1495-1500гг, дерево, масло, 135 x 100см. Музей Прадо, Мадрид, Испания
Репродукция большого размера и увеличенные фрагменты находятся в zip-архиве (1,2 Мб)
Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена», предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов. Обыкновенный воз сена на фоне фантастического пейзажа торжественно и неумолимо движется к конечной цели - Аду. Телегу тянут черти, а позади с пышной свитой едут сильные мира сего: император (возможно Максимилиан I) и папа римский, как доказано, Александр VI, пресловутый Родриго Борджиа. У воза толпится народ, люди жадно выдергивают клочки сена, дерутся, убивают друг друга, гибнут под колесами. Пейзаж же вдали не фантастический и не баснословный. А надо всем – на облаке – маленький, воздевший руки Христос. Кажется странным, что на центральной картине столь важного триптиха на видном месте изображен воз сена, однако достаточно вспомнить, что, с одной стороны, это символ доброты Божьей, с другой - не представляя большой ценности сам по себе, воз сена также подчеркивает тщету стяжательства. На языке пословицы, которую обыгрывает Босх, сено означает недолговечные соблазны мира: власть, богатство, почести, наслаждения. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий: в толпе среди одежд простолюдинов мелькают шлемы воинов, мантии ученых, щегольские наряды знати, короны, папская тиара; развеваются стяги германского императора и французского короля; монахини под бдительным надзором дородной аббатисы деловито набивают сеном мешок, видимо рассчитывая употребить это добро на пользу Святой Церкви. Воз с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты. Его колеса безжалостно давят застигнутых врасплох неудачников, а на возу расположилась компания беспечных баловней судьбы: достигшие предела своих желаний, они не замечают что в воз на котором они так уютно устроились впряжены мерзкие страшилища с рыбьими, жабьими, крысиными мордами. Эта нечисть увлекает воз, а с ним и всю толпу прямо в ад, изображенный на правой стороне триптиха.
Любовная сцена (фрагмент центральной части триптиха Воз сена)
Дерево, масло
Сцена на возу композиционно напоминает изображения Святого семейства. На фоне идиллического пейзажа две влюбленные пары, олицетворяющие вездесущий грех прелюбодеяния, услаждают слух музыкой, между тем за их души борются молящийся слева ангел и дьявол, извлекающий из дудки чарующие звуки. Последний стоит ближе к влюбленным. У него крылья бабочки, круглые гениталии и павлинье перо на хвосте. Позади первой относительно элегантной пары в кустах целуются двое влюбленных, на вид крестьяне. Их ласки - буколическая прелюдия к совокуплению. Сцена написана с симпатией к влюбленным, что противоречит чувству, с которым изображены на картине другие персонажи. Здесь подчеркивается не возмездие за грехи, а земная сторона любви, хотя художник и предостерегает, что наслаждениям нередко сопутствуют страдания.