Это цитата сообщения
Борис_Комиссаров Оригинальное сообщениеЧита - Высоцкий - Русское радио
Публикация полной фонограммы трех радиопередач
Запись на аудикассете хранится у автора
ТЕКСТЫ РАДИОПЕРЕДАЧ
1.«Русское Радио», г. Чита, 5 февраля 1997 г.1
Заставка: Русское радио. Мы заботимся о Вас и о Вашем настроении.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! В эфире – «Русское радио». Сегодня 5 февраля, среда. В студии Елена Днепровская. И, как мы и обещали, сегодня повторяется программа «Музыкальный архив», которая по техническим причинам не вышла в прошлую среду.2
Дима Григоренко и его собеседник поговорят сегодня о творчестве Владимира Высоцкого.
«Музыкальный архив» в программе «Русского Радио»!
«Русское радио». «Музыкальный архив»
Дмитрий Григоренко: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня, как обычно, среда. «Музыкальный архив»! В сегодняшнем выпуске «Музыкального архива» мы поговорим о Владимире Семеновиче Высоцком, которому недавно бы исполнилось 59 лет. В студии сегодня гость «Музыкального архива» Борис Ильич Комиссаров. На сегодняшний день это в городе из моих знакомых единственный высоцковед – я бы так выразился – человек, собравший поистине уникальные материалы, уникальную библиотеку об этом нашем выдающемся певце. Вам слово, Борис Ильич!
Борис Комиссаров: Да, в минувшую субботу, 25 января, Владимиру Семеновичу Высоцкому исполнилось 59 лет. И хотя я знаю, что живой плоти его нет уже пятнадцать лет, но язык не поворачивается сказать слово «был» или «бы». Нет, не «исполнилось бы», но… ИСПОЛНИЛОСЬ! Мне вот недавно стало 49, а ему – 59. И он продолжает жить вместе со мной.
Смолоду коллекционировал каждую строчку о нем в газете. Пластинки и фонограммы добывал и записывал всеми возможными способами. Это кажется странным, но творчество его после физической смерти продолжает развиваться и расти в сознании многих людей. Я вспоминаю: в 87-м году музыкальной школе и библиотеке, что в поселке КСК, в Чите, областной отдел культуры разрешил, наконец, провести вечер памяти Высоцкого. До этого – запрещали. Не забуду, как участвовал в проведении этого вечера со своим магнитофоном и рассказом о творчестве и жизни Высоцкого. А в 88-м году в Читу приехал Таллинский Русский драматический театр с пьесой Марка Розовского «Концерт Высоцкого в НИИ».
Да, в те годы – с 87-го по девяностые мне удалось опубликовать в читинских газетах несколько крупных материалов о жизни и творчестве Высоцкого. Они печатались в газетах «Забайкальский рабочий», «Комсомолец Забайкалья», «Забайкальская магистраль». Как раз в это время в Читу приехала фотовыставка из Ленинграда, ее экспонировали в областном художественном музее, а посетителям вручали газету с моей статьей, напечатанной в «Забайкальской магистрали». И ради этого редактор отпечатал дополнительный тираж.
Сегодня я приготовил для слушателей «Русского радио» наиболее редкие записи Владимира Высоцкого. Надо сказать, что сам я, имея до этого более сорока кассет с записями выступлений Высоцкого, открыл для себя много нового прошлым летом, когда приобрел в Саратове серию компакт кассет под названием «Весь Высоцкий», тридцать штук. В Чите этой серии, видимо, нет, ее надо заказывать в Москве, в музыкальном торговом доме.
Начнем с песни Владимира Высоцкого «Заповедник». Впервые она была исполнена в 72-м году, вторая – и последняя фонограмма датируется 76-м годом. «Бегают по лесу стаи зверей» - так начинается песня «Заповедник». Но на самом-то деле это – о людях.
Песня:
Бегают по лесу стаи зверей
……………………………………
Борис Комиссаров: Влияние Владимира Высоцкого на наше поколение – безмерно. Народными усилиями и пожертвованиями в Нижне-Таганском тупике в Москве создан Государственный культурный центр-музей – Дом Владимира Высоцкого на Таганке. Энтузиасты не прекращают издавать уникальный журнал одного поэта, где все только о Высоцком. Называется журнал «Вагант». К нему выпускается «Приложение» и «Библиотека». В одном из номеров «Библиотеки «Ваганта» воспоминания Геннадия Внукова, которому посчастливилось тесно общаться с Владимиром Высоцким. «Высоцкий, – пишет он, – впаялся в мою жизнь, вплелся в ее линию, растворился во мне, как кислород в крови, прошел во мне золотой жилой». И далее такие слова: «Самая яркая, самая полноценная часть моей жизни прошла в эпоху Высоцкого, Владимира Второго. Владимир Первый жил тысячу лет назад. Он крестил Русь на веру. Звезды загорались, меркли и гасли, а солнце светило. Мне, как и многим, светит одно солнце – Владимир Высоцкий. В Соединенных Штатах Америки Мартин Лютер Кинг объявлен национальным героем. День его рождения объявлен днем национального праздника. Владимир Высоцкий и есть наш национальный гений. И нации – устанавливать и отменять праздники».3
После этих слов я прошу включить редкую – всего известно два исполнения – фонограмму песни Владимира Высоцкого «Моя метрика гдей-то в архиве хранится».
Дмитрий Григоренко: Давайте, конечно, с удовольствием прослушаем эту песню, тем более, что некоторым из наших радиослушателей эти песни все равно как то так или иначе, знакомы и близки по духу и повозрасту.
Песня:
Моя метрика гдей-то в архиве хранится
…………………………………………………
Борис Комиссаров: Сегодня я стараюсь познакомить слушателей «Русского Радио» с наиболее редкими записями Владимира Высоцкого. Вот, скажем, песня «Парус» («А у дельфина взрезано брюхо винтом») исполнялась Высоцким на концертах и в компаниях 258 раз, по крайней мере, столько фонограмм сохранилось. Даже не верится, но это данные кталога песен и стихов Владимира Высоцкого. Или вот «Песня про козла отпущения» («В заповеднике, вот в каком забыл») – 144 раза. Или «В желтой жаркой Африке», помните, там такие слова «Жираф большой, ему видней» - 196 исполнений. А есть песни, сохраненные всего на одной-единственной фонограмме. Две такие короткие песни я включил в сегодняшнюю программу. Первая называется «Жили-были – спроси у отца», исполнялась в 79-м году, а вторая – «Старательская» («Письмо друга»), посвящена Игорю Кохановскому и исполнялась 17 октября 77-го года.
Песня:
Жили-были – спроси у отца
…………………………………
Песня:
Друг в порядке - он снова при деле
…………………………………………
Борис Комиссаров: Думаю, мы сегодня не обойдемся и без этой песни Владимира Высоцкого, также сохранившейся в одном-единственном экземпляре. Недаром ее часто ставят эпиграфом к целому циклу его песен с драматическим мироощущением. Название ее: «И душа, и голова, кажись, болит». Сохранилось всего лишь единственное исполнение 70-го года.
Дмитрий Григоренко: Да, конечно, я думаю, что гениальность песни заключается не в ее размере, и не в ста пятнадцати куплетах, а в гениальной строке Высоцкого.
Песня:
И душа и голова, кажись, болит
…………………………………………
Борис Комиссаров: И душа, и голова Владимира Высоцкого болела всеми больными нравственными проблемами общества. Несколько его песен можно отнести к так называемому «еврейскому циклу». Это его «Песня об антисемитах» и знаменитая песня «Мишка Шифман башковит». Добивались они с другом израильской визы, но, как и в жизни, не могли разобраться, что значит быть евреем и кто из них – еврей. Тому, который кричал: «Это я еврей», ответили: «Выйди вон из дверей». А друг Коля всё сокрушался: «Русский я по паспорту. Только русские в родне, прадед мой – Самарин, если кто и влез ко мне, так и тот – татарин».
Всё это вспомнилось мне, когда услышал недавно в одной из программ «Русского радио», как один мой знакомый объяснял своё русское происхождение, но вынужден был признать, что в жилах одной из его бабушек течет, вероятно, какой-то процент мордовской крови.
Есть у Высоцкого и миниатюра о нейрохирурге с такими словами: «Всех, кому уже жить не светило, превращал он в нормальных людей, но огромное это светило к сожалению было еврей».
А сейчас я предлагаю включить маленькое, полуминутное выступление Владимира Высоцкого из этого цикла под названием «И фюрер кричал, от завода бледнея». Кстати, сохранилась единственная фонограмма 65-го года.
Дмитрий Григоренко: Друзья, перед тем, как мы приступим к прослушиванию этой коротенькой песни, я хочу оговориться, что «Русское Радио» – это отнюдь не антисемитская радиостанция. Хорошего вам настроения!
Песня:
И фюрер кричал, от завода бледнея,
……………………………………………
Борис Комиссаров: «А гетто – вы помните гетто во время и после войны?». Грустно… Но есть и другие строки Высоцкого: «Всё, что мучит тебя – испарится и поднимется вверх к небесам». Написал эти утешительные слова Владимир Высоцкий в «Балладе о бане». Между первым исполнением в 71-м и до 76-го года вспомнил он эту балладу еще всего два раза. Включите, пожалуйста, запись.
Песня:
Благодать или благословение
ниспошли на подручных твоих
………………………………………
Борис Комиссаров: Ну, чем ни святая, божественная, даже крещенская песня: «Лей на нас свою воду святую и от варварства освободи». В одной из публикаций о Высоцком была попытка анализа его отношения к религии и вере, однако стоит произнести это слово – и я слышу строчку из песни о холере: «Убытки терпит целая страна. Но вера есть – всё зиждется на вере». И уж коль заговорили мы о водной стихии, нельзя не вспомнить большой цикл «морских» песен Высоцкого. Из них я выбрал песню, написанную для кинофильма «Ветер надежды», тоже известную всего в трех исполнениях в 76-м году, в октябре, во время съемок этого фильма. Попрошу включить запись.
Песня:
Вот послал господь родителям сыночка
……………………………………………………
Борис Комиссаров: И еще несколько слов о вере – в судьбу, в истину, в справедливость. В судьбу Высоцкий верил. Он сам – воплощение огромной судьбы – судьбы личности и всей страны. А вот в справедливость общества потерял веру еще в хрущевские времена. Поэтому и кричал: «Отберите орден у Насера, не подходит к ордену Насер». Вот эту короткую песню, которая также дала название целой кассете фонограмм, мы сейчас услышим. Называется она «Потеряю истинную веру», а исполнялась четырежды: в 64-65-м годах.
Дмитрий Григоренко: Конечно, давайте, с удовольствием прослушаем эту замечательную короткую песню. Из песни слова не выкинешь.
Песня:
Потеряю истинную веру,
………………………………
Борис Комиссаров: «Я люблю загульных, но не пьяных, я люблю отчаянных парней» – пел Высоцкий, подмечая тонкую грань между духовной жаждой, удовлетворяемой загульным способом, и обыкновенным безобразным пьянством. Премьера этой песни состоялась 7 июня 70-го года. Последнее, четвертое исполнение было в 72-м.
Песня:
Не писать стихов мне и романов,
…………………………………………
Борис Комиссаров: И все-таки надежда жила: на то, что настоящее зло будет наказано. Цитирую: «И пострадавший будет с кошельком, ну а преступник будет за решеткой». Преступление и наказание в понимании Достоевского такое же, как в понимании Моисея, выбившего на каменных скрижалях основные Божии правила человеческого общежития. И Высоцкий пишет для спектакля под названием «Необычайные приключения на приволжском пароходе» куплеты Гусева. Да, это, конечно, иронические куплеты: «Мой метод прост – сажусь на хвост и не слезаю. Преступник – это на здоровом теле прыщик». Но Высоцкий знает: защитник закона – это защитник невинных людей. Сохранилась единственная фонограмма куплетов Гусева – 73-го года. Но слушайте, как это звучит в 97-м году! Цитирую: «И я мерзавцу о себе напоминаю, я – здесь, я – вот он, на то я сыщик». Обратите внимание на редчайший аккомпанемент фортепьяно.
Песня:
Я на виду - и действием и взглядом
Я выдаю присутствие свое
……………………………………………
Борис Комиссаров: И снова надежда, пусть скептическая, ироническая, надежда «для веселья, для острастки», как поется в одной из песен Высоцкого, сменяется отчаяньем и тоской. 28 февраля 69-го годазаписана единственная фонограмма песни Высоцкого, которая начинается беспросветной фразой: «Я скоро буду дохнуть от тоски». Это антисталинская песня с повторяющимся ироническим рефреном: «Про него, отца родного, и про все его труды». Слушайте:
Песня:
Я скоро буду дохнуть от тоски
…………………………………………
Борис Комиссаров: И вот, наконец, мы переходим к очень интересной группе тех песен, авторов которых сам Высоцкий иногда называет; иногда же это – лагерный фольклор с неизвестным автором, или же сами исследователи сомневаются, кто же автор слов, и приписывают их кому-то из известных поэтов. В период оттепели интеллигенция запела блатные песни и стала писать стилизации, отличающиеся от примитивного первоисточника бóльшим мастерством, большей глубиной, может быть, нарочитой простотой, к которой Высоцкий также стремился. Он хотел – и говорил об этом – чтобы исполнение им… исполненное им ложилось не только в уши, но и в душу.
Я, например, слышал три варианта песни «Речечка». Они заметно отличаются от исполнения Высоцкого и по тексту, и по мелодии. Хотя Высоцкий предупреждает перед исполнением: «Песня не моя». Однако любая фольклорная вещь – или чужая, вроде бы, песня, пройдя через мозг, душу, голос, манеру Высоцкого, уже начинает становиться как бы его. Во всяком случае, без его поправок и редактирования не обошлась даже песня Ярослава Смелякова – Юрия Визбора «Если я заболею, к врачам обращаться не стану». Или песня Новеллы Матвеевой «Какой большой ветер» (тоже ее поет Высоцкий). Я уж не говорю об известной песне на стихи Юза Алешковского «Товарищ Сталин». Поэтому иногда вместо прямого указания автора, составители предпочитают выражения: «по мотивам такого-то автора». На этом пути поклонников и почитателей Высоцкого иногда ждут неожиданные открытия. Например, все наверняка слышали о девушке из Нагасаки, которую любил капитан, тот самый, родина которого Марсель, который обожает споры, шум и драки, курит трубку, пьет крепчайший эль… Вот… А у девушки… губы, алые, как маки. Но появился господин во фраке – наркоман, накурившийся гашиша и зарезавший девушку из Нагасаки.
Я сразу не поверил, что автором стихов является известная поэтесса Вера Инбер. Многие считали, что это песня Высоцкого. Потом выясняется, что Глеб Горбовский написал песню «Когда фонарики качаются ночные». Есть фонограмма Владимира Высоцкого, где записан фрагмент этой песни. А вот песня: «Когда с тобой мы встретились, черемуха цвела». Вот сейчас мы ее послушаем. Но вначале скажу, что составители серии «Весь Высоцкий» предположили, хотя и поставили знак вопроса, что песню эту сочинил Андрей Тарковский – знаменитый кинорежиссер, с которым Высоцкий был знаком, пытался даже сняться в одном из его фильмов. Итак, песня!
Песня:
Когда с тобой мы встретились, черемуха цвела
………………………………………………………………
Борис Комиссаров: К сожалению, я вынужден торопиться, у меня осталось всего три минуты, я не успеваю уже вам все песни, которые приготовил. Только назову их: «Приморили «вохры», приморили», «Я – сын подпольного рабочего-партийца», «Сам я – вятский уроженец», «Суд идет и вот процесс кончается». Это всё из той же группы, о которой я сказал. Эти фонограммы более-менее хорошего технического качества. Я не рискнул предлагать такие, которые надо очень внимательно слушать на личном магнитофоне, где сопровождение порой заглушает голос и слова. Но такова уж эта серия, где составители попытались собрать всего, даже не очень технически качественного Высоцкого. Итак, послушаем в заключение нашей передачи, как Высоцкий исполняет произведения другого корифея авторской песни – Александра Галича.
Хыть бы облачко, хыть бы тучка
В этот год на моем горизонте
……………………………………….
Дмитрий Григоренко: Спасибо, Борис Ильич, за содержательный и очень интересный рассказ. Многое из того, что прозвучало, для меня… я лично услышал впервые – и некоторые песни, и некоторые материалы. Надеюсь, что мы с Вами как-нибудь еще встретимся на радиостанции «Русское радио» и многие из наших слушателей наверняка будут заинтересованы в продолжении нашего разговора.
Борис Комиссаров: Спасибо и Вам за предоставленную возможность рассказать о Владимире Высоцком.
2.«Русское Радио», г. Чита, 19 февраля 1997 г.
Заставка: «Русское Радио». «Музыкальный архив».
«Русское Радио». Мы заботимся о вас и о вашем настроении.
Ведущий: Добрый день, друзья! В эфире – «Русское Радио». В студии Дарья Седова, и мы начинаем свою программу. А начало, как говорится, половина всего дела. Так что мы с вами уже на полпути. И я сообщаю вам, что сегодня в программе «Русского Радио» «Музыкальный архив» с Дмитрием Григоренко. У него снова в гостях Борис Ильич Комиссаров. И они продолжают разговор о творчестве Владимира Семеновича Высоцкого. Послушайте, пожалуйста, эту программу и еще раз вспомните этого замечательного певца, актера и поэта.
Для тех, кто следит за выступлениями Тамары Васильевны Рузайкиной – апиотерапевта Новосибирского пчелоцентра сегодня очередная лекция из цикла «К пчеле – за здоровьем».
Уверена, дорогие меломаны, что вы сегодня не прочь немного поиграть, и «музыкальная шкатулка»предоставит вам эту возможность.
Итак, надеюсь, что весь предстоящий час вы будете слушать «Русское Радио». Оставайтесь с нами.
Заставка: «Русское радио»! «Музыкальный архив»!
Дмитрий Григоренко: Добрый день, дорогие радиослушатели! Сегодня – среда, а значит в студии «Русского Радио» Дмитрий Григоренко и рубрика «Музыкальный архив». Сегодня в нашей студии Борис Ильич Комиссаров, который проводил ранее «Музыкальный архив», посвященный Владимиру Семеновичу Высоцкому, поделится еще кое-какими дополнениями к ранее прозвучавшим материалам. А после его беседы с вами я приготовил вам небольшой сюрприз. А пока… Борис Ильич, прошу Вас!
Борис Комиссаров: Уважаемые, дорогие радиослушатели! Нам, к сожалению, немножечко, чуть-чуть не повезло с передачей о Владимире Семеновиче Высоцком и его творчестве. Вначале, 29 января, передача не состоялась по вине читинских энергетиков, отключивших ретранслятор городской радиосети именно в час «Русского радио». Но хорошо, что в следующую среду, 5 февраля, наша передача о Владимире Высоцком, по отзывам людей, прошла, как надо. Всё получилось, как и было задумано, за исключением, к сожалению, последней песни. Дело в том, что при монтаже программы с кассеты была переписана и прозвучала в эфире песня Высоцкого «Хоть бы облачко, хоть бы тучка» или «Песня про попутчика». Прозвучала вместо объявленной мной песни Александра Галича «О физиках» в исполнении Владимира Высоцкого.
Мне хотелось показать интересное взаимодействие творчества двух больших поэтов, взаимопроникновение двух личностей – Галича и Высоцкого. И тут такая досада и удивление, вероятно, в мой адрес, тех, кто хорошо знает творчество Высоцкого, чью песню я, получается, «приписал» Галичу из-за ошибки в монтаже передачи.
Но, пользуясь случаем, вернее, этой невольной ошибкой, заодно объясню, что «Песня про попутчика» впервые была исполнена 7 ноября 65-го года. И Высоцкий не бросал исполнять эту песню в течение тринадцати лет – от 65-го до 78-го года, почти весь период своего активного творчества. Немногие, надо сказать, из ранних песен его удостоены этой чести. Известно 12 фонограмм «Песни про попутчика». Кроме того, у этого произведения еще три авторских названия: это «Попутчик», «Песня про стукача» и «Песня про 37-й год». В общем, к разряду редких эту песню не отнесешь. А в прошлую передачу я старался подобрать именно редкие песни.
Давайте исправим ошибку. Итак, напоминаю: 5 февраля в программе «Русского радио», в конце передачи о Владимире Высоцком прозвучала вместо объявленной песни Галича собственная замечательная песня высоцкого «Про попутчика». А вот сейчас Владимир Высоцкий исполнит именно песню Александра Галича «Про физиков» и сам же объявит об этом.
Песня:
Голос Высоцкого: А вот песня Галича про физиков. Знаете?
Чувствуем с напарником: ну и ну,
………………………………………
Борис Комиссаров: Мне бы хотелось исправить также и мою собственную арифметическую ошибку, допущенную мной прошлой передаче при подсчете числа исполнений Высоцким ряда его песен. Я ошибочно суммировал количество публичных выступлений с общим числом исполнений Высоцкого. Позвольте исправить эту неточность.
Вот правильные цифры. Песня «Парус» Высоцкого записана им 133 раза, в том числе было 125 публичных исполнений. Песня про «козла отпущения» - 75 раз, из них 69 – в публичных выступлениях, песня «В желтой жаркой Африке записывалась 104 раза, из них 92 раза – на концертах.
Вот видите, это тоже очень солидное количество исполнений, о чем я уже говорил в прошлой передаче, но уточненные цифры, в принципе, хотя и ничего не меняют, но все-таки я за то, чтобы быть точным и, по возможности, исправлять досадные технические ошибки, если они допущены.
А сейчас, в награду за ваше долготерпение, вам, почитатели творчеста Владимира Высоцкого, я предлагаю послушать сразу четыре фольклорные, в том числе лагерно-фольклорные песни, которые я назвал еще в предыдущей передаче, но не смог показать их из-за нехватки времени. Я уверен в одном: для появления Высоцкого-философа, Высоцкого-пророка, Высоцкого-мудреца, Высоцкого – великого поэта, обладающего невероятной силой этического и эстетического, то есть художественного воздействия на людей, вот эти песни – первоначально песни дворов, песни лагерей (пионерских и не пионерских), эти песни дружеских застолий и компаний сыграли просто громадную, даже определяющую в дальнейшем роль. Послушайте, пожалуйста.
Песни:
Приморили «вохры», приморили,
Загубили волюшку мою,
Вороные кудри поседели,
Я у края пропасти стою
……………………………………
Я сын подпольного рабочего-партийца,
Отец любил меня, и я им дорожил,
Но извела его проклятая больница,
Туберкулез его в могилу уложил
………………………………………………
Сам я вятский уроженец,
Много горького видал, да, видал,
Всю Россию я объехал с Алехой,
Даже в Турции бывал, рай-рам
………………………………………
Суд идет и вот процесс кончается,
И судья выносит приговор,
И чему-то хитро улыбается
Незнакомый толстый прокурор5
………………………………………
Борис Комиссаров: Высоцкого невозможно исчерпать ни в одной, ни в десяти, ни даже в ста радиопередачах. Если в 91-м году вышло первое издание каталога его песен, а в 95-м – второе, сильно дополненное, то между ними открылись еще 250 часов неизвестных записей Высоцкого.
А его проза, а его устные импровизации в компании, где слышен счастливый смех Марины Влади… Если вы захотите, мы встретимся еще, и вновь послушаем Владимира Высоцкого.
Дмитрий Григоренко: Спасибо большое, Борис Ильич.
А вот что касается других материалов относительно жизни и творчества Владимира Семеновича Высоцкого, они прозвучали уже в выпусках «Музыкального архива» и вызвали достаточно широкий резонанс. В редакцию мне поступило множество звонков и писем, в том числе в них были вопросы к Борису Ильичу Комиссарову. Таким образом, мне вдруг стало известно о том, что количество поклонников и исследователей творчества Владимира Семеновича не уменьшается, а наоборот: имеет тенденцию к росту. Если вас, дорогие друзья, что-либо заинтересовало, то звоните 6-56-25 или 2-00-80 или же пишите по следующему адресу: Чита, Чайковского, 22. Я с великим удовольствием передам ваши вопрос Борису Ильичу. И как-нибудь он ответит на них в одной из наших передач. А пока – «Военная песня».
Песня:
Мерцал закат как сталь клинка
…………………………………………
Дмитрий Григоренко: Что это было? А это и был мой сюрприз.
Это был Дмитрий Ревякин. Как видите, «Военная песня» Владимира Семеновича отлично легла на музыку Дмитрия Ревякина и группы «Калинов мост». Дело в том, что я вот сижу перед микрофоном и держу в руках компакт-диск: называется «Странные скачки» и посвящен он светлой памяти Владимира Семеновича Высоцкого. В записи этого альбома принимали участие, на мой взгляд, самые ведущие рокмены наших бескрайних просторов: «Настя Чиж и компания», «Алиса», «Ва-банк», «Чайф», «Калинов мост», Вячеслав Бутусов, «Черный обелиск», «Серьга», «Нэп», «Трилистник», «Спокойной ночи», «Текила джаз», Юрий Шевчук и также оркестр «митьков» и главный «митек» России Дмитрий Шагин. Вот таким образом эти ребята собрались вместе и составили довольно теплую компанию и записали, на мой взгляд, отличный диск. В частности, тут есть такая песня в исплнении Константина Кинчева, которая называется «Я дышал синевой».
Владимир Семенович, к сожалению, не успел или не было у него желания положить эти стихи на музыку, поэтому Константин Кинчев взял стихотворение Владимира Семеновича, которое так и называется «Я дышал синевой» и положил эти стихи на свою собственную музыку. И, по-моему, вышло довольно неплохо. Давайте послушаем эту замечательнейшую песню.
Песня:
Я дышал синевой, белый пар выдыхал
…………………………………………………
Дмитрий Григоренко: Такая вот, друзья, у Кости Кинчева появилась замечательная рок-баллада «Я дышал синевой»: «Алиса», компакт-диск «Странные скачки», «Светлой памяти Владимира Семеновича Высоцкого». И в заключение очередного нашего выпуска «Музыкального архива» я вам предлагаю прослушать песню Владимира Семеновича, которая называется «Дом». Исполнит ее Юрий Шевчук, в этом ему будет способствовать оркестр «митьков» и сам хормейстер Дмитрий Шагин. А я прощаюсь с вами, всего хорошего, дорогие друзья, до свидания, до новых встреч.
Песня:
Что за дом притих
Погружен во мрак
………………………………
Заставка: «Русское Радио». «Музыкальный архив».
3. ЧГТРК. 23 января 1998 г. Программа «С добрым утром, Чита»
Ведущая: Память о Владимире Высоцком – наш следующий радиосюжет.
Живет в Чите человек: журналист, пресс-секретарь Забайкальского управления внутренних дел на транспорте, майор милиции Борис Ильич Комиссаров. А еще он – большой почитатель Владимира Высоцкого и его творчества. Борис Комиссаров скрупулезно исследует песни Высоцкого уже более двадцати лет. Он накопил долбшой архив, начиная от газетных вырезок с упоминанием имени поэта до почти полного собрания его фонограмм и видеозаписей. И как только это стало возможным (это было в 1987 году) он открыл имя Высоцкого читинским читателям.
Борис Комиссаров является наиболее известным в Чите пропагандистом творчества Высоцкого. Он опубликовал немало стихов, которые поначалу приходилось расшифровывать с магнитофонных пленок. Десять крупных статей, рецензий, исследований творчества Высоцкого, размышлений о нем, его поэзии и нашем времени, две радиопередачи – всё это, можно сказать, составило читинскую страницу жизни Владимира Высоцкого после его смерти. В числе последних публикаций вы можете прочитать интересные воспоминания Бориса Комиссарова под названием «Почему я не встретился с Владимиром Семеновичем». Их можно увидеть в сегодняшнем номере газеты железнодорожников «Забайкальская магистраль» в честь 60-летия Высоцкого. Кстати, нелишне заметить, что наш автор в январе этого года отметил и свой собственный юбилей – 50-летие, в связи с чем был награжден за многолетнюю плодотворную служебную и общественную деятельность Почетной грамотой Администрации Читинской области.
Журналист Борис Комиссаров продолжает переписываться с другими исследователями творчества Высоцкого, поддерживает связь с Государственным Культурным Центром-музеем Владимира Высоцкого в Москве, со столичным журналом «Вагант», который является уникальным периодическим изданием, посвященным одному человеку. Человеку, который, как никто другой, выразил душу и совесть своего народа.
Борис Комиссаров: Смолоду коллекционировал каждую строчку о нем в газете. Пластинки и фонограммы добывал и записывал всеми возможными способами. Это кажется странным, но творчество его после физической смерти продолжает развиваться и расти в сознании многих людей. Я вспоминаю: в 87-м году музыкальной школе и библиотеке, что в поселке КСК, в Чите, областной отдел культуры разрешил, наконец, провести вечер памяти Высоцкого. До этого – запрещали. Не забуду, как участвовал в проведении этого вечера со своим магнитофоном и рассказом о творчестве и жизни Высоцкого. А в 88-м году в Читу приехал Таллинский Русский драматический театр с пьесой Марка Розовского «Концерт Высоцкого в НИИ».
Да, в те годы – с 87-го по девяностые мне удалось опубликовать в читинских газетах несколько крупных материалов о жизни и творчестве Высоцкого.
Ведущая: Мы предлагаем вам сегодня короткий фрагмент малоизвестной, но, как никогда, актуальной песни Владимира Высоцкого «Заповедник». Высоцкий поет в ней о животных, а подразумевает людей.
Песня:
Бегают по лесу стаи зверей
Не за добычей, не на водопой
………………………………………
Столько желающих прямо на стол,
Прямо на блюдо и в рот…
1 Текст фонограммы «Русского Радио» в г. Чите с кассеты Бориса Комиссарова. Передачи велись по проводному радиовещанию один раз в неделю в течение одного часа. Вскоре был осуществлен переход на эфирное радиовещание по FM со значительным увеличением объема вещания.
2 Передача сорвалась из-за «веерного» отключения электроэнергии. Ретранслятор был отключен в 16 часов, когда должна была выпускаться запись передачи о Владимире Высоцком.
3 Геннадий Внуков. О жизни и звездах, о святом и вечном. – Библиотека «Ваганта», вып.49-51, М., 1995, стр. 4, 6, 7, 8.
4 Здесь вместо песни Галича «О физиках» в исполнении Высоцкого оператор по ошибке записал подлинную песню Высоцкого. Ошибка была исправлена в следующей передаче «Русского Радио».
5 В эту песню вставлен, в качестве последнего куплета, первый куплет из песни «Приморили «вохры», приморили». Прим.авт.