что-либо не в наших силах, ибо все это утверждено на высшем уровне..." Об этом сообщил работник управления культуры, которого автор называет инициалом "И". Фамилия Фурцевой в рассказе об истории отмены концерта ВВ тоже не произносится. Все-таки на дворе стоял еще 1991 год - слишком мало времени прошло от этих реальных событий, и автор осторожен с именами... В начале 1991 года никто еще не мог предположить, что всемогущий коммунистический СССР в декабре прекратит свое существование...
А все-таки для желающих приобрести книгу "Народный Сборник Владимиру Высоцкому - 70 даю адрес: ООО "Наваль", 54001 Николаев, а/я-124, ул. Адмирала Макарова, 7, тел. +38(0512)48-97-17,48-97-18, +38 067 294-02-12 E-mail: lev_nava@mail.ru
...не пробелом, а подчеркиванием (в ссылке видна сплошная черта и пробел)
А впрочем, это неважно: ведь ссылка работает и подчеркивание автоматичеси проявляется.
Исходное сообщение Борис_Комиссаров Фамилия Фурцевой в рассказе об истории отмены концерта ВВ тоже не произносится. Все-таки на дворе стоял еще 1991 год - слишком мало времени прошло от этих реальных событий, и автор осторожен с именами...
Я думаю, что отец не из-за этого не приводит фамилию министра. Ведь и так ясно, когда ВВ восклицает: "Ну Катька ! И откуда узнала ?!"
большой_генри, Да,безусловно! Надо внимательно читать. И перечитывать, если память подводит :(( А я поторопился, перечитал начало - и скорей отвечать. Обратил внимание на работника управления культуры И., на шофера, который передал ВВ зачехленную гитару, которого автор предпочел называть Л., рассказывая, что этот водитель возил в своей машине многих знаменитых певцов и актеров. Официантка из ресторана, влюбленная в ВВ, названа Е. И в конце рассказа (я сейчас перечитал еще раз) есть эпизод: И., держа в руках правительственную телеграмму, извинился перед Высоцким за срыв концерта. "Высоцкий, не беря в руки телеграмму и продолжая бриться,выхватил из нее несколько слов: "...запланировнные авторские вечера Высоцкого отменить. Министр культуры..." Высоцкий... отложил бритву, отпил шампанского и вдруг в полный голос расхохотался: - Но как дозналась? Ах, Катька... Ну и Катька! Уже потом И. понял, что Катька - это Екатерина Алексеевна Фурцева." И в конце рассказа содержится объяснение деликатности автора: "Факты для этого повествования я почерпнул из разговоров с И. (его давно уже нет в живых), с водителем Л. (несколько лет, как вышел на пенсию), с официанткой Е. (работает сейчас в другом месте)." Ну, надеюсь, что этим комментом исправил оплошность своей памяти. Фурцева была названа среди тех, кто запрещал выступления Владимира Высоцкого.
Ответ на комментарий Борис_Комиссаров # Борис_Комиссаров, Борис, все в порядке. Вот только очень мне жаль, что отец не смог взять меня с собой в этот вечер. :(
Балык 08-03-2010-15:08 удалить
фон не очень удачный... и вобще проработайте цветовую схему...
Сегодня Марк Цыбульский сообщил мне, что вышел новый сборник "Владимиру Высоцкому - 71". И готовится "ВВ - 72". Адрес я написал в комменте 7 марта 2010 16.31 Сам тоже закажу.
Спасибо, уважаемый коллега за Ваш труд в таком благом деле, помогающем сохранить для потомков память о гениальном поэте и страстном певце нашей Отчизны.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Сердечно бдагодарю, Михаил, за теплые слова и поддержку моих усилий


Комментарии (21): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Корни рода Высоцких | Vladimir_Vysotsky - Владимир Высоцкий - все о поэте, актере, певце | Лента друзей Vladimir_Vysotsky / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»